Здоровьесберегающие технологии детей с синдромом дауна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №32 «Сказка» с. Хороль

Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Фирсова Светлана Филипповна.

Воспитатель первой квалификационной категории.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

Большинство людей незнакомы с понятием синдром Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не такой, как другие дети.

Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась. В целях изменить сложившееся мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, правительство РФ приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чём раньше родители таких детей и не мечтали.

Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи.

В сентябре 2016 года в  группу была принята девочка с синдромом Дауна, Саша. На момент поступления ребенку было 5 лет, уровень интеллектуального развития был очень низким.  Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ребенок не посещал логопеда- дефектолога, психолога.

Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.

Быть педагогом, “особого ” ребёнка поставило  передо мной  особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?

Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Я наметила несколько направлений предстоящей работы:

  1. Развитие эмоциональной сферы и сферы общения со взрослыми, сверстниками.
  2. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой и крупной моторики, по сенсорному развитию ребенка.
  3. Речевое развитие
  4. Воспитание культурно-гигиенических навыков (-самостоятельность в процессе самообслуживания, приема пищи);

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.

В своей  работе использую:

  • Творческую деятельность – работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
  • Сказкотерапию – потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности.
  • Пескотерапию- помогает инвалидам раскрепоститься, отпустить негативные эмоции и содействует их социальной адаптации. Постоянная практика песочной терапии приводит к формированию межличностных навыков общения инвалидов с другими людьми, раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и освобождению от хронического стресса.
  • Музыкотерапия- гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения
  • Взаимодействие (дружный круг) – хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
  • Речевое развитие – сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна.

Несмотря на это основной задачей интеграции остается включение детей в социум.

Результаты работы.

В процессе  реализации  индивидуального маршрута социально-психолого-педагогической  адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям  ДОУ общеразвивающего вида была выявлена положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков(научилась закатывать рукава, под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки).Улучшился  эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, ребёнок приходит  в детский сад без слез, с улыбкой проходил в группу, берет за руку взрослого, ведет  к столу, приносит (предлагает) стул, чтобы сесть рядом.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Сашу, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

Мои неудачи.

К сожалению, не все проходило гладко, и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. 

Итог.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Источник

  Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

          На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями.

             По данным Министерства РФ 85% детей- воспитанников детских садов и школ нуждаются в помощи медицинского, психического или коррекционного-педагогического характера. Признаками умственной отсталости являются недоразвитие и поражение головного мозга, эмоционально-волевой сферы и всей личности ребенка. Дети со сложной структурой дефекта представляют большую группу детей с ОВЗ. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер : эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. [ 1 ,стр. 9] Значительная часть детей с ограниченными возможностями составляют дети с синдромом Дауна (в специальных учреждениях — 30% и более общего состава групп). Такие дети страдают нарушениями слуха и зрения. Частота тугоухости у детей-даунов — 60-80%, примерно 50% детей имеют ту или иную степень близорукости и у 20% обнаруживается дальнозоркость. Особенности детей с синдромом Дауна различны : одни из них вялы и апатичны, другие, наоборот, – возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей значительно ниже, чем у здоровых, они отличаются умением подражать окружающим.[1,стр.11]

           Целью коррекционного воспитания для детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценного коррекционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Разрабатываются новые педагогические модели технологии, способствующие развитию вербальной выразительной речи, эмоциональному развитию и развитию движений через синтез современных методов, например, игротерапия и новые комплексы утренней гимнастики.

Читайте также:  Синдромы в акушерстве и гинекологии

     В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить :

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учено- воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях  специального учреждения.                                                                              

3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

         Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и здоровье человека. Однако психика ребенка устроенна так, что его практически невозможно заставить целеноправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Воспитаннику должно быть интересно это делать не по тому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нравится. Именно поэтому используются адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике  заболеваний с использованием фольклора.

        Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования фольклора в играх мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему гармоническому, физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движения ловкости и меткости. Игры, проводимые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

        Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это и вызывает искренний смех у воспитанников. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет воспитателю проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

          Русская народная игра «Гуси-лебеди» тренирует навыки правильного дыхания, укрепляет мышцы туловища и конечностей, формирует осанку, развивает координацию движений [2,стр.10].

Ход игры. На одной стороне площадки (зала) чертится круг- «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома — логово, в котором находится «волк». Остальное место – «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей» : ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают : взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят — выдыхают « Ш-ш-ш-ш ».

«Пастух» громко говорит : «Гуси,гуси ! »

 Гуси останавливаются и хором отвечают : « Га-га-га !»

Пастух : «Есть хотите ?»

Гуси : « Да,да,да !»

Пастух : «Так летите».

Гуси : « Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой».

Пастух : « Так летите, как хотите, только крылья берегите !»

Гуси, расправив крылья ( вытяну в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначается пастух и волк. Игра продолжается.[2,стр. 43] Очень важно, чтобы во время игры у воспитанника не было большой эмоциональной нагрузки, что бы ребенок был не слишком возбужден и не переживал.

   В игре «Мороз- Красный нос», развивается ловкость, быстрота, воспитывается выдержка, терпение.

Ход игры.  На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий- Мороз-Красный нос (взрослый). Он произносит :

            Я   Мороз-Красный нос !

                   Кто из вас решится

                   В путь — дороженьку  пуститься ?

Играющие хором отвечают : « Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз !»

После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их «заморозить» ( коснуться рукой). « Замороженные» останавливаются на том месте , где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз. [2,стр. 44]

           Проявить любовь к активной жизненной деятельности – значит заложить базис здорового образа жизни будущего человека. Утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятия физическими упражнениями в специальном учреждении для умственно отсталых детей, без сомнения может служить средством решения этой проблемы. Утренняя гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а так же воспитательных и образовательных задач. Она призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день.[3,стр.4] Полезно после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию организма ребенка. В теплое время года, в хорошую погоду рекомендуется проводить утреннюю гимнастику на воздухе , что обеспечивает наилучший оздоровительный эффект. При проведении занятия в помещении необходимо соблюдать гигиенические правила — помещения должно быть хорошо проветренным, обеспечен доступ свежего воздуха; чистое ковровое покрытие. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движение и  дыхание.

          В целях систематического ежедневного проведения утренней гимнастики все предназначенные для этого упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс составляют упражнения, расположенные последовательно. Гимнастика должна создавать для воспитанников радостный эмоциональный подъем. Если детям скучно, если они неохотно идут на гимнастику, то никакого оздоровительного эффекта, даже при систематическом проведении, не приходится ожидать. Радостному эмоциональному подъему способствует использование фольклора при проведении гимнастики. Новизна предлагаемой технологии заключается в трех основных пунктах.

       Во-первых, комплексы объединены единой темой – «Природа», причем в каждом месяце отражены факты, свойственные конкретному периоду.

                                                Ах ты, зимушка — зима,

                                                Все дороги замела,

                                                Все дороги, все пути,

                                                Не проехать, не пройти.

( Ходьба под музыку с высоким подниманием колена в колонне на одно проведение музыкальной темы. Ходьба [руки выполняют движения по увеличенной амплитуде] на одно проведение музыкальной темы.)[3,стр. 27] Таким образом, в процессе проведения утренней гимнастики наряду с укреплением здоровья детей возможно формирование основ экологической культуры через обыгрывание природных явлений и их закономерностей.

        Во-вторых, в комплексах используются оригинальные рифмовки, а также народные игры и игровые упражнения.

Воспитатель.      Солнышко, солнышко,

                             Выгляни в окошечко !

                             Твои детки плачут,

Читайте также:  Нарушения периферического артериального кровообращения или синдром рейно

                             По камушкам скачут.

   (Русская народная закличка)  

                                              Игра с солнышком.

Воспитатель.      Где же солнышко — колоколнышко ?

                            Скрылось солнышко за тучку. Нету солнышка.

( И.П.- стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять плечи – «удивиться», вернуться в  И.П. Выполнить 4 раза)

Воспитатель.    Ты ладошки нам погрей, наше солнышко.

                           Наше солнышко — колоколнышко.

( И.П.- то же. Руки вперед, ладони вверх — И.П. Выполнить 4 раза).

Воспитатель.     Показался солнца лучик, стало нам светлее.

                           Справа лучик, слева — лучик, стало веселее.

(И.П. Ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо — И.П., влево — И.П. Выполнить по 2 раза в каждую сторону.) [3, стр. 11]

          В-третьих, объединяющим моментом для всех комплексов является русская народная песня, что позволяет ненавязчиво вводить ребенка в мир русской культуры.

Воспитатель.      Как на тоненький ледок

                             Выпал беленький снежок.

                             Ах, зима, зима, зима  

                             Белоснежная пришла.  ( Повторить 2 раза припев )      

(Ходьба под музыку в колонне на одно проведение музыкальной темы + припев )[3,стр. 23]

        Новые комплексы утренней гимнастики помогут заинтересовать детей игровой формой  проведения, а также закрепить знания о явлениях природы. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий повышает работоспособность воспитанников, активизирует их познавательный интерес.

                                     Литература.

  1. Маллер  А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006
  2. Галанов А.С.  Игры, которые лечат. – М. : Педагогическое общество России, 2005
  3. Сочеванова Е.А.  Комплексы утренней гимнастики для детей. – СПб. : « Детство-Пресс», 2006

Источник

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

          На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями.

             По данным Министерства РФ 85% детей- воспитанников детских садов и школ нуждаются в помощи медицинского, психического или коррекционного-педагогического характера. Признаками умственной отсталости являются недоразвитие и поражение головного мозга, эмоционально-волевой сферы и всей личности ребенка. Дети со сложной структурой дефекта представляют большую группу детей с ОВЗ. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер : эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. [ 1 ,стр. 9] Значительная часть детей с ограниченными возможностями составляют дети с синдромом Дауна (в специальных учреждениях — 30% и более общего состава групп). Такие дети страдают нарушениями слуха и зрения. Частота тугоухости у детей-даунов — 60-80%, примерно 50% детей имеют ту или иную степень близорукости и у 20% обнаруживается дальнозоркость. Особенности детей с синдромом Дауна различны : одни из них вялы и апатичны, другие, наоборот, – возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей значительно ниже, чем у здоровых, они отличаются умением подражать окружающим.[1,стр.11]

           Целью коррекционного воспитания для детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценного коррекционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Разрабатываются новые педагогические модели технологии, способствующие развитию вербальной выразительной речи, эмоциональному развитию и развитию движений через синтез современных методов, например, игротерапия и новые комплексы утренней гимнастики.

     В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить :

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учено- воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях  специального учреждения.                                                                              

3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

         Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и здоровье человека. Однако психика ребенка устроенна так, что его практически невозможно заставить целеноправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Воспитаннику должно быть интересно это делать не по тому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нравится. Именно поэтому используются адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике  заболеваний с использованием фольклора.

        Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования фольклора в играх мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему гармоническому, физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движения ловкости и меткости. Игры, проводимые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

        Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это и вызывает искренний смех у воспитанников. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет воспитателю проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

          Русская народная игра «Гуси-лебеди» тренирует навыки правильного дыхания, укрепляет мышцы туловища и конечностей, формирует осанку, развивает координацию движений [2,стр.10].

Ход игры. На одной стороне площадки (зала) чертится круг- «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома — логово, в котором находится «волк». Остальное место – «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей» : ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают : взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят — выдыхают « Ш-ш-ш-ш ».

Читайте также:  Синдром головной боли что это такое

«Пастух» громко говорит : «Гуси,гуси ! »

 Гуси останавливаются и хором отвечают : « Га-га-га !»

Пастух : «Есть хотите ?»

Гуси : « Да,да,да !»

Пастух : «Так летите».

Гуси : « Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой».

Пастух : « Так летите, как хотите, только крылья берегите !»

Гуси, расправив крылья ( вытяну в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначается пастух и волк. Игра продолжается.[2,стр. 43] Очень важно, чтобы во время игры у воспитанника не было большой эмоциональной нагрузки, что бы ребенок был не слишком возбужден и не переживал.

   В игре «Мороз- Красный нос», развивается ловкость, быстрота, воспитывается выдержка, терпение.

Ход игры.  На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий- Мороз-Красный нос (взрослый). Он произносит :

            Я   Мороз-Красный нос !

                   Кто из вас решится

                   В путь — дороженьку  пуститься ?

Играющие хором отвечают : « Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз !»

После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их «заморозить» ( коснуться рукой). « Замороженные» останавливаются на том месте , где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз. [2,стр. 44]

           Проявить любовь к активной жизненной деятельности – значит заложить базис здорового образа жизни будущего человека. Утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятия физическими упражнениями в специальном учреждении для умственно отсталых детей, без сомнения может служить средством решения этой проблемы. Утренняя гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а так же воспитательных и образовательных задач. Она призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день.[3,стр.4] Полезно после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию организма ребенка. В теплое время года, в хорошую погоду рекомендуется проводить утреннюю гимнастику на воздухе , что обеспечивает наилучший оздоровительный эффект. При проведении занятия в помещении необходимо соблюдать гигиенические правила — помещения должно быть хорошо проветренным, обеспечен доступ свежего воздуха; чистое ковровое покрытие. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движение и  дыхание.

          В целях систематического ежедневного проведения утренней гимнастики все предназначенные для этого упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс составляют упражнения, расположенные последовательно. Гимнастика должна создавать для воспитанников радостный эмоциональный подъем. Если детям скучно, если они неохотно идут на гимнастику, то никакого оздоровительного эффекта, даже при систематическом проведении, не приходится ожидать. Радостному эмоциональному подъему способствует использование фольклора при проведении гимнастики. Новизна предлагаемой технологии заключается в трех основных пунктах.

       Во-первых, комплексы объединены единой темой – «Природа», причем в каждом месяце отражены факты, свойственные конкретному периоду.

                                                Ах ты, зимушка — зима,

                                                Все дороги замела,

                                                Все дороги, все пути,

                                                Не проехать, не пройти.

( Ходьба под музыку с высоким подниманием колена в колонне на одно проведение музыкальной темы. Ходьба [руки выполняют движения по увеличенной амплитуде] на одно проведение музыкальной темы.)[3,стр. 27] Таким образом, в процессе проведения утренней гимнастики наряду с укреплением здоровья детей возможно формирование основ экологической культуры через обыгрывание природных явлений и их закономерностей.

        Во-вторых, в комплексах используются оригинальные рифмовки, а также народные игры и игровые упражнения.

Воспитатель.      Солнышко, солнышко,

                             Выгляни в окошечко !

                             Твои детки плачут,

                             По камушкам скачут.

   (Русская народная закличка)  

                                              Игра с солнышком.

Воспитатель.      Где же солнышко — колоколнышко ?

                            Скрылось солнышко за тучку. Нету солнышка.

( И.П.- стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять плечи – «удивиться», вернуться в  И.П. Выполнить 4 раза)

Воспитатель.    Ты ладошки нам погрей, наше солнышко.

                           Наше солнышко — колоколнышко.

( И.П.- то же. Руки вперед, ладони вверх — И.П. Выполнить 4 раза).

Воспитатель.     Показался солнца лучик, стало нам светлее.

                           Справа лучик, слева — лучик, стало веселее.

(И.П. Ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо — И.П., влево — И.П. Выполнить по 2 раза в каждую сторону.) [3, стр. 11]

          В-третьих, объединяющим моментом для всех комплексов является русская народная песня, что позволяет ненавязчиво вводить ребенка в мир русской культуры.

Воспитатель.      Как на тоненький ледок

                             Выпал беленький снежок.

                             Ах, зима, зима, зима  

                             Белоснежная пришла.  ( Повторить 2 раза припев )      

(Ходьба под музыку в колонне на одно проведение музыкальной темы + припев )[3,стр. 23]

        Новые комплексы утренней гимнастики помогут заинтересовать детей игровой формой  проведения, а также закрепить знания о явлениях природы. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий повышает работоспособность воспитанников, активизирует их познавательный интерес.

                                     Литература.

  1. Маллер  А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006
  2. Галанов А.С.  Игры, которые лечат. – М. : Педагогическое общество России, 2005
  3. Сочеванова Е.А.  Комплексы утренней гимнастики для детей. – СПб. : « Детство-Пресс», 2006

Источник