Детские синдромы 5 7 лет

Детские синдромы 5 7 лет thumbnail

Из статьи вы узнаете, как протекает коронавирусная инфекция у детей, какие симптомы и признаки коронавируса могут появится у ребенка, нужно ли лечить?

Ребенок в противовирусной маске

Болеют ли дети коронавирусом?

Да, в той же степени, что и представители других возрастных групп, распространяя инфекцию. Однако подавляющее большинство случаев Ковида у детей – бессимптомные или легкие, тяжелые формы COVID-19 тоже могут встречаться, но как исключение из правил. Это данные ВОЗ.

Читайте также: как протекает легкая форма коронавируса?

Есть ли летальные случаи с детьми?

К сожалению, летальные исходы с COVID-19 у детей возможны. В РФ зафиксировано два таких случая у детей с синдромом Кавасаки – поражение капилляров, мелких артерий с некрозом сосудов.

Дети болеют реже взрослых?

Точных данных пока нет. Вероятно, да. На этот счет есть несколько гипотез:

  • у детей меньше АПФ-рецепторов (АСЕ2), через которые SARS-CoV-2 проникает в организм;
  • у малышей мощный врожденный иммунитет, который «гасит» коронавирус;
  • дети прививаются и вполне может быть, что вакцинация улучшает способность организма давать отпор любым инфекциям.

Признаки заболевания абсолютно идентичны симптоматике Ковида у взрослых. Однако нельзя не отметить, что основным симптомом коронавируса у детей, наряду с температурой и кашлем, становится диспепсия.

Особенности течения заболевания у грудничков

Единственной реакцией грудничков на инфицирование SARS-CoV-2 является плач, обусловленный неясным дискомфортным состоянием. Общее состояние практически не нарушено, но малыш отказывается от еды, игрушек, капризничает. Нередко возникают колики, но по таким симптомам понять, что произошло инфицирование COVID-19 невозможно.

Однако сочетание неспецифической симптоматики с покраснением задней стенки горла, чиханием, субфебрилитетом позволяет заподозрить коронавирус. Спустя 2-3 дня все симптомы бесследно исчезают, малыш выздоравливает. Обращает на себя внимание полное отсутствие дыхательной симптоматики.

Бессимптомное течение

Коронавирус у детей в подавляющем большинстве случаев бессимптомен. Но вопреки расхожему мнению о том, что ребенок является источником инфекции для взрослого, на деле – все с точностью до наоборот. Заболевший взрослый инфицирует детей и близких. Поэтому при наличии больных с коронавирусом в семье, дети подлежат тестированию и практически всегда получают диагноз COVID-19. При этом, конечно, нельзя забывать о том, что ребенок с Ковидом – опасен, как переносчик инфекции, его контакты с окружающими сводятся к минимуму.

Бессимптомное течение Ковида характерно для детей до 5 лет, дальше – 50/50 легкие и бессимптомные формы. Опасность такого мягкого течения коронавируса у детей состоит в риске внезапного резкого утяжеления состояния малыша без видимых причин. Сегодня – никаких симптомов, а завтра госпитализация с резким обострением хронических соматических патологий. Поэтому постоянное наблюдение за ребенком – аксиома.

Когда возникают первые симптомы

Самые первые признаки коронавируса, как и у взрослых, появляются по окончании инкубации, то есть, в среднем – через неделю после заражения. У ослабленных малышей инкубационный период сокращается до пары дней. Сильный иммунитет продлевает инкубацию до трех недель.

Какая температура при коронавирусе у детей и сколько времени держится?

Температурная реакция у ребенка на любую вирусную инфекцию зависит от возраста, индивидуальной физиологии, общего состояния организма. Ковид – не исключение. Типичен субфебрилитет: до 38°C, все, что выше – прогнозируется как риск развития осложнений. Субфебрильная температура не ухудшает самочувствие малыша в целом, но с ее ростом появляется сухой кашель, апатия, отсутствие аппетита, понос – инфекция начинает распространяться. В каловых массах обнаруживается большое количество возбудителя. На фоне диспепсии развивается обезвоживание – плохой прогностический признак, требующий медицинской помощи.

Температура держится 3 дня, может и дольше, но тогда – присоединяются осложнения.

Бывает ли кашель?

Как и у взрослых, это основной симптом COVID-19. Появляется сразу после завершения инкубационного периода. Всегда сопровождается першением в горле, одышкой на фоне сужения просвета дыхательных путей из-за сильной отечности. Иногда при коронавирусе наблюдается такой тяжелый кашель, который существенно ухудшает физическое, психоэмоциональное состояние ребенка, поэтому начавшийся кашель нужно сразу лечить.

Читайте также:  Синдром удлиненного интервала qt код по мкб 10

Диарея и приступы рвоты

У детей расстройство пищеварения – почти патогенетические признак коронавируса, если сочетается с температурой. Диарея – это защитная реакция организма от коронавируса: есть множество случаев, когда организм ребенка борется с коронавирусом только с помощью поноса. С помощью водянистого стула организм пытается освободиться от токсинов.

Рвота у малышей сопровождает подъем температуры. Это тоже симптом интоксикации и рвотные массы вместе с вирусом выталкивают из организма полезные микро- и макроэлементы. Поэтому ребенка в этом случае нужно обязательно отпаивать, восстанавливая утраченную жидкость и минералы: по чайной ложечке, часто, каждые четверть часа.

Высыпания

Сыпь – не типична для детского коронавируса. Она возникает редко, как ответ капилляров на циркулирующие в крови токсины вируса. Общему состоянию не угрожает, исчезает самостоятельно через неделю. В элементах сыпи может квартировать вирус, поэтому период высыпаний считается наиболее заразным для окружающих. Сыпь на ногах сопровождает подъем температуры, кашель, общее недомогание, конъюнктивит с непереносимостью яркого света. Это характерно для детей с иммунодефицитом.

Зуд – крайне редок. Вторичное инфицирование поэтому маловероятно. Но если такое случилось нужны наружные антисептики и противобактериальные препараты.

Возможные осложнения

У детей самыми тяжелыми осложнениями коронавируса считаются: пневмония, бронхиты, бронхиолиты, гайморит, фронтит, другие синуситы. Возможно развитие отитов, снижение слуха, невриты, ложный круп – стеноз гортани. При хронических заболеваниях почек и печени есть вероятность их обострения, еще более тяжелого поражения.

Как коронавирус влияет на детей?

В организм ребенка коронавирус попадает воздушно-капельным и контактным путем (через предметы). Первый барьер на пути микроба – слизистая носоглотки. Поскольку у ребенка нет достаточного количества аутентичных коронавирусу рецепторов на назальной слизистой, он не может закрепиться в месте внедрения. Поэтому легко удаляется из носоглотки механически во время чихания реснитчатым эпителием. Или блокируется, переваривается Т-лимфоцитами, макрофагами. Симптомы появляются именно на стадии иммунного ответа.

Поскольку у вируса нет поддержки в виде специального белка АСЕ2 в организме ребенка, он и не продвигается никуда дальше. Только у ослабленных детей коронавирус может достигнуть легких, вызвать воспаление альвеол. Но это крайне редкий случай. Да и течение такой ковидной пневмонии достаточно легкое: одышка и боли в грудной клетке купируются через пару недель, малыш идет на поправку. Хотя, конечно, возможны самые разные варианты.

Есть риск развития сердечной недостаточности, поражения системы пищеварения, почек. Но это тоже редкие случаи.

Педиатры о «детском» коронавирусе (Комаровский, видео)

Детские врачи говорят, что коронавирус напоминает по течению обычную ОРВИ. Популярный в России врач-педиатр Комаровский опубликовал в социальных сетях памятку для родителей «Как распознать коронавирус у детей».

Лечение коронавирусной инфекции у детей

Комплексная терапия легкой формы коронавируса не отличается от симптоматического лечения других ОРВИ. Специальных лекарств нет. Алгоритм ухода за малышом следующий:

  • постельный режим, максимальное ограничение контактов;
  • влажный прохладный воздух в помещении;
  • обильное питье;
  • промывание назальной слизистой солевыми растворами, полоскание горла антисептиками;
  • жаропонижающие при высокой температуре;
  • энтеросорбенты при проблемах с пищеварением.

При появлении кашля, одышки, затрудненного дыхания – нужен вызов Скорой.

Профилактические меры

Чтобы не допустить заражения ребёнка COVID-19, необходимо чаще мыть руки (не менее 20 секунд), пользоваться антибактериальными салфетками, антисептиками для дезинфекции кожи, гаджетов, дверных ручек, рабочих поверхностей.

Обеззараживающий гель легко готовится в домашних условиях: по 50 мл спирта и кипячёной воды, 30 мл глицерина (можно в составе увлажняющего крема), 5 капель эфира с приятным запахом.

Обязательно нужно следить, чтобы малыш не трогал руками лицо, глаза, полоскать горло, промывать нос, пить больше воды.

Людмила Жаворонкова

Высшее медицинское образование. 30 лет рабочего стажа в практической медицине. Подробнее об авторе

Последнее обновление: 11 октября, 2020

Источник

Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

Читайте также:  Выраженный вестибуло атактический синдром инвалидность

Общие сведения

Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии. Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет. У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

Расстройства поведения у детей

Расстройства поведения у детей

Причины расстройства поведения у детей

Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.

Патогенез

Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

Классификация

В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

  • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
  • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.

Симптомы расстройства поведения у детей

Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности. Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития. О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят. Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых. Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

Читайте также:  Острый коронарный синдром патогенез диагностика

Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения. Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях. Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

Осложнения

Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых. Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно. У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

Диагностика

Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

  • Клиническая беседа. Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
  • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
  • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.

Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

Лечение расстройств поведения у детей

Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

  • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
  • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
  • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).

Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

Прогноз и профилактика

Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения. Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости. Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.

Источник