Творческие способности детей с синдромом дауна

Творческие способности детей с синдромом дауна thumbnail

Лина Тарасенко
Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна

У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных факторов, а также от того, когда было начато обучение по специальной методике. Речь детей с синдромом Дауна зависит от успешности обучения и целесообразности выбранной методики, а также от педагога и участия родителей.

В настоящее время разработано множество различных методик, позволяющих развивать и обучать детей с синдромом Дауна. Однако весь этот процесс довольно труден и занимает много времени, в отличие от усвоения таких же умений обычными детьми. Касается это в том числе и речи. Чем раньше были начаты занятия с малышом, тем больше вероятность, что обучение окажется успешным. Речь детей с синдромом Дауна постепенно корректируется постоянными занятиями. Развитие и освоение речи детей с синдромом Дауна.

Основа принципа обучения – это задействование различных каналов восприятия, а значит, разных органов чувств. Сначала обеспечивается наглядность обучения, затем подключаются слух, осязание и речь. Процесс усвоения получаемых знаний проходит медленно, поэтому целесообразна разбивка заданий на несколько небольших частей. Все достижения ребенка, даже самые незначительные, отмечаются похвалой. Речь у детей с синдромом Дауна появляется довольно поздно и остается не до конца развитой на протяжении жизни. Понимание речи при этом недостаточное, а словарный запас довольно беден, очень часто встречаются звукопроизношения в виде дислалии и дизартрии.

У больных детей особенно выделяется отставание в развитии речи и моторики, но к школе обычно детки становятся активнее. Именно на этом этапе развитие речи детей с синдромом Дауна прогрессирует, с ее помощью начинает проявляться любовь к родителям. Однако происходит это с большим трудом, ведь речевые нарушения связаны не только с интеллектуальными особенностями, но и с нарушениями слуха. Занятия проводятся исключительно в игровой форме с использованием специфических приемов, направленных на мобилизацию речевой активности и внимания. Во время планирования занятий стоит учитывать, что речевое развитие у детей с синдромом Дауна идет медленными темпами, поэтому необходимо множество повторений одних и тех же упражнений. Правильные занятия всегда вызывают у детишек интерес, что помогает им качественно усвоить полученные навыки и знания. Существуют некоторые особенности при проведении занятий. В начале каждого занятия используется дидактическая игра, стимулирующая речевую деятельность. Грамматический и лексический материал повторяется и на занятиях, и в разных видах деятельности. Задания, которые подбираются с учетом тематики, значительно повышают результативность.

Заключительная часть каждого занятия должна включать игру на развитие памяти, слуха и внимания. Все игры стимулируют развитие речи детей с синдромом Дауна, нравятся деткам, позволяют ознакомиться с окружением, вызывают чувство соперничества и способствуют повышению заинтересованности к проводимым занятиям. Ребёнок с синдромом Дауна по своему одарённый. Занимаясь пластилиновой живописью дети развивают речь, пополняют словарный запас, составляют описательные рассказы. Как и любой из живущих на земле людей, человек с синдромом Дауна обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свой собственный характер. Как у любого из людей, у человека с синдромом Дауна есть свои привычки и предпочтения, увлечения и интересы, есть свои особенности, сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относится зрительная память, зрительно-моторная координация и, особенно, зрительное копирование. Несомненно и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если они живут дома в атмосфере любви, если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе. Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей детей с синдромом Дауна.

Источник

гульнара голова
Формирование творческой личности у детей с синдромом Дауна

Фoрмирoвание творческой личности у детей с синромом Дауна – однa из нaиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапe. Нaиболee эффективноe средствo для этого – изобразитeльная деятельность для ребёнка.

Формирование творческой личности у детей с синдромом Дауна

В процессе рисовaния, лепки, aппликации ребёнок испытывaeт разнообразные чувства: радуется созданному им крaсивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.

Творческие способности детей с синдромом даунаТворческие способности детей с синдромом дауна

Oн приобретает знaния о предметах и явлениях, о средствaх и способaх их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Творческие способности детей с синдромом дауна

Изобрaзительная деятeльность очень интересна для ребёнка – дошкольника, потому что удовлетвoряет его желaние действовать вообще и продуктивно – в частности, а также потребность отражaть полученные впечатления от окружающей жизни, выражать своё отношение к увидeнному, пережитому.

Публикации по теме:

«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка»«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка»
Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве
Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом ДаунаФормирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна
В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)
анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Читайте также:  Что такое корешковый болевой синдром

Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна)
Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида Наименование учреждения: Адрес:. 1. Сведения о ребенке • Ф. И. О … • Дата рождения.

Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом ДаунаИндивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна
. Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес. Цели: – сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться). – развитие умения.

Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна
В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и.

Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна
Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема : «Колобок катиться по дорожке»Цель:.

Консультация для воспитателей — формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.

Раннее сопровождение семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна
Сложно описать словами, что значит для родителей рождение ребенка-инвалида. Не у каждой мамы находятся силы выдержать и не отказаться от.

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Левина Марина Гавриловна,

Лапина Марина Владимировна,

МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский»,

г. Ижевск

Опыт работы с детьми с синдромом Дауна.

Одним из приоритетных направлений российского образования как раз является то, чтобы дети с особенностями развития имели равные возможности с другими детьми в получении образования. Остро назрела потребность во внедрении инновационных форм обучения, которые создадут детям с синдромом Дауна оптимальные условия обучения. А одна из примет современного времени – прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с особыми потребностями. И, как следствие такого прогресса, создание условий педагогической помощи и интегрированного образования таких детей.

Каждый человек живет свою жизнь с теми возможностями, которые у него есть. Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала.И родители, и педагоги стали лучше сознавать потребность таких детей в особой заботе, они убедились в том, что эти дети могут так же, как и другие, с пользой для себя учиться, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. С другой стороны — эти дети не только могут, но и любят учиться.

По своим физиологическим и психологическим особенностям они отличаются от обычных детей. У этих детей слабо развит интеллект, есть проблемы со зрением и речью. Чувствительность пальцев можно сравнивать с ощущениями обычного человека, который надев толстые перчатки пытается застегнуть пуговицы, вдеть нить в иглу, нарезать хлеб, пользоваться ножницами. Это дети с особыми образовательными потребностями.

На протяжении многих лет дети с синдромом Дауна не имели возможности реализовать свое право на образование. Таких детей признавали не обучаемыми и нуждающимися в уходе и лечении. В современном обществе специалисты считают, что детям с синдромом Дауна необходима помощь в развитии. Декоративно-прикладное творчество – это вид деятельности, который позволяет ребенку с синдромом Дауна независимо от уровня развития интеллекта, способностей и физического состояния, пройти адаптацию и сделать первые шаги к полноценной жизни в обществе.

Принимая решение заниматься с такими детьми, педагог должен быть психологически настроен на такое взаимодействие. Ведь дело не в ребенке, а как мы его воспринимаем.

Педагоги Центра творческого развития «Октябрьский» города Ижевска решились на такое взаимодействие. Первое что они сделали – это встретились со специалистами работавшими с такими детьми. На встречах педагоги узнали, что дети с синдромом Дауна обучаемы, что нужно иметь огромное терпение для получения результата взаимодействий.

Первое знакомство педагогов с детьми и родителями общественного движения «Солнечный Мир» произошло на мероприятии, посвященному дню именинника, на которое их пригласили представители Регионального общественного движения «Солнечный Мир» Удмуртской Республики.

У педагогов появилось еще больше уверенности в их желании заниматься с такими детьми, прошел страх, что не получится взаимодействия. Увидели, что это контактные дети, которым интересно все что происходит вокруг них, они так же нуждаются во внимании не только со стороны своих семей, но и окружающих. А эмоции полученные на мероприятии посвященному «Всемирному дню человека с синдромом Дауна», где педагоги провели мастер – класс по декоративно-прикладному творчеству, стерли оставшиеся сомнения в желании заниматься с детьми с синдромом Дауна.

Но не только психологически настроен должен быть педагог в работе с такими детьми, но и квалифицированно подготовлен. Так администрация учреждения ЦТР «Октябрьский» не однократно направляла педагогов на курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. На которых педагоги узнали о специфических особенностях присущих данной категории детей. Знание психофизиологических особенностей обучающихся (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, речь, образовательная деятельность) позволит педагогам не только осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, но и осознанно, профессионально грамотно выбрать наиболее эффективные формы, приемы и методы обучения.

Общаясь с председателем РОД «Солнечный Мир» педагоги узнали о сайте благотворительного фонда зарегистрированного в России «Даун сайт АП». Это Всемирная благотворительная организация в поддержке людей с синдромом Дауна. В Москве есть филиал этой организации, куда обратилось наше учреждение ЦТР «Октябрьский» с просьбой о предоставлении методических материалов.

Работая над разработкой образовательной программы на учебный год для детей с синдромом Дауна, в летний период на базе учреждения ЦТР «Октябрьский» педагогами были проведены занятия по декоративно – прикладному творчеству. Эти занятия помогли выявить индивидуальные особенности, способности и возможности детей,

Читайте также:  Что нельзя есть при нефротическом синдроме

Учебному году педагогами была составлена программа по декоративно- прикладному творчеству для детей с ОВЗ «Радуга творчества». Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что возможности декоративно-прикладного творчества являются одной из эффективных форм реабилитации детей с синдромом Дауна, способствуют улучшению их морально-психологического состояния и расширению эмоциональной сферы, повышению уровня умственного развития, дает возможность разностороннего развития: ассоциативного мышление, чувство прекрасного, наблюдательность, самостоятельность

Из опыта работы педагоги узнали, что такие дети плохо концентрируют внимание, часто бывают рассеянны. Они могут не реагировать на вопросы, отвечать невпопад или, наоборот, становятся активными, включаться в работу, а потом резко происходит смена настроения – им больше не хочется участвовать в процессе занятия. Они замыкаются… Это усложняет процесс обучения. К этому нужно быть готовым.

Знание факторов, которые облегчают или затрудняют обучение, позволяет педагогам лучше составлять планы и подбирать задания, а также успешнее работать над их выполнением. Так же очень важным фактором успешности в обучении является совместная деятельность детей и родителей на мастер-классах, календарных праздниках, итоговых занятиях. Участие детей с синдромом Дауна в проведении «уроков добра» в разных объединениях нашего учреждения помогает в социализации этих детей.

Занимаясь с детьми с синдромом Дауна ручным творчеством: валянием из шерсти, бисероплетением, работой с бумагой, текстилем, педагоги раскрыли возможности этих детей. А достижения в конкурсах разного уровня еще раз дают понять, что эти дети могут и хотят развиваться, заниматься в учреждениях дополнительного образования. Да, у них есть отклонения в развитии, но в обстановке любви и заботы эти дети хорошо развиваются. Обучение детей с синдромом Дауна – непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям, и педагогам.

Список литературы:

1.Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. Москва 2013 Благотворительный фонд «Даунсайд АП»

2.Сьюзон Д.С. Ребенок с синдромом Дауна.. Москва 2012.Благотворительный фонд «Даунсайд АП»

3.Интернет источники:«Даунсайд АП» https://downsideup.org/ru

Источник

В Оренбурге и Оренбургской области живет около 700 детей с синдромом Дауна, которые воспитываются в семьях. Многим из них не хватает педагогической и социальной поддержки, и всем без исключения – позитивного, открытого, принимающего отношения общества.

«Все девять месяцев УЗИ настаивает, что малыш здоров, но рождается ребенок с синдромом Дауна. Врачи говорят: “Вам будет стыдно с ним гулять, пишите отказ”. Потом на детской площадке сердобольные мамочки требуют уйти вместе “со своим детенышем”. Говорят, что боятся заразиться», – рассказывала в одном из интервью информационному порталу «Орен 1» Елена Сидоренко, мама девочки с синдромом Дауна и руководитель оренбургского развивающего центра «Солнечные дети».

Творческие способности детей с синдромом дауна

Когда Елене, несмотря на неимоверные трудности, удалось устроить своего ребенка в детский сад, она познакомилась еще с несколькими родителями «солнечных» детей. Они стали общаться и дружить, а в марте 2012 года учредили Автономную некоммерческую организацию, которую так и назвали: «Солнечные дети». Сейчас это успешный и востребованный развивающий центр. Работает он не только для того, чтобы организовать обучение и воспитание детей с синдромом Дауна, но и чтобы помогать их интеграции в общество, а также оказывать влияние на отношение окружающих к людям с ограниченными возможностями.

Именно с этой целью весной нынешнего года было решено снять документальный фильм о том, кто такие дети с синдромом Дауна, чего они могут добиться, если с раннего детства заниматься их развитием, как живут их семьи и как работает центр «Солнечные дети», где они получают всестороннюю помощь.

Творческие способности детей с синдромом дауна

Идею поддержали областные и городские власти Оренбурга. Нашлись тележурналисты, готовые осуществить этот проект, а также многие другие неравнодушные люди, которые согласились тем или иным образом поучаствовать в нем. Один из таких людей – молодой художник Алекс Долль – человек, которого хорошо знают в Оренбурге, где он провел практически все свое детство. Он и сейчас частенько приезжает туда из швейцарского города Берна, где сначала учился в Высшей школе искусств, а потом остался жить, занимаясь живописью и зарабатывая продажей картин. В свои 26 лет Алекс сумел добиться того, к чему многие стремятся долгие годы. Выставки его работ проходили в Швейцарии, Италии, Германии, Франции, Лихтенштейне, а также во многих российских городах – от Москвы до Салехарда.

Алекс признается, что сначала, когда его пригласили принять участие в создании фильма о «солнечных» детях, он даже не понял, в чем суть проблемы. «В благополучной Швейцарии жизнь людей с ментальными нарушениями проходит по-другому, – говорит он. – Там отнюдь не редкость – увидеть в общественных местах детей с синдромом Дауна. Они гуляют в парках со своими родными и друзьями, катаются на велосипедах, ходят по улицам, ездят на общественном транспорте… Как правило, семьи, где есть такие люди, объединяются, помогая им развиваться и социализироваться. В Швейцарии обычное дело, если человек с синдромом работает, скажем, в супермаркете на кассе… А в России, как оказалось, такие люди нередко сталкиваются с непониманием, с негативным отношением общества».

Первым делом Алекс посоветовался со своим московским другом – телеведущим Михаилом Комлевым, который уже давно участвует в благотворительной и просветительской работе в поддержку детей с синдромом Дауна. Алекс попросил объяснить ему, как лучше построить общение с такими детьми, и Комлев дал ему всего один, самый главный, совет: «Единственное, что надо делать – это быть искренним с ними». Вооруженный этим напутствием, Алекс полетел в Оренбург, чтобы начать работу над проектом.

Читайте также:  Что такое синдром мышечной дистонии у ребенка

Творческие способности детей с синдромом дауна

Предполагалось, что в документальный фильм должны войти, среди прочего, моменты общения «солнечных» детей с посторонними людьми, чтобы показать, как они относятся к чужому человеку, приходящему к ним извне. Таким человеком и стал Алекс Долль. «Сначала я пришел в гости в их центр, и мы с ними познакомились, – рассказывает он. – На следующий день мы отправились на прогулку в красивейший парк на берегу реки Урал. Мы туда шли по главной улице Оренбурга, держась за руки, и все обращали на нас внимание, а оператор снимал происходящее на камеру. Все это делалось для того, чтобы показать в фильме, каким образом можно выйти на контакт с этими детьми, как они себя ведут с окружающими, каким образом реагируют на внешние факторы среды, как нужно относиться к какому-то их особенному поведению».

С первой же встречи Алекс убедился в том, что если дети с синдромом Дауна кого-то полюбят, то от всей души. «Если они радуются, то невозможно не радоваться вместе с ними, – замечает художник. – Если они счастливы, то даже становится неловко, потому что для них не существует принятых в современном обществе границ между людьми. Они подходят, обнимают, целуют, оказывают знаки внимания. Это абсолютно обезоруживает, ведь в нашей обычной жизни не многие готовы к такому открытому проявлению чувств… Самое главное, что я о них понял – это совершенно, полностью, до глубины души искренние люди».

Творческие способности детей с синдромом дауна

Впрочем, к «солнечным» детям Алекса пригласили не только для того, чтобы использовать его колоритный облик, личное обаяние и растущую популярность для привлечения внимания к задуманному документальному фильму и тем проблемам, которые в нем поднимаются. Важную роль сыграло также то, что Алекс – личность творческая, и радостью этого творчества он готов делиться с другими. Это вдохновляюще действует на любого человека, а что касается детей с синдромом Дауна, то через творчество они раскрываются, показывают себя, благодаря чему окружающим становится легче их понять и принять.

Было задумано, что Долль проведет с воспитанниками центра «Солнечные дети» несколько художественных мастер-классов. Он рассказывает об этом так: «Зная о том, что у этих детей есть проблемы с мелкой моторикой, что им трудно будет правильно держать кисть и работать ею, я пытался придумать, как лучше построить творческое общение с ними. Очевидно было, что не стоит использовать традиционные методики, которые применяются при обучении рисованию. Я решил исходить из того, что будет посильно и интересно моим новым маленьким друзьям. В голову пришла идея повесить на стены большие листы ватмана и предложить детям обводить фигуры друг друга, а потом раскрашивать получившиеся рисунки».

Творческие способности детей с синдромом дауна

И вот первый мастер-класс начался. Сначала ребята обводили силуэт самого художника, потом – своих друзей. Конечно, все, включая Алекса, перемазались красками, но радости не было предела! После каждый взялся дорисовывать либо себя, либо другого участника мастер-класса. Это было очень интересно и поучительно, потому что позволяло лучше понять, как дети воспринимают себя и других людей.

Второй мастер-класс Алекс посвятил тому, чтобы познакомить детей с техникой под названием «нить дружбы». На большой лист фанеры в произвольном порядке прикрепили гвоздики. Эта поверхность и стала основой арт-объекта. Затем участникам мастер-класса было предложено взять несколько цветных нитей и протягивать их от одного гвоздика к другому в той последовательности, в какой им захочется. В итоге получился абстрактный объект, ценность которого в том, что ребята сделали его своими руками и трудились над ним вместе. «Очень важно – уметь работать в команде, и техника «нить дружбы» помогает тренировать этот навык, – подчеркивает Алекс. – Дети помогали друг другу, вместе стремились к результату и добились его. Кстати, и с художественной точки зрения это смотрелось красиво и необычно».

Творческие способности детей с синдромом дауна

Третий мастер-класс позволил детям увидеть и опробовать еще одну интересную технику. С ее помощью можно получить изображение бабочек, цветов и других симметричных объектов. Делается это очень просто: лист бумаги делится вертикальной или горизонтальной линией надвое, у этой линии с одной стороны рисуется ровно половина, скажем, вазы с цветком, а потом, пока краски еще сырые, бумага сгибается по намеченной оси, чтобы рисунок отпечатался на чистой половине листа. Когда его снова разворачивают, и перед ребятами предстает законченное изображение, они радуются этому, как настоящему чуду…

Заключительный, четвертый мастер-класс был посвящен цветам. Ребята вновь использовали нитки, но уже по-другому: закрашивали их красками (каждую – определенным цветом), укладывали эти сырые нити на листе бумаги, закрывали другим листом, слегка прижимали рукой и осторожно вытягивали. При этом каждая нить оставляла на бумаге размытый след, а вместе они создавали оригинальную картинку. Помимо чисто эстетического удовольствия, такое занятие учит детей действовать последовательно и выполнять инструкции.

Завершая свой рассказ о мастер-классах, Алекс сказал: «Я надеюсь, что этим опытом воспользуются все желающие: родители, педагоги, воспитатели детских дошкольных учреждений. Ведь это просто, весело и интересно. И, даже не умея рисовать, можно благодаря этим приемам помочь особым детям выразить себя через художественное творчество, чтобы окружающие лучше понимали их». 

Творческие способности детей с синдромом дауна

Источник