Глен доман и синдром дауна

Глен доман и синдром дауна thumbnail

Сегодня существует много методик раннего развития, но я бы хотела подробно остановиться именно на методике Домана.

Расскажу как я с ней познакомилась – после рождения близнецов, у меня было 3 месяца нахождения в палате перинатального центра, без возможности даже выхода на улицу, конечно я искала различную информацию о восстановлении и реабилитации детей, и натолкнулась на книгу Домана «Что делать если у Вашего ребенка повреждение мозга», конечно ее сказала и прочла целиком, скажу в 2 словах – она большая и к прочтению тяжелая, с медицинским подходом и подробным описанием многолетних исследований. Если у Вас есть желание прочесть ее полностью, то могу дать ссылку, она есть у меня на яндекс.диске.
https://yadi.sk/i/WLyAza6a3M4DEH

Итак кто такой автор этой методики — в послевоенные годы Доман работал нейрофизиологом и занимался реабилитацией детей с травмами головного мозга.

Повреждения головного мозга различного генеза приводят к целому спектру болезней, которые в медицинской практике принято обозначать диагнозами: «детский церебральный паралич», «церебральный инсульт», «эпилептический синдром», «аутизм», и т.д. Повреждениями мозга различной степени также могут сопровождаться генетические болезни, самая распространённая – синдром Дауна.Еще на первых порах взаимодействия с подрастающим поколением Глен четко осознавал, что классические приемы работы с пациентами, имеющими повреждения различных участков головного мозга, работают меньше чем на 15%. К этим методикам относится массаж, пассивная ЛФК, аппликации парафина, озокерита, ортопедические операции, протезирование, гипсование, инъекции ботулотоксина и т.д. Их действие направлено только на решение симптомов и не влияет никак на причину заболевания – повреждение мозга.

Вместе с тем поврежденные участки мозга восполнить, наростить или залатать, к сожалению, невозможно, но потенциал этого загадочного органа недооценен, и его можно развить до неизвестного до сих пор уровня. Таким образом, по методу Домана можно максимально развивать неповрежденные участки главного мозга, и они могут начать выполнять функции отмерших клеток.

Доктор Доман утверждал, что большинство диагнозов, на первый взгляд, безутешных («ДЦП», «синдром Дауна», «инсульт», «неврологическая слепота», «глухота», «немота», «аутизм», «эпилепсия»), является всего лишь медицинскими терминами, а не приговорами. Команда врачей под руководством Домана сумела доказать, что человеческий мозг имеет огромные, неоценимые ресурсы к самовосстановлению.

Он ввел в медицинский лексикон термин «нейропластичность»Вся суть и глобальный смысл многоуровневого метода реабилитации по Глену Доману вмещается в одно предложение: «Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам». Но вместе с тем мозг деградирует, если его не использовать.Он отметил, что дети с повреждением мозга имеют огромные способности к обучению, важно только найти к ним правильный подход и начать реабилитацию с того уровня, на котором находится ребенок.

В ходе многолетних занятий с детьми с неврологическими отклонениями, Доман и его коллеги заметили что некоторые из этих детей в своей развитии обошли здоровых сверстников. Это и натолкнуло и на мысль, что со здоровыми детьми можно и НУЖНО заниматься!

Согласно концепции Домана, лучшее место для новорожденного первых месяцев жизни – это пол. А лучшее положение – на животике. Самый важный навык для каждого человека – ползание на животе, затем — на четвереньках. Доман настаивает на том, что ребенка не нужно принудительно вертикализировать, водить, ставить в ходунки или другие приспособления.

Дети не должны пропускать период ползания, который способствует укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.Он рекомендует выкладывать ребенка на пол при каждом удобном случае. Пол при этом нужно сделать удобным и безопасным, в идеале — постелить гимнастический мат или покрытие, как на детских площадках. Ножки и локотки ребенка при этом должны быть не одеты, для хорошего сцепления с горизонтальной поверхностью.

Часто дети с задержкой развития не могут ползать по ровному полу. Их родителям Доман советует построить доску для ползанья, с бортиками, правильным покрытием и поставить ее под углом наклона, при котором ребенок может сползать. Оставлять ребенка самого по себе ползающим Доман не советует.

Вместо того рекомендует родителям всегда стоять на финише с интересными игрушками и преувеличено хвалить детеныша за достижения.

Доман советует развивать зрение ребенка с адекватного уровня. То есть не нужно месячному ребенку подсовывать мультики или работы Пикассо. С рождения сенсорные рецепторы детей еще недоразвиты. В это время детеныш больше воспринимает тень и свет.

Методика раннего развития Глена Домана рекомендует начать с занятий с фонариком. В темной комнате на несколько минут включать одну лампочку или фонарик и учить младенца искать лучик светлого в темном пространстве.Затем можно готовить зрение ребенка к восприятию контрастных изображений, показывая ему черно-белые картинки. Далее можно прибавлять по одному цвету.

Не важно, болен ребенок или абсолютно здоров, но для развития физического интеллекта детёнышу нужно двигаться.

Таким образом, началась глобальная популяризация концепции, которую создал Глен Доман. Методика этого американского нейрофизиотерапевта воспринималась уже не только в качестве реабилитационной системы для пациентов с травмами мозга, но и как методики раннего развития для всех детей.

Осмысленное движение – это основа жизни. Именно так твердил Глен Доман. Методика развития практически базируется на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении

Скажу честно, у Домана все постепенно и последовательно, а если по русски то Муторно))) упражнения из его книги – мы повторяли в день по 20-30 раз, его рекомендации – до 50 раз! Каждые пол часа повторять упражнения. Тут конечно мало родительской любви, тут нужна самоотверженность) НО могу сказать, даже частичное выполнение методик – дает хорошие результаты. Не стоит далеко ходить за примерами – мой ребенок с сильнейшей мышечной дистонией (смешанный гипо-гипер тонус)– научился хорошо ползать, потом и ходить. Знаю, многие родители говорят – мой ребенок не ползал и нормально пошел… может это итак если это здоровый доношенный ребенок (хотя многие врачи и тот же Доман, утверждал, что нет, нужно пройти все стадии – для гармоничного развития), но если у ребенка – невралгия, есть нарушения, то стоит очень внимательно остановиться именно на всех этапах ползания (вначале по-пластунски, потом на четвереньках), Эти исследования проводились на протяжении более чем 8 лет и доказали связь, казалось бы банального, ползания – с развитием мозга.

Сам Доман обозначил такие ориентиры для родителей:

•Стимулируйте ребенка к любому движению. Это основа жизни и развития. Не ограничивайте малыша специальными приспособлениями (манежем, ходунками), не велите ему усесться.

•Какое бы физическое действие младенец не совершал, позвольте ему сделать это самостоятельно. Именно так советует Глен Доман. Методика, которая практикуется в его институтах, полностью исключает «квочкование» над ребенком и все телодвижения в духе: «А хватит бегать, сядь уже успокойся» или «Я сама, а то ты разобьешь, сломаешь, раскидаешь и т.д.».

•Научите ребенка гордиться тем, чем он так хорошо занимается и в чем делает успехи.

Читайте также:  Травматический шок синдром длительного сдавливания

•Но не заставляйте ребенка заниматься, когда он болен или устал.

Источник

   Уважаемые родители, поскольку вопросы по методике Глена Домана продолжают поступать, я решила выделить эту тему отдельно…

   Конечно, все родители желают своему ребенку только самого лучшего. Вовсе оставить ребенка в покое, чтобы он рос «как трава», – тоже не лучший вариант. Другое дело, что заниматься с ребенком есть смысл ради его благополучия, а не для того, чтобы было что предъявить друзьям и знакомым. 

   Ребенку нужно, чтобы вы помогли ему развиваться в его собственном темпе и сами принимали деятельное участие в его развитии. Ведь воспитание, в конце концов, означает не воздействие, а взаимодействие, сотрудничество с ребенком. И самое главное в нем – не притупить природную любознательность ребенка и отвечать на все его вопросы. Не страшно, если ребенок научится читать, только пойдя в школу в семилетнем возрасте. Хуже, если он еще до школы потеряет интерес к обучению как к деятельности, которую ему навязывали с самого рождения. Ведь дело не в том, сколько и чего будет знать малыш, а в том, каким он вырастет — любознательным и творческим или озлобленным занудой, который много о чем слышал, но ничего не хочет.

О методике Глена Домана, позволяющей осуществить, так называемый, ранний старт

   Недостатки «раннего старта»

   Мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и восприятие, только потом — за эмоциональный контроль, волевые процессы. Восприятие символов( буквы и цифры созревает одним из последних. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать активно развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.

   Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.

   Активное развитие лобной доли, отвечающей за символическое мышление, тормозит развитие всех видов восприятия, а значит и сенсомоторного интеллекта, который развивается в раннем и дошкольном возрасте. 

   Когда ребенок в два года читает и узнает картины Врубеля и Верещагина – это впечатляет. А то, что он не умеет играть, общаться с детьми, самостоятельно кушать, одеваться, ходить в туалет, кажется незначительным. Но приходит время… И выясняется, что гению жить совсем не просто. Очень интересны работы Сиротюк А.Л. – нейропсихолога. У нее есть убедительные данные о СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у детей, обучавшихся по системам с использованием карточек. 

Глен доман и синдром дауна

Возникает вопрос: можно ли пользоваться карточками и картинками из набора методик “Глена Домана”?

   Сначала приведу типичное высказывание родителей по поводу использования картинок.

   Говоря о системе Домана, я думала, что показывая карточки я помогу малышу соотносить слова и предметы(возможно он их запомнит). Мы не занимаемся физическими упражнениями по этой системе, только карточки. Наверное,я все таки ошибаюсь и действительно никакой пользы в нашем случае от этой системы нет.

   Здесь часто происходит путаница.

   Система Домана – это не просто ознакомление ребенка с изображением реальных, знакомых ему игрушек, бытовых предметов, членов семьи и домашних любимцев. Если вы собираетесь заниматься таким показом, называя каждую картинку, рассматривая ее с ребенком, сопоставляя с реальным объектом – это не принесет никакого вреда и будет полезно для развития ребенка.

   Показ рисунков по Доману – это демонстрация изображений, большинство из которых не знакомы ребенку по его собственному опыту. Демонстрация проходит в быстром темпе и количество изображений быстро наращивается без учета усвоения их ребенком. Все это, как уже было написано, поглощает все мозговые ресурсы, обедняя сенсорные, двигательные зоны.

   Если вы уже купили набор рисунков по методике Домана, вы вполне можете использовать ту часть, которая соответствует возрасту и развитию ребенка. Главное в их использовании то, что использоваться должна адекватная методика.
   Кроме того, не следует забывать, что нужны не только предметные, но и сюжетные картинки: мишка спит, зайка кушает и т. д.

   Для таких занятий лучше приобрести книги, журналы, специально разработанные для раннего возраста.   

   На почте вы можете выписать детские журналы издательства “Карапуз”, по интернету или в магазине купить набор книг “Школа семи гномов “первые 2 года жизни.

   Издаются также и наборы иллюстративного материала.

   Вот, например, такой набор я купила в интернете: “Развитие речи детей раннего возраста” Авторы Ю.А. Разенкова, С.Н. Теплюк, И.А. Выродова. Очень рекомендую.  

Таким образом, подведем итог: ранняя помощь должна учитывать естественный путь развития ребенка.

   Чуть более конкретно: ранее развитие основано на теплых, эмоционально положительных отношениях со взрослым, а также двигательном и сенсорном развитии. Если речь идет о помощи особым детям, то учитываются и особенности развития при данном нарушении.
Примерами таких программ за рубежом могут служить “Портэдж”, “Каролина”. и другие.
Всем известные “Маленькие ступеньки” также отвечают этим условиям, но несколько устарели по отдельным параметрам, что не удивительно, если учесть, что созданы они более 30 лет назад.

   По поводу “фабрики гениев” есть исследования и наблюдения, которые показали несостоятельность уже взрослых людей, которых в эти гении готовили. Необоснованно раннее использование символов привело к их беспомощности в практической жизни. “Тепличные люди”, а именно так их называют, полностью отражают суть проблемы, которая возникает, когда ребенка развивают не учитывая онтогенеза развития человека и ребенка, в частности. 

Практические советы родителям

   Для того чтобы родители не увлекались чрезмерно слишком ранним и чересчур «всесторонним» развитием своего чада, психологи советуют им соблюдать нехитрые правила. Вот некоторые из них.

   Не превращайте успехи малыша в повод продемонстрировать перед людьми его необыкновенные способности. Из этого он вынесет одно: я занимаюсь не потому, что мне интересно, а для того, чтобы удивить взрослых.

   Не гонитесь сразу за модными методиками- Никитина, Глена Домана и т.д. Может быть, начать стоит с обычной детской пирамидки и деревянного конструктора — ведь это тоже развивающие игры.

   Сегодня существует масса развивающих методик, но вовсе не обязательно следовать принципам единственной. Выберите в каждой то, что близко и понятно вам и интересно малышу. Решив заняться ранним развитием, не скупайте подряд все пособия. Пусть ребенок сначала освоит что-то одно.

   Не забывайте и о развивающей возможности повседневной практической деятельности ребенка. В подавляющем большинстве случаев именно детская бытовая деятельность оказывается наиболее эффективной для развития ребенка, так например, простая просьба “идем мыть руки” требует от ребенка умения понять, что ему предлагают, ориентироваться в пространстве, использовать все свои двигательные возможности, выполнить определенную последовательность действий при умывании и т.д.

Читайте также:  Что такое климактерический синдром и как он проявляется

   Никто вам не скажет, в каком возрасте вашего ребенка надо учить цветам или цифрам. Только вы сами можете решить, с чего начинать занятия. Главное — не переусердствуйте и не перегрузите малыша знаниями, а двигайтесь вперед постепенно — от очень простого к простому, от простого — к чуть более сложному.

   И здесь вам поможет повседневная деятельность: ребенок может после стирки разложить носки на две кучки: большие – папины, и маленькие – его собственные, а затем свои разобрать по цвету на пары. 

   Откажитесь от соблазна выделить для «развития» определенное время. В этих занятиях регулярность — не самое главное. Гораздо важнее для них хорошее настроение родителей и малыша, увлеченность и желание «развиваться». Прислушайтесь к ребенку, который вдруг увлекся только буквами или только складыванием кубиков. Пусть он занимается тем, что ему интересно, а не тем, что у вас сейчас по расписанию.

   Не настаивайте на занятиях, если ребенок поглощен игрой в куклы или машинки. А если вас именно сейчас обуял развивающий зуд, попроситесь в его игру.

   Самая лучшая «методика» развития — общение. Ваши занятия будут односторонними, если между ними вы не будете говорить с ребенком. О чем? Да обо всем на свете…

Источник

Десятилетия опыта и результатов

В Доман Интернешнл принимают в своих стенах детей с разнообразными генетическими нарушениями, в том числе и прекрасных «солнечных» малышей, официальный диагноз которых звучит как «синдром Дауна» или «Трисомия по 21 хромосоме».

Вопреки расхожему мнению об их «необучаемости», эти дети демонстрируют серьезные успехи в интеллектуальном, физическом и социальном отношениях. Вместе со своими упорными и трудолюбивыми родителями они доказывают: преодолеть ограничения, обусловленные генетическими особенностями – вполне реально!

В ранние годы свой деятельности Гленн Доман не занимался реабилитацией детей с Синдромом Дауна. Объяснялось это просто: отсутствием опыта в лечении генетических заболеваний. Так продолжалось до тех пор, пока родители малышей с Трисомией по 21 хромосоме сами не пришли к нему.

Встретившись с одной из семей, Гленн Доман развел руками: «К сожалению, мы вряд ли сможем вам помочь, – сказал он. – Мы не умеем менять гены, ничем подобным мы не занимаемся».

Ответ родителей ребенка основатель метода Домана запомнил на всю жизнь: «Возможно, вы действительно не сможете нам ничего предложить, – отрезали они, – но и остальные не предлагают ровным счетом ничего. Все убеждены в том, что наш малыш безнадежен, и его нужно закрыть в четырех стенах. Мы не можем с этим согласиться. И так как терять нам нечего, мы хотим попробовать вашу программу».

Ключевую роль в том, чтобы убедить Гленна Домана обратить внимание на детей с трисомией по 21 хромосоме, сыграл доктор Раймундо Верас. Приехав в Америку в поисках помощи для собственного “особого” сына, вскоре он стал ближайшим соратником и другом Гленна. Именно Доктор Верас первым разглядел огромный потенциал детей с синдромом Дауна. В итоге он посвятил значительную часть своей жизни работе с этими малышами и написал о них прекрасную книгу “Дети мечты, дети надежды”. 

Работу с первыми малышами с синдромом Дауна наши сотрудники начали с оценки их состояния по профилю развития (так у нас называют инструмент, позволяющий определить глубину и другие особенности повреждения мозга). Результаты этой оценки оказались довольно любопытными: профиль демонстрировал картину, характерную для повреждения среднего мозга. Но как такое возможно? Вот, что об этом говорит директор Доман Интернешнл, Дуглас Доман.

“Нас часто спрашивают: как вы можете заниматься лечением детей с синдромом Дауна, если ваша специализация – повреждение мозга? Что ж, мы наблюдали десятки тысяч малышей с различными повреждениями, тщательно изучая историю развития каждого. И знаете, что мы обнаружили? Дети с синдромом Дауна, как правило, появляются на свет в ходе очень сложных родов. Как бы ни готовила мать свое тело к процессу рождения ребенка, ему все равно непросто пройти через родовые пути. Тяжелые роды, недостаток кислорода и могут привести к повреждению мозга.
Кстати, ни один специалист не станет спорить с тем, что малыши с синдромом Дауна имеют проблемы с центральной нервной системой. Но раз эти проблемы связаны с генетикой, лечению они, якобы, не подлежат. Это совершеннейшая неправда! Мы уже 60 лет разрабатываем программы развития мозга, и в случае с синдромом Дауна они прекрасно работают”.

Две проблемы: генетика и повреждение мозга

Оценив малышей с синдромом Дауна при помощи профиля развития, сотрудники Доман Интернешнл составили для них программу реабилитации, аналогичную той, которая разрабатывается для детей с другими повреждениями мозга.

И результаты не заставили себя долго ждать: эта группа продемонстрировала отличный прогресс как в физическом и физиологическом, так и в интеллектуальном и социальном отношениях. В том, что, помимо генетических особенностей, у малышей с трисомией по 21 хромосоме присутствует и повреждение мозга – не осталось никаких сомнений. Сегодня многие дети с синдромом Дауна, проходящие нашу программу, не просто способны функционировать на уровне своих здоровых сверстников, но и нередко превосходят их в той или иной области – например, раньше учатся читать, прекрасно справляются с решением математических задач, добиваются успехов в спорте.

Важно понимать, что занятия по программе никак не влияют на хромосомный набор. Зато они оказывают прямое воздействие на повреждение мозга, которое является следствием генетических изменений. У таких детей не одна, а сразу две проблемы: генетика и повреждение мозга.

И если гены изменить нельзя, то работать с повреждением мозга – можно и нужно.

Мозг – самый “пластичный” и “обучаемый” орган нашего тела. Работа Доман Интернешнл строится на принципе нейропластичности (способности мозга расти и развиваться по мере его использования).

Сегодня нейроплатичность активно изучается и уже не подвергается сомнению со стороны научного сообщества (хотя еще десять лет назад заявление о том, что мозг можно развивать, звучало очень смело!). Мозг малышей с синдромом Дауна устроен точно так же, как и мозг любого другого ребенка. Он прекрасно откликается на разного рода стимуляции, главное – чтобы поступающих стимулов было достаточно.

У детей с синдромом Дауна есть огромное преимущество перед другими малышами с повреждением мозга: их диагноз, как правило, известен уже в момент рождения. Соответственно, работу с такими детьми можно начинать вести с первых дней их жизни, когда мозг наиболее восприимчив к любым стимуляциям. Это одна из причин, по которой малыши с трисомией по 21 хромосоме демонстрируют прекрасные результаты в ходе проводимой реабилитации.

Каждый ребенок с синдромом Дауна – индивидуален!

К сожалению, общество и даже специалисты склонны считать всех детей с синдромом Дауна совершенно одинаковыми. И это – огромное заблуждение. Малыши с трисомией по 21 хромосоме могут демонстрировать лишь небольшое отставание в развитии, а могут быть парализованными, слепыми и глухими. Это объясняется тем, что некоторые дети получают… сразу несколько повреждений мозга.

Читайте также:  Синдром ромео и джульетты психология

Первое вызвано самой трисомией по 21 хромосоме. Еще одно может стать следствием проблем с внутриутробным развитием, которые приводят к осложненным родам или экстренному кесареву сечению. Также из-за сниженного иммунитета сразу после рождения ребенок рискует заболеть менингитом – и таким образом заполучить третье повреждение. Важную роль играет и то, какие отделы мозга ребенка повреждены. К примеру, если “задеты” затылочные области, малыш с синдромом Дауна будет демонстрировать так называемые “аутистические” черты. 

Вывод из вышесказанного можно сделать только один: подход к лечению синдрома Дауна должен быть индивидуальным. В Доман Интернешнл тщательно оценивается глубина, обширность и локализация повреждения мозга каждого ребенка. На основе полученных данных для малыша разрабатывается программа развития, соответствующая его индивидуальным потребностям.

12-летняя Лиза выполняет программу по методу Домана 4 года. За последний год Лиза ни разу не заболела – это дало ей возможность получить победу по здоровью. Она также научилась прыгать на одной ноге, значительно улучшились ее баланс и координация, теперь она может пробежать без остановки 300 метров. Лиза с удовольствием читает типографские книги, а ее любимый писатель – Роальд Даль. Лиза – заядлый театрал, с удовольствием слушает оперу, смотрит балет, ей нравится органная музыка, а любимый театр – Мариинский.

Энцо выполняет программу по Методу Домана с 6 месяцев, и прошел основные вехи неврологического развития также, как его нейротипичные соверстники, развенчивая мифы о развитии детей с Трисомией 21. Не смотря на множество проблем, которые были у Энцо сразу после рождения (респираторный дистресс, сепсис, операция, низкий мышечный тонус), сейчас он читает типографские книги, бегает по 2 км в день, имеет большой словарный запас, и даже завоевал приз за умение давать словесные команды лошади.

Несколько слов об интеллекте

Интеллектуальные способности детей с трисомией по 21 хромосоме всегда недооценивались. Их особый внешний вид, кажущийся многим даже забавным, сформировал в обществе стереотип: раз эти дети не похожи на других, значит, они хуже все понимают. Однако наш опыт говорит об обратном.

Если ребенкок с синдромом Дауна с рождения находится в среде, полной стимулов и возможностей, он демонстрирует способность прекрасно сосредотачиваться, легко откликается на обучение, с удовольствием общается с окружающими. С другой стороны, если такой малыш растет в среде, где все сомневаются в его интеллекте и обращаются с ним соответствующим образом, он будет отставать в развитии. Справедливости ради стоит отметить, что и здоровый ребенок, помещенный в подобное окружение, будет развиваться очень медленно. 

В Доман Интернешнл к детям с трисомией по 21 хромосоме предъявляются очень высокие требования. С самого раннего возраста они учатся читать, получают энциклопедические знания, занимаются математикой, музыкой, учат иностранные языки. Их огромный потенциал и способности заслуживают именно такого – и никакого другого отношения. 

ВАЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Малыши с трисомией по 21 хромосоме, как и другие дети с повреждением мозга, учатся ползать и ходить, бегать и выполнять гимнастические упражнения, читать и играть на музыкальных инструментах. Но есть и другие результаты, которых они добиваются и важность которых нам бы хотелось подчеркнуть отдельно.

Многие родители малышей с трисомией по 21 хромосоме, самозабвенно выполняющие программу Институтов, в какой-то момент с удивлением обнаруживают, что черты лица, а также общий внешний вид их детей начинают меняться. Признаки, характерные для синдрома Дауна, постепенно сглаживаются – язык больше не находится снаружи, вытягивается ранее приплюснутый нос, эпикантус – разглаживается, мышечный тонус – нормализуется. В данном случае в силу вступает закон, справедливость которого не раз была доказана Доманами: функция определяет структуру.

К примеру, окрепшие от соответствующих занятий мышцы позволяют малышу держать рот закрытым, что помогает ему дышать исключительно носом. Интенсивное носовое дыхание стимулирует рост носа и переносицы. А вытягивающаяся переносица расправляет носовую складку (эпикантус). Таким образом, равно как  тело спортсмена будет существенно отличаться от тела человека, ведущего сидячий образ жизни, внешний вид малыша с синдромом Дауна, выполняющего программу Институтов, отличается от внешнего вида ребенка с таким же диагнозом, но не проходящего реабилитацию. Нередко наши “опытные” родители слышат фразу: “У вашего ребенка синдром Дауна? А по виду никогда не скажешь!”

Малыш с синдромом Дауна обладает ничуть не меньшим потенциалом, чем его здоровые сверстники. Поэтому Институты категорически не поддерживают идею специального обучения. Основная задача нашей программы – сделать так, чтобы ее выпускники могли посещать школу вместе с обычными детьми и вести полноценную социальную жизнь. Но для этого очень важно, чтобы интеллектуальное и физическое развитие ребенка соответствовало его возрастному уровню – ведь только в таком случае ровесники будут воспринимать его как равного. Многие дети, ставшие выпускниками программы Институтов, ходят в обычные школы, посещают различные кружки и секции, участвую в общественной жизни класса – и не чувствуют себя в чем-то отличными от других. 

Среди выпускников программы Доман Интернэшнл есть немало молодых людей и девушек с трисомией по 21 хромосоме, окончивших высшие учебные заведения, и даже несколько – получивших степень магистра.

Письмо коучу – Спенсеру Доману – от Хелены, выпускницы программы Доман Интернэшнл с Трисомией 21.

Сейчас она ходит в обычную школу!

Перевод письма:

Дорогой мистер Спенсер,
Пишет Вам Хелена. Как у Вас дела? Как дела у Мелиссы? Я хожу в школу. Я хожу во второй класс. Мне очень нравится школа. Я хорошо учусь. Мои любимые занятия – родной язык, чтение, грамматика и диктанты. Я учу уроки с мамой. В школе у меня много друзей. Мы вместе играем на переменах. Я также занимаюсь балетом, и моя учительница по балету говорит, что я лучшая в классе. Я также учу английский, и у меня хорошо получается. Я быстро читаю тексты и перевожу их. У меня хорошо получается учить английские слова и грамматику. Дома я выполняю дыхательную программу, брахиацию и гимнастические связки. Я научилась выполнять “колесо” и стоять на руках. Папа водит меня на стадион, где я бегаю 3 раза в неделю по 50 минут. Я бегаю в помещении, потому что зимой я заболеваю, если много времени провожу на улице. Я надеюсь, что Вы и Мелисса здоровы.

С любовью,
Хелена

Гленн Доман “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга”

Гленн Доман, Дуглас Доман, Брюс Хаги “Как сделать своего ребенка физически совершенным”

Источник