Чем отличается аутизм от синдрома аспергера

Чем отличается аутизм от синдрома аспергера thumbnail

Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра. Его симптомы проявляются в более легкой форме, чем симптомы аутизма. Причины синдрома Аспергера точно неизвестны, но предполагается, что как и в случае с аутизмом, они кроются в генетической предрасположенности и влиянии внешних факторов на пренатальное развитие человека. При обоих расстройствах отмечаются изменения в мозге, однако как именно они появляются и развиваются – до конца неизвестно. Коррекция симптомов данного расстройства происходит с помощью тех же методик, что и при лечении детского аутизма.

Основные симптомы расстройств аутистического спектра – это проблемы в социальном взаимодействии с окружающими, нежелание идти на контакт, отсутствие эмпатии и неадекватное восприятие общепринятых норм и понятий. Однако при синдроме Аспергера человек значительно лучше функционирует в обществе, чем при аутизме. Проблемы с речью и обучаемостью у такого человека выражены в меньшей степени. Люди с синдромом Аспергера могут неправильно реагировать на социальные взаимодействия и часто создавать впечатление бесчувственных. Они способны теоретически понимать эмоции других людей и научиться сопереживанию, но обычно им сложно реализовать свои знания на практике.

Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании.

Часто больные синдромом Аспергера проявляют ограниченные интересы в очень конкретных областях, не видя и не понимая более широкий контекст. В значительной степени это свойственно и аутистам. Они также могут фокусироваться в основном на каких-то узких темах. Например, смотреть только определенную передачу по телевизору или играть только в одну игрушку. У этой особенности может быть и положительная сторона. Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании.

Предполагается, что среди известных людей прошлого расстройствами аутистического спектра страдали музыкант Вольфганг Амадей Моцарт и физик Альберт Эйнштейн. Среди наших современников можно выделить защитницу окружающей среды Грету Тунберг, которая считает свой диагноз «синдром Аспергера» даром, определяющим ее видение мира «в очень черно-белом цвете». Еще один яркий пример человека с таким заболеванием – писатель, математик и специалист в области информатики Дэниел Таммет. Он поставил перед собой задачу объяснить здоровым людям, как устроен внутренний мир человека, страдающего расстройством аутистического спектра.

И в случае аутизма, и в случае синдрома Аспергера, лечение направлено на улучшение симптомов и функционирования в социуме.

Синдром Аспергера и аутизм обычно диагностируют у детей в возрасте 1,5-2 лет. Иногда видно сразу, что у ребенка есть некоторые проблемы в социализации, но в общем и целом он общается с окружающими адекватно. Однако с большей вероятностью синдром Аспергера можно выявить именно в динамике, через несколько лет лечения, предварительно диагностировав у ребенка аутизм. Постановка диагноза при аутизме и синдроме Аспергера обычно происходит после проведения встречи психиатра, детского психолога, эрготерапевта и логопеда с ребенком и его родителями.

Аутизм лечится исключительно с помощью поведенческой терапии. В случае синдрома Аспергера, начиная со старшего подросткового возраста, пациенту назначается лечение методом когнитивно-поведенческой терапии. И в случае аутизма, и в случае синдрома Аспергера, лечение направлено на улучшение симптомов и функционирования в социуме. Специалисты стараются обучить ребенка тем социальным навыкам, которые соответствуют его возрасту, и которые ему не удалось приобрести самостоятельно. Пациентам, страдающим заболеваниями аутистического спектра, часто прописывают медикаментозное лечение для снижения симптомов. Однако в случае синдрома Аспергера действующие лекарственные препараты менее очевидны, чем при аутизме.

Обычно с возрастом симптомы у детей с синдромом Аспергера уменьшаются, хотя трудности в социальном взаимодействии с другими могут сохраняться. Именно понимание того, как развивается заболевание и действует лечение, помогает определить, что ждет ребенка, больного расстройством аутистического спектра, в будущем, и во что могут развиться его симптомы.

  • Аутизм

Источник

Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера являются частью аутистического спектра (спектра аутизма). Основное различие между ними, предположительно, пролегает в области языка: как правило, у людей с синдромом Аспергера в детстве не было задержки развития речи.

checklist

Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера

Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике.

Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования

Взгляд на синдром Аспергера как на аутизм без нарушений обучаемости (в том числе умственной отсталости) с точки зрения диагностики может быть полезен, так как по такому основанию довольно легко выявлять разницу. Но следует учитывать, что Аспергер отмечал возможные необычные обстоятельства, в которых человек с синдромом Аспергера проявляет признаки нарушения обучаемости. В целом признано, что высокофункциональный аутизм не может быть у лиц с IQ ниже 65–70.

Двигательные умения и навыки

В последние годы усилилось мнение о связи синдрома Аспергера и дополнительных трудностей с моторикой. Аспергер был хорошо осведомлён о распространённости проблемы двигательных навыков у группы людей, которых пытался описать. Вполне вероятно, что большинство детей с синдромом Аспергера имеют плохую координацию и трудности с мелкой моторикой. Тем не менее дети с высокофункциональным аутизмом также имеют трудности в этих областях.

Читайте также:  Может ли у женщины с синдромом дауна родиться здоровый ребенок

Речевое развитие

Данная область, похоже, содержит больше всего противоречий. МКБ-10 и DSM-IV устанавливают для диагностики синдрома Аспергера нормальное речевое развитие. А у детей с высокофункциональным аутизмом может наблюдаться значительная задержка развития речи. Тем не менее в оригинальных записях Аспергера утверждается, что язык и речь являются ключевыми особенностями описываемого им состояния. Часто синдром Аспергера диагностируется у подросшего ребёнка, при этом ни он, ни его родители не могут вспомнить, каким было речевое развитие.

Возраст обнаружения

Человеку на разных стадиях развития могут диагностировать как высокофункциональный аутизм, так и синдром Аспергера. Иногда в раннем детстве ребёнку ставят ВФА, а когда он идёт в школу, заменяют диагноз на синдром Аспергера. Некоторые диагносты считают, что синдром Аспергера нельзя диагностировать до поступления в школу. Это обусловлено тем, что дефицит социальных навыков не очевиден, пока ребёнок не находится много времени в социальном взаимодействии.

Резюмируя:

  • У людей с высокофункциональным аутизмом и у людей с синдромом Аспергера присутствует “триада нарушений”, являющаяся общей для всех людей с аутизмом.
  • Уровень интеллекта в обеих группах, скорее всего, средний или выше среднего.
  • Дебаты о необходимости двух терминов продолжаются.
  • Тем не менее у двух состояний есть отличия: дефицит двигательных навыков и возраст обнаружения.

Хотя постановка диагноза, который ещё предстоит чётко определить, может расстраивать, важно при этом помнить, что проявления двух состояний во многом похожи. Это означает общий подход к терапии, лечению и образованию. В то же время, все люди с аутизмом или с синдромом Аспергера уникальны и имеют собственные особые навыки и способности. И они заслуживают помощи в тех областях, где у них трудности.

Если вам или вашему ребёнку недавно поставили диагноз “высокофункциональный аутизм” или “синдром Аспергера”, то стоит узнать, какие критерии использует диагност.

Источник

Про аутизм ходит много слухов, сплетен и представлений. Особенно забавно слушать обывателей, которые либо никогда не сталкивались с такими детьми, либо сталкивались очень поверхностно: там мнения разнятся от “Это гении и новая формация” до “Умственно отсталый – смирись и плачь“.

На самом деле аутизм многогранен. Да, многие дети с этим расстройством в той или иной форме имеют сопутствующую умственную отсталость. Но кто-то может обладать и нормальным интеллектом, или даже одарённостью. Именно из-за огромного разнообразия способностей аутистов и невозможности чётко подогнать всех под определённый стандарт, разработали обобщающее определение – “расстройства аутистического спектра” (РАС), где слово “спектр” по сути и означает большую вариативность. О некоторых вариантах РАС и пойдёт ниже речь.

Отмечу, что в этой статье я опираюсь на критерии действующей МКБ-10.

1 января 2022 года в силу вступит МКБ-11. В ней такие наименования, как “Синдром Каннера”, “Синдром Аспергера” и прочие будут упразднены. Создатели МКБ-11 предпочли не плодить вагон диагнозов, в которых иногда путаются даже сами врачи, а просто сделали список подтипов РАС с указанием наличия или отсутствия интеллектуальных нарушений, а также способности ребёнка к использованию речи.

Синдром Аспергера

Этот диагноз ставят ребёнку не младше 3, даже скорее 4, лет. Почему? Потому, что долгое время развитие малыша не вызывает вопросов у взрослых.

Дети с с синдромом Аспергера имеют нормальное интеллектуальное и речевое развитие: для установления этого диагноза первые слова должны появиться до 2 лет, а фразы – до 3. Не отстаёт самообслуживание, не пропадает интерес к окружающему миру.

Вместе с тем, однако, после 3 лет наблюдается аутистическая “классика жанра” – значительные проблемы в социальном взаимодействии и стереотипные, ограниченные интересы. Стереотипные интересы тут идут не в значении стимов (потрясти руками, побегать кругами и прочее), а сильная увлечённость чем-либо: бабочками, поездами, цифрами, космическими кораблями и т.д. Часто, но необязательно, встречается физическая неуклюжесть (более характерна для мальчиков).

фото из открытых источников

На первый план, как и со всеми РАС, выходят проблемы с социальным взаимодействием. Такие дети, хоть и хорошо говорят, тяжело заводят друзей. Это может быть как связано с тем, что ребёнок сам не стремится к общению, так и с тем, что он просто не улавливает норм человеческого взаимодействия, а значит ему трудно строить близкие отношения, не ломая дров.

Для успешного общения с другими людьми важно пытаться находить компромиссы, проявлять тактичность и внимание к чужим интересам и действиям, читать “подтекст” мимики и интонаций и самому адекватно их использовать, сопереживать, соблюдать очевидные нормы поведения.

Казалось бы, это вещи, которые человек усваивает сам по себе, по мере взросления. Однако, именно это ахиллесова пята людей с Синдромом Аспергера. Я находила информацию о том, что только пяти процентам взрослых с этим диагнозом удаётся полностью избавится от видимых социальных нарушений (как правило, это те, кто “нашёл себя” в своей области), однако нарушения даже здесь всё равно обнаруживаются при специальном психологическом тестировании.

Читайте также:  Что такое синдром широкой спины фото

Многие взрослые с установленным синдромом Аспергера не считают своё состояние болезнью, не видят смысла в том, чтобы лечиться, а воспринимают его неким альтернативным вариантом психического развития.

Высокофункциональный аутизм

Это понятие по МКБ-10 не является диагнозом. Тем не менее, иногда специалисты, осматривающие ребёнка, пишут именно эту формулировку, поэтому я хочу остановиться на этом немного подробнее.

Термин “высокофункциональный аутизм” часто воспринимается так, словно речь об одарённости. На самом деле таковыми считают детей и взрослых, у которых диагностируют РАС, однако при этом не обнаруживают умственную отсталость (коэффициент IQ более 70). То есть, под высокофункциональностью тут подразумевается потенциальная возможность вести полноценную жизнь: выучится, жить и работать, обходясь без посторонней помощи.

Высокофункциональный аутизм иногда объединяют с синдромом Аспергера, что неудивительно – к подростковому возрасту эти два состояния становятся практически неотличимы друг от друга. Тем не менее, до подросткового возраста некоторые отличия есть. В частности:

  • При высокофункциональном аутизме у ребёнка, как правило, отмечается выраженная задержка развития речи;
  • Расстройство и его симптомы заметны до 3 лет;
  • Хуже способности к овладению речью;
  • Ребёнок с этим диагнозом более ловок и в плане крупной, и в плане мелкой моторики;
  • Лучше справляется со зрительно-пространственными задачами (лабиринты, ориентировка лево-право) и заданиями на зрительно-моторную координацию (рисование, прописи);
  • Хуже понимает чувства и эмоции других людей;
  • Может иметь больше интересов и не так зацикливаться.

Атипичный аутизм

Первые два расстройства развития не имеют нарушений интеллекта, а вот отличие атипичного аутизма в том, что при нём ребёнок может иметь как нормальный интеллект, так и умственную отсталость.

Проявления во многом совпадают с аутизмом, но имеются некоторые отличия:

???? Атипичный возраст появления расстройства.

Симптомы РАС появляются после 3 лет. В отличие от синдрома Аспергера, который тоже диагностируют только после 3 лет, есть задержка психического или речевого развития. А иногда и того, и другого;

???? Атипичное отсутствие некоторых важных симптомов.

Расстройство появляется до 3 лет, но для постановки диагноза “Аутизм” не хватает симптомов. Например, у ребенка может сохраняться нормальная коммуникация и социальное взаимодействие, однако могут быть стимы и ограниченные интересы.

Эта форма более характерна, когда у ребёнка есть умственная отсталость, из-за которой он вынужденно “застревает” на устаревших формах поведения и познания и из-за этого, например, крутит колёса, как это мог бы делать нормально развивающийся ребёнок 6-8 месяцев, вместо катания машинки. То есть, атипичный аутизм здесь не столько аутизм, сколько умственная отсталость, которую сопровождают аутичные черты.

Каким здесь будет исход настолько же сложно предсказать, как и при классических формах РАС. Если интеллект не затронут, возможно обучение речевой либо другой приемлемой форме коммуникации, то можно надеяться на то, что ребенок будет выведен на самостоятельный уровень функционирования. Если нет, то прогноз уже не такой радужный.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

“Он был обычным ребенком до 1,5 лет” или почему у детей возникает аутизм и другие нарушения развития

Когда аутизм и другие нарушения развития всего лишь фантазия

Генетические болезни, умело маскирующиеся под аутизм, речевые нарушения и ЗПР

Источник

Чем отличается аутизм от синдрома аспергера

В психиатрическом дискурсе одним из наименее проясненных вопросов является вопрос о различии высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера. В DSM-4 — номенклатуре психических расстройств, использовавшейся в США и разрабатываемой Американской психиатрической ассоциацией, синдром Аспрергера характеризовался качественным снижением социального взаимодействия, а также демонстрацией повторяющихся и стереотипных паттернов поведения и интересов, но, в отличие от аутистического расстройства, не обнаруживал снижения интеллекта и существенных нарушений в речевом развитии. Однако с 70-х годов в докладах исследователей, занимающихся вопросами раннего детского аутизма, стали появляться отчёты о широкой вариативности уровня IQ среди аутистов, многие из которых имели нормальный или даже высокий уровень интеллекта по сравнению со среднестатистическими показателями. Для данной категории людей в психиатрических и психолого-педагогических кругах начали широко использовать термин высокофункциональный аутизм [2]. Несмотря на то, что данный термин не является клиническим определением, он широко используется среди специалистов для того, чтобы определить, какое положение занимает данный пациент в континууме расстройств аутистического спектра [3].

Некоторые исследователи под ВФА подразумевают расстройства, характерные для раннего детского аутизма, но не сопровождающиеся интеллектуальным недоразвитием. Другие специалисты указывают на то, что ВФА — форма аутизма без задержки умственного развития, но с отставанием развития речи на ранних стадиях онтогенеза. У людей с ВФА в определенный период времени может диагностироваться ранний детский аутизм, а в другой — синдром Аспергера. В литературе также можно встретить определение синдрома Аспергера через описание его как высокофункционального аутизма [1]. Многочисленные исследования указывают на общие черты данных форм нарушенного развития. Так оба состояния характеризуются различной степени трудностями в коммуникации в сочетании с крайне узким кругом интересов, устойчивостью к переменам и наличием стереотипий в поведении. Также существует предположение, что для аутистического расстройства и синдрома Аспергера характерны сложности в построении «теории другого» (theory of mind), которая, по мнению многих исследователей, является основным когнитивным механизмом, отвечающим за понимание и прогнозирование чувств и поведения других людей [5].

Читайте также:  Локальная инъекционная терапия болевого синдрома

Исследования, направленные на дифференциацию данных форм искаженного развития, дают противоречивые результаты. Некоторые данные указывают на то, что дети с ВФА и дети с синдромом Аспергера демонстрируют различия в выполнении вербальных и невербальных задач. Так, если у аутистичных детей наблюдались сложности в решении задач, подразумевающих использование вербальных абстракций, а также дефицитарность организующего функционирования, то у детей с синдромом Аспергера данные когнитивные функции были сохранны [3]. Метаанализ, произведенный Chiang H.M. и учитывающий данные 52 исследований, направленных на сравнение показателей общего, вербального и невербального интеллекта у детей с ВФА и синдромом Аспергера, показал, что по всем трем шкалам у второй группы наблюдаются более высокие результаты. К тому же, у лиц с синдромом Аспергера была обнаружена неравномерность профиля, заключающаяся в разнице между показателями вербальной и невербальной шкалы. Однако результаты различных исследований были достаточно гетерогенны, в некоторых из них не было обнаружено различий на уровне статистической значимости, что позволяет предполагать наличие подгрупп в обеих выборках лиц с ВФА и синдромом Аспергера, которые могут отличаться между собой по вышеназванным критериям и, в результате, сближаться по клиническим проявлениям с другой нозологической формой [2]. В нейропсихологических исследованиях была отмечена разница в объеме серого вещества у испытуемых с ВФА и синдромом Аспергера, что может быть положено в основу официального разделения данных форм нарушенного развития. Если говорить об эмоциональной сфере, то в данной области проведено довольно мало исследований. Так в исследовании Montgomery C.B., направленном на изучение функционирования «теории другого» у испытуемых с ВФА и синдромом Аспергера, было показано, что существенной разницы в уровне самооценки в вопросе способности к сопереживанию между двумя диагностическими категориями не наблюдается, однако, испытуемые с синдромом Аспергера лучше способны дифференцировать сложные эмоции по выражению глаз других людей.

В DSM-5 такие диагнозы, как синдром Аспергера и аутистическое расстройство, были исключены из классификации и заменены более широким понятием расстройств аутистического спектра, который охватывает разные формы искаженного развития [4]. Эксперты, разрабатывавшие МКБ-11, также не стали обозначать синдром Аспергера как отдельную нозологическую единицу, но выделили в спектре аутистических расстройств различные степени нарушений развития, при этом основными критериями для подобного деления являются уровень интеллекта и сохранность речевых функций [6].

На данный момент наиболее вероятным выглядит предположение, что синдром Аспергера и ВФА представляют собой разные промежутки одного континуума — это подтвержается, в частности, тем, что в раннем детстве ребенок может выглядеть как аутист классического каннеровского типа, однако в подростковом возрасте больше подходить под критерии Аспергера [7]. Многочисленные исследования, указывающие на статистически значимые различия в когнитивном, нейробиологическом и поведенческом функционировании между данными группами, оставляют актуальным вопрос о том, насколько правомерно объединять данные формы нарушенного развития в единую категорию.

Источники:

  1. Пашковский В. Э. Высокофункциональный аутизм //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2013. – Т. 1. – С. 16-21.
  2. Chiang H. M. et al. A meta-analysis of differences in IQ profiles between individuals with Asperger’s disorder and high-functioning autism //Journal of autism and developmental disorders. – 2014. – Т. 44. – №. 7. – С. 1577-1596.
  3. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика //Донецк: Лебедь. – 1999. – Т. 112.
  4. Montgomery C. B. et al. Do adults with high functioning autism or Asperger Syndrome differ in empathy and emotion recognition? //Journal of autism and developmental disorders. – 2016. – Т. 46. – №. 6. – С. 1931-1940.
  5. Baron-Cohen, S., Bowen, D. C., Holt, R. J., Allison, C., Auyeung, B., Lombardo, M. V., et al. (2015). The ‘‘Reading the Mind in the Eyes’’ test: Complete absence of typical sex difference in *400 men and women with autism. PLoS ONE, 10(8)
  6. Электронный ресурс: https://icd.who.int/
  7. Happé F. Autism: An introduction to psychological theory. – Psychology Press, 2005.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник