В ростове есть центр для детей с синдромом дауна

В ростове есть центр для детей с синдромом дауна thumbnail
Реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющий аналогов в Ростовской области, открылся в донской столице в начале сентября. Корреспондент и фотограф «РО» отправились в центр, чтобы своими глазами увидеть, как здесь всё устроено, как работает аппарат, который заново учит ходить, и прибор, помогающий маленьким пациентам почувствовать своё тело, кто занимается с особенными детьми и почему на эмблеме реабилитационного центра нарисована божья коровка. В светлом холле нас встречает директор городского реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями Нина ЧЕРЕДНИКОВА.

Сделано с любовью

— В центре созданы все необходимые условия, способст вующие комплексной реабилитации и развитию особенных детей: ребят, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), расстройствами аутистического спектра и синдромом Дауна. Сегодня ежедневно совершенно бесплатно центр посещают 55 детей в возрасте от 3 до 18  лет. На 2  курс, который стартует 1 ноября, записались 57 человек. Более того, родители уже записываются на 3 и 4 курсы, — рассказывает Нина Чередникова (на фото).

В центре создана доступная среда для людей с ограниченными возможностями, а каждый этаж оформлен по-особенному. Первый выполнен в зелёном цвете и представляет собой «Зелёный остров», второй — с картинками из сказки «Волшебник Изумрудного города»  — называется «По дороге из жёлтого кирпича», третий, синий,  — «Воздух и вода», а четвёртый — «Ростов-на-Дону», он оформлен картинами и фотографиями, на которых изображён наш город. Здесь всё продумано до мелочей и сделано с душой и большой любовью. К примеру, в столовой подобраны именно те цвета, которые вызывают аппетит, а в рисунках обыгрывается тема домашних традиций.

Центр оснащён по последнему слову техники. Здесь есть со временное физиотерапевтическое, сенсорное, дидактическое и другое реабилитационное оборудование.

На первом этаже располагаются массажные кабинеты, зал лечебной физкультуры, кабинеты врачей: невролога, психиатра, ортопеда и др.

Комплексная реабилитация

В массажном кабинете установлены кинезиостол и стол Бобат и Войта. Они служат для проведения специфического лечения, сочетающего в себе элементы массажа и лечебной физкультуры: упражнения включают растяжки и разработку суставов. После массажа ребята проходят в зал лечебной физкультуры (ЛФК). Здесь есть ходунки, тренажёр «Баланс-Мастер» для тренировок баланса и координации, вертикализаторы — приспособления для детей с ДЦП, помогающие принимать вертикальное положение, имитатор ходьбы «Имитрон» и лестница с электронной регулировкой высоты ступенек «Альтер Степ». После занятий лечебной физкультурой ребёнок отправляется в кабинет эрго- и локомоторной терапии.

— В уголке механотерапии ребята учатся самостоятельно вставлять штепсель в розетку, шнуровать обувь, открывать защёлку, застёгивать молнию — то, что каждому из нас приходится постоянно делать в повседневной жизни. Это называется эрготерапия, — уточняет Нина Чередникова.

Помимо этого, в кабинете установлены тренажёры для укрепления и разработки кисти рук, развития мелкой моторики пальцев. Здесь же есть аппараты для разработки нижних конечностей — реабилитация проходит комплексно.

— В центре установлена единственная на юге России система локомоторной терапии. Она служит для восстановления двигательной активности при ДЦП, неврологических заболеваниях и лечении последствий травм. Эта система позволяет в прямом смысле поставить ребёнка на ноги, помогает восстановить утраченные навыки ходьбы. Аппарат мотивирует пациентов к движению. Ноги ребёнка передвигаются принудительно синхронно с лентой беговой дорожки. Этот аппарат, как и практически всё оборудование в центре, отечественного производства, — рассказывает Нина Александровна.

Здесь есть и реабилитационная перчатка, её сделали специально для ростовского центра по средним размерам детской руки. Это уникальная система с биологической активной связью для восстановления подвижности запястья и пальцев. Её используют в процессе реабилитации детей с ДЦП, с заболеваниями центральной нервной системы. Такая перчатка позволяет проводить реабилитацию маленького пациента в игровой форме. К примеру, ребёнок во время упражнений для восстановления мелкой моторики, координации движений и концентрации внимания может управлять движущейся машинкой.

Научиться чувствовать тело

На 2 этаже располагаются комнаты дневного пребывания (здесь дети могут отдохнуть и даже поспать — для этого есть кроватки), музыкальный и актовый залы, творческие мастер ские, ИЗО-студия и зал компьютерной грамотности, в котором установлен многофункциональный комплекс для детей-инвалидов. В планах — создание театральной студии.

На 3 этаже — кабинеты дефектолога, логопеда, комната физиотерапии, социальная лекотека (это такое специально оборудованное помещение для психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей. Слово «лекотека» произошло от шведского leko «игрушка» и греческого theke «хранилище». — Прим. «РО».) и сенсорная комната. Занятия в ней помогают детям с гиперактивностью, повышенной тревожностью, отставанием в интеллектуальном развитии, расстройствами аутистического спектра. Здесь с ребятами занимаются психологи. Это волшебное помещение, наполненное разными стимуляторами, воздействующими на органы чувств человека. Здесь особые свет и цвет, играет музыка. Есть сухой бассейн, наполненный шариками, и светящееся «звёздное небо» над головой.

По словам директора центра, занятия в сенсорной комнате укрепляют нервную систему, улучшают настроение, снижают нервное возбуждение и мышечное напряжение, стресс, агрессивность, стимулируют мозговую активность.

На 4 этаже расположены конференц-зал и различные кабинеты. В одном из кабинетов установлен аппарат «Реакор».

— Это аппарат психофизиологического воздействия с обратной биологической связью. Он учит ребёнка чувствовать своё тело. Наши особенные пациенты благодаря ему учатся контролировать свои физиологические процессы, такие как пульс, дыхание, поведение. Ребёнок видит картинки на экране монитора, слышит музыку — получается релаксация, и в то же время он учится расслабляться, успокаиваться, снимать напряжение, — рассказывает Нина Чередникова.

Символ веры

По словам директора городского реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, родители особенных детей тоже нуждаются в реабилитационных мероприятиях. С первых дней в центре работает родительский клуб «Отважное сердце». Инициаторами его создания стали родители особенных детей, они же придумали клубу название. Родители общаются друг с другом, обмениваются опытом, устраивают чаепития. Помимо этого, они могут получить в центре психологическую помощь и консультации специалистов.

— Символ нашего центра — божья коровка. Во многих культурах она считается талисманом удачи. Для нас она  — символ веры, надежды и покровительства небес. С давних пор считается, что это насекомое является посредником между небесами и людьми. Именно поэтому суще ствует поверье: если на вас села божья коровка, шепните ей своё самое заветное желание и отпустите в небо — она передаст всё высшим силам, и желание обязательно сбудется. Мы верим в то, что наш центр поможет особенным детям и их родителям, — говорит Нина Чередникова.

Читайте также:  Для синдрома холестаза характерно увеличение в крови

На открытии центра вместе с губернатором Ростовской области и главой администрации города перерезал традиционную красную ленточку 7-летний Артём Семибратов. У него врождённая патология развития позвоночника. Мама Артёма, Татьяна Семибратова, рассказала нам, что центр они пока не посещают, но Артём записан на второй поток.

— Но как нам туда добираться?.. Идти пешком, потом на один автобус, на другой. С коляской это всегда неудобно и трудно, — говорит она.

Решить такую проблему поможет микроавтобус с лестничным гусеничным подъёмником. Ключи от него в день открытия центра вручил губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев. По словам Нины Чередниковой, этот микроавтобус будет привозить детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в центр.

Ирина ШНИТ, мама 6-летнего «солнечного» мальчика Ромы: «Мы ходим в этот реабилитационный центр с самого первого дня. Центр замечательный, суперсовременный. Занятия здесь проходят ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Дети в центре занимаются в 2 смены, мы — в первую, с 9 до 12. Во вторую смену, с 13 до 17  часов, в основном ходят дети, которые учатся в школах. И в первой, и во второй смене организованы обеды. Сейчас с нами занимаются психологи, логопеды, дефектологи. Занятия длятся по 30 минут с 10-минутными перерывами. Также ежедневно проходят творческие занятия, во время которых дети рисуют, лепят и даже вышивают. Персонал очень добрый, внимательный и квалифицированный. Педагоги стараются к каждому ребёнку найти особый подход. Я и другие родители особенных детей очень рады, что наконец-то в нашем городе появилась возможность проходить такую реабилитацию, да ещё и совершенно бесплатно».

Справка «РО»

В реабилитационном центре работают 3 отделения: дневного пребывания, медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, а также диагностики и разработки программ социальной реабилитации. Те, кто прошёл с ребёнком 1 курс реабилитации, могут записаться в центр повторно, и не раз.

Сегодня в Ростове проживают 2760 детей-инвалидов и более 14 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в реабилитации.

Фото Василия Редько

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник

6CGxfEvIMNcОсобыми в центре называют детей, которые развиваются не нормативно, т.е. с отклонениями от принятой в обществе нормы. Эта самая норма и степень ее отклонения могут быть самыми разными, как и причины, которые приводят к появлению «особости» в детях.
Одна из важных проблем, которые поставил перед собой центр «Содействие», — преодоление барьера в общении между семьями с особыми детьми и остальным обществом. Хотелось написать «человечеством», но эта задача, пожалуй, из области фантастики, поэтому цель ставится не столь непосильная: помочь ростовчанам и жителям области работать над стиранием очень даже зримых барьеров общения.
Проще говоря, есть те, кто имеет дело с особыми детьми, и те, кто не имеет, и вот эта вторая часть, как правило, даже плохо представляет себе, какие они, как с ними разговаривать, играть, взаимодействовать даже на бытовом уровне.

Особость в детях

Список заболеваний дан примерный, исчерпывающим его считать нельзя ни в коем случае. Как правило, центр имеет дело с этими проблемами, которые приводят к тому, что ребенок не может без специальной помощи развиваться нормативно:
• аутизм;
• ДЦП;
• синдром Дауна.
Подробнее о любом заболевании можно найти информацию в интернете, поэтому детально останавливаться на первопричине я не буду. В центре «Содействие» работают специалисты с психологическим образованием, логопеды, волонтеры, знакомые с симптоматикой и особенностями лечения каждого заболевания или нарушения.
«Особость» проявляется в разном возрасте, и общий мотив здесь вполне понятен даже человеку без специального образования – чем раньше выявили наличие отклонения от нормы, тем эффективнее будет коррекция и тем выше шансы, что к моменту поступления в младшую или среднюю школу ребенок не будет ничем отличаться от нормативно развивающихся сверстников.
В связи с этим очень важны программы общей ранней диагностики. Некоторые заболевания начинают подавать серьезные симптомы только в той фазе, когда нужно прикладывать уже очень существенные усилия по лечению. Отсюда и необходимость в создании открытого информационного пространства.

Влияние среды

Появление заболеваний у ребенка связано не только с внутренними процессами, многие из них продиктованы влиянием внешних факторов. Сюда можно отнести не только экологию, болезни матери или травмы в раннем возрасте. Значение имеет почти всё, и картинка складывается из маленьких кусочков.
В частности сейчас специалисты обращают особое внимание на возраст матери – женщины, которые рожают детей до 35 лет, в существенной степени реже сталкиваются с проблемами особого детства.
Вредные привычки родителей также влияют на вероятность появления в семье особого ребенка. Статистика по этому вопросу представлена в Сети в очень большом количестве. Алкоголь, никотин, наркотики и другие стимуляторы даже при умеренном регулярном потреблении повышают вероятность получения проблем в будущем. Рекомендуемый срок условного «поста» — около года. Для получения более конкретных дат лучше всего обратиться к специалисту, который занимается планированием семьи.
Предотвратить проблемы намного проще, чем решать их, когда они уже появились.

Держаться вместе

Одна из задач ростовского центра «Содействие» — сплотить родителей особых и нормативных детей для создания площадок интегративного развития. Модель таких площадок есть за рубежом и мозаично применяется в России.

Xy7xQgelw7M
Основную часть затрат берут на себя родители и спонсоры.
Цель программ, если свести их к общим терминам, заключается в обеспечении возможности частых контактов особых детей и детей нормативно развивающихся. Очень важно уже в раннем детстве обеспечить снятие вынужденной изоляции семьи, чтобы ребенок учился тому же, чему учатся его сверстники, – дружить, общаться, заниматься творчеством. Если в семье, помимо особого, есть нормативный ребенок, частично проблема снимается, но такое бывает далеко не всегда и не решает проблему полностью.
Основная проблема заключается в препятствиях, которые возникают вследствие недостаточной информированности родителей нормативных детей и/или руководства образовательных учреждений.
Некоторые воспитатели и директора настроены очень решительно. В частности это касается учреждений, где часть финансирования зависит от взносов и пожертвований родителей. Имидж школы или садика, по мнению таких людей, может пострадать, если пойдут слухи о том, что здесь вместе с «нормальными детьми» учатся, скажем, аутисты.
Установить контакт можно только на уровне конкретной школы и конкретного класса. Сборы подписей, бесконечная работа с воспитателями, поиск тьютеров для сопровождения ребенка в классе…
Многих проблем можно было бы избежать, если бы в обществе сложилось грамотное понимание первопричин особости, возможных последствий и принципов общения с такими детьми.

Читайте также:  Список книг о стокгольмском синдроме

Ошибки восприятия

Основная часть стереотипов связана с внешним проявлением заболеваний особых детей. Многие из них выглядят замкнутыми, реагируют на происходящее иначе, чем нормативные дети. Молодые мамы, воспитатели и даже обычные наблюдатели недоумевают: «Чего от него (особого рбенка) можно ждать?» И очень часто от особых детей ожидают проявления жестокости.

cywEoRTy02Y
При этом те отклонения от нормы, которые наблюдаются у аутистов, больных ДЦП и больных синдромом Дауна, на самом деле очень разные. Любой образованный человек (или хотя бы способный читать и искать информацию в книгах или Интернете) может получить достаточно сведений, чтобы увидеть разницу «при первой встрече».
Справиться с тотальной безграмотностью молодых родителей пытаются не только специалисты «Содействия», но и многочисленные добровольцы, неравнодушные к проблеме журналисты… Словом, мир всё ещё не без добрых людей.
Усилиями сплоченного коллектива выпускается журнал «Седьмой лепесток», который распространяют бесплатно, в первую очередь, для семей, столкнувшихся с особым детством.
Здесь ответы на распространенные вопросы, истории чужих жизней, советы, объявления, обзоры проведенных мероприятий (выставки, конференции, совместные поездки).

Субботний Досуговый Центр

Помимо индивидуальной работы с детьми и их родителями в «Содействии» принята практика субботних досуговых центров (СДЦ). Их организацией занимаются специалисты вместе с волонтерами.

ZucxcRdeu_E
Каждую субботу центр приглашает в гости семьи особых детей, проводит для них совместные конкурсы, игры, упражнения. Дети общаются друг с другом под контролем взрослых, получают возможность хотя бы на короткий срок увидеть что-то по-настоящему новое. Программы СДЦ составляют заранее, руководствуясь опытом предыдущих лет, месяцев, недель… В центре специальная картотека, куда внесены результаты каждого проведенного «субботника».
Для родителей особых детей это возможность отдохнуть, поделиться проблемами и радостями с другими родителями, проконсультироваться со специалистами.
Прийти на СДЦ может абсолютно бесплатно любая семья, предварительно оговорив дату с руководством «Содействия».

Полезные ссылки:

«Содействие» — официальная группа Вконтакте.

Источник

1 сентября необычная девочка пошла вместе со сверстниками в обычную школу

Восьмилетнюю Наташу Литвиненко в Ростове знают многие. В 2018 году девочка с синдромом Дауна стала лучшей топ-моделью среди 33 участниц со всей России и снялась в программе «Лучше всех» на Первом канале. В этом году особенная девочка пошла в обычную общеобразовательную школу. Корреспондент 161.RU узнал, как Наташе удалось поступить в школу «для нормальных» и нашла ли она общий язык с одноклассниками и учителями. 

Мама Наташи долго думала, но решилась отправить дочку в обычную школу

У Надежды Литвиненко было двое детей — дочь и сын. Оба они погибли 10 лет назад при пожаре. Женщина вынуждена была уходить на заработки, ставила сетки для ловли рыбы, утром забирала улов. В один из таких дней, когда она вернулась домой, обнаружила, что все в огне. Надежда вынесла детей и отправилась с ними в больницу. Пока ехала — в пожаре сгорело абсолютно всё. В сельской больнице в 120 километрах от Ростова не было кислородных подушек. Детей не спасли… 

Знакомые помогли Надежде начать строить новый дом буквально с нуля. Тяжелая ежедневная работа глушила боль и скорбные мысли. Дом, который был совсем не нужен, помог женщине не сойти с ума. И сейчас она благодарна, что огонь не сохранил ни одной вещи, которая бы напоминала о прошлом.

Дом Надежда так и не достроила — появилась Наташа. Улыбчивая девочка с открытым сердцем и синдромом Дауна. Она стала спасательным кругом для Надежды, смыслом и целью всей её жизни.

Наташа быстро нашла общий язык с одноклассниками

В семь лет девочка вышла в финал конкурса «Топ-модель — 2018» и снялась в шоу «Лучше всех» на Первом канале. Наташа занимается в модельной школе и сейчас. Мама надеется, что девочка станет востребована как модель и найдется продюсер, который ею заинтересуется и будет продвигать. «Не будет умной, так будет красивой», — шутит Надежда. Но хочет для дочери, конечно, и того, и другого. В этом году Наташа пошла в первый класс. Мама настояла, чтобы ее особенная девочка училась в обычной общеобразовательной школе.

Жить осознанно

— Сейчас вышел закон об инклюзии, и обычные школы обязаны брать таких детей. У семей, где есть особенные дети, есть выбор: идти в специализированную школу и быть со всеми на равных, или идти в обычную общеобразовательную. Быть среди «своих» комфортно, но научиться у таких детей нечему. В «нормальной» среде ребенок чувствует себя не таким успешным, зато у него перед глазами есть пример того, к чему нужно стремиться, — объясняет свой выбор мама девочки.

Первая учительница строгая, но понимающая и справедливая

Поначалу у Надежды были сомнения. Переубедили друзья. Женщина не жалеет о своем решении и говорит, что в спецшколу они с Наташей успеют всегда. Сейчас мама первоклассницы абсолютно уверена: учеба в районной школе научит непростую девочку ладить с людьми.

— Наташа будет жить в этом районе, общаться с окружением, и школа сыграет важную роль в социализации. Еще, конечно, все-таки хочется, чтобы она чего-то добилась в этой жизни. В обычной школе она получит больше опыта, а я в нее верю. Я хочу, чтоб она развивалась как личность, — считает Надежда.

Самое сложное в школе — ранние подъемы

Читайте также:  Детей с синдромом дауна в казахстане

Женщина рассказывает, что читала об эксперименте, который проводили среди детей с синдромом Дауна в США. Часть детей с заболеванием поместили в обычный детский сад, а часть — в специализированный. В спецсадике к малышам был особый подход. В обычном садике к детям с синдромом предъявлялись такие же требования, как и к обычным. В результате в обеих группах дети получили одни и те же навыки, но те, кто ходил в обычный детсад, научились владеть всеми навыками осознанно.

Классные будни

К 1 Сентября готовились недолго, за несколько дней. Первоклассница очень хотела надеть форму и страшно радовалась праздничной суматохе, шарикам, цветам на линейке. Но когда выяснилось, что в школу придется вставать рано каждый день, пыл девочки поутих.

— Вообще в школу ей очень нравится ходить, она бежит туда вприпрыжку. Но она учится в первую смену, и без десяти восемь уже нужно быть на месте. А Наташка любит поспать. Особенно тяжело было в первые дни. Я будила ее и говорила: «Кто у нас тут первоклассница, кому в школу сейчас идти?» А она отвечала мне: «Тебе». Мы просыпались, я ее одевала, ставила перед выходом, неслась в машину, хотя у нас тут два дома надо пройти. Первые дни было так. Сейчас она привыкла, и даже в выходные уже сама просыпается рано, — рассказывает Надежда.

Девочка ходит в школу с удовольствием, хотя пока у нее получается не всё

Когда в общеобразовательной школе узнали, что в первый класс собирается особенный ребенок, удивляться не стали. Директор и учительница отнеслись к Наташе как к обычной ученице.

— До начала учебного года учителя знакомятся с личными делами своих учеников. Когда я увидела, что в классе будет Наталья, я не удивилась. Я знаю, что сейчас такие детки могут учиться в обычных общеобразовательных школах. И это хорошо и для них, и для обычных детей, и я вижу, что проблем в общении со сверстниками, с одноклассниками у Наташи не возникает. Определенные трудности есть с тем, что детей в классе много, и я не могу достаточно времени уделить Наташе — столько, сколько ей требуется. Но в любом случае пока в школе намерены вести ребенка до самого выпуска, — говорит классная руководительница девочки. 

Долгожданный праздник 1 Сентября стал для Наташи одним из самых запоминающихся дней

Мама Наташи с самого начала хотела, чтобы ее дочь попала к понимающему, но притязательному педагогу.

— Я попросила, чтобы у нас был жесткий учитель, иначе дочь будет делать только то, что хочет — есть такая черта у людей с синдромом Дауна. И с классной руководительницей повезло: строгая, но хорошая. К дочке изначально отнеслись лояльно. Классная сказала: такой же ребенок, как все. И сейчас продолжает относиться к ней так же, как и ко всем другим детям в классе, — рассказывает Надежда.

Любимый предмет у девочки — математика

Почти сразу же сложилась дружба и с одноклассниками. Коммуникабельная и милая, девочка умеет к себе расположить, поэтому одноклассники относятся к ней хорошо, а это — уже половина успеха. Девочки помогают застегивать пуговицы и завязывать шнурки, и в целом дети относятся доброжелательно. В классе Наташу не обижают, а, глядя на то, как готовят задание и отвечают другие, девочка тоже хочет делать уроки и всё успевать. Правда, с успеваемостью пока проблемы.

Любите любых

У Наташи четыре урока в день по 35 минут. Занятия адаптированы для малышей, которые пришли в школу первый раз. Но из-за того, что у девочки замедлены реакции, ей тяжело. Все уже разложили свои принадлежности, а она только начинает. А то может и отвлечься на что-то. Увидит яркую картинку на другой странице и забудет, что нужно вернуться к предыдущему заданию. Не всегда может объяснить, что задали на дом, и не всегда понимает, что нужно делать. Тяжело дается написание букв и цифр. Кроме того, у девочки много проблем со здоровьем. В последнее время резко упало зрение, и если ребенок устает, то она не может ни на чем сфокусировать взгляд.

В конкурсе красоты маленькая Наташа обошла 33 участницы

— Я настояла на том, что нам нужен тьютор (индивидуальный педагог, сопровождающий ребенка. — Прим. ред.). Она уже достаточно самостоятельная, и ей многое хочется делать самой. Если не присматривать и не помогать, вместо уроков она просто может уйти на детскую площадку, потому что там интереснее. Перед школой мы проходили психолого-медико-педагогическую комиссию, Наташе прописали адаптированную программу, но пока мы учимся по общей программе, и Наташа не тянет. 

В нашей школе ставка тьютора есть. Правда, сначала нам сказали, что на него можно даже не надеяться. Но потом мы сами нашли подходящего человека, сейчас она улаживает формальности и, надеюсь, нам не откажет. Потому что хочется. чтобы Наташа не просто отсиживала уроки школе, а все-таки был результат. 

Девочка посещает модельную школу и с удовольствием участвует в показах

Наташа давно занимается гимнастикой и хореографией

Наталья и Надежда постоянно в поисках новых педагогов. Сейчас девочка посещает цирковую студию, бассейн, модельную школу, занимается хореографией и математикой. Математика — любимый предмет ученицы. Мама школьницы понимает, что им, по сравнению с другими детьми, нигде нельзя давать слабину, чтобы не откатиться в развитии назад.

— Я понимаю, что она особенная и что сейчас она отстает. Но мы, конечно, будем стремиться. Если такие дети будут учиться наравне со всеми в обычных школах, если они будут социализированы, то и среда начнет меняться. Сейчас таких детей, а потом и таких взрослых не принимают, потому что не понимают, как с ними общаться. Инклюзия — для того, чтоб мы видели весь мир, который нас окружает. Любите любых, — говорит Надежда. 

Мама Наташи верит, что ее дочь добьется всего

Источник