Красавица и чудовище стокгольмский синдром
«Красавица и чудовище», будучи всеми любимой классикой Дисней, тем не менее, всегда вызывала вопросы. Один из них — а не страдает ли Белль, влюбившаяся в своего тюремщика, стокгольмским синдромом? Давайте разберемся!
Что такое стокгольмский синдром
Долго на этом мы останавливаться не будем — хотя бы поверхностно с термином мало кто незнаком.
Стокгольмский синдром — это явление, когда у жертвы возникает симпатия к агрессору. Как правило, в качестве защитного механизма.
У синдрома есть ряд симптомов, которым, по всей логике, случай Белль должен соответствовать, чтобы причислить ее к жертвам стокгольмского синдрома. Так ли это?
1. Сдержанное поведение, подпитываемое нежеланием спровоцировать агрессора
Первый же симптом — и первые же расхождения. Видите ли, Белль никогда не сдерживает себя; она не боится нарушать те немногие запреты, что выставил ей Зверь, и не тушуется, когда нужно постоять за себя.
Белль не хочет провоцировать его, конечно. Но это выливается не в ограничение своих действий, а в активную работу над тем, чтобы эти действия не вызывали у Чудовища вспышек гнева. В работу над его характером.
2. Выработанное негативное отношение к семье, близким и другим авторитетам
И опять, сразу нет. Мало того, что Белль осталась в замке из-за отца, она еще и отправляется на помощь, когда оказывается ему нужна.
В настоящих случаях стокгольмского синдрома симпатии жертвы полностью принадлежат агрессору: она во всем признает его правоту, а несогласные — часто ими и становятся близкие либо полиция, — подвергаются критическому отношению. И хотя
3. Неравный баланс силы и власти между жертвой и агрессором
Ну, здесь все верно, вроде бы. Однако в мультфильме есть целый ряд сцен, где Белль выступает сильнее (естественно, в моральном плане) Зверя. Например, когда она обрабатывает его раны.
Зверь, по большому счету, просто ведет себя как несносный ребенок.
4. Жертва находится в заложниках под угрозой смерти или физического вреда
Ну, как сказать… Вообще-то, Белль остается в замке из-за соглашения, которое они со Зверем заключили. Да, существовала угроза здоровья ее отцу в связи с нахождением в темнице, но после… ее там держит буквально честное слово.
Да и держит оно откровенно слабовато: Белль сбегает чуть ли не сразу после начала ее «заключения». Кстати, об этом.
5. Невозможность жертвы предпринять шаги, приблизившие бы ее освобождение
Ворота открыты, Белль, по большому счету, может уйти в любой момент — что и делает, причем не единожды. Она остается со Зверем потому, что в этом ее желание.
Да, ведет она себя, возможно, немного слишком открыто для ситуации, в которой она оказалась. Но она никогда не оправдывает его плохих поступков, и старается вознаграждать хорошие. И что же мы получаем в итоге?
Вывод
Гипотеза подтвердилась: счет по симптомам 0,5/5, что явно недостаточно для диагноза. На самом деле, в Дисней были и более убедительные примеры стокгольмского синдрома — просто не в «Красавице и Чудовище».
Это, например, в «Рапунцель. Запутанная история» и «Горбун из Нотр-Дама». В обоих случаях главных героев держат взаперти и манипулируют ими, запугиванием заставляя выработать привязанность к своему тюремщику. Тоже не совсем то, но уже куда ближе.
Кстати, мы уже разбирали другую сказку — рассказали, почему «Золушкой» быть все-таки ничуть не стыдно. Ознакомьтесь!
Ну как, мы вас убедили? Поделитесь мнением в комментариях!
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской! Вам не сложно, нам приятно!
До новых книг!
Ваш Book24
Источник
Кадр из фильма «Красавица и Чудовище»
16.03.2017Ольга Маршева
THR попытался разобраться, удастся ли вчерашней Гермионе привнести в знакомый всем образ что-то свое, а у режиссера Билла Кондона создать дивный новый мир, сохранив дух и стиль старого.
Кто из девушек не мечтал, пересматривая в очередной раз диснеевскую «Красавицу и Чудовище», о собственном монстре, который, не устояв перед великой силой любви, превратится в прекрасного принца? Наверняка не исключение даже юная Эмма Уотсон, примерившая на себя роль нежной и храброй Белль из уже ставшего классикой мультфильма в его игровой версии. Удастся ли вчерашней Гермионе привнести в знакомый всем образ что-то свое, а у режиссера Билла Кондона создать дивный новый мир, сохранив дух и стиль старого, — попытался разобраться THR.
Грядущая премьера — игровая версия одного из мультфильмов «большой тройки», положившей начало так называемому ренессансу Disney в конце 80-х — начале 90-х. Если тогда вы были ребенком, то наверняка помните: сначала была «Русалочка», потом «Красавица и Чудовище» и, наконец, «Аладдин». Каждый из них оказался шедевром: и нарисовано так, что глаз не оторвать, а музыка надолго остается в памяти (все три анимационные ленты получили по два «Оскара» — за лучшую песню и лучший саундтрек. — THR). Кто в наше время может похвастаться подобным, за исключением разве что авторов «Холодного сердца»?
Идея прекрасная — все-таки это первый в истории мультфильм, номинировавшийся на «Оскар» в категории «Лучший фильм», — но не такая уж простая. Потому что времена изменились. Сейчас главные героини — самодостаточные девушки, которые в лучшем случае могут огреть принца сковородкой (да, это мы про Рапунцель), а в худшем — вообще без них обходятся (та же Эльза из «Холодного сердца», например). А на рубеже 80–90-х каждая порядочная героиня искала себе мужа и была бесконечно далека от феминистических идей.
Кем была бы Ариэль без принца Эрика, а Жасмин без Аладдина? И красавица Белль тут тоже весьма кстати: персонаж классической средневековой сказки, она получила богатого мужа и полцарства в придачу только благодаря своему правильному характеру и женской хитрости.
Как и у большинства лучших диснеевских мультфильмов, у «Красавицы и Чудовища» бурная судьба: во-первых, лента легла в основу успешного бродвейского мюзикла, многократно номинировавшегося на театральную премию «Тони», во-вторых, было снято целых два продолжения. И все же свой второй день рождения картина будет праздновать в марте, когда выйдет ее игровая версия.
К премьере Disney подходит в приподнятом настроении и абсолютной уверенности в успехе. Этому поспособствовал прошлогодний аналогичный эксперимент с перепевкой «Книги джунглей», режиссером которой очень правильно был выбран Джон Фавро (фильм собрал по миру $966,5 млн. — THR). Для грядущей адаптации тоже подобрана идеальная кандидатура: Билл Кондон написал сценарий «Чикаго» и сам поставил «Девушек мечты» — превосходный, хотя и не вызвавший в России ажиотажа мюзикл, где пели Джейми Фокс, Бейонсе и даже, трудно поверить, Эдди Мерфи.
Итак, новая Красавица — это Эмма Уотсон, подросшая Гермиона из «Гарри Поттера», завсегдатай модных показов и лицо с журнальных обложек. Эмма обошла своих конкуренток — Эмму Робертс, Лили Коллинз и Аманду Сайфред — говорят, ее вокальные данные впечатлили абсолютно всех.
Современная Белль в духе времени будет немножко феминисткой: у нее растрепанные волосы и ботинки вместо туфелек. (Прихорашиваться перед зеркалом? Еще чего!) Но самое главное — теперь уже героиня, а не ее отец, как в мультфильме, будет изобретательницей. Книги и чертежи — вот все, что ее волнует. Ну, а роман с Чудовищем окажется скорее стечением обстоятельств, чем велением сердца: что еще делать запертой в четырех стенах девушке. Да и «стокгольмский синдром» еще и не таких ломал…
Партнер Уотсон — дикое, но симпатичное Чудовище — мало кому известен. 34-летний Дэн Стивенс, звезда сериала «Аббатство Даунтон», пришел на замену фигурам куда более звездным. Кастинг на роль заколдованного принца продолжался очень долго. Джош Бролин и Хью Джекман отпали в силу возраста — они показались продюсерам слишком старыми (хотя, на наш взгляд, это было бы интересное решение — поставить в пару к юной девушке 45-летнего циника-мизантропа).
Ходили слухи, что героя могут сыграть Дэниэл Рэдклифф, Роберт Паттинсон, а самый яркий претендент — Райан Гослинг. После того как Гослинг выбрал съемки в другом мюзикле, «Ла-Ла Ленде» (от которого, кстати, отказалась в свое время Эмма), авторы сделали ставку на темную лошадку. Самая заметная работа Стивенса в кино — эпизодическая роль сэра Ланселота в ленте «Ночь в музее: Секрет гробницы». Впрочем, большую часть времени персонаж все равно ходит в гриме — кому он будет интересен, когда исчезнут грива и рога?
Как и в оригинальном мультфильме, самыми интересными героями «Красавицы и Чудовища» останется оживший ассортимент отдела «Все для дома»: канделябр Люмьер с сильным французским акцентом (голос Юэна МакГрегора), смешная толстушка-чайник миссис Поттс (Эмма Томпсон), дворецкий с часовыми стрелками-усиками и голосом Иэна МакКеллена и совершенно новый персонаж — Рояль…
Оказаться в их компании на целых полтора часа — настоящая роскошь. Так что будем добрыми гостями, и желательно — с субтитрами.
«Красавица и Чудовище» (Beauty and the Beast)
WDSSPR / США / Режиссер:БиллКондон/ В ролях: ЭммаУотсон, ЮэнМакГрегор, ДэнСтивенс, ЛюкЭванс, ЭммаТомпсон, ГугуЭмбата–Ро, ДжошГад, ИэнМакКеллен, СтэнлиТуччи, КевинКлайн / Премьера 16 марта
Источник
23 августа 1973 некий Ян Олссон ворвался в банк на улице Нормальмсторг в Стокгольме. Он взял в заложники несколько человек, выдвинув полиции ряд требований, включая свободу для Кларка Улоффсона – самого известного преступника законопослушной Швеции, фактически местного национального героя. На последнее требование власти согласились и отправили Улофссона в банк, надеясь, что его рассудительный характер поможет стабилизировать обстановку.
И в самом деле, когда он явился в банк, то обстановка с заложниками (трое женщин и один мужчина) стала и вовсе непринуждённой: они выпивали, болтали, ели пиццу, играли в настольные игры. Заложники сами просили встреч с журналистами и просили полицию не начинать штурм здания. После освобождения заложники сохранили с преступниками приятельские отношения.
С тех пор эмоциональная привязанность жертвы к агрессору стала называться «стокгольмским синдромом». О произведениях на эту тему и поговорим.
1. «Красавица и чудовище»
Первая и главная история о стокгольмском синдроме – «Красавица и чудовище». Хотя чудовищу следовало бы озаботиться поисками симпатичных дам, которым не так важна внешность, сколько материальная обеспеченность.
Красавица влюбляется в монстра, у которого она в плену, да и он платит ей взаимностью. Таким образом, наказание за цветочек превратилось в мелодраму. В экранизациях пытаются романтизировать причины, по которым возникла любовь – взаимопонимание, доброта и чистая душа чудища.
Но в основе всё равно та же схема – похищение и постепенная смена страха влюблённостью. Как и было сказано, стокгольмским синдромом пытаются называть только ситуации, где агрессор совершает исключительно неприятные действия по отношению к жертве, однако на самом деле синдром имеет большое количество вариаций.
2. «Призрак оперы»
Кадр из фильма
Одной из самых романтичных вариаций сюжета о «красавице и чудовище» является «Призрак оперы», который начался с романа Гастона Леру, но сейчас уже приобрёл целый вал разнообразных интерпретаций. Самое интересное в сюжете то, что стокгольмский синдром у жертвы не проявился, что и заставляет людей снова и снова обращаться к истории, так как она развивается логично с точки зрения здравого смысла, однако противоречит одному из важнейших человеческих паттернов.
Напомним основную канву, которая обеспечивает успех каждой версии. Некое с виду чудовищное создание (обезображенный человек/дух/человек, продавший душу) является сквозь зеркало молодой певице и учит её пению. Она исполнена благодарности учителю, но, когда тот является ей, она пугается.
Призрак в отчаянии похищает певицу, но и тогда она не влюбляется в него. Концовка у всех разная, самая популярная версия совпадает с литературной: из жалости певица готова остаться с монстром, но он, видя её готовность к жертве, отказывается и отпускает её на волю.
Призрак оперы – типичный пример «монстра с добрым сердцем», хотя эту доброту проявляет только к возлюбленной, потому что для всех остальных он убийца.
3. «Молчание ягнят»
Кадр из фильма
Наши красавица и чудовище – это Кларисса Старлинг и Ганнибал Лектор из «Молчания ягнят». Это противостояние молодой, но умной и амбициозной девушки против беспринципного, но обаятельного и искушённого «монстра», поразило не только интеллектуальные, но и более глубокие бессознательные слои разума зрителей.
В конечном счёте, Томас Харрис не выдержал давления фанатов, и преданная всеми своими друзьями Кларисса стала парой каннибалу-доктору, разделив с ним такое интеллектуальное развлечение, как постижение мозгов других людей всеми способами, не исключая и вкусовых.
То, что является иллюзией стокгольмского синдрома, а именно убеждение «если я буду на его стороне, он меня не тронет», в случае с Ганнибалом является реальностью. Таким образом, синдром Клариссы и зрителя обусловлен одной и той же причиной – приятно быть на стороне того, кто опасен для всех, но не для тебя. И чем страшнее монстр, который тебя защищает, тем в большой безопасности ты себя ощущаешь.
4. «Цветы на чердаке»
Кадр из фильма
Любовь между жертвой и маньяком – это излюбленная тема триллеров. Зачастую это бывает и болезненная любовь между родителем и ребёнком (и не об инцесте речь), когда родителю нравится доставлять страдание, а ребёнок тем более предан ему, чем больше считает, что сам заслужил подобное отношение.
Началось всё с жутковатого бестселлера «Цветы на чердаке», а сейчас вышло уже несколько хитов наших лет, когда родитель страдает «синдромом Мюнхгаузена по доверенности», то есть заставляет ребёнка симулировать болезнь или же специально болезнь провоцирует, чтобы быть ребёнку нужным, заботиться о нём.
И ребёнок, который понимает всю болезненную составляющую подобного чувства, всё равно, благодаря стокгольмскому синдрому, продолжает любить родителя, не в силах разобраться, что такое поведение – проявление не любви, а психической болезни.
5. «Тарантул»
Кадр из фильма
Но всё же сосредоточимся на отношениях между полами и всему потенциалу сказки о чудище и красотке. Мужчина, который навязывает свою любовь, это преступник, какими бы целями он ни руководствовался. Отлично это показано в фильме «Кожа, в которой я живу», который был снят по книге Тьери Жонке «Тарантул».
Концовки у фильма и книги разнятся, причём в книге стокгольмский синдром выражен более явно. Хотя в основе своей это один и тот же сюжет про врача, который ошибочно винит молодого парня в смерти своей дочери, похищает его и превращает в женщину.
Это запутанное в плане гендера повествование задаёт всё тот же вопрос: почему нас так привлекает эта история про красавицу и чудовище, что люди готовы разыгрывать её раз за разом? Впрочем, фильм, в отличие от книги, задаёт и другой вопрос: есть ли у стокгольмского синдрома предел? Способна ли красавица перестать видеть в похитителе принца и, наконец, увидеть чудище таким, какое оно есть?
У заложников в отделении банка на улице Нормальмсторг была очень веская и логичная причина желать успеха своим похитителям. В случае штурма банка полицией, вполне могли погибнуть все, включая заложников, требования похитителей не наносили вреда интересам заложников, преступники отлично с ними обращались, не считали заложников ниже себя и вовсе не были заинтересованы в убийствах.
В то же время этот случай заставил учёных обратить внимание на странный феномен, когда человек начинает считать себя не жертвой, а соучастником преступника. Даже когда против него обращена агрессия, случаются акты насилия, какой-то защитный механизм заставляет человека считать, что они с преступником всё равно заодно.
А какие книги с описанием стокгольмского синдрома знаете вы? Делитесь в комментариях!
До новых книг!
Ваш Book24
Источник
Как неприятно, когда всем известные сказки начинают рассматривать под углом сегодняшних политических воззрений. Когда смотрела «Аленький цветочек» по сказке Аксакова (а тот, в свою очередь, заимствовал сюжет из французской сказки Лепренс де Бомон. Более того, истоки французской сказки «Красавица и Зверь» напитались «Амуром и Психеей» древнеримского писателя Апулея), то ни на секунду ни приходила в голову тема насильственного плена и удержания в плену или отношений палача и жертвы. Скорее тема жертвенной любви дочери, причинно следственной связи поступка – попросила отца достать чудесный цветок, который разбудил тайные силы, вот и плати по счёту.
В сказке «Красавица и Чудовище» 1991 года также не нахожу тем феминизма и стокгольмского синдрома. Если девушка самостоятельная, умеет мыслить, обожает книги и изобретательностью пошла в своего отца, то это и есть феминизм? Что, теперь все положительные качества личности объявляются уделом феминисток? И когда очаровательная Гермиона, Эмма Уотсон, известная феминистской активностью глобального масштаба, рассуждает о характере своей героини именно в духе своего движения, то становится страшно за всех детей, которые придут смотреть картину, получив разъяснение от любимой актрисы. То есть, получив прививку от самой сказки. Вполне возможно, она и постаралась выразить свои взгляды, воплощая образ Белль в виде ушлой девчонки, сумевшей так обвести глупое чудовище, что простофиля умудрился влюбиться в неё по самые уши. И тут уж судите сами, кто тюремщик, а кто заключённый.
Эмма, умненькая 26-летняя девушка, делится впечатлениями о своей Белль, сравнивая её с Белль из мультфильма 1991 года. И девушки радикально отличаются:
«В оригинале вы мало чего узнаёте о Белль до того, как она встречается с Чудовищем, поэтому мне хотелось рассказать её предысторию».
Интересное наблюдение. Но мне оно кажется необоснованным. Лично у меня сразу сложился образ Белль, доброй, весёлой, доброжелательной, умной и любящей. Достаточно несколько штрихов, чтобы заметить, как глубоко она прочитала характер Гастона, первого красавца на селе. Как она быстро проникла за все психологические преграды, которые выстраивал между нею и собой заколдованный принц, стоило ей только осознать, что он добрый в душе и ужасно терзается своими прежними ошибками. Что ещё такого надо нам знать о прошлом Белль? Оказывается, она ещё большая изобретательница и рационализатор, чем её чудаковатый отец. Из-за этих своих изобретений в масштабе Леонардо да Винчи, на неё косо поглядывали в селе. А всё потому, что ей надоело стирать вручную. Это и вправду нелегко. Зато «стиральная машина», где движущая сила осёл, высвободила ей время, и она смогла обучить чтению маленькую девочку. И эта девочка уж точно не будет стирать бельё вручную. Но односельчане не поняли преимущества знаний и уничтожили машину.
Эмма Уотсон говорит:
«Они не хотели, чтобы женщины умели читать, и это пошло ещё дальше. Уничтожение стиральной машины символизм – они ведь хотели этим сломить её дух, заставить её быть такой, как они».
Когда речь заходит о так называемом стокгольмском синдроме, Эмма парирует:
«Я действительно с этим боролась с самого начала. Так называемым вопросом стокгольмского синдрома во всей этой истории. То, как заключённый приобретает особую характеристику и влюбляется в своего надзирателя. Но Белль постоянно активно спорит и не соглашается с Чудовищем. В ней нет никаких черт людей этого синдрома, потому что она сохраняет свою независимость, свою свободу мысли».
Здесь полностью согласна с Эммой. Но с оговоркой. А к чему вообще эта тема всплыла? Какой синдром? Но актриса терпеливо даёт свои разъяснения и, видимо, не впервой, а, возможно, сама подвинула разговор в это русло:
«Она фактически действует, как он. Он тарабанит в дверь, она в ответ. Или открытый вызов: «Думаешь, я иду обедать с тобой, потому что я твоя пленница, вовсе нет». И это самая прекрасная вещь в этой любовной истории. Сначала они выстраивают дружеские отношения, и в этом пространстве, в середине, где у них столько общего, возникает любовь с первого взгляда. У них нет иллюзий относительно друг друга, они видели самое плохое друг в друге, но они также пробудили и самое лучшее друг в друге. И вот где начинается развитие от раздражения к любви».
Вроде Эмма говорит всё правильно. Но к чему этот нелепый анализ? Разве зрители настолько тупы, что им надо рассказывать всё о двухмерных персонажах? Или картина продемонстрирует такую бездонность героев, что без разъяснений никак? Или такого наворочено, что нам будет не унести? К примеру, у Принца появилось имя «Адам». К чему бы это? Связано это как-то с Библией?
Заранее боюсь многослойности и символизма картины. А что если не справлюсь с феминизмом и стокгольмским синдромом? Но посмотреть картину хочу – отзывы самые положительные.
В картине кроме Эммы Уотсон принимают участие: Люк Эванс – Гастон, Дэн Стивенс – Принц и Чудовище, Эмма Томпсон – миссис Поттс, Иэн Маккеллен – Когсворт, Юэн Макгрегор – Люмьер.
Можно рассчитывать на хорошую музыку, поскольку композитор Алан Менкен, чьи мелодии запомнились по многим мультам – «Аладдин», «Покахонтос», «Русалочка». И, внимание, он же написал божественную музыку к сказке «Красавица и чудовище» 1991 года.
Премьера фильма «Красавица и чудовище» в России – 16 марта
P.S. Прочитала пост и поняла, что не хватает чего-то очень существенного из сегодняшнего дня, без чего просто невозможно дальше жить – Трамп! Эма ничего не сказала о Трампе! Я в полной растерянности.
Источник