Упражнения по плаванию для детей с синдромом дауна

Упражнения по плаванию для детей с синдромом дауна thumbnail

Санкт-Петербургское Государственное

Казенное Учреждение здравоохранения

«Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13

Адмиралтейского района»

Методическая разработка

 конспекта индивидуального занятия по плаванию

с ребенком  с синдромом Дауна

Выполнила:

Инструктор по физической культуре

Александрова Юлия Анатольевна

Санкт-Петербург, 2018

Актуальность

Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Это обусловлено специфическими особенностями развития и, прежде всего, особенностями развития постурального контроля. Поскольку у детей с синдромом Дауна из-за гипотонии нарушена мышечная коконтракция, очень важно постоянно тренировать неверно работающие группы мышц, то есть, фактически, предлагать детям игры и задания, требующие умения правильно ставить ноги при ходьбе, вставать, садиться или ложиться, выстраивая последовательность движений правильным образом, а также осваивать более сложные, с точки зрения сохранения равновесия и координации, движения. Для детей с синдромом Дауна характерно отсроченное реагирование, поэтому следует помнить о темпе занятия и о времени, необходимом ребенку на реакцию. Нельзя сказать, что это время одинаково, иногда один и тот же ребенок может быть более быстрым или медленным, а порой приходится по ходу занятия снижать темп и даже исключать одно из запланированных заданий, поскольку иначе ребенку трудно усвоить необходимое. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды (плотность, теплоемкость). В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии, что немаловажно при развитии двигательных навыков и при гипотонии, характерным заболеванием у детей с синдромом Дауна. Необходимость преодолевать сопротивление воды   напрямую связана с ритмичной работой мышц. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В процессе занятий в воде с применением подобранных упражнений у детей происходит развитие ряда двигательных навыков (равновесие, координация), что просто необходимо в развитии двигательной активности у детей с синдромом Дауна. Так же немаловажна эмоционально – психологическая разрядка, присущая занятиям плаванием.  

Контингент: дети с синдромом Дауна

Цель:

Восстановление, закаливание и укрепление детского организма в условиях водной среды, обеспечение всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых

Задачи:

  • Адаптация  организма к внешним раздражителям

    ( водная среда);

  • Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия;
  • Развитие дыхательной мускулатуры;
  • Освоение элементарных плавательных движений в воде руками;
  • Освоение элементарных плавательных движений в воде ногами (подготовительные – «кроль»);
  • Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
  • Эмоционально-психологическая разрядка.

Материалы и оборудование:

  • Дорожки для выполнения заданий на суше, туннель.
  • Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров
  • Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров
  • Круги для плавания

Ход занятия

Подготовительная часть

На суше.

1.ходьба по дорожке вокруг бассейна:

цель:

профилактика деформации стоп

укрепление мышц нижних конечностей

координация зрительного анализатора и вестибулярного аппарата

развивать навыки лазания   

а) ходьба по ребристой дорожке;

б) перешагивание (горизонтальная лестница);

в) проползти  в тоннель;

г) ходьба с опорой на руки по зрительному ориентиру.

Методические рекомендации: Следить за правильностью выполнения ребёнком заданий, помогать при двигательных затруднениях.

Дозировка: 3-4 минуты

2. Заход и спускание по лестнице в воду, держась за перила, с помощью инструктора.

Основная часть

На  воде.

1. упражнение «У кого больше пузырьков» (вместе с педагогом)

цель: развитие дыхательной мускулатуры.

Ребенок делает вдох и выдыхает в воду.

Методические рекомендации: Руки убрать за спину, вдох выполнять, наклонившись вперед. Выдох медленнее вдоха.

Дозировка: 4-5 раз

2. упражнение «Сделаем дождик»

цель: адаптация к водной среде

Поливать себя водой, стараясь не вытирать лицо руками.

Дозировка:3-4 раза

3.  упражнение« Плаваем ручками»

цель: развитие силы мышц рук

Подготовительные  движения рук в воде для развития базовых движений при плавании

Методические рекомендации: Ребенок, наклоняясь вперед, выполняет

(повторяет за педагогом) движения рук влево – вправо, вперед-назад.

Дозировка: по 5-6 раз в разном направлении

4. упражнение «Фонтанчики»

цель: отработка движений ногами при плавании способом «кроль» 

Движения ногами в воде сверху – вниз (плавательный круг).

Методические рекомендации: Ребенок удерживает равновесие, держась за плавательный круг и выполняя движения ногами сверху – вниз; старается выпрямлять ноги при движении.

Дозировка: 2-3 минуты

5.отталкивание от бортика ногами 

цель: укрепление мышц тазобедренного сустава

Ребенок, страхуемый плавательным кругом, подходит к бортику, опираясь на круг ставит одну (или две) ногу на стенку бортика и отталкивается назад.

Методические рекомендации: От силы толчка зависит дальность скольжения, обращать на это внимание ребенка.

Дозировка: 4-5 раз

6. упражнение «Покрутись»

цель: развитие вестибулярного аппарата

Ребенок, страхуемый плавательным кругом, совершает поворот на 360 градусов вокруг оси своего тела.

Методические рекомендации: Следить за темпом выполнения, количеством поворотов влево и вправо.

Дозировка:  2-3 минуты

7. упражнение « Отдыхаем»

цель: расслабление основных групп мышц, разгрузка позвоночника

Ребенок, страхуемый плавательным кругом, ложиться на спину, закрывает глаза, расслабляется.

Дозировка: 1 минуту

8. бег по дну бассейна

цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие основных движений

Передвижение по дну бассейна, помогая себе руками

Дозировка: 1 бассейн

9. упражнение «Буксировка» (поддержка педагога) 

цель: развитие координации движений; освоение элементарных плавательных навыков в горизонтальном положении тела

Плавание на груди и спине с работой ног сверху – вниз (кроль); рук – (брасс).

Методические рекомендации:  

Указывать ребенку «На груди», «На спине».

Дозировка: 2 бассейна

10. упражнение «У кого больше пузырьков» – повтор упражнения 1.

цель: развитие дыхательной мускулатуры.

Дозировка: 4-5 раз

Заключительная часть

Свободная игра с плавательным инвентарём, игрушками.

цель: эмоциональная разрядка

Методические рекомендации:  предлагать ребенку варианты игр.

На суше.

Выход по лестнице из воды, держась за перила (помощь инструктора), обтирание.

Выводы:

  • В результате работы с детьми на воде прослеживается значительная динамика двигательной активности, улучшается координация в движениях детей, что несомненно сказывается на уровне физического развития детей. Дети легче справляются с последствиями двигательных нарушений.
  • Правильно поставленная инструктором, работа на воде – по развитию двигательной активности у детей, с применением специально подобранных упражнений, даёт положительную динамику и у детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна).

Заключение

Положительные результаты при проводимых занятиях на воде у детей с синдромом Дауна и дальнейшее их закрепление облегчает работу специалистов в развитии двигательной активности  детей с ОВЗ.

Список литературы:

1.Белозерова Л.М. (и др.) Лечебная физическая культура в педиатрии. – Ростов        н/Д: Феникс, 2006. – 222с. (Медицина для вас).

Читайте также:  При синдроме длительного сдавливания в мирное время

2.Большакова И.А. Маленький дельфин- АРКТИ, 2005

3.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой- М.: Физкультура и спорт, 2000

4.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:

Физкультура и спорт, 1986. – 80 с.

5.Еремеева Л.Ф. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – СПб: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2005. –112с.

6.Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно

(И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. – М.АСТ; СПб: Сова, 2006. –59, (5) с.

7.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие / Коллектив авторов, под ред. Б.Б.Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. –160с.

8.Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.: ил.

9.Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 120с.

10.Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2004, -368с., ил.

11.Янушанец Никита

Плавать раньше, чем ходить. – СПб: Питер, 2003. –192 с.: ил.

Источник

Причины в непонимании со стороны медиков, неготовности общества к принятию ребёнка, недостаточности информации. Может, пришло время что-то переосмыслить, задаются вопросом родители.

«Наш нежный цветочек»

35-летняя Эльза Мельникова – мама особенной дочки. О диагнозе она узнала после родов. Во время беременности ничто не предвещало такого поворота событий: все УЗИ и анализы женщина прошла вовремя. Ни одна диагностика не показала отклонений. Роды были преждевременные, очень долгие, и когда малышка впервые закричала, казалось, что все мучения позади, нужно лишь немного прийти в себя. Поэтому когда впервые в родильном зале врачи сообщили матери, что у ребёнка есть подозрения на синдром Дауна, её мир буквально перевернулся.

«Я будто провалилась в другую реальность. Отказаться от ребёнка и мысли не возникло. Но с первых мгновений, как я услышала о диагнозе, меня не покидал страх за будущее Кати, за то, что станет с ней после моей смерти, – признаётся Эльза. – Мужу тоже потребовалось время, чтобы осознать произошедшее. Позже мы оба плакали в кабинете генетика. Я очень благодарна своим родным за поддержку и за то, что они приняли Катю с её «запасной» хромосомой. Мы любим Катю, она у нас нежный цветочек». 

Сейчас девочке годик. В семье растут ещё две дочки – 11 и 4 лет. Только после появления на свет Кати супруги узнали, что такое «нормотипичный» и «ненормотипичный» ребёнок. Детей с синдромом Дауна нужно учить всему, тогда как обычные дети этому учатся сами, быстро всё схватывают. Поэтому Катю водят на раннее плавание, дополнительные развивающие занятия. Как говорит Эльза, особый ребёнок требует внутреннего ресурса. Но, как и все дети, он приносит радость, улыбается, светится от счастья, когда его берут на ручки.

Больше всего супругов беспокоит будущее ребёнка. В какой садик, школу будет ходить Катя, адаптируется ли? За рубежом есть учреждения и методики для адаптации и социализации. В Германии, например, есть специализированная школа для таких детей с бассейном, верховой ездой, сенсорной релакс-комнатой, гончарной мастерской, с классами, оборудованными специальной мебелью. В России пока нет элементарного: психологической поддержки родителей. За редким исключением – например, Свердловской области, где с перинатального до пожилого возраста курируют людей с синдромом и семьи, в которых есть такие дети. Психолог начинает работу с мамами сразу, как те узнали диагноз малыша.

Да что там поддержка! Не хватает информации: ошарашенным мамам и папам никто не спешит объяснить, как жить в новой реальности. На приёмах у врача родители сталкиваются с непониманием, стереотипами о заболевании. Узконаправленных специалистов по заболеванию днём с огнем не найти.

Благо семье Кати повезло с генетиком. По сарафанному радио родители узнали о благотворительном Центре ранней помощи в Казани. Они не сдались и мечтают создать в столице РТ сообщество для родителей детей с синдромом Дауна, куда можно было бы прийти, чтобы пообщаться, обменяться информацией, обрести силы. Детей с синдромом рождается всё больше, и родителям нужна поддержка в адаптации на социальном и бытовом уровнях. А недавно сняли трогательный ролик об отцах, которые не изменили своего отношения к семье, когда в ней появился особый малыш. Озвучивал его папа Кати.

Любовь как терапия

«Для ребёнка с синдромом Дауна нет более важного фактора ранней помощи, чем эмоционально сбалансированные, позитивно настроенные и уверенные в своих силах родители, – говорит директор благотворительного фонда «Звезда» Гульнара Данильченко. – Поэтому одним из главных фокусов внимания нашей службы ранней помощи стала психологическая поддержка родителей».

По её словам, важно сразу дать родителям всю информацию о том, что будущее их ребёнка отнюдь не безрадостное, что его жизнь может быть интересной и наполненной смыслом при правильной психолого-педагогической поддержке и социализации. Но родители до сих пор периодически слышат от врачей об отсутствии перспектив для их ребёнка, что порождает страх и отчаяние. 

Задача педагога – объяснить, какие у малыша сильные стороны развития, как их использовать, помогая ребёнку быть более успешным. Эти дети очень разные, как и обычные. У них разные предпочтения и склонности. Важно воспитывать в ребёнке личность собственными предпочтениями.

Несмотря на развитие концепции ранней помощи, наличие методической литературы по синдрому Дауна, до сих пор основное, чем занимаются в центрах реабилитации – это развитие академических навыков, например, учат различать цвета и формы. А ключевой фактор – установление и развитие правильных отношений с мамой, семьёй, налаживание повседневной жизни ребёнка. С таким контактом успешнее пойдёт и развитие речи, умственное развитие.

«Хорошо, когда в шаговой доступности есть центры, оказывающие комплексную раннюю помощь детям с синдромом Дауна и их родителям, – рассуждает Гульнара Данильченко. – Но пока их недостаточно не только в Казани, но и в Москве, Санкт-Петербурге. Мы в фонде планируем открыть службы ранней помощи в каждом районе Казани. Уже работаем в этом направлении – обучаем специалистов, готовим документы. Мы много сил тратим на информирование родителей и педиатров о ранней помощи и о том, что она может дать для развития малыша».

Топ-5 мифов о синдроме Дауна

Из-за недостатка информации о людях с синдромом Дауна есть несколько распространённых мифов. 
Главный из них заключается в уверенности, что есть семьи, в которых не может родиться особый ребёнок. Увы, он может появиться на свет в любой семье, это генетическая случайность. А какие ещё есть мифы?

Миф №1. Синдром Дауна — это болезнь, её нужно лечить. Нет, это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках дополнительной хромосомы. Лишняя, 47-я хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особенностей, из-за которых ребёнок будет медленнее развиваться, чем сверс­тники. Люди с синдромом Дауна не больны в общепринятом понимании: они не «страдают» от синдрома Дауна, не «поражены» им.

Миф №2. Люди с синдромом Дауна не способны к обучению. Этот миф поддерживают исследования, которые проводили в специализированных учреждениях. Но там любой ребёнок не может эффективно развиваться, потому что лишён родительской любви — основного стимула для малыша.

Читайте также:  Все существующие синдромы в неврологии

В то же время, живя в семье, «бесперспективный» (по словам врачей) малыш в годик сам садится, в два – ходит, к двум с половиной года ест ложкой и произносит первые слова. В четыре – показывает свой характер, учится помогать по дому, готов пойти в детский сад, а потом и в школу. Он может научиться говорить на иностранном языке, освоить компьютер, заниматься спортом.

Миф №3. Ребёнок с синдромом Дауна — плод асоциального поведения родителей. По статистике один из 700 новорождённых в мире появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют нормальный набор хромосом.

Миф №4. Люди с синдромом Дауна представляют опасность для общества: половая агрессия, неадекватное поведение, добродушное поведение сменяется приступами ярости.
На самом деле люди с синдромом Дауна способны показать пример искренней любви. Обычно они ласковы и дружелюбны. Но у каждого свой характер и настроение, как и у обычных людей, бывает переменчивым. Мужчины с синдромом Дауна лишены репродуктивной функции. Мы не слышали о преступлениях, совершённых такими особыми людьми.

Миф №5. Ребёнку с синдромом Дауна лучше находиться в спецучреждении под наблюдением специалистов. Существует специальный термин, описывающий то, что происходит с ребёнком в специальных учреждениях, – синдром госпитализма. Это нарушение детского психического и личностного развития, вызванное отделением младенца от матери. Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы личности ребёнка, тормозя интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие даже у здоровых детей. С любым ребёнком, оторванным от родителей и общества, происходит гораздо большая трагедия, чем отставание в развитии и лишение человеческих радостей: он не знает, что такое любовь.

Смотрите также:

  • «Каждого можно чему-то научить». Дефектолог – о работе с особенными детьми →
  • «Бесов изгонять не пробовали?» Как справиться с гиперактивным ребенком →
  • Как разговорить молчуна. Советы логопеда родителям малышей →

Источник

Осенью прошлого года в одном из московских бассейнов начала работу секция плавания для детей с синдромом Дауна. Ее организаторы – Фонд Б. Н. Ельцина – решили собрать и подготовить сборную России для участия в Специальных Олимпийских Играх, чтобы дать детям шанс реализовать себя и получить профессию. А своим появлением на свет эта идея обязана мальчику Глебу.

Как всё начиналось

Рассказывает Елена Ахмедова, администратор плавательной секции

   Когда Глеб закончил школу, мы стали думать, что делать дальше, чем бы он мог заниматься в жизни. Надо сказать, что плавать он любил с детства: на суше неловкий, в воде Глеб двигался легко и свободно, много и с удовольствием тренировался с инструкторами. И, когда два года назад мы случайно познакомились с программой Специальных Олимпийских Игр, нам стало ясно, что путь найден.

   О Специальной Олимпиаде в России, к сожалению, почти не знают, а ведь речь идет об уникальном общественном движении, программе альтернативных соревнований, куда более гуманных по отношению к участникам. Их история началась в 60-е годы ХХ века в США с организации летних спортивных лагерей для взрослых и детей с ментальными нарушениями. Когда стало ясно, что адаптивный спорт (так называли это направление его основатели) дает отличные результаты, помогает не только физическому развитию участников, но и формирует характер, учит общаться, социализирует и интегрирует их в общество, «Спешиал Олимпикс» стали настоящим движением в масштабе страны. В июне 1968 года состоялись первые международные соревнования, в рамках которых 1000 спортсменов из 26 штатов Америки и Канады состязались в легкой атлетике и плавании, а в декабре того же года Спешиал Олимпикс получили официальную регистрацию. В феврале 1977 года были проведены Первые Международные Зимние Игры, а VII сезон летних состязаний 1987 года стал самым крупным мероприятием из тех, что проводились в истории для людей с физическими недостатками, и самым значимым событием любительского спорта года. Во время XV зимних Олимпийских Игр в Калгари 1988 года Президент МОК официально признал право движения Спешиал Олимпикс использовать слово «олимпийский» в названии состязаний на международном уровне.

   Российские спортсмены тоже участвуют в программе игр, например, на состязаниях в Дублине в 2003 году состав нашей делегации насчитывал 104 человека, из них 73 спортсмена, участвовавших в соревнованиях по 10 видам спорта, завоевали 107 медалей (63 золотые, 29 серебряных и 15 бронзовых).

   Сегодня Специальная Олимпиада проводится, как и полагается, раз в четыре года. Главный критерий оценки здесь – рост результата каждого спортсмена, а не сравнение их показателей друг с другом. К участию в состязаниях приглашаются люди с любыми возможностями, независимо от диагноза. На сайте Федерации водных видов спорта для лиц с ментальными нарушениями https://www.mos-mdws.ru/ можно узнать об этом движении подробнее.

  К сожалению, в России это движение представлено нешироко – организацией адаптивного спорта для людей с нарушениями интеллекта и контактами с международными структурами занимается комитет «Специальной Олимпиады России» под руководством А. В. Павлова, а одну из ведущих отечественных программ в рамках этого движения осуществляет Специальный Олимпийский Комитет Санкт-Петербурга.

   Для начала мы с Глебом отправились как болельщики на игры в Южную Корею, которые состоялись в феврале 2013 года – нам очень понравилось. Затем он участвовал в региональных соревнованиях по плаванию уже в Москве. Однако сильных участников с синдромом Дауна в программе таких состязаний нет, что объясняется особенностями их состояния – невысокой реактивностью. Тем не менее, видя успехи Глеба, мы решили дать такую же возможность другим детям, и подготовить их для участия в Специальных и Параолимпийских Играх. Хотя, в последнем случае, нам нужно будет сначала дождаться выделения участников с синдромом Дауна в отдельную категорию, благодаря чему программа состязаний станет для них более подходящей, и решение этого вопроса уже инициировала Всероссийская Федерация спорта для лиц с ментальными нарушениями. А пока мы начали тренировки.

   Сейчас в нашей секции работают две группы: для малышей с 5-6 лет и детей с 10 лет. Занятия проводятся бесплатно. Мы благодарны руководству бассейна «Гармония» за выделенные нам дорожки и Фонду имени Б. Н. Ельцина, который дает необходимые средства на покупку оборудования и зарплату тренерам. В будущем мы планируем организовать летние спортивные лагеря.

   Мы надеемся, что, помимо участия в состязаниях Олимпиады, наши занятия дадут детям в будущем еще и хорошую профессию – помощника инструктора по плаванию. Глеб стал первым из них: в младшей группе он помогает тренерам проводить разминку, показывает детям нужные движения в воде, и часто выходит, что ему проще и легче договориться с малышами, чем нам, «обычным» взрослым. А мамы наших «спортсменов» в восторге от Глеба, всегда ласкового и очень доброжелательного.

Слово – маме

Ольга, мама 14-летней Маши

   Мы занимались плаванием и раньше, но время от времени: Маша плавала с удовольствием, хотя и неправильно. Однажды районный реабилитационный центр пригласил нас на соревнования за честь района, здесь Маша показала хороший результат, ей понравилось побеждать. Возможность тренироваться в группе, специально созданной для наших детей, была моей мечтой, ведь в обычной ситуации инструкторы не могут уделить ребенку достаточно времени. Здесь же родители только помогают детям войти в воду в первый раз, остальное делают тренеры.

Читайте также:  Эвелина бледанс с сыном синдромом дауна фото

   На мой взгляд, с началом занятий Маша стала дисциплинированнее, она охотно слушается инструктора, ее движения сделались более скоординированными. Она осознает, что занимается делом, которое ей нравится, хочет бороться и побеждать. Очень надеюсь, что теперь она будет реже болеть, ее мышцы окрепнут, и вода научит ее расслабляться.

Говорят тренеры

Людмила, тренер по плаванию старшей группы

Упражнения по плаванию для детей с синдромом дауна

   Я всегда занималась с детьми, и по опыту могу сказать, что работать в нашей секции гораздо приятнее. Обычно ребята держат дистанцию, а мои особенные ученики – всегда открытые и очень отзывчивые. С ними безумно интересно: удивительно, сколько разных чувств можно выразить с помощью тактильного контакта, о чем «рассказать», поглаживая и прикасаясь. У них яркие характеры, без середины: либо покладистые, либо не самые послушные. Они учат меня терпению, ведь на объяснение заданий у нас уходит больше времени.

   Я думаю, что спорт высоких достижений будет полезен нашим детям, он даст возможность реализовать себя и получить профессию, то есть социально адаптироваться. Конечно, нужно помнить, что в достижении серьезных результатов для них есть предел, связанный с физическими и антропометрическими данными – речь идет о сопутствующих заболеваниях, присущих нашим ребятам, а еще коротких конечностях, невысоком росте. Прежде чем принять ребенка в секцию, мы просим предоставить медицинское заключение о его возможностях и особенностях, чтобы адаптировать программу тренировок и помочь решить имеющиеся проблемы. Например, плавание брассом корректирует положение стоп, а «кроль» может навредить в ситуации их вальгусной деформации, также многим противопоказан баттерфляй из-за атлантоосевой нестабильности шейного отдела позвоночника. При этом техника плавания у наших детей хорошая, что важно для успеха тренировок. И даже если какой-то серьезной мотивации для победы мы в них не видим, детям обычно очень нравится соревноваться, тем более, что сама атмосфера состязания – радостная и заразительная».

Елена, тренер по плаванию младшей группы

   Я профессионал, но с особенными детьми мне работать не приходилось. Шла в группу, не зная, чего ожидать, и сразу… влюбилась. Более отзывчивых и ласковых малышей я не знаю! Иногда нам бывает трудно понять друг друга, но терпение всегда помогает договориться. И, хотя дети могут действовать медленнее, чем хотелось бы, в них чувствуется характер, внутренняя целеустремленность, сила духа.

   В нашей секции работают сразу два инструктора, оба в воде, чтобы иметь возможность подойти к каждому ребенку. И так приятно видеть, когда на занятия к нам приходят папы – поддержать детей и помочь им.

Кому и чем полезно плавание – мнение врача

Анастасия Катюхина, педиатр городской больницы № 8 (Москва), консультант Даунсайд Ап

   Главная ценность занятий плаванием заключается в многообразии его благотворного влияния на организм человека при низкой травматичности этого вида спорта.

   Плавание полезно для психического развития. Водные процедуры укрепляют нервную систему, стимулируют нервные окончания, налаживают рефлекторную работу мышц – все это благотворно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии организма. А психологи утверждают, что занятия плаванием формируют личность человека, развивают смелость, решительность, целеустремленность, самостоятельность.

   Занятия в воде улучшают работу внутренних органов и систем. Регулярные занятия регулируют работу иммунных механизмов, налаживают терморегуляцию, то есть закаливают, повышают тонус организма.

  • Интенсивная работа мышц, выполнение активных движений улучшают кровообращение. Это значит, что кровь в достатке снабжает внутренние органы кислородом, помогая правильному и своевременному их развитию. Неоценимую пользу приносит плавание работе сердечно-сосудистой системы, головного мозга (за счет ускорения нервных процессов), желудочного кишечного тракта (налаживается ритм сокращений кишечника), увеличивается объем легких, улучшается их вентиляция.
  • В воде человеку приходится совершать множество активных движений, при этом задействуется множество разных групп мышц, включая самые мелкие. Помимо их тренировки, плавание укрепляет позвоночник и кости, корректирует осанку. Вода влияет на точность и пластичность движений, вырабатывается выносливость.

   Для того чтобы исключить состояния, которые могут стать препятствием для занятий плаванием, перед тем, как отправиться в бассейн, нужно проконсультироваться с педиатром, невропатологом, ортопедом, лор-врачом. К счастью, в большинстве случаев такие тренировки только помогают скорректировать разные проблемы со здоровьем.

   Похудение. Плавание – один из немногих видов спорта, отличающихся низкой травматичностью и дающих возможность развивать выносливость. Позвоночник и суставы ног тучного человека не чувствуют больших нагрузок, за один вдох и выдох происходит полный цикл движений. Большая потребность в кислороде вызвана огромной затратой энергии, при этом пловец использует каждый свой вдох максимально. В результате частота дыхания снижается, увеличивается приток крови к легким, и лишние калории сжигаются.

   Лечение позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Основное отличие занятий плаванием от тренировок в спортзале состоит в том, что в воде работают все мышцы человеческого организма: бедер, ягодиц, живота, плечевого пояса, рук. Нагрузка на них является одновременно и интенсивной, и щадящей, ведь в бассейне мы не чувствуем резких ударов и толчков. Плавание благотворно влияет и на суставы, придает гибкости рукам, шее, бедрам. Мелкие мышцы, расположенные вблизи позвоночника, расслабляются, что препятствует появлению остеохондроза, межпозвоночных грыж, формируется красивая осанка.

   Лечение сердечнососудистых болезней. В результате тренировок стабилизируется кровяное давление, объем легких и мощность сердца увеличиваются, что помогает снижению артериального давления.

   Закаливание. За счет перепада температур во время занятий в воде налаживается работа механизма терморегуляции нашего организма.

Упражнения по плаванию для детей с синдромом дауна

Занятия плаванием будут полезны детям с диагнозом:

  • гипер- и гипотонус мышц;
  • легкие формы недоразвития опорно-двигательного аппарата: гипермобильность суставов детей с синдромом Дауна, склонность к сколиозу, дисплазия соединительной ткани;
  • кривошея;
  • гипотрофия или избыточный вес;
  • восстановительный период гипоксически-ишемического поражения ЦНС легкой и средней степеней тяжести (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, миатонический синдром, гипертензионный синдром);
  • недоношенность;
  • перинатальная гипотрофия;
  • рахит;
  • анемия;
  • ДЦП, аутизм и др.

Занятия плаванием лучше прекратить, если ребенок начинает плакать, кричать или если у него появляется «гусиная кожа» и дрожь.

Противопоказания к занятиям плаванием:

  • острые заболевания (пневмонии, ОРЗ, которые сопровождаются высокой температурой – лихорадкой, отиты, гаймориты, тонзиллиты);
  • хронические болезни в стадии обострения;
  • тяжелые формы гипотрофии;
  • поражения кожи (гнойные, воспалительные), мокнущие диатезы;
  • болезни, сопровождающиеся ломкостью костей, гиперестезией;
  • артриты, слабость связочного аппарата;
  • тяжелые пороки сердца;
  • острые нефриты;
  • гидроцефалии, поражение ЦНС с декомпенсацией, судорогами, эпилепсия.

   Секция плавания приглашает начинающих спортсменов старше 10 лет, которые уже умеют немного плавать, для продолжения тренировок и участия в специализированных соревнованиях. Кроме того, профессиональные тренеры обучают детей навыкам работы в качестве помощника инструктора по плаванию.

Наш адрес: г. Москва, ул. Саморы Машелы, д. 6, корп. 4, бассейн «Гармония» (ст. метро «Коньково», «Беляево»).

Запись и справки по телефону: 8 916 834 55 66 (Елена).

Источник