Упрямство у детей с синдромом дауна

Упрямство у детей с синдромом дауна thumbnail

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Татьяна Фаткина спрашивает:

06 мая 16:24, 2011

Моему сыну 31 год.Года 2 тому назад в поведении возникла проблема-упрямство.Не хочет возвращаться с прогулки.Не хочет кушать и т.д. Уговоры не помогают.Раньше таких проблем не было.Учился в вспомогательной школе.Нигде не работал конечно.Дома иногда мог подмести пол.Сейчас и этого не делает.Может были такие случаи у людей с таким диагнозом.Заранее спасибо

К сожалению, в данной ситуации Вам сможет помочь только личная беседа с психотерапевтом или психологом, такие изменения психики часто сопровождают половое созревание, которое у Вашего сына могло начаться с задержкой.

Татьяна спрашивает:

07 мая 14:09, 2011

Спасибо за ответ! Ещё вопрос уже по этому поводу.Наш сын занимается анонизмом.Он это делает не осознано.Муж его ругает,а я думаю что пусть делает.Жить половой ,полноценной жизнью он не будет.А какой выход?Подскажите что лучше.Ещё ему в 4 года была сделана операция-крипторхизм.А сейчас жалуется на боли в левом боку,ближе к паху.Уролог ничего не нашёл.Но анализы мы не здавали,врач просто посмотрел и сделал вывод что всё нормально.

Вашему сыну обязательно нужно сдать общий анализ мочи, посев мочи на стерильность и бактериологический посев из уретры. Только после получения результатов этого обследования, можно будет исключить инфекционно-воспалительный процесс в моче-половой системе пациента.

Узнать больше на эту тему:
  • Психолог – что это за врач? Детский и семейный врач – консультации
  • Психотерапевт – кто это такой? Как получить эту профессию? Чем отличается от психолога?
  • Иппотерапия и лечебная верховая езда – центры реабилитации, конные и конно-спортивные клубы и комплексы в России, странах СНГ и дальнем зарубежье (названия, специализация и возможности, адреса, телефоны, цены)
  • Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов
  • Дельфинотерапия – показания и противопоказания, польза для детей с ДЦП и аутизмом, лечение различных патологий и расстройств, реабилитация, как проходят сеансы. Дельфинотерапия в Москве, в Сочи, в Евпатории и в других городах
  • Психологическая помощь и психологические тренинги
  • Дети с синдром Дауна приносят радость
  • Гештальт-терапия – Что это такое?
Поиск вопросов и ответов

Найдите ответ по ключевым словам вопроса

Наш сервис работает в дневное время, в рабочие часы. Но наши возможности позволяют нам качественно обработать только ограниченное количество Ваших заявок.
Пожалуйста воспользуйтесь поиском ответов (База содержит более 60000 ответов). На многие вопросы уже даны ответы.

Похожие вопросы

ВНИМАНИЕ!

Информация, размещенная на нашем сайте, является справочной или популярной и предоставляется только медицинским специалистам для обсуждения. Назначение лекарственных средств должно проводиться только квалифицированным специалистом, на основании истории болезни и результатов диагностики.

По всем вопросам, связанным с функционированием сайта, Вы можете связаться по E-mail: Адрес электронной почты Редакции: abc@tiensmed.ru или по телефону: +7 (495) 665-82-37

Источник

Элизабет Дайкенс представляет обзор исследований, касающихся психиатрических и поведенческих расстройств у людей с синдромом Дауна. Автор сравнивает их с аналогичными расстройствами у людей с интеллектуальными нарушениями иного происхождения и в популяции, указывает на специфику такого рода проблем при синдроме Дауна и выявляет «белые пятна» в наших знаниях, определяя направления дальнейших исследований.

Эпидемиологические исследования, проводившиеся в США и других странах, показывают, что примерно у 40 % людей с интеллектуальными нарушениями отмечаются поведенческие или эмоциональные проблемы, по степени выраженности достигающие уровня психопатологических синдромов. Многие психиатры, однако, не признают одновременного наличия психиатрических проблем и интеллектуальных нарушений, считая, например, что такие симптомы, как сниженное настроение или раздражительность, связаны с нарушениями в интеллектуальной сфере.

Кроме того, ученые, исследующие депрессию, тревожность или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обычно исключают из своей целевой группы людей со сниженным интеллектом. В итоге, несмотря на то, что вероятность подобных расстройств у этих людей выше, чем у остальных, мы знаем об их причинах и методах лечения гораздо меньше.

Что же известно в этой связи о людях с синдромом Дауна? 

Дети

Большинство детей с синдромом Дауна вполне адаптированы в своих семьях, учебных заведениях, местном сообществе, и у них не обнаруживается значительных психиатрических и поведенческих проблем. По сравнению с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения иного происхождения, вероятность психопатологии у них ниже. В частности, у этих детей существенно ниже показатели, которые, согласно стандартизированным тестам, свидетельствуют о наличии дезадаптивного поведения (психопатология отмечается у 18–23 % детей с синдромом Дауна и у 30–40 % детей с нарушениями другой этиологии).

Читайте также:  Агрессивны ли люди с синдромом дауна

И все же у детей с синдромом Дауна психиатрических и поведенческих расстройств больше, чем у их типично развивающихся сверстников. Ссылаясь на одно из недавних исследований, автор пишет, что по сравнению с «обычными» детьми у детей с синдромом Дауна в возрасте от 4 до 18 лет чаще проявляются такие черты, как упрямство, оппозиционное поведение, невнимательность; им больше свойственны речевые проблемы, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, стремление получить внимание со стороны окружающих. Неудивительно, что в 6–8 % случаев детям с синдромом Дауна ставится диагноз СДВГ, а в 10–15 % случаев у детей и подростков диагностируются поведенческие расстройства, которые выражаются в непослушании, неуступчивости или агрессии.

Упрямство у детей с синдромом дауна

Проведенное Дайкенс и соавторами анкетирование родителей 211 детей и подростков с синдромом Дауна показало, что выраженная агрессия отмечается у них довольно редко (например, драчливость – всего у 6 % случаев); значительно чаще имеет место агрессивность низкого уровня и провокационное поведение (непослушание – в 73 %, конфликтное поведение – у 65 %, вызывающее поведение – у 50 % случаев).

Особую проблему представляют сопутствующие расстройства аутистического спектра (РАС). Еще недавно разброс данных, касающихся частоты появления РАС у детей с синдромом Дауна, составлял от 1 до 11 %. Такая большая разница во многом была связана с отсутствием согласованных диагностических критериев, а в более ранних работах с тем, что диагнозы РАС автоматически относили к психозам. В настоящее время проводится широкомасштабное эпидемиологическое исследование вероятности появления такого сочетанного дефекта с использованием надежных, с точки зрения ученых, диагностических критериев. Пока же многие специалисты сходятся на том, что эта вероятность может достигать 10 %.

Исследователи утверждают, что у детей с синдромом Дауна признаки, по которым ставится диагноз РАС, отмечаются гораздо позже, чем в обычных случаях (по разным сведениям в возрасте от 6 до 16 лет). Возможно, это объясняется тем, что аутистические тенденции нередко принимаются за определенные проявления синдрома Дауна, а также преобладанием в массовом сознании представлений о детях с синдромом Дауна как о доброжелательных, открытых к общению и обаятельных, что, в принципе, очень далеко от аутизма.

В исследовании сопутствующих синдрому Дауна нарушений, в котором участвовала самая крупная из известных на сегодня выборка детей, использовались две контрольные таблицы, позволившие отделить случаи сочетанного дефекта «синдром Дауна + РАС» от случаев с другими сочетаниями, а также от случаев отсутствия сопутствующего диагноза.

Выяснилось, что дети с синдромом Дауна и РАС демонстрировали более низкий IQ и более тяжелые проявления стереотипного поведения, повышенную тревожность и уход в себя. Некоторые ученые считают, что факторами риска РАС у детей с синдромом Дауна являются, в числе прочих, такие проблемы здоровья, как эпилептические припадки, ранний гипотиреоз, осложнения после кардиологических операций, а также низкий IQ и наличие близких родственников с РАС. 

Подростки

Проблемы подростков с синдромом Дауна до сих пор не выделены в особую категорию.

Тем не менее есть работы, в которых показано, что по сравнению с детьми 4–11 лет у подростков 16–19 лет обнаруживаются несколько иные особенности поведения, например существенно более низкие показатели по шкале «гиперактивность».

В этом возрастном диапазоне поведенческая картина изменяется: особенности, преобладающие у детей 4–13 лет (такие как стремление привлечь к себе внимание окружающих, трудности с концентрацией внимания), в 14–19 лет уступают место таким особенностям поведения, как уход в себя, скрытность; подростки начинают вести себя тише и чаще предпочитают быть в одиночестве.

Однако Дайкенс полагает, что для определенных выводов необходимы лонгитюдные исследования, т. к., по ее мнению, нужно учитывать особенности восприятия родителями своих детей. Ссылаясь на исследования коллег, она пишет, что 15–20-летние молодые люди с синдромом Дауна воспринимаются своими родителями как менее забавные и компанейские, менее приветливые и теплые, не такие отзывчивые, как в детстве. Возможно, такие особенности вообще характерны для подростков, однако молодые люди с другими типами интеллектуальных нарушений не обнаруживают подобных изменений поведения. Для специалистов эти возрастные паттерны важны, так как они могут пролить свет на появление депрессий и иных проблем у взрослых людей с синдромом Дауна. 

Взрослые

Исследований, касающихся обсуждаемых проблем у взрослых людей с синдромом Дауна, гораздо больше. Довольно хорошо изучена и описана связь между болезнью Альцгеймера и изменениями, происходящими с человеком в зрелом возрасте. В частности, исследована и описана в литературе болезнь Альцгеймера у взрослых людей с синдромом Дауна. У большинства из них невропатологические признаки деменции обнаруживаются после 40 лет, а клинические симптомы – после 50 лет, что на 20–30 лет раньше, чем при болезни Альцгеймера у основной категории населения. При этом интеллектуальный спад имеет место примерно у 50 % людей с синдромом Дауна.

Читайте также:  Невропатия седалищного нерва синдром грушевидной мышцы

Помимо этого, как показывают данные наблюдений, взрослые с синдромом Дауна подвержены депрессиям, причем эти состояния наблюдаются чаще, чем у людей с интеллектуальными нарушениями другого происхождения (6,1–11,4 % против 1,1–1,7 %). К наиболее распространенным симптомам депрессии у людей с синдромом Дауна относятся уход в себя, мутизм, психомоторная заторможенность, плохое настроение, пассивность, сниженный аппетит и бессонница. В особо тяжелых случаях отмечаются галлюцинации.

Важно отметить, что депрессия и плохое настроение у людей с синдромом Дауна некоторыми учеными рассматриваются как состояния, предшествующие деменции. В частности, такие проявления поведения, как уход в себя и апатия, представляются ранними признаками деменции и обычно отмечаются близкими до появления измеримых когнитивных изменений. Пятилетние наблюдения за 55 взрослыми людьми показали, что в отличие от основной категории населения при синдроме Дауна на ранних, доклинических стадиях деменции наиболее ярко проявляют себя не столько нарушения памяти, сколько поведенческие и личностные изменения.

По сравнению с основной категорией населения и людьми с интеллектуальными нарушениями иного происхождения, люди с синдромом Дауна, страдающие деменцией, гораздо меньше склонны к агрессии; для них характерны нежелание сотрудничества, плохое настроение, плохой сон, повышенное беспокойство и слуховые галлюцинации. Возможно, пониженная агрессивность и склонность к депрессии, которые наблюдаются в более раннем возрасте, потом, в контексте прогрессирующего когнитивного спада, связанного с деменцией, проявляются ярче.

Биполярные аффективные расстройства и шизофрения отмечаются сравнительно редко.

Если коротко подытожить знания о психиатрических и поведенческих проблемах взрослых людей с синдромом Дауна, то можно сделать вывод, что более всего изучались депрессии и болезнь Альцгеймера. Но даже в этой области есть белые пятна. Непроясненными остаются также вопросы, касающиеся других типов психопатологии, включая обсессивно-компульсивные расстройства, обсессивную заторможенность и атипичные психозы. 

Направления дальнейших исследований

На сегодняшний день большинство исследований в области психических и поведенческих расстройств у детей и взрослых с синдромом Дауна (за исключением работ, посвященных болезни Альцгеймера), дают лишь описание типов и симптомов таких расстройств, а также оценку частоты их появления. В результате ощущается явная нехватка ответов на некоторые важные вопросы.

  • Что проиcходит с выявленными в детстве проблемами в последующие периоды жизни?

Мы довольно много знаем о психиатрических и поведенческих расстройствах в начале и конце жизненного пути, но мало представляем себе, что происходит между этими этапами. Поэтому есть острая необходимость в исследованиях, которые помогли бы связать эти отрезки пути и выявить, как трансформируются симптомы со временем, особенно в период от начала подросткового возраста до окончания периода юности и молодости. Мало известно также о процессах, происходящих до 40 лет – в период, предшествующий возрасту особо высокого риска.

  • Каковы факторы риска и защиты?

Исследования, на которые ссылается автор, выявили для дальнейшего изучения 5 переменных, которые можно назвать факторами риска. Это возраст, пол, уровень серотонина (5-НТ), качество сна и стрессовые события. К факторам защиты авторы исследований отнесли особенности личности, в той или иной мере проявляющиеся у людей с синдромом Дауна: доброжелательность, общительность, обаяние, чувство юмора, незлопамятность. Эти качества могут смягчать проявления психопатологии. Еще одним важным фактором защиты может стать постоянная и структурированная стимуляция познавательной деятельности и социальных навыков.

  • Какова эффективность вмешательства?

Среди существующих методов, которые, по мнению Э. Дайкенс, требуют оценки в плане применения при синдроме Дауна, названы и медикаментозные, и немедикаментозные. В частности, автор считает полезным изучение возможности применения успешных наработок в области ранней помощи детям с РАС, а также использование методов когнитивно-бихевиоральной терапии.

В заключение обзора автор напоминает, что история изучения синдрома Дауна насчитывает уже почти 150 лет. И все же в области психического здоровья остается немало проблем, на решение которых следует нацелить будущие исследования. 

Обзор подготовила Н.С. Грозная

Источник

Синдром Дауна

– это геномная патология, характеризующаяся наличием тройной хромосомы (трисомией) в 21 паре. Впервые был описан Джоном Дауном в 1866 году и имеет код по МКБ 10 – Q90. Риск рождения больного ребенка рассчитывается при дородовой диагностике еще на 11-14 неделе беременности. Главными признаками наличия заболевания является характерные внешние черты, отставание в умственном и физическом развитии.

Причины появления синдрома

Известно несколько причин развития синдрома. В данный момент выделяют три основные:

1) Рождение ребёнка от родителей, старше 45 лет.

После достижения этого возраста шанс родить ребёнка с подобным заболеванием увеличивается почти в 2 раза. Причём более важную роль играет возраст матери. Чем раньше женщина родит ребёнка, тем меньше вероятность, что у него проявится синдром Дауна.

Читайте также:  В чем заключаются эмоциональноличностные нарушения при лобном синдроме

2) Родовая наследственность.

Синдром Дауна редко передаётся по наследству, но такие случаи всё же бывают. Поэтому, если в семье имеется родственник с этим заболеванием, шанс, что оно передастся ребёнку выше, чем у других семей.

3) Родственные браки.

В родственных браках шанс рождения ребёнка с синдромом Дауна очень высок. Именно по этой причине во многих странах они запрещены.

Симптомы у новорождённых

Существует ряд признаков заболевания, проявляющихся при рождении. Перечислим наиболее характерные:

  • плоское лицо;
  • череп округлой формы;
  • вертикальная кожаная складка в области глаз;
  • приоткрытый рот с вытянутым языком;
  • утолщены затылок и переносица;
  • укороченная шея;
  • укороченный или скривлённый мизинец.

Воспитание ребёнка

Есть несколько важных правил того, как правильно заботиться о ребёнке с данным заболеванием.

1. У детей с синдромом Дауна хорошо развит навык подражания.
Чтобы научить их самостоятельности, нужно создавать ситуации, позволяющие им наблюдать за вашими действиями. Это может помочь им в будущей жизни.
2. Разучивайте с ребёнком разнообразные стихи, считалки, скороговорки и т.д.
Это поможет устранить дефекты речи.
3. Комментируйте свои действия.
Если видите, что ребёнок за вами наблюдает, опишите свои действия простыми предложениями.
4. Обычно дети с этим заболеванием очень чувствительны к музыке.
Им нравится прыгать, хлопать в ладоши, просто совершать какие-либо движения в такт музыке. Поэтому стоит как можно чаще включать такому ребёнку музыку.
5. Не следует забывать о регулярном визите к врачам.
Регулярные обследования помогут заблаговременно выявить изменения в состоянии ребёнка, что в будущем позволит максимально сократить неприятные последствия.

При должном уходе ребёнок с этим заболеванием станет полноценным членом общества.

Программа развития детей

Психологи разработали коррекционные программы, позволяющие адаптироваться больному ребёнку.

  • Методика ОДН (формирование основных двигательных навыков).
  • Коррекционная программа Портаж.
  • Верховая езда.
  • Дельфинотерапия.
  • Коррекционная программа Маккуэри.
  • Канистерапия.

Формирование основных двигательных навыков

Программа предназначена для развития двигательных функций у детей. Педагог выявляет нарушения в развитии. Составляет определённый план занятий с активным участием родителей. Точно подбирает некоторые виды занятий, способствующие развитию деятельности малыша. С помощью тестирования определяет дальнейшие рекомендации, способные улучшить двигательные функции. Данная программа позволит научить ребёнка активно двигаться. В результате особенные дети не будут отличаться от своих сверстников.

Коррекционная программа Портаж

Коррекционная методика создана для работы с семьями, у которых имеются дети-инвалиды. Специалист посещает в назначенное время больного. Обучает родителей правильному общению с ребёнком, знакомит малыша с предметами обихода. У детей со временем развивается речь, нормализуется слух, улучшается активность движений.

Верховая езда

Лечебная верховая езда считается лучшей эффективной терапией. Иппотерапия нормализует обмен веществ в организме. Во многих странах применяют для реабилитации больных с ограниченными возможностями. На протяжении длительных тренировок у пациента стабилизируется координация движений. Положительно влияет на психологическое состояние. Ребёнок начинает доверять окружающим людям. Исчезает чувство страха.

Дельфинотерапия

Терапия с дельфинами считается одной из самых главных методик для лечения больных детей. Эффективность данного метода имеет подтверждение во многих странах. Наблюдается активная деятельность головного мозга. В процессе общения дельфины создают определённые звуки, которые способны восстановить слух и речь у детей. Активизируют эмоциональное состояние и активность движений.

Коррекционная программа Маккуэри

Программа Маккуэри родом из Центра “Даун Синдром” Университета Маккуэри. Задача методики – полное раскрытие всех возможностей ребенка. Это достигается путем проведения занятий по решению задач состоящих из небольших блоков – ступенек.  “Маленькие ступеньки” – так по другому называется программа по планомерному развитию особенных детей в их первые годы жизни.

Важно понимать, что данная программа является обучающей, а не лечащей.

Дети с особенностями в развитии постепенно, шаг за шагом овладевают теми навыками и умениями которые готовы воспринять. С малышами по обучающей индивидуальной программе разработанной педагогами Центра занимаются непосредственно их родители.

Обучение проходит дома, а ступени, которые преодолевает малыш, со временем решая поставленные задачи и составляют его обучающую программу.

Программа под каждого ребенка разрабатывается индивидуально. 

Объем программы зависит от того, чему готов научиться ребенок. Важно и то, сколько времени могут посвятить родители процессу обучения, какие возможности у них есть. Программа “Маленькие ступеньки” устроена таким образом, чтобы помогать ребенку развиваться и удобно подходить для всех членов семьи. Основные умения и навыки, составляющие программу “Маленьких ступенек”, взяты из учебного плана Центра Маккуэри. Эти методики разработаны таким образом, чтобы у обучаемого можно было развить тот навык, в котором он нуждается.

После применения различных методик дети могут посещать государственные школы. Для них специально создается индивидуальная программа. В процессе ее реализации  у маленьких пациентов сокращается отставание в развитии от здоровых детей.

Источник