Индивидуальные особенности психики человека и психопатологические синдромы

Индивидуальные особенности психики человека и психопатологические синдромы thumbnail
Индивидуальные особенности психики человека и психопатологические синдромы

ТОП 10:

Нормальный человек-это обычный, стандартный человек(95% от популяции)

Фрейд считал, что нет людей, свободных от эмоц.конфликта.

Хакер-основное мерило нормы-интегрированная личность (четкое ощущаемое Я, осознание того, где свои эмоции, а где чужие)\Анна Фрейд- говорила о норме человека по качеству функционирования в области труда, секса, сублимации и способности получать от этого удовольствие, а также по характеру отношения индивида к объектам и обществу. Сублимация-это индивидуальная энергия(увлечения) Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов. 1.Принцип Курта Шнайдера: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано».(основной) Существует лишь один способ доказательства (не менее объективный, чем в других науках). Это доказательства с помощью законов логики — науки о законах правильного мышления, или науки о законах, которым подчиняется правильное мышление.

2.Принцип «презумпции психической нормальности»(нужен диагноз, потом только человек признается больным) 3.Феноменологические принципы(Ф. можно обозначать любое индивидуальное целостное психич.переживание) 4.Принцип понимающий, а не объясняющий психологию 5.Принцип «эпохе», или принцип воздержания от преждевременного суждения. Критерии нормы и патологии в психической деятельности. 1.Оценивается сила их нарушения 2.Оценка длительности и частота воздействия какого-то состояния 3.Связь с ситуацией 4.Влияние на соц.адаптацию человека

Все критерии взаимосвязаны, проявление всех четырех, говорит о болезни.

Диагностические альтернативы(А) в психопатологии.

1. Болезнь-личность – основополагающ. в диагностическом феноменологически ориентированном процессе. Он предопределяет подход к любому психологическому феномену: либо наблюдаемый Ф.является психопатологич.симптомом (признаком психической болезни), либо он является признаком личн.особ-тей, например, мировоззрения человека, традиционного для его этноса, культурной или религиозной группы стереотипа поведения. 2.Нозос-патос – альтернатива позволяет трактовать любой психологический феномен в с-ме координат, использующей понятия болезни (нозос) и патологии (патос). Нозос – болезненный процесс, динамическое, текущее образование(шизофрения, маниак-депрессив.психоз, инфекционные психозы); патос — патологическое состояние, стойкие изменения, отклонение р-я (рас-ва Л,психопатии).3. Реакция-состояние-развитие-одна из важных А.при анализе психологического состояния. Она позволяет ввести в этот анализ параметры стимула и реакции, внешнего и внутреннего.

Психическая реакция кратковрем.(не > 6 мес) ответ на какую-либо ситуациювнешнее возд. Психич.состояниестойкий психопатол.синдром без склонности к развитию или регрессу (> 6 месяцев). Психич.развитие-патологический процесс с внутренними законом. симптомообразования. 4.Психотическое-непсихотическое. Принцип оцен. уровень психич.расстройств, глубину и выраженность психопатологич.картины заболевания.\Психоз (фон Фейхтершдебен) это психич.состояние, хар-ся тяжелым нарушением психических функций, контакта с реальностью, дезорганизацией деятельности обычно до асоциального поведения и грубым нарушением критики. Иногда депрессия относится к психотич.уровню, т.к есть бредовые идеи. Под непсихотическимуровнем понимаются симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружающей действ-ти, когда больной не смешивает собственные болезненные субъективные ощущения и фантазии с объективной реальностью, а поведение находится в рамках социально принятых норм.

1.Экзогенное-эндогенное-психогенное. Принцип относится к психопатологическим феноменам, т.к отражает тип психического реагирования на уровне патологии и не может использоваться при анализе психологических феноменов. Экзогенный тип – психические реакции, состояния и развития, возникающие вследствие органических поражений головного мозга. Под органическими причинами в психиатрии принято понимать любые нефункциональные (непсихогенные) причины, непосредственно воздействующие на головной мозг человека(черепно-мозговые травмы, сосудистые и инфекционные заболевания головного мозга, опухоли, а также интоксикации).К психогенному типу – психические реакции, состояния и развития, причины которых кроются в психотравмирующем влиянии жизненных событий. Любое событие, конфликт, фрустрация или житейская ситуация могут вызывать расстройство. Под эндогенным типом – психические реакции, состояния и развития, вызванные внутренними (эндогенными), наследственно-конституциональными причинами.

2. Дефект-выздоровление-хронификация. дает возможность оценивать в зависимости от особенностей клинической картины психического заболевания состояния, возникающие после исчезновения явных психопатологических нарушений. Дефект – продолжительное и необратимое нарушение любой психической функции (например, «когнитивный дефект»), общего развития психических способностей («умственный дефект») или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность. Противоположностью дефекта выступают выздоровление т.е. полное восстановление утраченных на время психического заболевания психологический функций или хронификация психических расстройств, когда в клинической картине болезни продолжают преобладать продуктивные (позитивные) психопатологические симптомы и синдромы.

3. Адаптация – дезадаптация. Адаптация — это процесс приспособления организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.

4. Компенсация – декомпенсация. Компенсация — состояние полного или частичного возмещения (замещения) нарушенных в связи с болезнью психических функций.

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания в социальной сфере

5. Негативное – позитивное К позитивнымте психопатологич.проявления, которые являются болезненной «надстройкой» над здоровыми психологическими свойствами. Патологические симптомы и синдромы как бы «плюсуются», прибавляются к тому, что у человека уже существует. Негативные (дефицитарные) симптомы — это психопатологич.феномены, соответств.выпадению тех или иных психических процессов. В данном случае к здоровым проявлениям психической деятельности не добавляется ничего нового, а лишь устраняется, удаляется то, что было человеку присуще до болезни. Дополнительные признаки при диагностике: – наличие явно привлекающих характеристик -)внезапное их появление в относительно короткий период -)появление дополнительных положительных или отрицательных продуктов псих.деятельности, а также соматические явления,кот.сопровождаются разл.необычными толкованиями.

4. Уровни поражения психической деятельности при различных видах патологии. Психическая норма, пограничные состояния, психозы.Все психические болезни могут проявл.психотическими, невротическими и психопатическими расстройствами. Психотич.уровень психич.рас-в – такое состояние, при котором больной неадекватно оценивает себя, окр.обстановку, отношение внешних событий к нему и к его ситуации (сопровождается нарушением психических R поведения, дезорганизацией психики). Психотич.нар-е = психоз. Невротический уровень -сохранение правильных отношений к происходящим событиям, адекв.оценка собств.состояния, адекв.пов-е и наличие рас-в в сфере вегетативных, сомоторных и аффективных проявлений. Психопатический уровень – стойкая дисгармонией личности, нар-е адаптации к окружающей среде из-за чрезмерной эффективности и аффективной оценки окружающего. Может существовать у больного всю жизнь или возникать в связи с перенсенными заболеваниями и при патологических развитиях личности. Норма – оптимум функционирования и развития организма. Нормальный человек – относительно здоровый. Показатели психической нормы: 1.По своим интересам, склонностям, поведению не выделяется из общего социума.2.Вполне приспособлен, полностью адаптирован к жизни в обществе: семье, работе, других сферах общения.3.Поведение и характер в течение зрелой жизни не меняются, а развитие в детском и подростковом возрасте протекает соответственно принятым стандартам. Старится он также по известным закономерностям, и личностные черты при этом сохраняются. Пограничные состояния – обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Выд.пограничные состояния в узком смысле — это психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле — это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении), психосоматические рас-ва, хронический алкоголизм. В целом для пограничного состояния характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности личности. Нестабильность — ключевая черта.Психоз – психич.состояние, хар-ся тяжелыми нарушениями психич.ф-ий, нарушением контакта с реальной действ-ю и дезорганизацией д-ти, вплоть до асоциального поведения, нарушением критики Психозы классифицируют по этиологии и причинам на эндогенные,органические, соматогенные, психогенные, интоксикационные, абстинентные и постабстинентные. по преобладающей симптоматике на параноидальные, ипохондрические, депрессивные, маниакальные и др., включая комбинации.



Источник

Pages:     | 1 |   …   | 9 | 10 |

| 12 | 13 |   …   | 75 |

Отклонение от общепринятых стандартов психической деятельности и поведения запускает у окружающих процессы избирательного внимания к человеку с отклонениями и к пристрастным выводам в отношении наблюдаемого поведения, которым свойственна атрибуция — приписывание предполагаемых причин отклонения. Нередко именно в результате избирательности внимания и атрибуции то или иное отклонение начинают считать болезнью. Общество навешивает на нестандартное поведение ярлык болезни, с которым связано исполнение больным определенных социальных ролей. И как результат мы имеем дело с феноменом «самоисполняющихся пророчеств»: ожидание негативных последствий отклонения приводит к их появлению.

Социологические факторы связаны с характеристиками социального пространства, в котором совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди, соответствующие общепринятым кормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки, соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей психики людей с отклонениями от общераспространенных нормативов, материальные условия жизни (бедные люди заболевают значительно чаще). Социальное неравенство является ведущим социологическим фактором, ответственным за возникновение и развитие психических расстройств. Социальное неравенство означает неравенство жизненных условий и шансов людей, которые сталкиваются с поражением в правах и ограничениями в доступе к распределению благ изза своих психических и личностных особенностей. В результате этого одни люди (психически «здоровые», соответствующие нормам) оказываются в лучшем положении, тогда как другие (психически «больные») — в худшем, дискриминированном положении. Люди с отклонениями оказываются исключенными из сформированного большинством членов общества жизненного стиля, что способствует развитию отклонения в такую форму, как «болезнь».

Читайте также:  Ласик с синдромом сухого глаза

Контрольные вопросы к разделу 1. В чем различия нейробиологического и информационного подхода к психической деятельности? 2. Как определяется норма в клинической психологии? На какие виды норм ориентируется клинический психолог в своей работе? 3. Чем различаются понятия «патология» и «расстройство»? 4. Какие подходы существуют в клинической психологии к определению здоровья? Перечислите психологические механизмы, обеспечивающие здоровье.

5. Каковы основные отличия биомедицинской модели болезни от биопсихосоциальной? 6. По каким принципам можно разграничить индивидуальные особенности психики человека и психопатологические синдромы? 7. Какие этапы можно выделить в развитии психических расстройств? 8. На какие факторы следует обращать внимание при оценке условий возникновения психических расстройств? Литература для дополнительного чтения 1. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология. — РостовнаДону: Издво ООО «ЦВВР», 2000.

2. Гроф С. За пределами мозга. — М.: Издво Трансперсонального института, 1993.

3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.

4. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 1999.

5. Н. А. Носов. Сознание и психика (Глава 3) // Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. — М.: Наука, 2001.

6. Финзен А. Психоз и стигма. — М.: Алетейя, 2001.

Цитируемая литература 1. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология. — РостовнаДону: Издво ООО «ЦВВР», 2000.

2. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. — М.: Наука, 1978.

3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. — М.: Прогресс, 1988.

4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983.

5. Декарт Р. Страсти души // Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1989.

6. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.

7. Леонтьев А. Н. Очерк развития психики // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1983.

8. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 1999.

9. Психические расстройства и расстройства поведения (F00F99). Класс V МКБ10, адаптированный для использования в Российской Федерации / Под общ. ред. Б. А. Казаковцева, В. Б. Голланда. — М.: Минздрав России, 1988; РостовнаДону: ЛРНЦ «Феникс», 1999.

10. Психогенетика / И. В. РавичЩербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. РавичЩербо. — М.: АспектПресс, 2002.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989.

12. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

13. Судаков К. В. Теория функциональных систем. — М.: Издво РАН, 1996.

14. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.

15. Engel G. L. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine // Science. 1977. Vol. 196. № 4286.

Раздел 3. Методология клиникопсихологического исследования.

Цель клиникопсихологического исследования — дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.

Основными задачами проведения клиникопсихологического исследования являются:

— дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности;

— анализ структуры и установление степени психических нарушений;

— определение уровня психического развития пациента, характеристик его/ее личности;

— оценка динамики психических нарушений во времени;

— решение экспертных задач.

Диагностический процесс — это процесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информации о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейся проблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза — определением характера расстройства. Следует различать медицинский и клиникопсихологический диагноз. Медицинский диагноз фокусируется на формальном отнесении видимой психологической проблемы к конкретной таксономической единице — наиболее подходящему названию, включенному в принятую систему классификации. Правильное определение названия расстройства автоматически предопределяет возможный круг его причин и соответствующее воздействие на них посредством специфического лечения.

Читайте также:  Синдромы и симптомы поясничного остеохондроза

Клиникопсихологический диагноз представляет собой психологический анализ проблемы (оценка поведения, психических функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения). Фактически клиникопсихологический диагноз представляет не просто правильное распознавание и выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для того или иного психического расстройства.

Клиникопсихологическая диагностика включает следующие компоненты:

— описание проблемы или расстройства (главные и сопутствующие признаки; степень выраженности — продолжительность, интенсивность, частота возникновения и глубина проблемы; обстоятельства, при которых происходит возникновение или обострение патологического состояния);

— формальная классификация проблемы или расстройства (определение типа);

— объяснение возможных причин или условий возникновения проблемы или расстройства;

— прогноз развития проблемы или расстройства (формулирование предположений о развитии патологического состояния в определенных обстоятельствах);

— общая психологическая оценка (позволяет составить дальнейший план действий и затем оценить их эффективность в процессе сравнения оценки до начала и после окончания терапевтических воздействий).

В диагностике можно выделить два противоположных подхода: объясняющий и понимающий. Первый связан с нозологической парадигмой клиническопсихологической диагностики, второй — с описательнофеноменологической. В нозологической парадигме психолог опирается на общие выводы, применимые к широким группам людей. В описательнофеноменологической парадигме психолог делает акцент на уникальной ситуации развития конкретного ребенка или семьи.

Нозологическая парадигма предлагает рассматривать психическую деятельность как набор отдельных процессов и состояний, каждый из которых тесно связан с определенным биологическим основанием — морфофункциональным субстратом. За каждым психическим состоянием стоит конкретный биологический процесс. Таким образом, признаки нарушений психической деятельности полагаются объективными по своему происхождению, поскольку в них отражаются вполне конкретные нарушения морфофункциональной основы (патогенез, вызванный какимто этиологическим фактором). Следовательно, распознавание по отдельным признакам скрытого органопатологического процесса позволяет определить суть и причины наблюдаемого расстройства. Нозологический подход заставляет врача и клинического психолога видеть в особо протекающей психической деятельности прежде всего внешние симптомы скрытой патологии или болезни. При этом диагност трактует проявления психической деятельности и поведения с позиции человека, который лучше пациента осведомлен о действительных (объективных) причинах того или иного состояния. Вопрос же соотношения нормы и патологии из сферы психического переносится в область биологического, тогда как на практике патология часто трактуется произвольно на основе соотнесения собственного понимания истоков поведения и состояния пациента с социальными нормами.

Ведущий нозологический принцип диагностики — принцип объяснения, который основывается на понятности или непонятности для стороннего наблюдателя (психолога или врача) поведения человека и особенностей его психической деятельности.

Основной акцент в нозологически ориентированной клиникопсихологической диагностике делается на различении отдельных признаков расстройства и определении их связи с патологическим процессом. Патологические признаки обозначаются с помощью системы симптомов.

Симптом — это строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией.

Другими словами, симптом есть обозначение патологического признака. Не каждый признак является симптомом, а только тот, для которого установлена причинноследственная связь с патологией. Психопатологические симптомы делятся на позитивные и негативные.

Позитивные симптомы обозначают признаки патологической продукции психической деятельности (вновь возникающие признаки, которых не было ранее). К ним относятся сенестопатии, галлюцинации, бред, тоска, страх, тревога, эйфория, психомоторное возбуждение. Негативные симптомы включают признаки ущерба, изъяна, дефекта психического процесса. Например, гипомнезия, амнезия, апатия.

Совокупность всех симптомов образует симптомокомплекс, в котором можно выделить ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.

Синдром — это строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.

В синдроме выделяют обязательные, дополнительные и факультативные симптомы. Обязательный симптом указывает на происхождение расстройства. Дополнительный симптом отражает тяжесть, выраженность расстройства (могут отсутствовать в конкретных случаях). Факультативный симптом связан с модифицирующим влиянием различных факторов. Среди обязательных симптомов бывает один (тогда это простой синдром, например, астенический) или два и более (тогда это сложный синдром).

Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализованно, поскольку раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, что важно для распознавания сущности нарушения.

На проявление симптомов влияют такие факторы, как возраст, пол и культура, в которой воспитывался человек (контекст поведения).

Pages:     | 1 |   …   | 9 | 10 |

| 12 | 13 |   …   | 75 |

Источник