Упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности thumbnail

Демченко Ю.С.

«Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми СДВГ»

СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это расстройство развития и поведения, которое встречается у 3-5% детей школьного возраста (по оценкам Национального Института Психиатрии); некоторые эксперты считают, что СДВГ подвержены от 8% до 10% детей школьного возраста, причем не у всех из них он проходит с возрастом. Это значит, что СДВГ гораздо чаще встречается у взрослых, чем было принято считать ранее

Хотя это заболевание обычно проявляется в детстве, оно может сохраниться у человека и во взрослом возрасте, вызывая ряд сложностей дома, в школе и на работе, если его вовремя не диагностировать и не применять терапию.

На данный момент эксперты утверждают, что СДВГ продолжает проявляться у около 60% взрослых, у которых синдром наблюдался в детстве.

Причины возникновения СДВГ

Что именно вызывает СДВГ пока что не известно, но учёные продолжают исследования человеческого мозга в поисках ответов. Они склоняются к мнению, что существует несколько факторов, провоцирующих СДВГ, в том числе:

  • Наследственность: тот факт, что СДВГ часто проявляется у нескольких членов семьи, позволяет предположить, что дети наследуют склонность к СДВГ у родителей, среди родственников гиперактивных детей чаще отмечаются случая правонарушений, алкоголизма и депрессии

  • Химический дисбаланс: эксперты полагают, что недостаточное количество особых химических веществ в мозге (нейротрансмиттеров или нейропередатчиков), отвечающих за передачу нервных импульсов, также может быть фактором, вызывающим СДВГ

  • Изменения деятельности мозга: у детей с СДВГ отделы мозга, отвечающие за контроль внимания, как правило менее активны, чем у здоровых детей

  • Травмы головы: бывали случаи, когда у детей после травм головы, особенно после сотрясений, проблемы поведения, очень похожие на СДВГ

СДВГ – это самое распространённое психическое отклонение у детей, причём у мальчиков оно встречается чаще, чем у девочек. Максимально имеющиеся нарушения проявляются в первые годы школьного обучения.

Симптомы СДВГ у детей, как правило, группируют в три категории: невнимательность, гиперактивность и импульсивность

Стратегии управления поведением для детей

  • Устанавливать последовательный порядок ежедневных дел и определённый порядок вещей в окружающей ребенка среде. Сообщать ребенку обо всех ожидаемых переменах в привычном распорядке и о каких-либо необычных происшествиях, которые должны случиться в ближайшее время, например – визит родственников, поездка в магазин, отпуск

  • Четко высказывать ограничения и ожидания. Такие инструкции лучше всего давать непосредственно перед выполнением какой-то деятельности

  • Создать правильную систему вознаграждений за хорошее поведение или за правильное выполнение каких-либо задач. Такой системой может служить шкала выставления баллов или программа выдачи звездочек, которая в итоге подразумевает получение какого-то вознаграждения, например, разрешение заняться любимым делом. Постарайтесь не использовать еду, в частности конфеты, в качестве вознаграждения

  • Вовлекайте ребёнка в конструктивную деятельность, требующую размышлений, например, чтение, игры, пазлы. При этом сами принимайте участие в подобной активности

  • Некоторые родители считают, что использование таймера во время определённой деятельности – это хороший стимулирующий фактор. Например, установка разумного лимита времени для принятия ванны или для игр помогает ребёнку привыкнуть к наличию ограничений даже в том, что касается приятных занятий. Установка ограничения по времени для выполнения рутинных занятий также может быть полезной, особенно если такая работа сопровождается вознаграждением за своевременное выполнение

Советы родителям:

  • Из-за того что дети с СДВГ могут воспринимать наставления неправильно, их зачастую слишком часто поправляют, что приводит к снижению самооценки. Делайте всё от Вас зависящее, чтобы повысить мнение Вашего ребёнка о себе

  • Не откладывая вознаграждайте и хвалите ребёнка за хорошее поведение

  • Будьте последовательны в вопросах дисциплины. Постарайтесь сделать так, чтобы другие люди, заботящиеся о ребёнке, придерживались Ваших методов

  • Давайте чёткие и конкретные указания («Почисти зубы; а теперь можешь одеваться»), вместо общих фраз («Собирайся в школу»)

  • Поощряйте сильные стороны Вашего ребёнка, например, успехи в занятиях спортом или внешкольных увлечениях

  • Придерживайтесь чёткого распорядка в том, что касается принятия пищи, сна, развлечения и просмотра телевизора

  • Не допускайте проведения внешкольного времени только за выполнением уроков; игры и физические упражнения крайне важны

  • Упростите обустройство комнаты ребёнка. Не храните игрушки на видном месте

Игры для детей дошкольного возраста с СДВГ

«Найди отличие»

  • Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Ласковые лапки»

  • Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами

«Запрещенное движение»

  • Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

Игра “Четыре стихии”.
Дети сидят в круге. Ведущий договаривается с детьми, если он скажет слово “Земля” – все опускают руки вниз, “Вода” – вытянуты руки вперед, “ воздух”– поднять руки вверх, “Огонь”– повернуться вокруг себя.

Читайте также:  Синдром жильбера лечение симптомы и лечение

Игра с правилами “Смелые мышки”.
Выбирается водящий – “кот”, остальные дети – “мышки”. “Кот” стоит (сидит) и наблюдает за “мышками”. С началом стихотворного текста “мышки” направляются к домику “кота”.

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час
Раз-два-три-четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом-бом-бом-бом!
Убежали мышки вон!”

Мышки, подходя к дому “кота” выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а “кот” их ловит. Пойманные “мышки” выходят из игры.

Упражнения для школьников

Игра для гиперактивных детей «Лови — не лови»

Эта игра напоминает известную нам всем с детства игру «Съедобное — несъедобное». В данной ситуации мы можем менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить,когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч.

К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч. Если слово не будет иметь отношение к животным, то игроки не ловят, а отбивают мяч. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно менять тематику (нужно ловить мяч, если водящий называет только птиц, только растения, исключительно фрукты и т.д.)

Игра предусмотрена на развитие внимания, умение быстро реагировать и принимать решение.

Функциональное упражнение “Каратист”.

Цель:   развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности.
         Участники образуют круг, в центре которого полулежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в “каратиста”, выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором хором произносят: “Сильнее, еще сильнее…”, помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.

Пальчиковые игры для гиперактивных детей

1. “Многоножки” Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

2. “Двуножки” Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки, между “двуножками” соседей по парте.
3. “Слоны” Средний палец правой или левой руки превращается в “хобот”, остальные — в “ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов. 

Пример занятия:

1.  Растяжка “Половинка”.
Цель:   оптимизация тонуса мышц.
И.п. – сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

2.  Дыхательное упражнение. 
Цель:  развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. 
И.п. – сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом “пьют” воздух.

3.  Глазодвигательное упражнение. 
И.п. – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. 
4.   Упражнения для развития мелкой моторики рук. “Колечко”. 
Цель:  развитие межполушарного взаимодействия.    
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

5.  Функциональное упражнение “Послушать тишину”.
Цель:   формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. 
И.п. – сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

6.  Функциональное упражнение с правилами “Костер”.
Цель:   формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. 
         Дети садятся на ковер вокруг “костра” и выполняют соответствующую команду инструктора. 
         По команде (словесной инструкции) “жарко” дети должны отодвинуться от “костра”, 
по команде “руки замерзли” – протянуть руки к “костру”, 
по команде “ой, какой большой костер” – встать и махать руками, 
по команде “искры полетели” – хлопать владоши, 
по команде “костер принес дружбу и веселье” – взяться за руки и ходить вокруг “костра”. Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

7.   Функциональное упражнение “Море волнуется…”.

Цель:   развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. 
Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
         Море волнуется – раз! 
         Море волнуется – два!
         Море волнуется – три!
         Морская фигура – замри!
Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора “Отомри!” упражнение продолжается.

8.   Релаксация “Поза покоя”.
Цель:   освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
         Все умеют танцевать, 
         Прыгать, бегать, рисовать, 
         Но пока не все умеют 
         Расслабляться, отдыхать. 
         Есть у нас игра такая – 
         Очень легкая, простая,
         Замедляется движенье, 
         Исчезает напряженье… 
         И становится понятно – 
         Расслабление приятно!

Библиографический список

  1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской пстихологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.

  2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестиник перинаталогии и педиатрии. 2000. № 3.

  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд.-во Института психотерапии, 2001.

  4. Венгер Л.А. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. № 4.

  5. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология, 1996. № 3.

  6. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, 1980.

  7. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. 2000. № 1

  8. Заваденко Н.Н. Детская гиперактивность: особенности диагностики и лечения // Российский медицинский журнал. 1999. № 4.

  9. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M 1997.

  10. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации // Школа здоровья. М 1994. № 1.

Читайте также:  Для чего нужно сдавать анализ на антифосфолипидный синдром

Источник

Упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности сегодня стал очень распространённым диагнозом. Учителям работать с такими детьми непросто: они срывают уроки, не усваивают информацию, не могут долго сидеть на одном месте. Но их надо учить. И как же это сделать? Рассказывает наш блогер, психолог Наталья Вечерина.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Проявления СДВГ многообразны — отмечается до 100 особенностей поведения при это синдроме. Но есть и основные черты:

  • невнимательность,
  • импульсивность,
  • гиперактивность.

Обратите внимание: традиционно в нашем сознании дефицит внимания ассоциируется с гиперактивностью. Это не совсем верно: среди детей с СДВ можно встретить детей и без гиперактивности.

СДВ без гиперактивности

Дети с синдромом дефицита внимания без гиперактивности не просто не проявляют активности, они даже более медлительны, чем остальные. Это дети, которые «спят на ходу», «витают в облаках», «не от мира сего», легко запутываются и отвлекаются. У них появляются трудности с учебой, они медленно обрабатывают информацию, им трудно что-либо вспомнить. Складывается впечатление, что в основном у таких детей нарушена скорость обработки информации и избирательное внимание. Они часто не способны удерживать внимание на деталях, плохо слушают обращенную к ним речь, могут «выпадать» из разговора, терять нить рассказа.

Это дети-мечтатели, они часто забывают и теряют вещи в школе и дома. У них могут наблюдаться расстройства настроения. Часто бывают тревожными, озабоченными. Они не срывают уроки. Как правило, бывают очень стеснительными. СДВ не вызывает у них проблем с поведением, их проблема — плохая концентрация внимания. Чего не скажешь про другой тип детей.

СДВ с гиперактивностью

Эти ученики сразу обращают на себя внимание. Они способны сорвать любое занятие. Гиперактивность, как следует из названия, — чрезмерно активное поведение. Но в отличие от активности других детей с повышенной энергичностью, дети с СДВГ могут двигаться просто так, без всякой цели. Это может быть бесцельное передвижение по классу, ерзанье на стуле или постукивание по парте карандашом.

Избыточная подвижность и непоседливость особенно проявляется в ситуациях, требующих относительного покоя

Такие дети не способны сидеть неподвижно в течение всего урока. Если чего-то хочется, они стремятся получить это быстрее других: им сложно дождаться своей очереди или соблюдать правила. Действуют согласно первому желанию, часто берут чужие вещи. Этот список можно продолжать и продолжать.

Однако статистика говорит нам, что таких детей — от 3 до 20%. И учить их, конечно, тоже нужно. Беда в том, что стандартные приёмы и методы на таких учеников не действуют. К ним нужен особый подход как во время занятий в учебном центре или школе, так и дома.

Особенности работы, практические приёмы и способы

Продолжительность и время занятий

Гиперактивному ребенку прощу работать в начале дня, а не вечером. В самом начале урока, а не в конце. Ребенок с СДВГ не способен удерживать внимание в течение школьного урока (45 минут), уже на 7-8 минуте после начала урока он проявляет двигательное беспокойство и теряет внимание.

Для гиперактивных детей характерна цикличность: они продуктивно работают 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не слушает учителя. Детям будет значительно легче, если всё занятие делить на короткие периоды. А после выполнения 2-3 заданий проводить физкультминутки или гимнастику для пальцев.

Рассадка в классе

Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя. Часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Поэтому гиперактивному ребёнку лучше сидеть ближе к учителю и подальше от возможных источников отвлечения (окно, шкаф и т. д.)

Наиболее частая ошибка — посадить ребенка за последнюю парту. Без внешней помощи учителя ребенок не сможет работать и вести себя на уроке нужным образом. Посадив его поближе, мы предоставляем ученику возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случае затруднения.

Как правило, в классе учитель требует, чтобы ученики сидели прямо и не отвлекались, но для таких детей эти два требования вступают в противоречие: если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности: например, шатаются на стуле. Поэтому для таких детей хорошо подходят не столы или стандартные парты, а специально предназначенные конторки, которые позволяют стоять на уроке, а не сидеть в статичной позе.

Работа со взрослым

Работая со взрослым один на один, ребёнок с гиперактивностью ведёт себя гораздо спокойнее, а следовательно — успешнее справляется с работой.

Работа с детьми

В групповую работу таких детей следует включать поэтапно. Начинать с индивидуальной работы, включать в малые группы и только потом привлекать к коллективной деятельности.

Понимание и распределение времени

Ребенок с СДВГ не может сам структурировать своё время. Взрослые должны следить за его рациональным использованием, чтобы не было перегрузок. У них «узкое окно времени»: они видят только то, что происходит здесь и сейчас, не могут прогнозировать отсроченный результат. Чтобы руководить поведением ребенка, необходимо строить систему поощрения и наказания в понятной для него плоскости «здесь-сейчас», мотивируя пошагово к нужным действиям.

Самоконтроль, самоорганизация и выполнение правил

У детей с СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения, формируются позднее, чем у сверстников, поэтому они, имея нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю. Поэтому особое внимание следует уделить обучению навыкам самоорганизации — научить записывать задания, следовать плану. В этом вам помогут упражнения, в которых задания придумываются ребенком для родителя или педагога. Обучая другого, ребёнок формирует самоконтроль, соотношение цели и результата, исправление ошибок.

Гиперактивному ребенку тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Его нужно отдельно учить соблюдать правила и следовать инструкциям. На уроке можно использовать следующий прием: прежде чем дать новое задание, попросите гиперактивного ребенка рассказать сверстникам, как и что надо сделать, озвучить правила выполнения или инструкцию.

Если ребёнок нарушает правила, то указать на эти правила нужно оперативно и без лишних слов

Все инструкции должны быть короткими и конкретными, состоящими не более чем из десяти слов. В противном случае ребенок всё равно не услышит взрослого и не выполнит задание.

Читайте также:  Что помогает при судорожном синдроме

Выполнение заданий

Задания, предлагаемые на уроке, пишем на доске. Большое значение имеет то, как мы даем инструкцию к выполнению задания: она должна быть четко структурированной, лучше начертить её или нарисовать, чем проговорить — то есть задействовать все формы предъявления информации.

Прежде чем ребёнок начнет выполнять упражнение, важно проверить, что он действительно понял задачу: попросите ребёнка объяснить своими словами, что нужно сейчас сделать. Начинать работу можно только тогда, когда ребенок дал внятный ответ. На определенный отрезок времени даем только одно задание. Так как при выполнении упражнений детям сложно поддерживать произвольное внимание и мотивацию к выполнению задачи.

Большие по объему задания:

  • делим на части;
  • для каждой части устанавливаем свою цель выполнения;
  • для каждой части устанавливаем свои временные рамки;
  • периодически контролируем ход работы каждой из частей, вносим необходимые поправки в работу.

Выполнение большой задачи по частям компенсирует трудности ребенка и создает у него положительную эмоцию переживания успеха, которая становится основой формирования мотивации к следующему упражнению.

При решении математических задач

Если задача, условия, путь решения не складывается у ребенка «в голове», то:

1. Выносим условия задачи во внешний план, когда ребенок может «увидеть» все это и физически совершить требуемые действия (поставить опыт).

2. Решаем задачи с использованием конкретных предметов или с помощью рисования картинок и схем.

При работе с текстом

  1. Делим текст на небольшие смысловые отрывки.
  2. Работаем с каждой частью отдельно
  3. К каждому отрывку просим ребенка нарисовать схематичную картинку, которая поможет ему впоследствии припомнить содержание.
  4. Не забываем определить цели каждого этапа работы и время его выполнения.

Такая работа не только помогает вспомнить содержание, но и заставляет сначала проанализировать смысловое содержание текста, чтобы потом перевести его в символический вид.

Особенности памяти у детей с СДВГ

Объем информации и установка на запоминание

Как правило, объем информации, который может быть запомнен с первого раза, у детей с дефицитом внимания (ДВ) не отличается от нормы. Однако это справедливо только для тех случаев, когда перед ребенком поставлена цель — запомнить. Дети без дефицита внимания обычно держат в голове информацию в течение некоторого времени, даже если их не попросили ее запомнить. А вот если ребенка с дефицитом внимания не просить запоминать, а, например, просто предложить повторить (слова или фразу), то он забудет повторенное очень быстро. Стоит отвлечь его на какое-либо другое задание, а потом попросить вспомнить, что он повторял перед этим, и выяснится, что воспоминания не сохранились.

Иногда дети с ДВ даже забывают факт того, что они что-то заучивали. Это касается как речевого, так и зрительно-пространственного материала. Поэтому прежде чем начинать что-то учить очень важно детям поставить такую цель, установку — запоминай.

Звуковая информация

При СДВ нередки и проблемы с обработкой звуковой информации. Такие нарушения мешают мозгу в полной мере понимать то, что он слышит. Ребенок или взрослый с этой проблемой не имеют дефектов органа слуха: звук легко передается в головной мозг, однако уже коре сложнее обработать его и полностью распознать смысл.

Например, ребенок на уроке может услышать, что учитель говорит: «Джордж Вашингтон был первым президентом США», но понять это как «Джордж Вашингтон — президент США». Если потом спросить его про Джорджа Вашингтона, он повторит свою переработанную версию и будет выглядеть нелепо и глупо. Из-за неспособности правильно осмыслить сказанное у детей могут возникать и социальные сложности.

Смена деятельности

В силу своей импульсивности детям с СДВГ трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности. А за несколько минут до окончания занятия можно предупредить: «Осталось три минуты».

Помимо этого, на специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения задания или правила поведения

Легче будет восприниматься информация, которая не только написана словами, но символами, картинками, понятными детям.

Чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного и понятного дела, можно использовать сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо будет сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.

Формы работы

Использование нетрадиционных форм работы способствует повышению учебной мотивации. Это могут быть:

  • Возможность выбора домашнего задания,
  • Объяснение учебного материала учащимся из младших классов,
  • Роль «учителя» при объяснении одноклассникам того или иного задания,

Привыкшие к постоянным замечаниям дети с СДВГ, почувствовав свою значимость, с гораздо большим удовольствием и энтузиазмом выполняют даже не очень интересные для них задания. Для гиперактивного ребенка хорошо подбирать индивидуальные задания, они могут быть несколько меньше по объему. Предлагать их поочередно или на выбор. Важно часто поощрять ребенка за внимательность, а в случае отвлечения — перенаправлять на работу.

Поощрения и наказания

Система поощрения и наказания должна быть гибкой, но последовательной. Гиперактивный ребенок не умеет долго ждать. Поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на какие-то значимые для ребенка награды. При наказании избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

Особенности работы педагога

Работа педагога на начальном этапе должна опираться на активное использование сильной стороны учащихся, не зацикливайтесь на устранении недостатков.

От ребёнка нельзя требовать выполнения комплексных задач. Например, он одновременно не может быть внимательным, усидчивым и сдержанным. Если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Если не заострять внимание на дисциплине, то ребенок способен работать продуктивно и более спокойно себя ведет. Поэтому рекомендуется не обращать внимания на мелкие дисциплинарные нарушения — например, можно сидеть поджав ноги, «мотать» ими под столом, вставать рядом с партой и т. п.

Плюсы гиперактивности, или Не так-то все и плохо

Если ребенок всё-таки учится контролировать свои проявления, развивает волевые качества, усидчивость и внимание, учится справляться с тревогой другими способами, тогда гиперактивность переходит в конструктивную активность. И человек может добиться больших успехов в той деятельности, которую выбрал за счет изначального большого заряда энергии.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может на совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / GoodStudio

Источник