Зпр с гипердинамическим синдромом это

Зпр с гипердинамическим синдромом это thumbnail

В настоящее время родители и педагоги все чаще сталкиваются с такими понятиями как гипердинамический синдром — поведенческое расстройство развития. Он проявляется у детей от рождения до 15 лет, а наиболее выражен бывает в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Рассмотрим более подробно, как проявляется гипердинамический синдром у детей, к каким проблемам приводит и как с ним справляться.

Что такое гипердинамический синдром

Что такое гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром — это повышенная двигательная активность при слабом контроле мотивации и смысловой наполненности деятельности.

Часто этому диагнозу сопутствует дефицит внимания — отсутствие способности или ее недостаточность, чтобы сосредотачиваться на необходимом объекте. В этом случае гипердинамический синдром скрывается под аббревиатурой СДВГ.

В зависимости от симптомов нарушение делится на 3 типа:

  • смешанный;
  • с преобладанием гиперактивности;
  • с ярко выраженным дефицитом внимания.

Чем раньше гипердинамический синдром будет выявлен, тем раньше можно принять коррекционные меры. Организму не всегда удается справиться с нарушением к 15 годам. Если вовремя не обратиться к специалистам и не контролировать состояние ребенка, то и дальше во взрослой жизни он будет страдать от своих особенностей.

Причины гипердинамического синдрома

Причины гипердинамического синдрома

Сложно назвать точные причины гипердинамического синдрома. Большинство специалистов сходятся во мнении, что нарушение появляется вследствие повреждений головного мозга различной степени пренатального и перинатального периода.

Иногда нарушения в работе нервной системы компенсируются без всякого вмешательства по мере взросления ребенка. Но если этого не происходит, то в возрасте пяти-шести лет ему ставят диагноз ММД.

ММД — это минимальная мозговая дисфункция, которая приводит к различным трудностям и проблемам в обучении, контроле своего поведения и активности. Интеллект при этом сохраняется в норме.

Гипердинамический синдром является одним из проявлений ММД. Когда ребенок получил повреждение клеток мозга, которые отвечают за процесс торможения, их функцию взяли на себя здоровые нервные клетки. Но для того, чтобы восстановить всю работу, им приходится всегда работать с большой нагрузкой. Любой стресс и напряжение ребенка приводит к ухудшению работы всей системы. Именно поэтому нельзя кричать на гиперактивных детей и требовать от них вещи, которые они выполнить не в состоянии.

Все эти процессы в нервной системе и приводят к тому, что дети испытывает трудности с концентрацией, произвольным вниманием и контролем своего поведения.

Симптомы гипердинамического синдрома

Симптомы гипердинамического синдрома

Чтобы понимать, что это такое – гипердинамический синдром у детей, нужно представить портрет ребенка с этим диагнозом. Существует много проявлений и особенностей поведения детей с СДВГ. Что-то может быть выражено более сильно или слабо, а что-то может вообще отсутствовать. Лишь каждый пятый такой ребенок имеет полный набор симптомов.

Для ребенка с гипердинамическим синдромом характерно следующее:

  • чрезмерная двигательная активность. Создается впечатление, что он совершает очень много лишних движений, он постоянно суетится, находится в большом возбуждении. Кажется, что он совершенно не устает, хотя за этим может скрываться уже перенапряжение. Для младенцев с СДВГ характерно постоянное выпутывание из пеленок, их невозможно даже на секунду оставить одних на пеленальном столе или на диване;
  • нарушения сна. Они возникают из-за перевозбуждения от постоянной бурной деятельности;
  • дефицит внимания. Ребенок испытывает сложности, когда необходимо сосредоточиться на каком-либо объекте. Например, младенец выкинет игрушку, еще не успев исследовать все ее свойства и возможности. Если занятие для малыша сильно интересное, то он способен полностью в него погрузиться и увлечься. Но вот долгие уроки, решения задач, чтение больших текстов становятся настоящим мучением;
  • импульсивность. Особенности ребенка не дают ему возможности хорошо обдумать свои слова и действия, соотнести их с правилами и запретами. Он часто выкрикивает ответы на уроке, не дожидается разрешения куда-то пойти, отвлекается на заинтересовавшие вещи. На характер этот симптом тоже оказывает свое влияние: малыш страдает частыми перепадами настроения, становится вспыльчивым и может даже проявлять агрессию;
  • проблемы с самоконтролем. Гиперактивные дети имеют хорошую память и понимают слова взрослых, но вразумлять их после очередного нарушения поведения не имеет смысла, они все равно не смогут удержаться. Часто именно таких детей родители теряют в торговых центрах: они отвлекаются на что-то привлекательное и совершенно забывают о том, что нельзя далеко отходить от мамы или папы;
  • отсутствие статического положения. Ребенок постоянно что-то делает: даже на месте в положении стоя или сидя он размахивает руками или ногами, качает головой, стучит пальцами по столу и т.д. Даже ходят такие дети не спокойным шагом, а очень быстро или вприпрыжку;
  • поверхностность чувств. У детей с гипердинамическим синдромом не возникает желания глубоко погружаться во внутренний мир собеседника, ведь для этого нужно сконцентрироваться на его словах и эмоциях. Поэтому при необходимости ему нужно прямо говорить, что вы испытываете. Плюсом такого свойства личности является то, что гиперактивные дети не умеют долго злиться и таить обиду на окружающих. Даже после вспышки гнева через небольшой промежуток времени они готовы общаться как ни в чем не бывало;
  • общительность. Дети с гипердинамическим синдромом легко налаживают социальные контакты, они всегда найдут о чем поговорить как со сверстниками, так и со взрослыми. Но вместе с тем поддерживать постоянные и глубокие дружеские отношения у них не получается. Иногда гиперактивные дети предпочитают играть с детьми более младшего возраста.

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

Каждому ребенку, который имеет диагноз ММД, и в частности гипердинамический синдром, необходима консультация ряда специалистов. Чем раньше он пройдет обследование, тем больше шансов скорректировать ситуацию и не допустить развитие вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и т.д.).

С ребенком и его родителями беседуют психолог, логопед, дефектолог и нейропсихолог, при выявлении гипердинамического синдрома любой степени составляют план по его коррекции. При необходимости направляют к неврологу, чтобы получить медикаментозное лечение.

Читайте также:  Синдром повышенной возбудимости и новорожденных

Все методики лечения гипердинамического синдрома у детей, которые активно применяются в настоящее время, можно разделить на несколько групп:

  • нейропсихологические методики (занимают длительное время, потому что помогают строить новые связи головного мозга, чтобы нервная система работала более эффективно);
  • поведенческая психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • медикаментозная терапия;
  • транскраниальная магнитная стимуляция мозга.

Работа с родителями

Работа с родителями

Родителям тяжело самостоятельно справляться с ребенком, имеющим гипердинамический синдром: они теряются, не знают с чего начать, отчаиваются, когда не все удается. Психолог может оказать поддержку и подсказать, как воспитывать малыша, как с ним общаться, избегая ссор и стрессов.

Психолог и родители работают по следующим направлениям:

  1. Сохранение ресурсов матери. Именно мамы обычно больше сил и внимания отдают гиперактивному ребенку. Поэтому важно оказать им поддержку и научить уделять время для себя, чтобы отдохнуть и восстановиться от физических и эмоциональных нагрузок.
  2. Работа по преодолению сомнений и тревог, а также убеждение в том, что тесная работа со специалистами необходима малышу и оказывает положительное влияние.
  3. Исследование фонового напряжения в семье между всеми ее членами. Часто именно ребенок с нарушением становится тем звеном, на которое обрушиваются все претензии, чтобы снять напряжение.
  4. Диагностика коммуникативных связей между всеми членами семьи: как каждый из них доносит информацию и слышит другого.
  5. Личная терапия матери. Помимо того, что мама должна находиться в ресурсе, чтобы иметь силы на общение с малышом, необходимо, чтобы она находилась в гармонии сама с собой. Любые проблемы и непонимания своего состояния напрямую сказываются на всех домочадцах.

Работа с гиперактивными детьми

Работа с гиперактивными детьми

Вся коррекционная работа с гиперактивными детьми направлена на реализацию следующих задач:

  • развитие свойств внимания;
  • повышение уровня произвольного контроля за своими действиями;
  • развитие двигательной сферы (координация движений и мелкой моторики);
  • развитие умения релаксировать.

Психолог поможет ребенку снять напряжение, расслабляться с помощью специальных методик релаксации и арт-терапии, создаст атмосферу понимания и сопереживания для малыша, которой ему не хватает дома и в школе.

В связке с логопедом и дефектологом детский психолог работает над снижением импульсивности и формированием привычки усвоения, переработки и применения полученных знаний.

Особенно важно проводить такую работу перед поступлением в школу, чтобы будущий школьник успешно мог справляться со школьной программой и не приобрел дополнительные нарушения в процессе учебной деятельности.

Дети с гипердинамическим синдромом: мои советы

гиперактивные дети

В настоящее время в школах у детей все чаще встречается как гипердинамический, так и гиподинамический синдром. Не все родители вовремя проходят необходимые обследования, а некоторые и вовсе не признают проблему. Но в любом случае им нужно знать, как взаимодействовать друг с другом.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям строить отношения со своим ребенком и помогать ему.

  • Помните, что он не специально ведет себя плохо, стараясь вывести вас из себя, он просто не может управлять своими эмоциями и поведением.
  • Установите режим дня, он поможет избежать перенапряжения малышу. Точно определите, сколько времени он может проводить за телевизором, компьютером и планшетом, ведь они сильно раздражают нервную систему.
  • Не ругайте ребенка за большую активность, детям свойственно прыгать, бегать и шуметь. Переключите его на другую деятельность, предложив спокойные игры и занятия.
  • Если ваши силы на исходе, то попросите помощи у родственников и друзей. Важно иметь возможность отдохнуть от своих детей. Также справиться с большой психологической нагрузкой поможет психолог.
  • Разговаривайте об эмоциях: прямо рассказывайте, что чувствуете вы, спрашивайте, что чувствует ребенок. Попробуйте научить его управлять даже самыми сильными эмоциями.
  • Если есть возможность отправить ребенка в детский сад или школу, где количество детей меньше, чем обычно, то стоит ею воспользоваться. Гиперактивному малышу тяжело среди множества других детей, а он, в свою очередь, довольно сильно отвлекает их от учебного процесса своим поведением.
  • Не давите чрезмерным контролем и наказаниями, оставьте ребенку возможность стараться самому регулировать свое поведение, помогайте только тогда, когда он не справляется.
  • Создайте малышу возможность самореализоваться, чтобы он чувствовал себя желанным, полезным и хорошим. Поручите ему те задания, которые он хорошо выполняет.
  • Найдите баланс в своей модели воспитания: на детях плохо сказывается, когда родитель сначала излишне мягкий, а потом неожиданно становится чересчур строгим. Если что-то требуете, то обязательно добивайтесь выполнения своей просьбы.

Заключение

Гипердинамический синдром у детей связан не с плохим воспитанием и проблемами в поведении, а с неврологическими нарушениями в работе головного мозга. Поэтому решить его можно лишь с помощью диагностических и коррекционных методов воздействия. Педагоги и родители должны понимать это и не пытаться исправить проблему гиперактивности руганью и авторитетными указаниями. Эффективного результата можно добиться лишь при комплексном и целенаправленном воздействии на ребенка.

Источник

Под задержкой психического развития (ЗПР) принято считать различные по этиопатогенезу состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между нормой и недоразвитием познавательной деятельности по типу олигофрении [1—5].

В последние годы наблюдается [16] увеличение доли детей с нарушениями развития. Хотя единых принципов систематики ЗПР не существует, среди психиатров имеется тенденция к выделению двух основных форм — дизонтогенетической и энцефалопатической. Энцефалопатическая форма ЗПР встречается чаще [3—5, 7]. Основным этиологическим фактором в данной группе является резидуально-органическое поражение головного мозга, в связи с чем эта группа задержек обозначается как ЗПР резидуально-органического генеза.

Неоднократно подчеркивалась клиническая неоднородность группы ЗПР резидуально-органического генеза, но общепринятой систематики до сих пор нет. В структуре ЗПР церебрально-органического генеза почти всегда имеется целый комплекс расстройств — церебрастенические, неврозоподобные, психопатоподобные, эпилептиформные, апатико-адинамические, которые свидетельствуют о повреждении ЦНС. Эта неоднородность определила выделение многими авторами отдельных вариантов ЗПР.

С.С. Мнухин [8], исходя из особенностей клинической картины, подразделял все состояния общего психического недоразвития у детей на две группы — стеническую и астеническую. Стеническую группу он в свою очередь разделил на возбудимых и торпидных. В группе с астенической формой были описаны проявления инфантилизма, невропатические расстройства, психомоторная расторможенность, шизоформные и другие синдромы. Г.Е. Сухарева [1, 2] выделила в отдельную группу состояния с «дефектами речи, обусловленными локальными поражениями мозга» (алалии и афазии). Ф.М. Гайдуком (цит. по [9]) были определены следующие клинические варианты ЗПР в зависимости от ведущего психопатологического синдрома [9]: простой, церебрастенический, гипердинамический, невропатический, с патохарактерологическими реакциями, с патохарактерологическим формированием личности, с психопатоподобным синдромом, недифференцированный. Н.К. Асановой и И.А. Кузнецовым (цит. по [9]) были описаны разные варианты психопатоподобного синдрома у детей с ЗПР и приведена их частота: с повышенной возбудимостью — до 50—60%; с нарушениями влечений — 15—18%; с двигательной расторможенностью — 11—40%; с психической неустойчивостью — 6—20%; импульсивно-эпилептоидный — 6—10%; полиморфный — 6—14%. К.С. Лебединская [10] описывала у таких детей церебрастенический синдром, неврозоподобный синдром, синдром психомоторной возбудимости, аффективные нарушения, психопатоподобные нарушения и апатико-адинамические расстройства. А.Г. Зотов (цит. по [9]) подразделил ЗПР резидуально-органического генеза на следующие типы: энцефалопатический, церебрастенический, неврозоподобный, гиперкинетический (психомоторный), аффективный, психопатоподобный, эпилептиформный, апатико-адинамический.

Читайте также:  Основные синдромы при заболеваниях почек реферат

Таким образом, клиническая картина ЗПР резидуально-органического генеза крайне полиморфна, при этом основная симптоматика, свидетельствующая об отставании в интеллектуальном развитии, может осложняться энцефалопатическими расстройствами. Патогенетической основой облигатной и дополнительной симптоматики в данном случае является резидуально-органическое повреждение головного мозга. Несмотря на большое количество работ, посвященных клиническим проявлениям ЗПР, недостаточно внимания уделено их возрастным особенностям.

Цель настоящего исследования — выделение клинических вариантов ЗПР резидуально-органического генеза у дошкольников и изучение особенностей их динамики.

Наблюдали пациентов в возрасте от 3 до 6 лет включительно с ЗПР резидуально-органического генеза. Наблюдение за ними осуществлялось от 1 года до 3 лет. Всего были обследованы 86 пациентов, 76 мальчиков и 10 девочек, средний возраст пациентов на момент первичного обследования и постановки диагноза составил 4,5±1,0 года.

Использовались анамнестический, психопатологический, катамнестический методы исследования. Статистическая обработка полученных данных проводилась в программе Statistica 6.0 («Statsoft»).

Для оценки распределения ЗПР по степени выраженности, а также для выявления возможной связи между степенью отставания и осложняющим синдромом все пациенты были разделены на три группы: легкая, умеренная и выраженная.

В зависимости от характера психопатологической картины было выделено 5 клинических вариантов ЗПР резидуально-органического генеза: с речевыми расстройствами (сенсомоторной и моторной алалией), с гипердинамическим синдромом, с аутистическим синдромом, с синдромом аффективной неустойчивости, с неврозоподобным синдромом (коморбидным церебрастеническим синдромом, другими синдромами).

ЗПР с речевыми расстройствами

Эта группа оказалась наиболее многочисленной (29%). С учетом особенностей клинической картины пациенты этой группы были разделены на 2 подгруппы: с моторной алалией (32%) и сенсомоторной алалией (68%).

ЗПР с сенсомоторной алалией. Для этой группы детей было характерно непонимание обращенной речи и вытекающие из этого нарушения внимания (гипопрозексия), неспособность к продуктивному социальному взаимодействию при сохранной контактности. При первичном осмотре у 53% детей с сенсомоторной алалией была диагностирована выраженная ЗПР, у 41% — умеренная, и только у 6% — легкая. Данные показатели могут свидетельствовать о значительном осложняющем влиянии синдрома сенсомоторной алалии. Психолого-педагогическая коррекция у этого варианта ЗПР затруднена в первую очередь выраженными нарушениями внимания. Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания. Ребенок не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь, отвлекается внешними раздражителями. Обращает на себя внимание замедленность слухового восприятия. У таких детей страдает контактность: часто ребенок вступает в контакт только с близкими людьми. Кроме того, у детей с сенсомоторной алалией чаще, чем в других группах, отмечены выраженные нарушения поведения, осложняющие адаптацию ребенка в социальной среде.

Клиническая и педагогическая компенсация в данной группе детей наблюдалась лишь в 24% случаев.

Что касается динамики самого синдрома сенсомоторной алалии — улучшение понимания речи в той или иной степени отмечалось у 47% обследуемых. Тем не менее стоит отметить, что даже при наиболее благоприятных случаях у детей сохранялись проблемы с пониманием сложных речевых конструкций, высокая истощаемость слухового внимания, преимущественная опора на зрительное восприятие при выполнении заданий. В части случаев сохранялись лексико-грамматические нарушения в речи, ограниченность словарного запаса, периодически наблюдались эхолалии, речевые штампы при непонимании инструкции. У 47% обследуемых было отмечено улучшение контактности при общении со взрослыми и педагогами. При взаимодействии со сверстниками сложности в общении полностью не исчезали, что было обусловлено сохраняющимися речевыми нарушениями. У значительной части детей было отмечено уменьшение или полная редукция эхолалий и стереотипий по мере развития импрессивной речи.

ЗПР с моторной алалией. Особенностью этого типа ЗПР являлось грубое нарушение экспрессивной речи, при этом импрессивная речь была относительно сохранна. В группе пациентов с моторной алалией у большинства детей (74%) при первичном обследовании была диагностирована умеренная ЗПР, задержки развития легкой степени и выраженные ЗПР составили по 13%.

Клиническая и педагогическая компенсация в данной группе детей наблюдалась в 38% случаев. Коррекционная работа с данным вариантом ЗПР также была затруднена в связи с речевыми нарушениями. Переживание языкового расстройства могло проявляться в речевом негативизме или предельном ограничении речи (особенно в новой обстановке или в обстановке обследования), избегании контактов с незнакомыми людьми. Значительные трудности у этих детей вызывают задания с опорой на речевое мышление, тогда как с невербальными заданиями они справляются гораздо лучше. Также в большинстве случаев характерны повышенная истощаемость, отвлекаемость внимания.

Значительное улучшение экспрессивной речи наблюдалось у 62% детей. В случаях неблагоприятного исхода сохранялись довольно выраженные нарушения речевой функции — развитие речи останавливалось на уровне простых фраз, отмечалась ограниченность словарного запаса, грубые нарушения звукопроизношения, при этом имел место прогресс в развитии импрессивной речи и других психических функций.

ЗПР с гипердинамическим синдромом

Для данной группы пациентов (24%) были характерны наибольшее нарушение функции внимания (отвлекаемость) и вытекающая из этого гиперподвижность. При первичном осмотре у 47% детей была диагностирована умеренная ЗПР, у 29% — легкая и у 21% — выраженная.

Полная компенсация интеллектуальных нарушений в данной группе наблюдалась в 38% случаев.

В ходе работы с такими детьми было отмечено осложняющее влияние гипердинамического синдрома на проведение психолого-педагогической коррекции. Сложность заключалась в удержании ребенком внимания на обучающем материале. Была необходима постоянная стимуляция, возвращение его к решению задания, создание особой рабочей обстановки, которая исключала бы любые отвлекающие моменты. Занятия в группе с такими детьми были малоэффективными.

Уменьшение отвлекаемости в течение динамического наблюдения было отмечено у 57% детей, уменьшение гиперподвижности — у 48%, это сопровождалось увеличением времени продуктивного контакта с ребенком, лучшим усвоением учебного материала.

ЗПР с коморбидным аутистическим синдромом

Эту группу составили 19% от общего числа обследованных больных. Для данного типа ЗПР характерным является нарушение коммуникативных навыков и эмоциональной сферы (снижение интенсивности эмоций). В этой группе детей с легкой формой ЗПР не было, умеренная и выраженная формы ЗПР составили по 50% обследуемых.

Читайте также:  Как жить с человеком с синдромом аспергера

Компенсация интеллектуальных расстройств наблюдалась всего в 13% случаев. Психокоррекционная работа была затруднена избирательностью реакции пациентов на обращенную речь и инструкции, сложностями с привлечением к обучающему процессу. Для пациентов этой группы был необходим более длительный промежуток времени для адаптации, привыкания к педагогу.

Динамическое наблюдение выявило, что у большинства детей независимо от изменений интеллектуальных показателей наблюдался постепенный регресс аутистических проявлений. Так, улучшение контакта было отмечено у 87% обследуемых, уменьшение стереотипий — у 75%, улучшение внимания — у 65% детей. Стоит отметить, что улучшение контакта проявлялось в исчезновении негативизма при взаимодействии со взрослыми, в более теплых и адекватных эмоциональных реакциях при общении, однако сложности контакта со сверстниками у большинства детей в той или иной степени сохранялись.

ЗПР с синдромом аффективной неустойчивости

К этой группе было отнесено 14% больных. При сочетании ЗПР с синдромом аффективной неустойчивости характерными являются нарушения аффективной сферы (повышенная возбудимость, эксплозивность, застойность аффекта). Число детей с легкой степенью ЗПР в данной группе составило 33%, умеренной — 50% и выраженной — 17%.

Полная компенсация интеллектуальных нарушений в данной группе пациентов наблюдалась в 50% случаев. Наибольшие сложности при проведении психокоррекционной работы были связаны с недостаточностью эмоционально-волевого контроля, негативизмом, аффективными вспышками при предъявлении сложных или незнакомых заданий. При попытках настоять на выполнении возникали типичные аффективные вспышки: ребенок разбрасывал материал, кричал, падал на пол и др. Переключить его на выполнение другого задания было сложно.

В динамическом наблюдении уменьшение возбудимости отмечалось у 42% детей, агрессии — у половины обследуемых, проявлений негативизма и улучшение контакта — у 83% обследуемых. В целом, по приведенным выше показателям можно сделать вывод, что в большинстве случаев имело место дозревание эмоционально-волевой сферы и улучшение самоконтроля, тогда как возбудимость являлась более стойким симптомом.

ЗПР с неврозоподобными синдромами

В этой группе было 14% пациентов. Здесь целесообразно выделение двух подгрупп: ЗПР с коморбидным церебрастеническим синдромом и ЗПР с другими неврозоподобными состояниями.

ЗПР с коморбидным церебрастеническим синдромом.

Данная группа была выделена в связи с большой частотой именно церебрастенического синдрома среди прочих неврозоподобных состояний органического генеза (67%). Клиническая картина характеризовалась истощаемостью психических процессов, повышенной утомляемостью, особенно проявляющейся при психических нагрузках.

Среди пациентов этой группы тяжелые формы ЗПР не встречались, умеренные составили 38%, а легкие — 62%. Такое распределение может быть объяснено тем, что для выявления клинически очерченного церебрастенического синдрома (включающего утомляемость, низкий темп деятельности, ундулирующую работоспособность, истощаемость психических функций на фоне нагрузки) необходим определенный уровень развития базовых когнитивных функций у пациента (внимание, речевая и эмоционально-волевая сферы).

Катамнестическое исследование выявило, что у всех детей из этой группы наблюдался постепенный регресс ЗПР. Сам же церебрастенический синдром был достаточно стойким — у большинства исследуемых он имел волнообразное течение с периодами временного улучшения. Тем не менее продуктивность психокоррекционной работы с такими детьми была самой высокой. Результаты были связаны и с более легкой степенью интеллектуальных нарушений, и с отсутствием грубых расстройств поведения и внимания у большинства исследуемых.

ЗПР, осложненная другими неврозоподобными синдромами.

В этой группе было 33% пациентов. Части детей с данным типом ЗПР были присущи психастенические черты разной степени выраженности, встречались тикозные гиперкинезы, заикание, энурез, страхи. В этой группе также встречались только умеренная и легкая степени ЗПР.

Катамнестически у всех детей наблюдалась компенсация интеллектуальных нарушений. Наиболее стойкими симптомами оказались энурез и заикание, они также имели волнообразный характер течения с тенденцией к рецидивированию. Что касается страхов и тикозных гиперкинезов, редукция этих симптомов наблюдалась в 83% случаев. Психастенические черты (опасливость, тревожность) прослеживались у этих пациентов даже после выравнивания интеллектуального уровня и, возможно, являлись почвой для формирования неврозоподобных состояний.

Обобщая приведенные выше данные, можно отметить, что наименее благоприятным прогнозом отличалось сочетание ЗПР с аутистическим синдромом и сенсомоторной алалией. При первичном осмотре выраженные степени ЗПР в этих группах диагностировались чаще, при проведении психокоррекционной работы отмечались значительные сложности, связанные с особенностями внимания и поведения пациентов. В случае сопутствующего аутистического синдрома компенсация интеллектуальных нарушений отмечалась только у 19% обследуемых, а при сенсомоторной алалии — у 24%.

Несколько чаще (38%) компенсация наблюдалась при сочетании ЗПР с моторной алалией и гипердинамическим синдромом. Более благоприятной была динамика ЗПР на фоне синдрома аффективной неустойчивости (регресс интеллектуальных нарушений у половины обследуемых). Лучшие показатели отмечены в группе детей с неврозоподобными расстройствами. В этой группе у всех отмечена компенсация интеллектуальных нарушений. На наш взгляд, это связано с тем, что изначально в группе детей с неврозоподобными синдромами встречались только легкие и умеренные формы ЗПР и крайне редко встречались выраженные нарушения поведения, что способствовало более продуктивной дефектологической работе.

Анализ динамики самих коморбидных синдромов выявил тенденцию к постепенному сглаживанию симптоматики при аутистическом синдроме, синдроме аффективной неустойчивости и гипердинамическом синдроме. При сопутствующих речевых расстройствах (моторная и сенсомоторная алалия), несмотря на то что почти всегда имеется некоторое улучшение экспрессивной и импрессивной речи, в большинстве случаев регресс синдрома был не полный. Сохраняется неравномерность интеллектуального развития с отставанием вербального компонента интеллекта, разнообразные нарушения речи, особенности контакта со сверстниками. Неврозоподобные синдромы отличались достаточной стойкостью и волнообразным течением.

Для дошкольного возраста было характерным преобладание умеренной и выраженной степеней ЗПР, которые могли быть диагностированы на ранних этапах заболевания. Легкие степени выявлялись ближе к школьному возрасту. Временные задержки темпа психического развития составили только 40% из числа всех наблюдений. В остальных (60%) случаях у пациентов сохранялись довольно стойкие интеллектуальные нарушения. Такие результаты могли быть связаны с тем, что, с одной стороны, в возрасте 3—4 лет дети с выраженными формами ЗПР представляют большие трудности в дифференциальной диагностике с умственной отсталостью, а с другой, присутствие в клинической картине дополнительных психопатологических синдромов осложняет течение ЗПР и коррекционную работу. Зачастую диагноз выраженной задержки психоречевого развития ставится в связи с невозможностью точного определения степени интеллектуального отставания ребенка на момент обследования и с поправками на возможную динамику на фоне коррекции осложняющих психопатологических расстройств. Полученные результаты свидетельствуют о том, что динамика ЗПР резидуально-органического генеза и прогноз определяются не только признаками задержанного развития, но и совокупностью всех синдромов, входящих в структуру заболевания. Наиболее осложняющее влияние на течение ЗПР имеют аутистический синдром и синдром сенсомоторной алалии. Наиболее благоприятный прогноз отмечается при сочетании ЗПР с неврозоподобными синдромами.

Источник