Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания

Янчевская Мария Валентиновна
Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 1)

Часть 2

Воспитание ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – дело хлопотное и очень ответственное. Самым сложной частью, на наш взгляд, является родительское самопожертвование – готовность отказаться от собственного спокойствия ради спокойствия ребенка. Способны на это не все. Некоторым проще шлепнуть и прикрикнуть. Легче, конечно, становится. Но не надолго.

Если вы всё таки решили встать на тропу войны за счастье своего дитя, то вот вам наша поддержка!

Родителям СДВиГушат достаточно рассмотреть несколько вполне логичных общих правил, которые способны категорично облегчить жизнь как старшему,так и младшему поколению в вашей семье:

1. Пока ваш ребенок чем-то занят, НЕ ТРОГАЙТЕ ЕГО!

Дефицит внимание на то и дефицит, чтобы ловить за хвост те моменты, когда ребенок что-то сконцентрировано делает, еще и самостоятельно! Конечно, если только он не ест все подряд таблетки из аптечки или отпиливает коту лапу.

Просто наблюдайте за ним.

Всё, что он делает априори верно, во всяком случае, пока он в это верит. Вы можете показать ему «правильный» пример,но не затрагивая его чувств: собрал кубики не так, как вы считаете нужным (ведь у него на этот счет могут быть другие представления, всё равно молодчина!– Теперь можно папе? Папа вот соберет иначе! А ты так сможешь?

2. Никаких посторонних раздражителей!

Повторимся, но дефицит внимания на то и дефицит, что растрачивать его на глупости мы права не имеем. Никаких телевизоров и радио на фоне. Если вы занимаетесь с ребенком – занимайтесь. Если вы смотрите телевизор – смотрите. Нельзя слушать радио, сидеть в инете, при том требуя от ребенка с СДВГ, что бы он «выдавал продукт» (играл, читал, писал, рисовал на заданную тему).

Любой посторонний звук, движение – зеленый свет для шаткой нервной системы ребенка, чтобы сорваться с места и бросить начатое дело.

Замечали, как дети реагируют на рекламу? Быстрая смена картинки и звука – на подобии того, что творится у него в голове. Даже вникать не надо. Если повзрослевший ребятенок с подобным синдромом и сможет «под телик» сделать уроки,то: во первых, это еще не значит, что сделает их хорошо; во вторых, не значит, что нервная система «проглотит» это без последствий (как механизм инерционной машинки: пока держишь – стоит, отпустишь – рванет)

3. По-настоящему ребенка развивает только то, что ему интересно в данный момент. Закон из педагогики Монтессори.

В случае детей с СДВГ, он оправдан на все 100%.

Если вы заставите такого ребенка сесть на стул и слушать то, что вы ему читаете (рассказываете и т. д., в лучшем случае, отвечая на ваши вопросы по тексту, он сможет вспомнить название. Попросите его нарисовать, когда он хочет кувыркаться, он, конечно, нарисует… но ровно так, как будет быстрее отделаться, чтобы продолжить своё дело.

Выход? Пока дело не дошло до школы, он есть.

Наберитесь терпения и вперед – соединяйте желаемое с действительным, полезное с приятным! Хочет кружиться, а надо изучать фигуры? – покружитесь вместе… по треугольнику, выложенному веревкой на полу! Хочет катать машинки, а надо считать? – Запускайте автомобиль и отсчитывайте шагами проделанный путь! И т. д. Сложно. Но можно.

Все ваши старания в раннем возрасте, как семя, брошенное в почву, принесут плоды позже –в школе: отличником он может и не станет, но вот находить нестандартный подход, что-то интересное в рутинном привыкнет. Потом в жизни пригодится!

4. Если вашему ребенку действительно тяжело справиться с чем-то и он готов принять от вас помощь – помогите ему, проявляя неподдельный интерес к тому, чем он занят. Дети чувствуют фальшь. Поэтому всегда будьте максимально честны и открыты эмоционально. Устали и сил нет реагировать достойно? – Тогда вместо того, чтобы выжимать из себя, просто отвлеките его беззаботной веселой игрой! (например, дайте толстый журнал и урну – пусть вырывает страницы и бросает в «кольцо» – вот вам и развивалка, пока мама пьет кофе)

ВАЖНО: Спешить на помощь нужно ТОЛЬКО в том случае, когда ребенок ЧЕСТНО попробовал справиться сам (а лучше два раза, и у него искренне не получилось.В обратном случае получится как в мультике: «А вы что, и есть за меня будете? – АГА!»

Отказывается даже пытаться? – значит это задание сейчас не для него (не интересно) – меняйте! Очень нужно именно сейчас? – Докажите!

Всё по честному. (И фраза: «Потому что я сказал…» здесь не аргумент).

Не менее ВАЖНО позволять вашему ребенку столкнуться с негативными последствиями его действий (или его бездействий). Только тогда он осознает всю ответственность за свои поступки. Не спешите жить за своего ребенка. Как там говорится, опыт – сын ошибок трудных? Упал?- Встанет! Больно?- Больше не полезет! Помните, что всё что не убивает – делает сильнее (ну или хотя бы опытнее!

С взрослением уменьшайте ваше участие в делах ребенка, постепенно передавая их под его контроль.

Разольет? Рассыплет? Сломает? – Да ничего страшного! Это всего лишь повод взяться за метлу и тряпку! К слову, приучать ребенка убирать за собой важно не столько с позиции чистоты вашего дома, сколько с точки зрения воспитания усидчивости: убрать за собой значить доделать дело до конца, чему для детей с СДВГ сложно, но необходимо учить.

Читайте также:  Как лечат синдром поликистоза яичников

Еще одна традиция – «чинить сломанное». Во-первых, научит ребенка бережнее обращаться с вещами, что очень важно в наш век потребительского отношения к жизни в целом. Во-вторых,позволит ему узнать больше об устройстве вещей: в процессе ремонта случайно пострадавшей игрушки ребенок познает её «изнутри», что лишит необходимости разбирать её при возникновении интереса в будущем. В-третьих, это еще один вид совместной деятельности с родителями!

5. Не разговаривайте с ребенком в приказном тоне. Лучше расскажите ему весело и незатейливо, почему надо сделать именно так. Ребенок еще не усвоил причинно-следственные связи между вещами и событиями. Он еще этого не пробовал! Не хотите, чтобы узнал на своей «шкурке», – поделитесь опытом в красочном рассказе! (Только не питайте иллюзий по поводу того, что ребенок вас понял и услышал)

Насчет унижений, обзывательств и оскорблений можно было бы отдельную статью выпускать. Сколько талантливых людей так и не раскрылись в этой жизни от одного неумело подобранного в детстве слова.Классика: «Словом можно убить, словом можно спасти…» Что бы ни делал ребенок – он остается человеком. Вашим продолжением. Назовете один раз лентяем – лентяем и вырастет. Он ведь верит вам!

Держать в себе эмоции опасно, но “выпускать” их тоже надо с умом. Ребенок должен видеть и понимать ваше ВАШЕ СОСТОЯНИЕ, а НЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ. Например, правильно кричать “Я расстроена”, а вот “Ты меня расстроил”.

Если иногда хочется эмоциональных междометий… чтобы заменить нецензурщину,как вариант: придумайте свою безобидную семейную «ругалку» (наподобие «редиски» из знаменитого фильма).Двойная польза: вы выругались и выпустили пар, ребенок услышал КРАЙНЮЮ степень вашего негодования и заодно еще раз убедился, что вы крепкая и дружная семья – окружающие-то семейную «ругалку» не знают!

Источник

Очень нелегко быть родителем ребенка с СДВГ, требуется много терпения и понимания ребенка и ситуации, много собственных сил, чтобы воспитывать своего неугомонного малыша правильно. В предыдущей статье о СДВГ у ребенка мы обговорили 4 важных условий воспитания ребенка с таким синдромом, сегодня хочется остановиться еще на 10 важных рекомендациях родителям ребенка с СДВГ.

ПОДПИШИТЕСЬ на канал, КОММЕНТИРУЙТЕ, делайте РЕПОСТЫ, делитесь с ДРУЗЬЯМИ!

Приветствую вас, уважаемые читатели! Заходите, присоединяйтесь к беседе. Обратите внимание на следующие рекомендации, они могут вам пригодиться.

1. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Будьте с ним настойчивы и последовательны в своих требованиях и установленных правилах: отклонение от них может свести ваши усилия к нулю. Используйте меньше запретов, но если вы запрещаете что-то, то запрет должен действовать всегда, вне зависимости от обстоятельств.

2. В случае непослушания повторяйте свою просьбу до тех пор, пока ребенок ее не выполнит, одними и теми же словами, одним и тем же ровным тоном. Не помогло? Встаньте или сядьте на уровень ребенка так, чтобы смотреть ему в глаза, обнимите его за плечи и повторите просьбу. Это работает почти всегда. В случае провинности не ругайте, а попробуйте отреагировать неожиданным образом: пошутите, сфотографируйте его, шутливо передразните его действия. Всегда выслушивайте ребенка.

3. Вы считаете, что уделяете ребенку все свое внимание? Знайте: ребенку с СДВГ внимания нужно ровно в два раза больше. Это можно сравнить с важным телефонным звонком, на который не ответить нельзя, что бы вы ни делали в данный момент. Если ребенок просит, помогайте ему в любых начинаниях: рисовании, изготовлении поделки или выполнение домашнего задания. Устраивайте регулярный отдых на природе вместо походов в торгово-развлекательные центры или в места с большим скоплением народа. Не выясняйте отношений в присутствии ребенка.

4. Гиперактивного малыша легче организовать, если у него установлен строгий режим дня: подъем, водные процедуры, приемы пищи, выполнение домашних заданий и отход ко сну в одно и то же время. Организуйте место для занятий в комнате, где нет отвлекающих факторов типа телевизора, компьютера, магнитофона, игрушек и т.д. Контролируйте выполнение домашних заданий, мягко, но уверенно пресекая попытки отвлекаться.

5. Придумайте поощрения за сделанное задание и наказание за плохое поведение. Некоторые родители заводят дневник самоконтроля. Можно рисовать в специальной тетрадке веселые смайлики за хорошие поступки за день, а грустные – за плохие. В конце дня ребенок наглядно видит, какое поведение преобладало, побеседуйте с ним на эту тему, вместе найдите выход из сложившейся ситуации.

6. Никогда не применяйте агрессию и физическое наказание. Если поведение ребенка вышло из-под контроля, отправьте его одного спокойно посидеть в комнате, лишите любимого лакомства или удовольствия на определенный срок. Помогает также простое крепкое удерживание ребенка в своих объятиях или счет до трех. Например: «Считаю до трех, если ты не перестанешь прыгать на диване, то о походе в парк можешь забыть! Рааааз.. Дваааа.. » и т.д. Будьте последовательны и всегда выполняйте то, что обещали, будь то поощрение или наказание.

7. Дети с СДВГ особенно зависимы от похвалы и поощрений. Нежелательное поведение полезно игнорировать, если оно потенциально не опасно для него самого или не причиняет неудобств окружающим.

8. Доверьте ребенку несложные обязанности соответственно его возрасту и постепенно их расширяйте. Самое трудное для него – это начать выполнение задания, помогите ему с этим. У ребенка нарушено внимание, поэтому задания должны быть односложными и контролироваться в процессе выполнения. Заведите семейные традиции, что также хорошо дисциплинирует.

Читайте также:  Центр развития для детей с синдромом дауна в краснодаре

9. Не вините ребенка в плохом поведении, потому что его плохое поведение неумышленно. Лучше вовремя обращаться к специалистам, которые могут оказать психологическую, медицинскую и педагогическую помощь. Лучший возраст для коррекции – 5 – 10 лет, только не ждите, что симптомы пройдут сами собой за пару месяцев или лет.

10. Снимать излишний мышечный тонус и нервное напряжение поможет правильно подобранные физические занятия: полезны этим деткам йога и плавание, которые хорошо успокаивают физически и психически, улучшают показатели успеваемости.

Любовь, терпение и мягкая настойчивость родителей может творить чудеса: изменить атмосферу в семье и облегчить состояние ребенка, от которого страдает в первую очередь он, выполняя ежедневно все условия и рекомендации.

Будьте здоровы и успешны вы и ваши дети!

Источник

Методические рекомендации по воспитанию ребенка с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью)

Уважаемые родители!

   Если у вас ребенок с синдромом дефицита внимания  или  гиперактивностью, этого  невозможно не заметить, поскольку такие дети резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфических черт таких детей является чрезмерная активность, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. 

   Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

   Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, при этом гиперактивность обычно исчезает, а иногда сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности.

   Выявляют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

  1.  Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, ребенок корчится, извивается).
  2.  Неумение спокойно сидеть на месте, когда этого требуется.
  3.  Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
  4.  Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).
  5.  Неумение сосредоточиться (на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца).
  6. Сложности,  не связанные   с негативным поведением или недостаточностью понимания при выполнении предложенных заданий. 
  7. С трудом  сохраняемое  внимание  при   выполнении заданий или во время игр.
  8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
  9. Неумение играть тихо, спокойно.
  10. Болтливость.
  11.  Мешают другим, пристают  к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  13.  Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг, и т.д.).
  14.  Могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Наличие у ребенка, по крайней мере, восьми из перечисленных симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум шести месяцев, является основанием для диагноза «синдром дефицита внимания».

Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с  другими людьми.

Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

Специалисты выделяют следующие факторы, вызывающие у детей синдром дефицита внимания:

  • органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
  • пренатальная патология (осложненная  во  время время беременности матери, асфиксия новорожденного;
  • генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
  • пищевые   факторы (высокое  содержание   углеводов углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
  • социальные факторы  (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).

Исходя из этого, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому такой ребенок должен находиться под наблюдением врача.

 Вы, родители, должны почувствовать проблемы ребенка, понять и принять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с имеющимися у него трудностями. Вам необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Вы должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании такого ребенка постарайтесь избегать двух крайностей: проявление чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей.

Читайте также:  Календарно тематическое планирование для детей с синдромом дауна

 Вы также должны знать, сто существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от вас  больших усилий и огромного терпения.

Приведем конкретные рекомендации специалистов  родителям, имеющих  детей с синдромом дефицита внимания:

  1. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2.  Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3.  Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4.  Давайте  ребенку только одно задание  на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем.

В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе родителям и учителю необходимо наладить совместную работу.

Специалисты разработали следующую специальную поведенческую программу для коррекции детей с синдромом дефицита внимания:

  • придумайте  гибкую  систему   вознаграждений  за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение;
  • не прибегайте  к  физическому н аказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка;
  • составьте список  обязанностей ребенка и повесьте его на стену;
  • воспитывайте в детях  навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не  давайте  ребенку   поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к  выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не  давайте одновременно несколько  указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  • объясните гиперактивному  ребенку  о его проблемах научите с ними справляться.

Уважаемые родители! Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для такого ребенка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную  деятельность, телефонные разговоры;
  • прием  «выключенного  времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); чернильная   точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
  • холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
  • внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Уважаемые  родители! Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

  • если  родителей младшего  школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, не стоит давать ему  бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
  • если  ребенок  забросил  свою  вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам;
  • если   в  семье   исчезли   деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убрать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно  окажет свое воспитательное воздействие.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление. В коррекции поведения ребенка большую роль играет постоянное поощрение желательного поведения ребенка и игнорирование нежелательного.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медикаментозной, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

Главная

Источник