Вид эмпатии возможная причина быстрого синдрома эмоционального сгорания

Вид эмпатии возможная причина быстрого синдрома эмоционального сгорания thumbnail



В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания,эмпатия, педагогическая деятельность, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек — человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и наиболее подвержены влиянию эмоционального выгорания. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса.

Широкому изучению подвергнуты вопросы, связанные с личностными особенностями педагогов, влияющими на формирование синдрома эмоционального выгорания, но недостаточно изучены вопросы, связанные с влиянием на данный процесс эмпатии.

Важно отметить, что в профессиональной деятельности педагогов общение с обучающимися занимает одно из важнейших мест. Эмпатия педагога способствует формированию положительного контакта между педагогом и учеником, является существенным элементом, влияющим на успешность освоения любого знания [5].

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние эмоционального, умственного и физического истощения, вызванное хроническим стрессом, чаще всего на работе [1, c. 59]. Больше всего выгоранию подвержены люди, работающие в системе «человек-человек»: воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя, преподаватели, врачи, социальные работники.

Можно выделить два основных фактора, играющих существенную роль в формирование синдрома эмоционального выгорания — личностный и социальный.

Социальный фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания, — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т. д.) [3, c. 23].

Изучению роли личностных факторов в формирование синдрома эмоционального выгорания посвящены работы известных зарубежных и отечественных ученых: С. Маслач, Е. Махер, К. Кондо, Т. В. Форманюк, А. К. Марковой, Д. В. Трунова и др.

Роль эмпатии в формирование синдрома эмоционального выгорания рассматривалась с позиции взаимоотношения педагога и обучающегося (Ташлыков В. А., Бажин Е. Н., Аминов Н. А. и др.), изучались основные виды эмпатии (Ковалев В. В., Петровский А. В., Ярошевский М. Г. и др.), этапы ее развития (Васильєв И. А., Бойко В. В. и др.), а также функции и механизмы эмпатии (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., Юсупов И. М. и др.).

Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии); предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Однако единой концепции в понимании эмпатии до сих пор не существует, а исследования касаются частных вопросов проблемы [4, c. 86].

Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы эмоционального выгорания [2].

Согласно исследованиям Водопьяновой Н. Е. для молодых педагогических работников характерен эмоциональный вид эмпатии, основанный на механизмах отождествления и идентификации. Низкий уровеньэмпатиихарактерен для лиц социально-отгороженных, сконцентрированных на собственном «Я», с недостаточно развитой социальнойперцепцией, а также эмоционально истощенных вследствие наличия «синдрома эмоционального выгорания». Более высокий уровень эмпатии характерен для лиц сенситивных, испытывающих трудности в социальной и профессиональной адаптации, с несформировавшейся Я-концепцией. Оптимальный (средний) уровень эмпатии характерен для зрелых, профессионально уверенных специалистов, отличающихся высоким коммуникативным потенциалом, умеющих сохранять собственную позицию и психологическую дистанцию, наряду с глубоким пониманием детей и сопереживающим отношением к ним [1, c. 206].

Целью нашего исследования стало изучение влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

  1. Беседа, с помощью которой была получена социально-демографическая информация о педагогах образовательного учреждения.
  2. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко.
  3. Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.

Исследование проводилось в МБОУ «Курно — Липовской СОШ». Испытуемыми стали 10 педагогов с разным профессиональным стажем. Из них: 9 учителей — предметников и 1 учитель начальных классов. Средний возраст испытуемых — 37 лет, стаж работы в среднем составляет 10 лет.

В соответствии с методикой В. В. Бойко, в ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

20 % педагогов имеют низкий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания;

20 % педагогов имеют средний уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания;

60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Процентные доли стадий формирования каждой из трех фаз эмоционального выгорания учителей, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стадии формирования фаз эмоционального выгорания у педагогов, %

Читайте также:  Лекарства для лечения абстинентного синдрома при алкоголизме

Фазы

Стадии формирования фаз эмоционального выгорания

Педагоги сне сформированным синдромом эмоционального выгорания (20%).

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (20%).

Педагоги свысоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (60%).

Напряжение

50

50

Резистенция

20

50

30

Истощение

50

40

10

Наиболее сформировавшейся фазой эмоционального выгорания является «напряжение», фазы «резистенция» и «истощение» преимущественно находятся в стадии формирования. В фазе «напряжение» наиболее выраженным симптомом является «переживание психотравмирующих обстоятельств» — 40 %. В фазе «резистенция» видно, что наиболее выраженным симптомом является «неадекватное эмоциональное реагирование» — 50 %, а в фазе «истощение» у 30 % педагогов доминирует симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения».

Педагоги с высоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют высокую выраженность эмпатии, которая часто приводит к проявлению покладистости, уступчивости, готовности прощать других (но не себя), готовности выполнять рутинную работу.

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют средний уровень развития эмпатии. Они, как правило, хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, стараются прогнозировать развитие отношений между людьми.

Педагоги с низким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют низкий уровень развития эмпатии. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

Степень выраженности эмпатии у педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания представлена в таблице 2.

Таблица 2

Степень выраженности эмпатии упедагогов сразличным уровнем эмоционального выгорания, б.

Показатели

Педагоги сне сформированным синдромом эмоционального выгорания (20%).

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (20%).

Педагоги свысоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (60%).

Уровень эмпатии.

33 — низкий уровень.

52 — нормальный уровень.

74 — высокий уровень.

Итак, проведенное нами исследование показало, что 20 % педагогов имеют низкий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания; 20 % педагогов имеют средний уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания; 60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания. Наиболее сформировавшейся фазой эмоционального выгорания является «напряжение», фазы «резистенция» и «истощение» преимущественно находятся в стадии формирования. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания является: в фазе «напряжения» — «переживание психотравмирующих обстоятельств», в фазе «резистенции» — «неадекватное эмоциональное реагирование», в фазе «истощения» — «психосоматические и психовегетативные нарушения».

Чем ниже уровень эмпатии, тем меньше выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Однако применение эмпатии в педагогической деятельности необходимо, поэтому педагоги, обладающие средним уровнем эмпатии наиболее эффективны в педагогической деятельности. Они используют преимущественно предикативнуюэмпатию, проявляющуюся в способности прогнозировать аффективные реакции обучающегося. Такая способность помогает им успешно взаимодействовать с учащимися, сглаживать конфликтные ситуации, сохранять авторитет и уважение среди своих воспитанников. Умеренный уровень эмоционального выгорания, проявляющийся в данной группе педагогов, рекомендуется корректировать с помощью проведения индивидуальных психологических консультаций, социально-психологических тренингов, релаксационных занятий.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания позволяет руководителям учебных заведений создавать условия для сохранения физического и психологического здоровья педагогического коллектива. Одна из моделей предупреждения эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития; тренинги личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, формирование уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения методами саморегуляции психоэмоционального состояния и профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2000. — 329 с.
  2. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал, 2001. — № 3. — С. 48–52.
  3. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости, 2002. — № 7. — С. 22–25.
  4. Трунов Д. В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. — М.: Издательство МГУ, 1998. — № 8. — С. 84–89.
  5. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994. — № 6. — С. 57–64.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, педагог, формирование синдрома, синдром, уровень эмпатии, высокий уровень, уровень, педагогическая деятельность, фаза, выраженность эмпатии.

Источник

Эмоциональное выгорание – одна из важных и неявных проблем современности. К эмоциональному выгоранию ведет множество разнообразных причин. К счастью, избежать его можно с помощью профилактики и лечения.

Собственно, эмоциональное выгорание – это защитный механизм. Срабатывает он по причине того, что человек вкладывает в свое дело безумное количество сил и энергии. Вслед за крупными вложениями эмоций следует опустошение. В разговорном жаргоне эмоциональное выгорание называют «сгорел на работе». Психика защищается от излишних затрат, по этой причине экономит на восприятии хороших эмоций: их становится заметно меньше. Одновременно повышается количество негативных эмоций, к тому же на спад идет энергия. Человек ощущает нехватку сил, нежелание заниматься прежде любимым делом; работа, которая раньше приносила счастье и удовольствие, теперь приносит больше негатива и разочарования. Чтобы успешно и своевременно проводить профилактику и лечение эмоционального выгорания, нужно знать и отслеживать его причины.

Читайте также:  Как быстро выйти из состояния похмельного синдрома

Причины эмоционального выгорания бывают внешними и внутренними.

Внешние причины

Причина 1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. В народе такую причину называют «нервная работа». Сотрудник, чья работа связана с постоянными нагрузками на нервную систему, находится в зоне риска. Ему необходимо постоянно проводить профилактику, а к лечению приступать незамедлительно при первых звоночках.

Причина 2. Дестабилизирующая деятельная организация. Такая причина включает в себя беспорядочную рабочую обстановку, жонглирование обязанностями, хаос в рабочих вопросах. Работая в подобной атмосфере, необходимо заниматься профилактикой постоянно, а лечением – сразу, как проявятся малейшие симптомы.

Причина 3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. В первую очередь, данная причина относится к личностям, занимающим руководящие посты. У них, к сожалению, часто нет времени на профилактику, остается больше внимания уделять лечению.

Причина 4. Трудный психологически контингент. Например, асоциальные семьи, трудные подростки, наркоманы, алкоголики, правонарушители. Короче, люди, с которыми тяжело общаться. Многие сотрудники, столкнувшиеся с этой причиной, замечают, что подобное общение будто вытягивает жизненные силы. Для таких категорий профессий тоже необходимы профилактика и срочное лечение.

Внутренние причины эмоционального выгорания

Причина 1. Склонность к эмоциональной ригидности, т.е. неумение быстро адаптироваться к переменам, проявлять гибкость и пластичность. При встрече с такой причиной повышение пластичности психики – наилучшая профилактика.

Причина 2. Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности. О таких людях говорят, что они принимают все «близко к сердцу». Они склонны к сильным эмоциональным переживаниям, даже по мелким поводам. Лучшая профилактика для них – повышение стрессоустойчивости.

Причина 3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи. Т.е. нежелание делать крупные эмоциональные вложения. Многим людям сложно трудиться на работе, в которую постоянно нужно вкладывать эмоции. В таком случае необходимо проводить тщательную профилактику и своевременное лечение.

Причина 4. Нравственные дефекты и внутриличностная дезорганизация. Если в душе нет порядка, его не будет и на работе. Зачастую неорганизованные люди, не умеющие планировать и эффективно расходовать свое время, сильнее подвержены эмоциональному выгоранию. С целью профилактики эмоционального выгорания необходимо повышать внутриличностную организацию.

Регулярную профилактику эмоционального выгорания нужно проводить каждому человеку. Даже самая любимая работа будет приносить только сплошной негатив, если позволить эмоциональному выгоранию развиться. Если по каким-либо причинам время для профилактики упущено, лечение следует начать незамедлительно.

Первый шаг к профилактике эмоционального выгорания – взять на себя ответственность за собственное переживание стресса; заметить причины, которые могут повлиять.

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания

  • Тонизируйте себя по окончанию рабочего дня.
  • Распределяйте рабочие часы так, чтобы не зависали дела.
  • Отделяйте рабочее время от личного.
  • Обзаведитесь хобби.
  • Внедрите в жизнь движения и умеренные нагрузки; делайте зарядку, посещайте тренировки и т.п.
  • Выбирайтесь периодически на природу, больше гуляйте и отдыхайте.
  • Больше общайтесь в кругу интересных и позитивных людей.

Помните, что профилактика всегда менее затратна, нежели лечение! Если все же эмоциональное выгорание уже началось, чем быстрее начать лечение – тем лучше. Способы лечения зависят от того, в какой стадии находится эмоциональное выгорание. Как и любой психологический процесс, эмоциональное выгорание происходит поэтапно.

Начинается эмоциональное выгорание с изменений в поведении. Если вдруг вы замечаете за собой запоздания на работу без внешних причин, менее эффективное распределение дел – это сигнал к тому, что пора заниматься лечением эмоционального выгорания. Для профилактики уже поздно. На ранней стадии помогут полноценные выходные, хороший отпуск. Порадуйте себя чем-то интересным и полезным, например, сходите на массаж или шоппинг!

Следующая стадия эмоционального выгорания – изменения в чувствах. Меняются ваши чувства к себе, к работе, к профессии: вы ощущаете меньше радости, на смену позитиву приходят отрицательные эмоции. На этой стадии желательно обратиться по вопросу лечения к специалисту, например, психологу или психотерапевту.

Затем приходят перемены в мышлении, появляется пессимизм, критицизм и т.д. На данной стадии эмоционального выгорания также в лечении поможет специалист.

Завершающая стадия эмоционального выгорания – перемены в здоровье в худшую сторону. Обнаружив проблему на такой стадии, за лечением желательно обратиться еще и к врачу.

Для удачной профилактики и своевременного лечения профессионального выгорания необходимо соблюдать несколько правил: отслеживайте свое состояние и корректируйте его; смело обращайтесь к профессионалу при необходимости; любите свою работу, а если это невозможно, найдите себе работу по душе!

Читайте также:  Синдром выученной беспомощности что это

Эмоциональное выгорание не является психическим или нервным заболеванием. Когда мы говорим о лечении, мы не имеем в виду больничное или медикаментозное лечение. Речь, скорее, идет об улучшении состояния. Поэтому не бойтесь признаться самому себе в наличии проблемы и не стесняйтесь обращаться к специалистам!

Источник

Множество исследований по проблеме выгорания посвящено изучению эмпатии. По мнению Карла Роджерса, она представляет собой необходимое качество, или способность, для установления «помогающих» отношений при общении с клиентом (пациентом)1.

Практикующие врачи часто отмечают, что отсутствие эмнатийпых отношений с клиентами приводит к резкому уменьшению количества обращений. Эмпатия как способность индивида проникать в состояние другого человека с помощью воображения и интуиции способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая эмпатия — это ключ к успеху во всех видах деятельности, которые требуют вчувствоваиия в мир партнера по общению и понимания его переживаний.

Изучение взаимосвязи эмпатии и выгорания у специалистов различных социальных профессий, проведенное многими исследователями, свидетельствует, что способность вчувствоваиия и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию. В частности, при исследовании врачей-хирургов и медицинских сестер хирургического отделения нами были получены отрицательные корреляции между уровнем эмнатийпых способностей и показателями выгорания. Наиболее сильная связь была обнаружена между эмпатией и редукцией персональных достижений: чем выше первый показатель, тем меньше склонность занижать значимость результатов своей деятельности, больше уверенность в самоэффективности (Водопьянова, 2003).

Обнаруженный нами факт меньшей предрасположенности к выгоранию лиц с высокой эмпатичпостыо объясняется, очевидно, тем, что тонкое понимание переживаний других людей противостоит дегуманизации межличностных отношений, а эмоциональное сопереживание — это определенная эмоциональная «подпитка» или некоторый дополнительный ресурс для «горения без затухания».

В исследовании Дж. Дж. Браиии и Е. Р. Гриймел[1][2], осуществленном с привлечением медсестер домов сестринского ухода в Калифорнии, была продемонстрирована эффективность проведения тренинга эмпатийиого общения для уменьшения степени выгорания. После тренинга последнее уменьшилось по всем трем субшкалам (эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений). Наибольшее улучшение было обнаружено по третьей из перечисленных шкал.

В ходе исследования установлены отрицательная корреляция между уровнем эмпатии и степенью выгорания и, наоборот, прямая зависимость между аффилиацией (стремлением к принятию и страхом отвержения) и степенью выгорания.

Эмпирические данные свидетельствуют о связи выгорания с акцентуациями характера[3]. Более предрасположены к редуцированию личных достижений менеджеры педантичного и застревающего типов. Деперсонализация и эмоциональное истощение чаще наблюдаются у лиц возбудимого типа. Гипертимный тип в меньшей степени склонен к выгоранию, чем другие. Возможно, это связано с тем, что его представители отличаются веселым, жизнерадостным настроением, высоким уровнем побуждений. Такие люди характеризуются ярко выраженной потребностью в разнообразии впечатлений и активности, склонны к различным изменениям.

Характерный способ реагирования гинертимиых людей на стресс — вытеснение источников тревоги, игнорирование препятствий. У подобного человека, как правило, большое количество планов, широкий круг интересов, он легко и быстро приспосабливается к новым условиям, легко вступает в контакты, способен не замечать затруднений и не «опускать руки» при неудачах, но недостаточно выражены способности к достижению целей, систематичному и планомерному поведению.

Аналогичные данные были получены в группе специалистов службы занятости. Отличие в результатах двух групп заключалось лишь в том, что выгорание менеджеров страховых компаний наблюдается преимущественно но шкале «персональные достижения», а у специалистов службы занятости — по шкале «деперсонализация» (см. ниже раздел «Акцептуации характера как предпосылка выгорания»).

Вероятно, можно выделить различные типы выгорания, обусловленные акцентуациями личности. В связи с этим мероприятия но «ап- тивыгоранию» должны носить индивидуально-дифференцированный характер.

Немалое количество работ посвящено изучению взаимосвязей выгорания и мотивации. Исследователями отмечается свойственное «выгоревшим» снижение трудовой мотивации, которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, появлении апатии и хронического негативизма но отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворенности профессией. На большой выборке коммерческого персонала нами была обнаружена положительная корреляция между уровнем выгорания и мотивацией избегания неудач (Водопьянова, 1997, 1998).

Проблема выгорания тесно соприкасается с вопросами мотивации профессионального выбора и карьерных ориентаций. По мнению

А. Адлера, за выбором «социальных» и «помогающих» специальностей стоит стремление к реализации мотива власти. Вместе с внешней положительной мотивацией деятельности он вполне служи! объяснением так называемого «парадокса выгорания». «Трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счет профессии материальных выгод и мотивом власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

Однако многие из этих вопросов еще ждут своего изучения. Учитывая динамизм самой мотивационной структуры и процессуальный характер выгорания, изучение их взаимосвязей и причинно-следственных отношений требует проведения углубленных исследований.

Источник