Классификации симптомов и синдромов в клинической психологии

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Сердобский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Клиническая психология

Тема

Симптом, синдром, фактор
в клинической психологии

Фамилия

Костенко

Имя

Любовь

Отчество

Александровна

№ контракта

03502100701034

Основная часть

Симптом, синдром, фактор в клинической 
психологии

На границе между двумя такими
известными и обширными науками 
как медицина и психология появилась 
клиническая психология.Вначале 
клиническая психология была нацелена
на изучение отклонений интеллектуального
и личностного развития, а так же коррекцию
дезадаптИвных и делинквентных форм поведения.
Однако в последствие сфера интересов
данной науки во многом расширилась за
счет изучения психического состояния
людей с соматическими заболеваниями.

Под клинической психологией понимается
наука, которая изучает психологические 
особенности человека, страдающего 
различными заболеваниями, методы и 
способы диагностики психических 
отклонений, дифференциации психологических 
феноменов и психопатологических
симптомов и синдромов, а так же психологию
взаимоотношений пациента и медицинского
работника, психопрофилактические, психокоррекционные
и психопрофилактические способы помощи
пациентам. Кроме этого сюда можно отнести
теоретические аспекты психосоматических
и соматопсихических взаимовлияний.

Таким образом, можно дать определение 
клинической психологии с двух сторон.
В узком смысле клиническая психология
– это особая методология психологического
исследования, которое основано на
методе наблюдения относительно небольшого
числа пациентов в естественных условиях
и последующем субъективном анализе-интерпретации
индивидуальных проявлений их психики
и личности.

В широком смысле под этим выражением
понимают приложение всего объема человеческих
знаний к решению самых различных
вопросов и проблем, возникающих в медицинской
практике.

Как и в любой другой науке 
в клинической психологии имеются 
свои определенные категории и основные
понятия. К таким категориям относят
– симптом и синдром, фактор, психическое 
и психологическое здоровье, норма
и патология, дефект и болезнь.

Клиническую психологию, возможно, понять
при рассмотрении этих основных понятий.

Клиническая психология изучает синдромы
нарушений психически функций при 
измененных состояниях функционирования
нервной системы.

Диагностика человека обычно начинается
с выявления и оценки отдельных
симптомов, то есть отдельных единичных
признаков заболеваний. Главное в этом
случае является анализ психопатологических
признаков и анамнестических данных.

Н.И. Осипов и П.В. Копнин определяли
симптомы, которые выявлялись с помощью
расспроса больных и интерпретации его
заявлений, отношения к субъекту. Эти симптомы
они считали недостоверными, так как они
не могли быть проверены и воспроизведены.

Симптом (единичный, частный признак)
указывает лишь на неблагополучие в организме
и психической сфере человека. Но качественное
и целостное представление о характере
болезненного процесса может дать совокупность
симптомов, базирующихся на единых патогенных
механизмах. Отдельный симптом сам по
себе не может способствовать распознаванию
болезни, он приобретает значение только
в симптомокомплексе. А.С. Кронфельд указывал,
что мы никогда не можем констатировать
единичный изолированный симптом вне
зависимости от всей цепи проявления болезненного
состояния.

Совокупность всех симптомов образует
симптомокомплекс, в котором выделяется
ряд закономерно сочетающихся друг с другом
симптомов, образующих синдром.

Синдром
– строго формализованное описание
закономерного и устойчивого 
сочетания симптомов.

В
синдроме выделяются обязательные, дополнительные
и факультативные симптомы. Обязательный
симптом указывает на происхождение 
расстройства. Дополнительный симптом 
отражает тяжесть, выраженность расстройства.
Факультативный симптом связан с 
модифицирующим влиянием различных факторов.
Среди обязательных симптомов бывает
один (простой синдром) или два и более
(сложный).

Использование
понятий симптома и синдрома позволяет 
описать состояние пациента строго
формализовано, так как раскладывает
целостную психическую деятельность
на отдельные типичные единицы, а это важно
для распознавания сущности нарушения.

Нозос
или болезнь – это болезненный 
процесс, текущее и динамическое
явление.

Патос
или дефект – это патологическое
состояние, стойкое изменение функций.

Их 
выявление возможно при изучении течения
болезни с помощью клинико-биологических
данных, включая исследования патологии
родственников больного.

В
широком смысле дефект обозначает необходимый 
признак существования дефекта,
о чем свидетельствует наличие 
постепенно нарастающего снижения адаптационных
возможностей при длительно текущих неврозах.

В
узком смысле стойкое, необратимое,
непродуктивное психопатологическое 
изменение с теми минусами, в основе
которых предполагается наличие 
органического поражения головного
мозга и даже соматических систем.

И.А.
Полищук делила дефектное состояние 
по этиологическому, патогенетическому 
и нозологическому принципам, выделяя 
общий органический дефект в виде
потери энергетического потенциала.

Впервые
понятие «нейропсихологический симптом»
вводит А.Р. Лурия как внешнего проявления
нарушения какой-либо психической функции,
возникающей вследствие локального поражения
головного мозга. Нейропсихологическая
квалификация симптомов предполагает
вскрытие причин и механизмов нарушения
функций. Симптом всегда имеет многозначное
строение, один и тот же симптом характерен
для разных нарушений.

Симптомы 
нарушения различных психических 
функций, имеющие в своей основе
общую причину, объединяются в совокупность,
которая называется нейропсихологическим
синдромом.

Таким
образом, синдром представляет систему 
взаимосвязанных типовых расстройств
– симптомов, подчиненных некоторому
особому закону.

Под
синдромом в клинической психологии
понимается сочетание признаков 
нарушений сторон и индивидуальных
особенностей психической деятельности,
объединенных психологическими механизмами
функционировании личности.

Таким
образом, характер и степень выраженности
симптомов, их сочетание и взаимосвязь,
объектность выявления и оценки
приобретает диагностическое значение
лишь в определенной совокупности.

Большинство психических и поведенческих 
расстройств имеют многофакторную
природу. На человека оказывают влияния 
такие факторы как генетические
(наследственные), биохимические, нейрофизиологические,
психофизиологические, личностные, социально-психологические
и социологические.

Читайте также:  Наследственная доброкачественная гипербилирубинемия синдром жильбера

Нейропсихологический 
фактор – физиологическое понятие, обозначающее
принцип физиологической деятельности
определенной мозговой структуры.

Генетические факторы определяют
мозговые структуры и механизмы 
психической деятельности, отвечающие
за диапазон индивидуальных различий
в поведении человека. Гены закладывают 
фундамент уникальности психологического
облика индивидуальности. Гены оказывают 
влияние на строение и биохимическую
активность материального субстрата психическим.

Психологические расстройства связаны 
с действием нескольких генов. В 
современной науке считается, что 
возникновение психических расстройств 
является необходимым следствием генетического
разнообразия вида Homo Sapiens, то есть получается,
что человек с отклонениями от среднестатической
нормы выполняет роль своеобразного природного
резервуара Репина Н.В., Воронцова Д.В.,
Юматова И.И. Основы клинической психологии.
М., 2003. – С. 9.

, за счет которых в природе 
поддерживается уровень распространенности 
и степень выраженности определенных 
функций.

Разные комбинации одних и тех 
же генов могут давать различные 
проявления, в зависимости от условий 
окружающей среды.

Биохимические факторы отвечают
за скорость и эффективность передачи
нейронных импульсов, специфичность рецепторов,
характер взаимодействия их клеток между
собой, настройку их процессов. В эти факторы
включаются биогенетические амины, аминокислоты,
деятельность эндокринной и иммунной
системы.

Нейрофизиологические факторы 
являются материальной основой психических 
процессов, с помощью чего осуществляется
психическая деятельность человека.
Любой психический процесс связан
с какими-либо физиологическими переменами.
Нейрофизиологические процессы определяют,
что выбрать из непрерывного потока раздражителей
в качестве специфических для реализации
своих главных признаков среды.

Психофизиологические факторы. В 
них включается общая физиологическая 
активность организма, влияющая на протекание
психических процессов, а также деятельность
центральной нервной и периферической
системы, нервно-мышечная активность,
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной
и эндокринной системы. Все эти фактор,
связанные с процессом активации психики
в условиях, побуждающих к кратковременным
или стойким функциям изменения психической
деятельности.

Личностные факторы, связаны с 
влиянием приобретенных в ходе развития
психических черт, возрастающих уязвимость
перед возникновением поведенческих 
и психических расстройств. Личностная
способность обеспечивает гибкую адаптацию
к различным стрессовым ситуациям, то
есть проявляется способность совладения
со стрессом (копинг). Это связано с наличием
у человека психических сил, позволяющих
открывать, признавать имеющиеся проблемы
с целью дальнейших разрешений.

Социально-психологические факторы.
Для них характерно общее и 
межличностное взаимодействие, статусно-ролевые 
позиции в общении и взаимодействии,
а также социальные установки 
и представления. Они могут иметь 
разный уровень влияния на возникновение
нарушений: прямое, опосредованное, моделирующее,
дополнительное и поддерживающее.

К прямому действию относится социальная
депривация или лишение общения 
и взаимодействия с желаемыми 
или необходимыми для личности социальными 
объектами, лишение внимания со стороны
других людей. Довольно часто этот фактор
имеет опосредованное, поддерживающее
влияние.

Изменения характеристик общения 
и взаимодействия у людей с 
отклонениями в психической деятельности
чаще связано с тем, что социальное
окружение ориентировано на другие общепринятые
стандартные формы проявления отношений
и обращения. Поэтому люди с психическими
отклонениями форм общения и взаимодействия
не вживаются в стандартные правила здоровой
личности, современные люди избегают общения
с такими людьми, так как те не в состоянии
ответить на это избегание или предотвратить
его. Это все усугубляет их психологический
дискомфорт, что приводит к дальнейшему
развитию отклонений и превращению их
в болезнь.

Вследствие несоответствия общепринятым
правилам общения и взаимодействия люди
с психическими отклонениями рассматриваются
окружающими как социально некомпетентные.
При этом социальная компетентность охватывает
социальное поведение в соответствие
его стандартам проявления в общении.
Таким образом, нарушение в одной области
психики приводит к нарушению во всех
сферах личности.

Социологические факторы. Сюда включаются
характеристики социального пространства,
в котором совместно проживают 
люди с психическими и поведенческими
отклонениями и люди, соответствующие
общепринятым нормам. Сюда относятся доступность
помощи, поддержки, соответствие предполагаемой
помощи реальным потребностям и нуждам
людей с отклонениями, возможность организации
жизни с учетом индивидуальных особенностей
психики человека с отклонениями от общепринятых
нормативов.

Социальное неравенство является
ведущим фактором, ответственным 
за возникновение и развитие психических 
расстройств. Неравенство жизненных 
условий и шансов людей, которые 
сталкиваются с поражением в правах
и ограничениями в доступе к распределению
благ из-за своих психических и личностных
особенностей. Люди с отклонениями оказываются
исключенными из сформированной большинством
членов общества жизненного стиля, что
приводит к развитию отклонений в такой
форме как болезнь.

Заключение.

Клиническая психология – довольно интересная
и загадочная наука, с одной стороны 
она входит в такую древнейшую
науку, как медицина, а с другой
– ее возникновение считается не
особенно древним, когда стало происходить 
взаимопроникновение психологии и
медицины.

Но не смотря на это, клиническую 
психологию можно назвать самостоятельной 
наукой, которая имеет определенное
значение в исследованиях, свой предмет 
и задачи.

Клиническая психология не может пониматься
как действительная наука без 
основных понятий и категорий, которые
существуют в наличии в любой науке. В
данной науке это такие категории как
симптом и синдром, здоровье и болезнь,
норма и патология, Компенсация, а также
факторы, влияющие на человека различными
способами.

Все эти группы категорий не имеют
жесткую границу, не тождественны, но при
этом они взаимосвязаны друг с другом.

Читайте также:  Что такое синдром мэлори вейса

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу
интернет-ресурса

1

allbest.ru

https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00005972_0.html

2

Институт Психотерапии и Клинической 
Психологии

https://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1613

3

О психологии

Категории синдрома и фактора в клинической психологии.

Источник

Медицинский эксперт статьи

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Общая картина психических болезней состоит из отдельных признаков (симптомов), которые рассматриваются в совокупности друг с другом. Такие сочетания признаков называются синдромами. Синдромы в психиатрии – это важная составляющая для постановки правильного диагноза. Для удобства классификации и распознавания психических расстройств специалисты выделили ряд наиболее распространенных симптомокомплексов, которые мы вкратце и рассмотрим.

Общая характеристика

Для постановки правильного диагноза характеристика синдрома играет очень большую роль. Несмотря на то, что при других заболеваниях наиболее важно определить причину патологии, в психиатрии это не столь актуально. В большинстве случаев определить причину психического расстройства не представляется возможным. Исходя из этого, акцент ставится на определении ведущих признаков, которые затем объединяются в типичный для болезни синдром.

К примеру, для глубокой депрессии характерно появление мыслей о самоубийстве. При этом тактика врача должна быть направлена на внимательное отношение и, в буквальном смысле, надзор за больным.

У больных шизофренией основным синдромом считается противоречие, или схизис. Это означает, что внешнее эмоциональное состояние человека не совпадает с его внутренним настроем. Например, когда пациенту радостно, он горько плачет, а когда ему больно, он улыбается.

У больных эпилепсией основным синдромом считается пароксизмальность – это внезапное появление и такое же резкое угасание симптомов болезни (приступа).

Даже международный классификатор заболеваний – МКБ-10 – основан не столько на психиатрических заболеваниях, сколько на синдромах.

Список основных синдромов в психиатрии

Синдромы, связанные с галлюцинациями и бредом.

  • Галлюциноз – наличие разнообразных галлюцинаций, имеющих отношение либо к слуху, либо к зрению, либо к тактильным ощущениям. Галлюциноз может протекать в острой или хронической форме. Соответственно, при слуховом галлюцинозе пациент слышит несуществующие звуки, голоса, обращенные к нему и принуждающие к какому-либо действию. При тактильном галлюцинозе заболевшие чувствуют какие-то несуществующие прикосновения к себе. При зрительном галлюцинозе больной может «видеть» то, чего на самом деле нет – это могут быть неживые объекты, либо люди или животные. Часто такое явление можно наблюдать у слепых пациентов.
  • Синдром паранойи – это первичное бредовое состояние, отображающее окружающую действительность. Может являться начальным признаком шизофрении, либо развиваться в виде самостоятельного заболевания.
  • Галлюцинаторно-параноидальный синдром – это разноплановое сочетание и наличие галлюцинаций и бредового состояния, имеющих общий патогенез развития. Разновидностью такого синдрома является психический автоматизм Кандинского-Клерамбо. Пациент настаивает на том, что его мышление или умение двигаться ему не принадлежит, что кто-то извне автоматически управляет ним. Другой разновидностью галлюцинаторно-параноидального синдрома является синдром Чикатило, представляющий собой развитие в человеке механизма, который начинает руководить его поведением. Нарастание синдрома происходит в течение продолжительного времени. Зародившийся в пациенте дискомфорт дает толчок к совершению садистских преступлений на почве сексуальной слабости или неудовлетворенности.
  • Синдром патологической ревности – это одна из форм навязчивых и бредовых идей. Данное состояние подразделяют ещё на несколько синдромов: синдром «существующего третьего» (с действительно присущей ревностью и страстью, переходящими в реактивную депрессию), синдром «вероятного третьего» (с навязчивыми состояниями, связанными с ревностью), а также синдром «воображаемого третьего» (с бредовыми ревностными фантазиями и признаками паранойи).

Синдромы, связанные с нарушением интеллектуального развития.

  • Синдром слабоумия, или деменции – устойчивая, трудно компенсируемая потеря умственных способностей, так называемая интеллектуальная деградация. Пациент не только отказывается и не может познавать новое, но и теряет ранее приобретенный уровень интеллекта. Слабоумие может быть связано с некоторыми заболеваниями, такими как церебральный атеросклероз, прогрессивный паралич, сифилитическое поражение головного мозга, эпилепсия, шизофрения и пр.
Читайте также:  Пателлофеморальный синдром коленного сустава лечение

Синдром, связанный состоянием аффекта.

  • Маниакальный синдром – характеризуется такой триадой признаков, как резкое усиление настроения, ускоренное протекание представлений, двигательно-речевое возбуждение. Как следствие, наблюдается переоценка себя, как личности, возникает мания величия, эмоциональная нестабильность.
  • Депрессивное состояние – напротив, характеризуется сниженным настроением, замедленным протеканием представлений и двигательно-речевой заторможенностью. Наблюдаются такие эффекты, как самоуничижение, потеря стремлений и желаний, «темные» мысли и угнетенное состояние.
  • Тревожный депрессивный синдром представляет собой сочетание депрессивного и маниакального состояния, которые чередуются друг с другом. Может возникать двигательный ступор на фоне повышения настроения, либо двигательная активность одновременно с мыслительной заторможенностью.
  • Депрессивный параноидальный синдром может проявляться как сочетание признаков шизофрении и прочих психотических состояний.
  • Астенический синдром характеризуется повышенной усталостью, возбудимостью и нестабильностью настроения, что особенно заметно на фоне вегетативных нарушений и расстройств сна. Обычно признаки астенического синдрома затихают под утро, проявляясь с новой силой во второй половине суток. Зачастую астению тяжело отличить от депрессивного состояния, поэтому специалисты выделяют сочетанный синдром, называя его астено-депрессивным.
  • Органический синдром – это сочетание трех симптомов, таких как ухудшение процесса запоминания, снижение интеллекта и невозможность сдерживания аффектов. Данный синдром имеет ещё одно название – триада Вальтер-Бюэля. На первом этапе состояние обнаруживает себя общей слабостью и астенией, нестабильностью в поведении и снижением работоспособности. Интеллект пациента внезапно начинает понижаться, круг интересов сужается, речь становится бедной. Такой больной теряет возможность запоминать новую информацию, а также забывает то, что было записано в памяти ранее. Зачастую органический синдром переходит в депрессивное или галлюцинаторное состояние, иногда сопровождаемое приступами эпилепсии или психозами.

Синдром, связанный с нарушением двигательных и волевых функций.

  • Кататонический синдром имеет такие типичные симптомы, как кататонический ступор и кататоническое возбуждение. Такие состояния проявляются поэтапно, один за другим. Данный психиатрический синдром обусловлен патологической слабостью нейронов, когда вполне безобидные раздражители вызывают у организма избыточную реакцию. Во время ступора пациент вялый, не проявляет интереса к окружающему миру и к себе. Большинство больных просто лежат, уткнувшись в стенку, на протяжении многих суток и даже лет. Характерен признак «воздушной подушки» пациент лежит, и при этом его голова поднята над подушкой. Возобновляется сосательный и хватательный рефлексы, которые присущи только грудным детям. Зачастую в ночное время проявления кататонического синдрома ослабевают.
  • Кататоническое возбуждение проявляется как двигательным, так и эмоциональным возбужденным состоянием. Пациент становится агрессивным, негативно настроенным. Мимика на лице часто двухсторонняя: например, глаза выражают радость, а губы стиснуты в порыве злости. Больной может либо упорно молчать, либо неудержимо и бессмысленно говорить.
  • Люцидное кататоническое состояние происходит в полном сознании.
  • Онейроидное кататоническое состояние проявляется с угнетением сознания.

Невротический синдром

  • Неврастенический синдром (тот же астенический синдром) выражается в слабости, нетерпении, истощенном внимании и расстройствами сна. Состояние может сопровождаться болями в голове, проблемами с вегетативной нервной системой.
  • Ипохондрический синдром проявляется избыточным вниманием к своему организму, состоянию здоровья и комфорту. Пациент постоянно прислушивается к своему телу, беспричинно посещает врачей и сдает большое количество ненужных анализов и исследований.
  • Истерический синдром характеризуется чрезмерной самовнушаемостью, эгоизмом, воображаемостью и эмоциональной нестабильностью. Такой синдром типичен при истерических неврозах и психопатиях.
  • Психопатический синдром представляет собой дисгармонию эмоционального и волевого состояния. Может протекать по двум сценариям – возбудимости и повышенной заторможенности. Первый вариант подразумевает излишнюю раздражительность, негативное настроение, стремление к конфликтам, нетерпение, предрасположенность к алкоголизму и наркомании. Для второго варианта характерна слабость, вялость реакции, гиподинамия, снижение самооценки, скептицизм.

При оценке психического состояния пациента немаловажно определение глубины и масштаба обнаруженных симптомов. На основании этого синдромы в психиатрии можно разделить на невротические и психотические.

Источник