Центр поддержки людей с синдромом аспергера

Центр поддержки людей с синдромом аспергера thumbnail

ПРОЕКТ “ПОДДЕРЖКА ЛЮДЕЙ С СИНДРОМОМ АСПЕРГЕРА”

Задачей проекта поддержки людей с синдромом Аспергера в России является оказание помощи и поддержки людям с синдромом Аспергера (и сходными с ним формами аутизма) всех возрастов. Уникальными особенностями проекта являются сервисы для взрослых людей, а также активное сотрудничество как с российским, так и с зарубежным сообществом людей с РАС.

Среди почётных друзей и консультантов проекта — профессор Стивен Шор.

Игорь Шпицберг

Игорь Шпицберг

Игорь Шпицберг — отец молодого человека с синдромом Аспергера и руководитель по научно-методической работе Центра реабилитации инвалидов детства «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР». Занимается созданием систем комплексной профессиональной помощи детям с РАС и их семьям в России с 1991 года. Автор методики коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с РАС. Член Управляющего Совета Международной ассоциации «Autism-Europe» — Консул (представитель) «Autism-Europe» в России.

Инициатор создания проекта поддержки людей с синдромом Аспергера, впервые в России предложил создать сервисы для взрослых людей с синдромом Аспергера. Обеспечивает взаимодействие с другими проектами Центра «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР», сторонними организациями и материально-техническую часть проекта.

Стивен Шор

Стивен Шор

Стивен Шор — один из самых ярких представителей сообщества взрослых людей с аутизмом и синдромом Аспергера. Этот уникальный человек прошел путь от ребенка с диагнозом «аутизм» до университетского профессора. Шор не говорил до возраста четырех лет, ему поставили диагноз «атипичное развитие с сильными аутистическими тенденциями». Врачи сочли его «слишком больным» для амбулаторного наблюдения и рекомендовали родителям поместить его в интернат. По счастью родители отказались это сделать. Стивен Шор получил докторскую степень по специальной педагогике в Бостонском университете и работает в университете Адельфи в Нью-Йорке. Его специальность и профессия — помощь людям с расстройствами аутистического спектра в развитии их способностей в максимальной степени. Он работает с детьми, выступает за лучшее качество жизни для людей с аутизмом, путешествует с докладами и лекциями. Много лет Стивен Шор является членом попечительского совета Американского общества аутизма.

Стивен Шор представляет свою книгу «За стеной», изданную на русском языке
Стивен Шор представляет свою книгу «За стеной», изданную на русском языке.

Слова Стивена Шора, сказанные им на открытии проекта поддержки людей с синдромом Аспергера:

Мне доставляет большое удовольствие сотрудничать с Центром «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР» под руководством Игоря Шпицберга в создании и развитии первого опорного центра для лиц с синдромом Аспергера в России. Охватывая все сообщество мы будем создавать ресурсы поддержки для педагогов, родителей, терапевтов, медицинских работников и других поддерживающих людей с синдромом Аспергера, и самое главное — непосредственно самих людей с синдромом Аспергера.

Мы создаем наше сообщество в поддержку людей с синдромом Аспергера, чтобы помочь им вести полноценную и продуктивную жизнь в максимально возможной степени.

Стивен Шор на Форуме родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра

Стивен Шор — о жизни с диагнозом «аутизм»

Робин Стюард

Робин Стюард

В детстве имела серьезную задержку речи и потом еще долгое время ее речь сводилась только к эхолалии. Страдала от травли в школе и других проблем. Помимо аутизма у нее в дальнейшем диагностировали еще 10 различных расстройств. В возрасте 11 лет ей поставили диагноз «синдром Аспергера», но ее школа все равно не знала, что с ней делать. Ей помогла любовь к музыке, преданность и поддержка родителей и несколько хороших учителей и положительных опытов. Она поступила в университет, начала путешествовать, работать с педагогами, терапевтами и людьми в спектре аутизма, выступать в СМИ. В частности, она выступала с докладом об аутизме в Палате общин британского Парламента, участвовала в разработке законопроектов по аутизму и кампаниях по информированию об аутизме в качестве посла Национального общества аутизма Великобритании. Занимается консультированием и наставничеством для детей и подростков с аутизмом, ведет тренинги для педагогов, других сотрудников образования и родителей детей с аутизмом. Состоит в нескольких комитетах и управляющих советах по вопросам аутизма и инвалидности. Автор книги «Независимость и безопасность: руководство для женщин, имеющих расстройства аутистического спектра».

Робин Стюард и Carol Povey после встречи с родителями и специалистами в Нашем Солнечном Мире
Робин Стюард и Кэрол Поуви после встречи с родителями и специалистами в Центре «НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР»

назад к Методы

Источник

Истории о самодиагностике

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта!

С 2010 года наш проект поддержки людей с синдромом Аспергера и аутизмом является результатом деятельности добровольцев, заинтересованных в распространении информации о расстройствах аутистического спектра. Переводы, логотип, личные истории русскоязычных авторов, техническая поддержка, создание онлайн тестов для самодиагностики — всё это сделано людьми с синдромом Аспергера.

Так сложилось, что в России отсутствует диагностика синдрома Аспергера и аутизма у взрослых. Поэтому люди вынуждены прибегнуть к самодиагностике. С целью сделать для них доступным этот процесс, мы:

  • написали онлайн тесты,
  • перевели критерии диагностики из Международной Классификации Болезней 10 версии и Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам IV и V версий,
  • создали руководство по самодиагностике,
  • сформировали словари терминов и понятий.

Мы хотели бы узнать ваши истории самодиагностики и то, как материалы нашего сайта помогли вам в этом. Если у вас есть желание поделиться своей историей самодиагностики на нашем сайте, которая, возможно, поможет и другим людям, напишите нам на e-mail support@aspergers.ru, и мы обязательно опубликуем ваш рассказ.

Прочесть присланные истории можно в рубрике “Истории о самодиагностике”.

15 фраз, которые не надо говорить аутичным людям

Итак, мы снова опросили аутичных людей о том, с какими обесценивающими и неприятными фразами со стороны окружающих им приходится сталкиваться, когда они говорят о своём аутичном опыте жизни.
Можно сказать, что буквально во всех областях жизни аутичный человек рискует получить насмешки, реплики унизительного и издевательского свойства в ответ на просьбу о создании доступной среды, на попытку самоадвокации, просто на рассказ о своём личном опыте. Глубоко ранящие фразы звучат в семье, в учебном заведении, в социальных сетях, в общественных пространствах.

ПИТ. Дети младшего возраста: история Зары

Когда Зара пошла в школу, её прежнее спокойствие куда-то исчезло, а поведение внезапно стало очень агрессивным. Мы догадывались, что это не баловство, но понятия не имели, как быть дальше, пока не узнали о ПИТ. Реализация стратегий совладания с ПИТ буквально изменила нашу жизнь, сократив число инцидентов с 6–7 в день до 6–7 в неделю! ПИТ — это изматывающие эмоциональные американские горки, оно полностью переворачивает традиционную семейную жизнь. Родителям/опекунам очень важно иметь собственные стратегии совладания: оставаться сильными, спокойными и достаточно организованными, чтобы самим не раскачивать лодку. Огромную ценность представляют группы поддержки семей с ПИТ.

Сэйдж, подросток с ПИТ: вопросы и ответы

Сейчас мы всё чаще слышим голоса взрослых с ПИТ (патологическое избегание требований), однако это интервью — с подростком Сэйдж (не настоящее имя), которая вызвалась ответить на вопросы, заданные онлайн-сообществом ПИТ.

Джошуа Кинг: “Советы учителям: девочки с РАС”

Каждая девочка в спектре аутизма уникальна, потребности одной не равны потребностям другой. Школы должны избегать чрезмерного обобщения, поскольку ученики с аутизмом, как и все прочие ученики, очень разные.

Участие в исследовании по валидизации опросников AQ и RAADS-14

Лаборатория когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина приглашает всех людей с расстройствами аутистического спектра к участию в исследовании по валидизации опросников AQ и RAADS-14 для самооценки выраженности аутистических черт и скрининга расстройств аутистического спектра у взрослых и подростков.

Тони Эттвуд: “Три варианта адаптации в социальном взаимодействии”

Один из главных критериев аутизма в DSM-5 – нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия. Если социальные и межличностные аспекты жизни представляют собой проблему, то как же человек с аутизмом приспосабливается к ним?

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии симптомы мкб

Клинический опыт показывает, что существуют три возможных варианта адаптации: интроверт, “активный” экстраверт и “маскирующийся” экстраверт.

Рэйчел Барселлона: “У меня аутизм, но это не значит, что я не могу блистать!”

“У каждого есть гора, на которую нужно взобраться, аутизм не был моей горой, то была моя возможность победить”.

Рэйчел Барселлона говорит, что её инвалидность не столько связана с аутизмом, сколько с тем, как другие реагируют на её аутизм.
Это – те препятствия, созданные людьми, когда она была ребёнком, учителями, не верящими в её способность учиться, одноклассниками, издевавшимися над ней только потому, что она – другая.

Лиза Джо Руди: “Лучшие виды спорта для детей с аутизмом”

Некоторые виды спорта сложно даются детям с аутизмом. Но это не значит, что у аутичных детей не должно быть физической активности. Важно помочь ребёнку выбрать тот вид спорта, который ему понравится и в котором он преуспеет. Когда речь заходит о спорте, аутизм, конечно, создаёт определённые проблемы, но также открывает и захватывающие возможности.

Страницы

Источник

Материалы и личный опыт по теме романтических знакомств и отношений у аутичных людей.

Обучение подростков с высокофункциональным аутизмом навыкам знакомства и отношений

Знакомства и отношения могут представлять сложность для любого человека, но подростки с высокофункциональным аутизмом сталкиваются с особыми проблемами. Причина этого — нехватка определённых навыков и способностей, которые облегчают знакомство с людьми и сближение с ними — как физическое, так и эмоциональное.

Давайте рассмотрим три трудности на пути к успешным романтическим отношениям, чтобы понять, как вы можете помочь своему подростку.

Почему нейротипичные женщины не хотят встречаться с мужчинами с синдромом Аспергера

Если женщина отказывается с тобой встречаться, в этом нет ничего постыдного. Такое происходит сплошь и рядом. И в этом плане трудностей у мужчин с синдромом Аспергера не меньше, чем у других людей (например, в том, как понравиться женщине и сохранить с ней отношения).

Вот 15 главных причин, почему нейротипичные женщины не хотят встречаться с мужчинами с синдромом Аспергера.

Расстройства спектра аутизма и сексуальность

Изучение сексуальности — это непрерывный, пожизненный процесс, начинающийся с момента рождения. Через наши любовь и заботу дети изучают своё тело, узнают о ласковых прикосновениях и доверии. В детстве начинается осознание себя девочкой или мальчиком, а также того, что в семье или культуре означает быть женщиной или мужчиной. Наблюдая за окружающими, дети узнают о привязанности, уважении и о том, как правильно себя вести.

Многие подростки и молодые люди в спектре аутизма желают романтических отношений. Они хотят встречаться, испытать близость, вступить в брак. Чтобы они сделали правильный выбор, мы — родители — обязаны научить их очень личным темам.

10 вещей о свиданиях с аутичным человеком, которые я хочу рассказать

Когда в возрасте 18 лет я начал ходить на свидания, я совершенно не имел понятия, как общаться с людьми вообще, не говоря уже о женщинах. У многих девушек, с которыми я встречался, были добрые намерения, но они могли не понять некоторые причуды, которые могут быть у таких же как я людей с аутизмом. Например, в детстве я ненавидел, когда ко мне прикасались. Десять лет спустя, будучи 28-летним взрослым, я принимаю ласку.

Вот несколько вещей, которые вам нужно знать, когда дело касается свидания с аутичным человеком.

Половое воспитание, дети и молодые люди с РАС

Дети узнают о поле и половой жизни с очень раннего возраста, даже если мы не говорим с ними об этом. Многое из того, что они узнают, является некорректным, сбивающим с толку и пугающим. В мире, где секс используется для продажи машин и мороженого, а личная жизнь знаменитостей становится делом каждого, мы не можем себе позволить не говорить с нашими детьми о сексе и взаимоотношениях, если мы хотим помочь им осмыслить всё это. Проблемы, специфичные для детей с расстройством аутистического спектра (РАС), подразумевают, что обычные, повседневные разговоры и социальное взаимодействие могут вести во многих случаях к неправильному пониманию, смущению или расстройству. Вследствие этого родители тратят много времени, пытаясь объяснить этот хаотичный и пугающий мир своим детям. Ваши объяснения и поддержка становятся ещё более важными, когда вы говорите с детьми о половом созревании, сексе и отношениях. Однако это не обязательно будет лёгкой беседой. Поэтому мы написали данную памятку, чтобы помочь вам действовать в правильном направлении.

Сексуальность и спектр аутизма

Взрослые аутичные люди, в общем, имеют отличную от нормы сексуальность. Среди них больше асексуалов, чем в среднем по населению. Считается, что доля геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров среди аутистов несколько выше, чем в среднем по популяции.

Бисексуальным или гомосексуальным Аспи лучше искать секс или отношения в гей-сообществе, в котором не уделяют много внимания традиционализму. Аутичные девушки и женщины имеют больше шансов на успех в отношениях, чем аутичные мужчины. Это связано с различиями в социальных требованиях — обычно мужчина просит девушку о свидании, а не наоборот.

Жизнь в обществе, где норма — долговременные отношения и создание семьи, затрудняет поиск партнёра неопытным в социальном плане мужчинам с синдромом Аспергера, а некоторые по этой причине и вовсе отказываются от попыток заводить отношения.

Энн Гризволд: “Секс и другие незнакомые слова”

Люди с аутизмом влюбляются. Женятся. И занимаются сексом (внезапно). До сих пор их естественные человеческие потребности игнорируются исследователями.

Многое из того, что Стивен Шор знает о романтике, он изучал по книгам на полке литературы самопомощи в магазинчике недалеко от кампуса Университета штата Массачусетс в Амхерсте. В колледже Шор — а у него аутизм — заинтересовался вопросом: что если женщины говорят на языке, которого он не понимает? Возможно, это объяснило бы озадачивающее поведение бывшей студентки-массажистки, с которой он проводил сеансы шиацу, а она в итоге заявила, что надеялась на большее чем потирание спины. Или той женщины, с которой он встретился на летней учебной программе и предположил, что она — его девушка, так как они вместе готовили ночами напролёт и спали рядом. При взгляде в прошлое казалось, что признаки романтического интереса со стороны людей будто терялись как нюансы языка при переводе.

Кассиан Александра Сибли: “Группы встреч аутистов — НЕ для того, чтобы найти девушку”

Аутичные парни — я действительно имею в виду парней, особенно цисгендерных натуралов — а также мамы аутичных парней-натуралов, нам нужно поговорить. Я имею в виду, что я собираюсь сказать вам прекратить делать одну вещь, и вы расплачетесь от этого, и это вовсе не будет моей проблемой. Вы будете упорствовать в том, чтобы сделать это моей проблемой вне зависимости от моих действий, но это не моя проблема.

Господа, перестаньте ходить на встречи аутистов для того, чтобы «найти девушку». Нет. К чёрту эту офигенную придумку. Не делайте этого.

Хоуп Уитмор: “Ты на меня злишься? Встречаться, будучи аутичной женщиной”

Так трудно сказать человеку, который воспринимает тебя как “нормальную”, что ты — аутистка. Прочувствовать саморазоблачение. А затем человек повернётся и скажет, что ты не аутистка — и это ещё труднее пережить. Если бы я просто расстроилась от его слов. Но всё было куда сложнее. Мне было и больно от его неверия, и одновременно странно волнительно. “Очаровательная чудачка”, — подумала я, принимая эту новую неточную оценку себя, данную мне парнем, который видел меня настолько “нормальной”, насколько я старалась ею быть. Он словно дал мне шанс переписать моё прошлое: уничтожить всё то чёртово ужасное и странное, что я натворила, и стать кем-то другим — необычной неловкой девушкой, но при этом очаровательной во всём этом.

Читайте также:  Транслокация хромосом при синдроме дауна

Страницы

Источник

Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера. В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”)Роса Кальдерон Висенте расскажет вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.

Что такое синдром Аспергера?

Что такое синдром Аспергера?

Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.

Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы аутизма.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когни тивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!

Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).

DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.

Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ

МКБ-10:  Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме,  и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии. 
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.

Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.

Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.

У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.

Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы

Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.

Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.

Проверьте себя и своих близких с помощью нейропсихологического теста CogniFit на депрессию. Есть ли риск присутствия данного расстройства?

Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу.

Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно  эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.

Люди с синдромом Аспергера не понимают невербальное поведение других людей

Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.

Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.

Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.

Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.

Читайте также:  Синдром беспокойных ног при рассеянный склероз

Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:

  • 50% получают высшее образование.
  • 12% находят работу на полный рабочий день.
  • 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
  • 3% живут самостоятельно.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы

Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.

Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка. 

У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками.  Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.

Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.

Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.

Вы подозреваете у своего ребёнка синдром дефицита внимания (СДВГ)? Узнайте это с помощью когнитивного теста CogniFit на СДВГ!

И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неуклюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.

Синдром Аспергера: причины

Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.

Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.

Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.

В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.

При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.

Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.

Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.

Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.

Синдром Аспергера: диагностика

Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.

Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.

Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.

Синдром Аспергера: лечение

При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.

И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.

Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.

Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством

  • Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
  • Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
  • Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
  • Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
  • Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
  • Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
  • Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
  • И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник