Как научить садиться ребенка с синдромом дауна

Как научить садиться ребенка с синдромом дауна thumbnail

Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

• Как только малыш начнет сидеть без поддержки, нужно почаще сажать его. Слегка меняйте его позу так, чтобы ребенок использовал реакции равновесия, пытаясь сохранять положение сидя. Когда ребенок сидит на полу и играет, у вас есть множество возможностей для тренировки равновесия. Положите игрушки так, чтобы ребенку пришлось использовать реакции равновесия, дотягиваясь до чего-нибудь интересного. Пусть он достает игрушку, которая лежит справа или слева от него.

• Очень хорошо тренировать у ребенка равновесие в положении сидя во время обычных повседневных дел, например, когда одеваете или раздеваете его. Когда малыш сидит, а вы одеваете ему носки или обувь, умываете или чистите ему зубы, вы тоже тренируете способность сохранять равновесие тела.

• Можно тренировать равновесие в положении сидя на стульчике без спинки, организовав простую и увлекательную для ребенка игру.

Перемещение по опорной поверхности

Ребенок может передвигаться по поверхности разными способами. Самый распространенный – это ползание. Когда малыш «ползет на животе», он продвигается вперед, по-разному переставляя руки и ноги, при этом его животик прижат к полу. При «ползании на четвереньках» ребенок передвигается, опираясь на колени и ладони, а живот пола не касается. Бывают случаи, когда ребенок передвигается в позе сидя, совершая движения тазом или отталкиваясь руками. Детям с синдромом Дауна труднее, чем обычным детям, передвигаться по полу, потому что им труднее разгибать спину и опираться на ладони и колени. Кроме того, они не очень уверенно могут отталкиваться ногами. Умение передвигаться по полу очень важно и для общего развития ребенка. Как только малыш научится этому, он может самостоятельно добраться до игрушек или активно исследовать окружающее пространство.

Что можно делать дома

Как только ребенок начнет перемещаться по поверхности любым способом: на животе, на спине, с помощью переворотов или сидя на попке, нужно обязательно поддерживать это его умение. Покажите малышу интересную игрушку, поиграйте ею, чтобы заинтересовать малыша, положите ее чуть поодаль, побуждая ребенка двигаться к ней. Важно, чтобы добравшись до игрушки, он достиг желаемого результата, то есть мог с ней поиграть. Двигательные «предпосылки» для того, чтобы поползти, – это умение опираться на руки и ноги, разгибать спину и отталкиваться ногами. Все эти движения вы развивали и можете продолжать развивать, играя с ребенком, когда он лежит на животе. Проконсультируйтесь по этому поводу со специалистом.

Важно, чтобы малыш научился правильно (поочередно) отталкиваться руками и ногами. Часто дети с синдромом Дауна пытаются оттолкнуться одновременно (симметрично) двумя руками или двумя ногами. Если предоставить малышу возможность переползать через подушки, перебираться через порог, это поможет ему совершать при ползании асимметричные движения рук и ног. Если вы ляжете на пол, а малыш будет перебираться через вас, то кроме интересной для ребенка игры, вы сможете по мере надобности подталкивать его в нужном направлении.

Для подобных упражнений можно использовать некрутую лестницу или низкий диван, положив интересную ребенку игрушку, к примеру, на третью снизу ступеньку лестницы. Не забывайте про меры безопасности!

Не удивляйтесь, если малыш будет охотнее передвигаться по полу в положении сидя, чем ползать на четвереньках. Примерно 30 % детей с синдромом Дауна передвигаются именно таким способом. Вы можете несколько «модифицировать» перемещение на попе. Дети предпочитают передвигаться, симметрично разведя ноги в стороны и симметрично отталкиваясь от пола руками. Попробуйте добиться от ребенка такого положения, чтобы он передвигался полусидя на бедре. При этом обе ноги согнуты и «смотрят» в одну сторону, туловище согнуто в ту же сторону, а руки опираются с противоположной от ног стороны. Попросите специалиста показать вам, как это выглядит. Преимущество этого положения в том, что малыш тренирует чувство равновесия. Параллельно все же стоит учить ребенка ползать на четвереньках!

Смена положения. Переход из положения лежа на животе в положение сидя и из положения сидя в другие положения

Детям с синдромом Дауна труднее, чем другим детям, самостоятельно сесть из положения лежа на животе, поскольку они не всегда используют позу полусидя на бедре (положение, при котором обе ноги согнуты и «смотрят» в одну сторону, туловище согнуто в ту же сторону, а руки опираются с противоположной от ног стороны). Для того чтобы научиться сидеть в такой позе, у ребенка должны быть хорошо развиты движения туловища, здесь необходима стабильность туловища и хорошее равновесие.

Что можно делать дома

Когда малыш уже может сидеть без поддержки и неплохо удерживает равновесие, вы можете начать учить переходить из положения сидя в положение лежа на животе. Сядьте на пол, выпрямите и разведите ноги в стороны и посадите малыша между ними. Привлеките внимание ребенка к игрушке, а затем положите ее сбоку так, чтобы между малышом и игрушкой находилась ваша нога. Сделайте так, чтобы он постарался достать игрушку через вашу ногу, перейдя в положение полусидя, а затем в положение лежа на животе. Помогите ребенку – направляйте движения его бедер, ног и туловища. Попросите специалиста показать, как это делается. После того, как малыш поиграет, можно помочь ему вернуться в положение сидя. Для этого нужно слегка приподнять ногу, на которой лежит ребенок. Это поможет ему сесть сначала на бедро, а затем и прямо. Обязательно дайте ребенку поиграть с игрушкой, когда он сел прямо. Затем повторите те же действия в другую сторону. Между ребенком и игрушкой теперь находится вторая ваша нога, и вы точно так же можете тренировать переход из положения полусидя в положение лежа на животе в другую сторону.

Читайте также:  Мегаломанический бред характерен для синдрома

Перейти из положения сидя (через положение полусидя на бедре) в положение лежа на животе для ребенка легче. Если малыш сидит, покажите ему игрушку и передвиньте ее так, чтобы она находилась сбоку и чуть сзади от ребенка. В этом случае, чтобы дотянуться до игрушки, ему придется перейти в положение лежа на животе.

Помогайте ему выполнять правильные движения – «направляйте» движения таза, ног и туловища.

Развитие движений в положении стоя

Детям с синдромом Дауна бывает труднее, чем обычно развивающимся малышам, научиться опираться на ноги и поддерживать позу стоя. Это связано с недостаточной стабильностью тазобедренных и коленных суставов, а также сложностями с сохранением равновесия. Поэтому на первоначальном этапе для сохранения вертикальной позы им необходима довольно интенсивная физическая поддержка.

Положение стоя – это первоначальный этап обучения ходьбе. Способность удерживать равновесие в положении стоя влияет и на способность ходить, и на «эффективность» ходьбы, то есть на качество походки.

Что можно делать дома

Сначала малыш сможет стоять только с вашей поддержкой или у опоры, держась за нее руками.

На этом этапе хорошо использовать гимнастический надувной мяч с ручками. Положите малыша животом на мяч и удобно расположитесь сзади него. Ноги ребенка должны находиться на ширине плеч, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены. Осторожно качните мяч по направлению к себе, придерживая ребенка за попку. В конце этого движения ребенок должен опереться ногами о пол.

Сначала малыш просто учится стоять на двух ногах, но, чтобы развивать чувство равновесия в положении стоя (что влияет на качество будущей походки), ему необходимо научиться переносить вес тела с одной ноги на другую. Плавно покачивая мяч из стороны в сторону, вы можете стимулировать ребенка переносить вес с одной ноги на другую. Это упражнение удобно проводить перед большим зеркалом.

Следует использовать неподвижную опору, степень и вид которой можно изменять. К примеру, можно поставить ребенка перед диваном. Удерживая его за таз и колени, вы не позволите ему согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. Сначала малыш будет стоять, навалившись на диван обеими руками и грудью. Старайтесь сделать так, чтобы он облокачивался на опору только руками, сначала предплечьями, а потом и ладонями, а не приваливался к ней всем корпусом. Для этого можно немного отодвигать стоящего ребенка от дивана, чтобы перенести вес его тела на стопы. Поместите на диван игрушку, и малыш, пытаясь ее схватить, будет учиться отрывать одну руку от опоры и переносить вес тела на одну ногу.

• Предлагайте ребенку игрушку над краем дивана, например справа. Чтобы достать ее, малышу понадобится оторвать правую руку от стола и потянуться в сторону за игрушкой. Вы можете держать игрушку повыше или пониже и, таким образом, тренировать чувство равновесия в положении стоя. Поиграйте с ребенком, перемещая игрушку достаточно быстро, и ему придется приложить усилия, чтобы ее схватить.

• Тренируйте перенос веса тела в вертикальной позе и в бытовых ситуациях, например при одевании или смене подгузника. Если малыш при этом не плюхается на попку, то можете считать, что он освоил очередное положение тела: теперь он умеет стоять у опоры.

Теперь малыш готов к тому, чтобы учиться стоять без опоры.

• Поставьте ребенка спиной к опоре и предложите ему игрушку так, чтобы потянувшись за ней, он оторвал туловище от опоры. Вес тела, в этом случае, переносится на ноги, и спина не будет соприкасаться со столом или диваном.

Обучая ребенка удерживать равновесие в положении стоя без поддержки, можно использовать самые разные игры. Предлагайте малышу игрушки, за которыми нужно далеко тянуться, пусть играет «в волейбол» воздушным шариком или отбивает шарик свернутой в трубочку газетой. Немного позже можно усложнить такие игры, поставив малыша на низкую скамеечку. Когда малыш будет устойчиво стоять на ногах, попробуйте поучить его стоять на одной ноге. Поощряйте подвижные игры, во время которых ребенок ставит одну ногу на ступеньку.

Не забудьте, что одевать и раздевать ребенка тоже можно в положении стоя, тем самым тренируя равновесие.

Вставание

Когда дети с синдромом Дауна учатся вставать, им трудно бывает выпрямлять ноги и удерживать равновесие, поэтому они часто используют руки, чтобы подтянуться и встать. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно вставать, ему, с точки зрения двигательного развития, необходимо многому научиться. Основные «предпосылки» для вставания – движения ног и чувство равновесия.

Движения ног развиваются в процессе ползания на четвереньках, а также когда ребенок учится стоять и ходить. Движения туловища и баланс тренируются в положении сидя, стоя, при переходе из положения лежа в положение сидя и во время ходьбы. Попросите специалиста рассказать об этом подробнее.

Что можно делать дома

Если малыш уже стоит с небольшой дополнительной поддержкой, держась за ваши руки или перильца кроватки, то скоро он захочет вставать сам. Встаньте перед диваном на колени (сядьте на пятки). Посадите ребенка к себе на колени спиной к вам и лицом к дивану. Его стопы должны плотно стоять на полу, колени согнуты под углом в 90 градусов, чтобы он, выпрямляя ноги, мог встать. Поставьте на диван игрушку, положите руки ребенка на диван и привлеките его внимание к игрушке. Если малыш попытается встать, помогите ему, подталкивая вперед и вверх. Чем ниже исходно сидит ребенок, тем труднее ему будет подняться. Вы поможете ему, если немного приподниметесь с пяток из низкого положения, тем самым подталкивая ребенка вперед и вверх, когда он будет вставать. Кроме того, этим движением вы поможете малышу удержать равновесие. Можно использовать не собственные колени, а пачку памперсов, толстую книгу или низенький детский стульчик и учить ребенка вставать с него.

Читайте также:  Туннельный синдром лечение пальцев рук

Ребенку легче вставать, если он одновременно выпрямляет обе ноги. Как только малыш научится вставать таким образом, наступает пора обучать его вставать через позу на одном колене, как обычно встаем мы с вами. Поставьте малыша на колени перед диваном или маленьким устойчивым столиком, сами встаньте на колени за его спиной. Положите руки на область таза малыша, и немного качните его в сторону, например, вправо, – так вы перенесете вес его тела на одну ногу. Теперь малыш сможет вывести вторую (в нашем случае левую) ногу вперед и встать на одно колено, а это – промежуточное положение. Далее, осторожно подталкивая таз малыша вперед и влево, вы простимулируете перенос веса его тела на левую ногу. Теперь, ребенок может оторвать от поверхности и правую ногу. При этом он выпрямит левую ногу и встанет. Чтобы понять последовательность движений, попробуйте сами сделать это упражнение. Проконсультируйтесь со специалистом, попросите его показать вам наглядно, как правильно делать это упражнение. И, конечно, по-прежнему следует помнить, что ребенку нужно оказывать минимум поддержки и помощи, предоставляя ему возможность самому сделать всё, что по силам на данный момент.

Через некоторое время малыш научится самостоятельно вставать, опираясь на руки через положение стоя на колене. Постарайтесь на этом этапе свести к минимуму опору ребенка на диван. Возможно, ребенок научится вставать, опираясь только одной рукой. Тогда дайте ему во вторую руку игрушку. Предлагайте малышу вставать, используя разные способы поддержки, к примеру, он может опираться на подвижную опору – ваши руки.

Через некоторое время малыш научится самостоятельно вставать. Вполне вероятно, что, делая это, он будет продолжать опираться руками об пол. Попробуйте дать ему в обе руки игрушки, чтобы его руки были заняты.

Ходьба

Дети с синдромом Дауна начитают ходить позже, чем обычные дети, из-за сложностей с поддержанием равновесия во время ходьбы.

Для того чтобы научиться ходить, необходимо уметь хорошо разгибать спину и переносить вес тела с одной ноги на другую, не теряя при этом равновесия.

Что можно делать дома

Первые попытки ходьбы вы заметите, когда ребенок начнет ходить приставным шагом вдоль дивана или манежа, опираясь о них руками и грудью. Поставьте ребенка к дивану, положите игрушку на диван так, чтобы ребенок не смог сразу достать до нее и, если необходимо, помогите ему передвинуть ноги (просто переставьте их так, как надо), чтобы он добрался до игрушки.

Когда ребенок переступает вдоль дивана, постарайтесь, чтобы он делал это с минимальной помощью с вашей стороны. Немного отодвинув его туловище от края дивана, вы побудите его сильнее перенести вес тела на стопы. В конце концов, он научится ходить, только немного придерживаясь ладонями за край дивана.

Как только малыш сможет стоять, опираясь одной рукой о диван, вы можете попробовать стимулировать его перейти к стулу или, например, к креслу. Вначале в целях безопасности расстояния между опорами должно быть маленьким, поскольку в процессе перехода ребенку необходимо будет постоянно придерживаться за дополнительную опору. Постепенно увеличивайте расстояние между предметами, за которые держится ребенок.

На этом этапе вам пригодится устойчивая детская тележка-каталка с П-образной ручкой, за которую может держаться ребенок. Некоторые дети с удовольствием ходят, двигая перед собой маленький детский стульчик или, находясь на прогулке, собственную коляску.

Как только малыш сможет преодолевать небольшие расстояния без вашей поддержки, попытайтесь постепенно увеличивать расстояние, которое ему надо пройти. Предложите ему игры, связанные с ходьбой, например, можно сесть на корточки на некотором расстоянии от ребенка, раскинуть руки, позвать малыша, а потом поймать и потормошить его, когда он дойдет до вас. Окликните малыша сзади, чтобы он развернулся, поменял направление движения и пошел в обратную сторону.

Дайте ребенку поносить легкие объемные предметы (картонные коробки, мягкие игрушки, подушки и т. д.), чтобы у него были заняты обе руки.

Очень полезно предоставлять ребенку возможность ходить там, где пространство заполнено предметами – препятствиями для ребенка. Как только малыш сможет преодолевать сравнительно большие расстояния, идти и нести в руках игрушки и уверенно менять направление движения, начинайте использовать ходьбу в самых разных ситуациях. Например, займитесь ходьбой по бордюру тротуара или пойдите на прогулку в лес, где надо переступать через ветки, лежащие на земле. Вначале, возможно, придется держать ребенка за руку, но в итоге он должен будет делать это сам. Ходите по лестницам. Обычно подниматься по лестнице легче, чем спускаться. Всегда будьте ниже ребенка – это требование безопасности! Играя с вами в футбол, малыш отлично тренируется, поскольку ему необходимо поднимать ногу и бить ею по мячу и в это же время стоять на другой ноге. Пусть малыш как можно больше ходит, а может быть, и бегает, в том числе и спиной вперед. На детской площадке не забывайте о лесенках, качалках и «лазалках». Детям с синдромом Дауна очень полезно ходить босиком по песку или по травке, а зимой – по глубокому снегу.

Позже вы можете пробовать научить ребенка кататься на самокате, на роликах, прыгать на батуте или других «прыгающих» игрушках. Не забывайте о трехколесном велосипеде, а потом и про обычный двухколесный! Узнайте, может быть, где-то недалеко от вас есть гимнастический зал, куда можно придти с малышом. Возможно, вам удастся найти что-то подходящее. Посоветуйтесь об этом со специалистом!

Читайте также:  Тревожно депрессивный синдром у подростков

Желаем вам успеха!

Источник

Воспитание детей с особенностями развития, как процесс постоянного и направленного воздействия, должно обязательно включать в себя восстановление психологического и социального статуса ребенка, достижение им определенной социальной адаптации. Насколько легко в современном обществе проходит воспитание детей в семье? С какими трудностями приходится сталкиваться родителям, имеющим ребенка с синдромом Дауна?

Воспитание детей с синдромом Дауна: как помочь развитию ребенка?

Воспитание детей с синдромом Дауна: как помочь развитию ребенка?

Для начала необходимо ответить, что же это за синдром и у кого он может встретиться? Синдром Дауна — это набор признаков, обусловленных наличием лишней 47-ой хромосомы или ее фрагментов, полученной от одного из родителей при зачатии. Встречается данная аномалия у одного ребенка из 700-1000 и подвержены ей в равной степени дети обоих полов. Рождение такого малыша не зависит ни от здоровья родителей, ни от отсутствия вредных привычек, ни от социального статуса, ни от наследственных факторов. Есть мнение, что риск появления такого малыша возрастает при позднем зачатии (женщины после 35 лет и мужчины после 40 лет), но беременность и в более раннем возрасте тоже не дает стопроцентной гарантии рождения абсолютно здорового малыша.

Чтобы ответить на вопрос, как правильно организовать воспитание детей в семье, имеющей ребенка с синдромом Дауна и как помочь ему в адаптации, необходимо знать какие аномалии развития сопутствуют данному синдрому. Выделяют такие основные признаки:

  • Умственная отсталость, различной степени тяжести, требующая особого подхода в вопросах воспитания детей;
  • Наличие гипотонуса приводит к тому, что такие дети позже других начинают держать голову, садиться, вставать на ноги;
  • Низкий рост;
  • Специфические черты лица (широко посаженные раскосые глаза, плоская переносица, маленькие уши);
  • Своеобразное строение рта (высокое небо, широкий и неповоротливый язык, мелкие зубы), затрудняющее артикуляцию;
  • Разные врожденные дефекты развития и сопутствующие им заболевания (проблемы с сердцем, слухом, щитовидной железой, желудочно-кишечным трактом).

Весь этот комплекс отклонений затрудняет развитие ребенка, но отнюдь не делает его абсолютно недееспособным. Родители, подошедшие к вопросу воспитания детей очень серьезно, добиваются значительных результатов по интеграции своего «особенного ребенка» в социуме.

Особенности воспитания детей с синдромом Дауна в раннем возрасте

Особенности воспитания детей с синдромом Дауна в раннем возрасте

Детям с синдромом Дауна в раннем возрасте особенно важна семья, которая оказывает всестороннюю поддержку и обеспечивает процесс познания окружающей действительности, приобщения к навыкам работы и культурным ценностям. Очень важно, чтобы воспитание детей происходило в атмосфере любви и доброжелательности, уважительного отношения к ребенку, что позволит ему сформировать достойное видение себя в социуме.

Конечно, имеются определенные особенности воспитания детей с «ограниченными возможностями», к ним относят максимально широкое привлечение специалистов. Могут оказать положительное влияние на состояние ребенка занятия с дефектологами, логопедами, психологами. Необходимо заручиться также поддержкой педиатров, терапевтов, кардиологов и других более узких специалистов, их помощь крайне важна в коррекции проблем развития ребенка.

Стоит наладить общение с другими родителями, которые имеют детей с таким же синдромом. Это прекрасная возможность перенять особенности воспитания детей и поделиться уникальным родительским опытом. Личные контакты, телефон или Интернет сделают возможным доступ к накопленному опыту других семей, а также смогут обеспечить моральную поддержку и взаимопонимание, которую не часто встретишь в современном обществе.

Очень полезно детям с синдромом Дауна бывать в коллективе сверстников. Ориентируясь на комфорт ребенка, это может быть как специализированное учреждение, так и обычный детский сад. Главным условием социализации должно быть отсутствие у ребенка стремления «закрыться»от общения.

Родителям же необходимо освободиться от чувства вины, ведь в рождении такого ребенка никто не виноват. А все усилия стоит направить на восстановление собственных сил, воспитание детей и раскрытие их потенциала.

Воспитание детей в семье: раскрываем потенциал «солнечных деток»

Воспитание детей в семье: раскрываем потенциал «солнечных деток»

Говоря о потенциале детей с синдромом Дауна, необходимо помнить, что у них гораздо больше общего с обычными детьми, чем можно было бы подумать. Такие дети могут иметь друзей, помогать по хозяйству, кататься на велосипеде, сочувствовать и сопереживать. Они очень добры, открыты и бесхитростны, но стоит отметить, что этому способствует воспитание детей в семье, а не в интернатах, где невозможно воссоздать такую же динамику развития, полноценно научить выражать мысли и эмоциий.

Стоит помнить, что они вполне обучаемы, если в процессе учитывать некоторые особенности воспитания детей с таким диагнозом. Дети способны получить среднее образование и обучаться в специализированных учебных заведениях, и даже в обычных детских садах и школах. В некоторых случаях взрослые с синдромом Дауна живут отдельно от родителей, имеют работу, водят автомобиль. Они могут заниматься некоторыми видами спорта, принимать участие в соревнованиях и даже побеждать в них. Многие пишут картины, занимаются керамикой, могут играть в театре и кино.

Необходимо помнить, что сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учитом этих факторов. Стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.

Существует мнение, что дети с синдромом Дауна агрессивны, опасны и неуправляемы, на самом же деле это не агрессия, а реакция на непонимание и желание быть услышанными. У них нет стремления к мести, они абсолютно не злопамятны, не умеют хитрить и обманывать. Общение с такими детьми делает человека лучше, меняет его взгляды на мир и свой характер.

Источник