Зпр код классификации по мкб

Зпр код классификации по мкб thumbnail

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

F82

Специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.

Синдром неуклюжего ребенка

Связанное(ая) с развитием:

  • нарушение координации
  • диспраксия

Исключены:

  • нарушения походки и подвижности (R26.-)
  • нарушение координации (R27.-)
  • нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)

F83

Смешанные специфические расстройства психологического развития

В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

F88

Другие расстройства психологического развития

Агнозия развития

F89

Расстройство психологического развития неуточненное

Нарушение развития БДУ

Источник

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Национальные рекомендации по лечению

Стандарты мед. помощи

Содержание

  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Симптомы
  4. Причины
  5. Классификация
  6. Характерные особенности
  7. Диагностика
  8. Лечение
  9. Прогноз
  10. Профилактика

Названия

 Название: Задержка психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР)

Описание

 Задержка психического развития (ZPR). Это временная задержка развития психических процессов и незрелости эмоционально-волевой сферы у детей, которая потенциально может быть преодолена с помощью специально организованного обучения и воспитания. Умственная отсталость характеризуется недостаточным уровнем развития двигательных навыков, языка, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивности и нестабильности эмоций, плохой успеваемости в школе. Диагноз ZPR совместно диагностируется комиссией медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с умственной отсталостью нуждаются в специально организованном коррекционном развитии, образовании и медицинской поддержке.

Дополнительные факты

 Умственная отсталость (MDP) является обратимым нарушением интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающейся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с умственной отсталостью достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является скорее психолого-педагогической категорией, однако он может основываться на органических расстройствах, поэтому это условие также учитывается медицинскими дисциплинами – прежде всего педиатрией и детской неврологией.
 Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно вывод «умственная отсталость» устанавливается для дошкольников не ранее, чем через 4-5 лет, а на практике чаще в процессе обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР)

Симптомы

 Ассоциированные симптомы: Аграмматизм. Агрессивность. Запинки в речи. Искажение звуков. Клонические судороги. Сигматизм. Эмоциональная лабильность. Эхолалия.

Причины

 Этиологическая основа RPR состоит из биологических и социально-психологических факторов, приводящих к задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
 1. Биологические факторы (грубое органическое повреждение центральной нервной системы локальной природы и его остаточные эффекты) вызывают нарушение созревания различных частей мозга, которое сопровождается частичным нарушением психического развития и умственной деятельности. Среди причин биологической природы, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наиболее важными являются:
 • патология беременности (тяжелый токсикоз, резус-конфликт, гипоксия плода и т. Д. ).
 • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекция, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и т. Д. , Возникающие в послеродовом периоде и в раннем детстве.
 • ЗПР иногда бывает наследственным и диагностируется из поколения в поколение в некоторых семьях.
 2. Умственная отсталость может возникать под влиянием (социальных) факторов окружающей среды, но это не исключает наличия первоначальной органической основы расстройства. Чаще всего дети с СЛР растут в условиях гипо-опеки (безнадзорности) или гипер-опеки, авторитарного характера образования, социального неблагополучия, отсутствия общения со сверстниками и взрослыми.
 Задержка умственного развития вторичной природы может развиться с ранним нарушением слуха и зрения, нарушениями речи из-за выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Читайте также:  Синдром удлиненного интервала qt код мкб 10

Классификация

 Группа умственно отсталых детей неоднородна. В специальной психологии было предложено много классификаций умственной отсталости. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, в которой выделяются 4 клинических типа ЗПР.
 • ЗПР конституционного происхождения обусловлен замедлением созревания центральной нервной системы. Характеризуется гармоничным психическим и психофизическим инфантилизмом. С психическим инфантилизмом ребенок ведет себя как младший; с психофизическим инфантилизмом страдают эмоционально-добровольная сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение этих детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, характеризуются недостаточным вниманием и памятью. Даже в школьном возрасте их игровые интересы преобладают.
 • ЗПР соматогенного происхождения вызван тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями маленького ребенка, неизбежно задерживающими созревание и развитие центральной нервной системы. В анамнезе дети с соматогенной задержкой психического развития, бронхиальной астмой, хронической диспепсией, почечной и сердечно-сосудистой недостаточностью, пневмонией и часто встречаются; Как правило, таких детей длительное время лечат в больницах, что также вызывает сенсорную депривацию. ОРП соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, плохой успеваемостью ребенка, меньшей памятью, поверхностным вниманием, плохим формированием навыков деятельности, гиперактивностью или летаргией во время переутомления.
 • СЛР психогенного генеза вызвана неблагоприятными социальными условиями, в которых живет ребенок (безнадзорность, гиперзащита, жестокое обращение). Недостаток внимания к ребенку приводит к психической нестабильности, импульсивности и задержке умственного развития. Повышенная забота ведет к тому, что у ребенка отсутствует инициатива, эгоцентризм, отсутствие воли и решимости.
 • СЛР церебрального органического происхождения встречается наиболее часто. Это вызвано первичным грубым органическим повреждением в мозге. В этом случае нарушения могут затрагивать определенные области психики или проявляться как мозаика в разных областях психики. Задержка умственного развития церебрально-органического генезиса характеризуется отсутствием формирования эмоционально-произвольной сферы и познавательной активности: недостатком жизненности и живости эмоций, низкими требованиями, выраженной внушаемостью, слабой фантазией, двигательной расторможенностью и т. Д.

Характерные особенности

Интеллектуальная сфера.

 Интеллектуальные расстройства у детей с ограниченными умственными способностями незначительны, но влияют на все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
 Восприятие ребенка с СЛР фрагментарно, медленно и неточно. Отдельные анализаторы работают полностью, но ребенку трудно создавать целостные образы окружающего их мира. Зрительное восприятие лучше развито, слух – хуже, поэтому объяснение учебного материала для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями должно сочетаться с визуальной поддержкой.
 Внимание у детей с ограниченными умственными возможностями нестабильно, кратковременно и поверхностно. Все внешние раздражители отвлекают ребенка и привлекают его внимание. Ситуации концентрации, которые фокусируются на чем-то, вызывают трудности. При переутомлении и повышенном стрессе отмечаются признаки гиперактивности и дефицита внимания.
 Память у детей с умственной отсталостью характеризуется мозаикой материального запоминания, плохой избирательностью, преобладанием зрительно-образной памяти над словесной и низкой умственной активностью при воспроизведении информации.
 У детей с умственной отсталостью визуально более эффективное мышление; образное мышление более нарушено из-за неточного восприятия. Абстрактное логическое мышление невозможно без помощи взрослого. У детей с ЗПР возникают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; невозможно организовать мероприятия, сделать выводы, сформулировать выводы.

Диагностика

 Задержка психического развития может быть диагностирована только после полного обследования ребенка психологической, медицинской и образовательной комиссией (PMPC) в качестве детского психолога, логопеда, патолога, педиатра, детского невролога, психиатра, Когда это будет сделано:
 • сбор и изучение истории, анализ условий жизни;
 • нейропсихологические тесты;
 • диагностический речевой тест;
 • изучение медицинской документации ребенка;
 • беседа с ребенком, изучение интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.
 На основании информации о развитии ребенка члены ПМПК делают вывод о наличии умственной отсталости, дают рекомендации по организации обучения и воспитания ребенка в специальные учебные заведения.
 Чтобы идентифицировать органический субстрат для умственной отсталости, ребенок должен быть осмотрен медицинскими специалистами, особенно педиатром и детским неврологом. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенка и т. Д. Дифференциальный диагноз умственной отсталости следует проводить при олигофрении и аутизме.

Лечение

 Работа с детьми с ZPR требует междисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов и патологов. Коррекция умственной отсталости должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться в течение длительного времени.
 Дети с умственной отсталостью должны посещать специализированные дошкольные учреждения (или группы), школы 7 классов или коррекционные классы средней школы. Детали обучения детей с ЗПР включают дозировку учебного материала, зависимость от видимости, многократные повторения, частые изменения в деятельности и использование спасательных технологий.
 При работе с такими детьми особое внимание уделяется развитию:
 • когнитивные процессы (восприятие, внимание, память, мысль);
 • эмоциональная, сенсорная и моторная сферы с помощью игровой терапии, сказочной терапии, художественной терапии для детей.
 • коррекция нарушений речи на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
 Совместно с учителями коррекционная работа для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями проводится дефектологами, психологами и социальными педагогами. Медицинское обслуживание детей с ограниченными интеллектуальными возможностями включает медикаментозную терапию на основе выявленных соматических и церебрально-органических нарушений, физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж и гидротерапию.

Читайте также:  Лимфостаз голени код мкб

Прогноз

 Отставание темпов психического развития ребенка от возрастных норм можно и нужно преодолеть. Дети с умственной отсталостью обучены и при правильно организованной коррекционной работе наблюдается положительное развитие в их развитии. С помощью учителей они могут усваивать знания, навыки, которыми их нормально развивающиеся сверстники самостоятельно овладевают. После окончания школы они могут продолжить обучение в профессионально-технических училищах, колледжах и даже университетах.

Профилактика

 Профилактика умственной отсталости у ребенка включает в себя тщательное планирование беременности, предотвращение неблагоприятных воздействий на плод, предотвращение инфекционных и соматических заболеваний у маленьких детей и обеспечение благоприятных условий для образования и развития. Если ребенок отстает в психомоторном развитии, необходимо незамедлительное обследование специалистами и организация корректирующих работ.

Источник

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Национальные рекомендации по лечению

Стандарты мед. помощи

Содержание

  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Симптомы
  4. Причины
  5. Классификация
  6. Характерные особенности
  7. Диагностика
  8. Лечение
  9. Прогноз
  10. Профилактика

Названия

 Название: Задержка психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР)

Описание

 Задержка психического развития (ZPR). Это временная задержка развития психических процессов и незрелости эмоционально-волевой сферы у детей, которая потенциально может быть преодолена с помощью специально организованного обучения и воспитания. Умственная отсталость характеризуется недостаточным уровнем развития двигательных навыков, языка, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивности и нестабильности эмоций, плохой успеваемости в школе. Диагноз ZPR совместно диагностируется комиссией медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с умственной отсталостью нуждаются в специально организованном коррекционном развитии, образовании и медицинской поддержке.

Дополнительные факты

 Умственная отсталость (MDP) является обратимым нарушением интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающейся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с умственной отсталостью достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является скорее психолого-педагогической категорией, однако он может основываться на органических расстройствах, поэтому это условие также учитывается медицинскими дисциплинами – прежде всего педиатрией и детской неврологией.
 Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно вывод «умственная отсталость» устанавливается для дошкольников не ранее, чем через 4-5 лет, а на практике чаще в процессе обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР)

Симптомы

 Ассоциированные симптомы: Аграмматизм. Агрессивность. Запинки в речи. Искажение звуков. Клонические судороги. Сигматизм. Эмоциональная лабильность. Эхолалия.

Причины

 Этиологическая основа RPR состоит из биологических и социально-психологических факторов, приводящих к задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
 1. Биологические факторы (грубое органическое повреждение центральной нервной системы локальной природы и его остаточные эффекты) вызывают нарушение созревания различных частей мозга, которое сопровождается частичным нарушением психического развития и умственной деятельности. Среди причин биологической природы, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наиболее важными являются:
 • патология беременности (тяжелый токсикоз, резус-конфликт, гипоксия плода и т. Д. ).
 • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекция, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и т. Д. , Возникающие в послеродовом периоде и в раннем детстве.
 • ЗПР иногда бывает наследственным и диагностируется из поколения в поколение в некоторых семьях.
 2. Умственная отсталость может возникать под влиянием (социальных) факторов окружающей среды, но это не исключает наличия первоначальной органической основы расстройства. Чаще всего дети с СЛР растут в условиях гипо-опеки (безнадзорности) или гипер-опеки, авторитарного характера образования, социального неблагополучия, отсутствия общения со сверстниками и взрослыми.
 Задержка умственного развития вторичной природы может развиться с ранним нарушением слуха и зрения, нарушениями речи из-за выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

 Группа умственно отсталых детей неоднородна. В специальной психологии было предложено много классификаций умственной отсталости. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, в которой выделяются 4 клинических типа ЗПР.
 • ЗПР конституционного происхождения обусловлен замедлением созревания центральной нервной системы. Характеризуется гармоничным психическим и психофизическим инфантилизмом. С психическим инфантилизмом ребенок ведет себя как младший; с психофизическим инфантилизмом страдают эмоционально-добровольная сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение этих детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, характеризуются недостаточным вниманием и памятью. Даже в школьном возрасте их игровые интересы преобладают.
 • ЗПР соматогенного происхождения вызван тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями маленького ребенка, неизбежно задерживающими созревание и развитие центральной нервной системы. В анамнезе дети с соматогенной задержкой психического развития, бронхиальной астмой, хронической диспепсией, почечной и сердечно-сосудистой недостаточностью, пневмонией и часто встречаются; Как правило, таких детей длительное время лечат в больницах, что также вызывает сенсорную депривацию. ОРП соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, плохой успеваемостью ребенка, меньшей памятью, поверхностным вниманием, плохим формированием навыков деятельности, гиперактивностью или летаргией во время переутомления.
 • СЛР психогенного генеза вызвана неблагоприятными социальными условиями, в которых живет ребенок (безнадзорность, гиперзащита, жестокое обращение). Недостаток внимания к ребенку приводит к психической нестабильности, импульсивности и задержке умственного развития. Повышенная забота ведет к тому, что у ребенка отсутствует инициатива, эгоцентризм, отсутствие воли и решимости.
 • СЛР церебрального органического происхождения встречается наиболее часто. Это вызвано первичным грубым органическим повреждением в мозге. В этом случае нарушения могут затрагивать определенные области психики или проявляться как мозаика в разных областях психики. Задержка умственного развития церебрально-органического генезиса характеризуется отсутствием формирования эмоционально-произвольной сферы и познавательной активности: недостатком жизненности и живости эмоций, низкими требованиями, выраженной внушаемостью, слабой фантазией, двигательной расторможенностью и т. Д.

Читайте также:  Киста затылочной области код мкб 10

Характерные особенности

Интеллектуальная сфера.

 Интеллектуальные расстройства у детей с ограниченными умственными способностями незначительны, но влияют на все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
 Восприятие ребенка с СЛР фрагментарно, медленно и неточно. Отдельные анализаторы работают полностью, но ребенку трудно создавать целостные образы окружающего их мира. Зрительное восприятие лучше развито, слух – хуже, поэтому объяснение учебного материала для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями должно сочетаться с визуальной поддержкой.
 Внимание у детей с ограниченными умственными возможностями нестабильно, кратковременно и поверхностно. Все внешние раздражители отвлекают ребенка и привлекают его внимание. Ситуации концентрации, которые фокусируются на чем-то, вызывают трудности. При переутомлении и повышенном стрессе отмечаются признаки гиперактивности и дефицита внимания.
 Память у детей с умственной отсталостью характеризуется мозаикой материального запоминания, плохой избирательностью, преобладанием зрительно-образной памяти над словесной и низкой умственной активностью при воспроизведении информации.
 У детей с умственной отсталостью визуально более эффективное мышление; образное мышление более нарушено из-за неточного восприятия. Абстрактное логическое мышление невозможно без помощи взрослого. У детей с ЗПР возникают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; невозможно организовать мероприятия, сделать выводы, сформулировать выводы.

Диагностика

 Задержка психического развития может быть диагностирована только после полного обследования ребенка психологической, медицинской и образовательной комиссией (PMPC) в качестве детского психолога, логопеда, патолога, педиатра, детского невролога, психиатра, Когда это будет сделано:
 • сбор и изучение истории, анализ условий жизни;
 • нейропсихологические тесты;
 • диагностический речевой тест;
 • изучение медицинской документации ребенка;
 • беседа с ребенком, изучение интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.
 На основании информации о развитии ребенка члены ПМПК делают вывод о наличии умственной отсталости, дают рекомендации по организации обучения и воспитания ребенка в специальные учебные заведения.
 Чтобы идентифицировать органический субстрат для умственной отсталости, ребенок должен быть осмотрен медицинскими специалистами, особенно педиатром и детским неврологом. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенка и т. Д. Дифференциальный диагноз умственной отсталости следует проводить при олигофрении и аутизме.

Лечение

 Работа с детьми с ZPR требует междисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов и патологов. Коррекция умственной отсталости должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться в течение длительного времени.
 Дети с умственной отсталостью должны посещать специализированные дошкольные учреждения (или группы), школы 7 классов или коррекционные классы средней школы. Детали обучения детей с ЗПР включают дозировку учебного материала, зависимость от видимости, многократные повторения, частые изменения в деятельности и использование спасательных технологий.
 При работе с такими детьми особое внимание уделяется развитию:
 • когнитивные процессы (восприятие, внимание, память, мысль);
 • эмоциональная, сенсорная и моторная сферы с помощью игровой терапии, сказочной терапии, художественной терапии для детей.
 • коррекция нарушений речи на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
 Совместно с учителями коррекционная работа для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями проводится дефектологами, психологами и социальными педагогами. Медицинское обслуживание детей с ограниченными интеллектуальными возможностями включает медикаментозную терапию на основе выявленных соматических и церебрально-органических нарушений, физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж и гидротерапию.

Прогноз

 Отставание темпов психического развития ребенка от возрастных норм можно и нужно преодолеть. Дети с умственной отсталостью обучены и при правильно организованной коррекционной работе наблюдается положительное развитие в их развитии. С помощью учителей они могут усваивать знания, навыки, которыми их нормально развивающиеся сверстники самостоятельно овладевают. После окончания школы они могут продолжить обучение в профессионально-технических училищах, колледжах и даже университетах.

Профилактика

 Профилактика умственной отсталости у ребенка включает в себя тщательное планирование беременности, предотвращение неблагоприятных воздействий на плод, предотвращение инфекционных и соматических заболеваний у маленьких детей и обеспечение благоприятных условий для образования и развития. Если ребенок отстает в психомоторном развитии, необходимо незамедлительное обследование специалистами и организация корректирующих работ.

Источник