Нейропсихологический синдром в детском возрасте

Дисгенетический синдром – синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.
Ствол и подкорка.
Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.
Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.
У стволовых детей (если и ствол задействован и подкорка) – снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности – энурез, энкопрез.
Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.
У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.
В случае со стволовыми детками – трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.
В случае с подкорковыми детками – все зависит ото лба (воспитывается функционально). В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб “не воспитывают”, то идет интеллектуальная недостаточность. “Я хочу” – ведущая позиция на всю жизнь.
В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.
В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток – левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.
Чем можно подтвердить стволовые нарушения?
Маркеры ствола:
- речь (6-7 лет)
- обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
- искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
- леворукость (ложная)
- нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение
Синдром функциональной недостаточности височных отделов.
Левый висок: страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок – то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции – замена по смыслу. Контаминации – замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.
Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.
Теменные области: функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет – кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен). Артикуляция речи нарушается – путаются звуки близкие по говорению. В письме путает “у” и “и”, “о” и “а”.
Тактильная память: если говорим о правом полушарии – то добавляется соматогнозис – соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).
Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.
Сам по себе затылок страдает редко.
При нарушении деятельности височно-затылочной области – трудности называния с 5-6 лет.
При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур – трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит). Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.
Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.
Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро – не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги – не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.
Синдром функциональной недостаточности правого полушария.
Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия – симультанная – ориентация в целом.
Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.
В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.
Источник
1. Характеристика нейропсихологических синдромов (признаков, симптомов, маркеров)
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) головного мозга | – эмоциональная неустойчивость, что может выражаться в частой смене настроения; – быстрая утомляемость; – неустойчивость и трудность переключения внимания; – неадекватные поведенческие реакции на происходящее; – малоподвижность таких детей может резко сменяться гиперактивностью; – капризность, чувствительность, неуправляемость в поведении; – патологическое упрямство; – патологическая лень; – нарушение формулы тела (излишняя полнота или недостаток веса); – длительный энурез (до 10-12 лет); – нарушения аппетита и сна; – проявления аллергии или псориаза; – метеозависимость; – синкинезии, вычурные позы, ригидные телесные установки; – недоразвитие тонкой моторики; – излишняя активность и нерасчетливость движений, мимики и жестов; – гримасничанье, тики, вскрикивания, похрюкивания, неконтролируемый смех; – первичное нарушение праксиса поз (неспособность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия); – затруднено формирование графической деятельности (почерк, рисование); – речь хорошо развита, грамматически правильно построена, но характеризуется многословностью и нравоучениями (резонерство); – мышление непродуктивно, неконкретно, не опирается на опыт, отсутствует обобщение; – могут встречаться элементы заикания или скандирования, дизартрические проявления, преддыхание; – большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания; – эхолалия; – эхопраксия; – темп деятельности снижен; – низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости: зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно, ухудшение памяти; – могут наблюдаться тонические нарушения в руках; – в школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение, давление; – слабый вестибулярный аппарат; – мнестическая деятельность, как правило, в рамках возрастной нормы. |
Возрастной период возникновения синдрома | Внутриутробный период развития ребенка |
Основные причины возникновения синдрома | Повреждающие факторы в период внутриутробного развития ребенка: – заболевания матери, употребление лекарственных препаратов; – вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркотики); – неблагоприятная экологическая среда; – стрессы, испуги, негативный эмоциональный фон матери. |
Основные методы коррекции синдрома | – обеспечение неврологического здоровья ребенка; – развитие вестибулярно-моторных координаций; – развитие лобных структур головного мозга. Если лобные отделы не сформированы, то прогнозируется интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» – ведущая позиция на всю жизнь. |
2. Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром)
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром) | – психическое развитие дисгармонично, со смещением этапов; – лицевые асимметрии (асимметрия глаз, ушей, улыбки); – неправильный рост зубов (часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше); – нарушение формулы тела (излишняя худоба или полнота); – нарушение формулы сна, трудности с засыпанием; – гипо – и гипертонус мышц; – телесные стигматы (стигмы, знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз; – искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность); – обилие пигментных пятен и родинок; – нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение; – глазодвигательные дисфункции (неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции глаз); – выраженные девиации языка; – обилие синкинезий, вычурных поз и патологических ригидных установок; – латеральный профиль характеризуется несформированностью моторной (ведущая рука, ведущая нога) и сенсорной (ведущий глаз, ведущее ухо) асимметрий, что может выражаться в псевдолеворукости, обоерукости, обоеухости и т.д.; – специфические особенности гормонального и иммунного статуса; – аллергии, диатезы, нарушение работы эндокринной системы; – проблематичное формирование навыков опрятности; – энурез, энкопрез; – у девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием; – искажение порогов болевой чувствительности; – неспособность к выполнению реципрокных (разнонаправленных) движений; – нарушение автоматизации; – нарушение ритмирования; – школьная дезадаптация; – нарушения фонематического анализа, отсутствие четкой связи между образом и словом, обедненность или несформированность речи, задержка в развитии обобщающей функции слова, склонность к речевым штампам; – грубая патология пространственных представлений (90-градусные реверсии (развороты листа) при копировании и рисовании); – восприятие фрагментарное с тенденцией к левостороннему игнорированию пространства; – мерцающая функциональная включенность левого полушария в психическую деятельность, что является причиной нарушения поведения, трудностей при формировании учебных навыков (чтение, письмо, счет); – избирательность памяти, тенденция к реминисценции; – сложности с ударением; – проявление неуклюжести на уроках физкультуры. Эмоциональные расстройства (совместно с синдромом функциональной дефицитарности подкорковых образований): – незрелость эмоциональной сферы, при которой эмоции не выполняют функции регуляции поведения и межличностных отношений, и адаптивные функции эмоций, аффективный контроль больше ориентированы на витальные потребности и потребность в поддержании стереотипных взаимосвязей с окружающей средой; – эмоциональная «вязкость», тенденция к образованию зависимостей, невротических привычек и страхов; – (реже) эмоциональная лабильность, выраженные колебания настроения; – раздражительность и агрессивные проявления; – негативные эмоции или своеобразная «эмоциональная тупость»; – тенденция к стереотипному реагированию при необходимости адаптации к новым условиям. Эти расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости. |
Возрастной период возникновения синдрома | От рождения до 1,5 лет |
Основные причины возникновения синдрома | – родовая травма шейных отделов спинного мозга; – инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками; – чрезмерное использование памперсов; – депривация (недостаток телесного контакта); – общий наркоз. |
Основные методы коррекции синдрома | – обеспечение неврологического здоровья ребенка; – развитие вестибулярно-моторных координаций; – невесомость (плаванье, качели, батут, фитнесмячи и т.д.); – дыхательные упражнения. Дети трудно поддаются психологической коррекции, часто обучаются в коррекционных классах. |
3. Синдром функциональной несформированности правого полушария головного мозга
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности правого полушария головного мозга | – недостаточность развития пространственных представлений во всех формах; – левостороннее игнорирование пространства; – метрические и структурно-топологические метаморфозы (ошибки при оценке расстояний, углов, пропорций и т.д.); – мозаичное восприятие; – нарушения соматического и лицевого гнозиса, цветоразличения; – нарушение дифференциации эмоций; – склонность к обильному фантазированию, творческой активности, способности к перевоплощениям и, нередко, незаурядные артистические способности; – наличие контаминаций («слепков» из двух фигур); – в 80% случаев наблюдаются конфабуляции (вымыслы, допридумывания); – псевдореминисценции (искаженные воспоминания, иллюзии памяти); – в ряде случаев интеллектуальные операции имеют штамповый характер, который сохраняется с возрастом; – дезориентация в собственном теле (соматические обманы): нарушение ориентации прикосновения; ощущение изменения величины, фактуры конечностей (особенно левой половины тела); – ощущение множественности конечностей, фингерагнозия (нарушение ощущения пальцев), схемы тела; – резонерство (нравоучения); – вычурность; – нарушение ритма речи; – нарушение постановки ударений; – речь и мышление остаются в пределах возрастной нормы. |
Возрастной период возникновения синдрома | От 1,5 до 7-8 лет |
Основные причины возникновения синдрома | – родовая травма шейных отделов спинного мозга; – инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками; – депривация (недостаток телесного контакта); – общий наркоз; – сотрясение мозга; – эмоциональный стресс; – раннее начало формирования учебных навыков. |
Основные методы коррекции синдрома | – обеспечение неврологического здоровья ребенка; – развитие таких высших психических функций как наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, пространственные представления, соматогнозис (восприятие тела), чувство ритма, зрительное восприятие, зрительная память, обоняние, осязание, вкус, восприятие шумов (звукоразличение), копирование. |
4. Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела) | – несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз; – левостороннее игнорирование пространства; – из-за обилия реверсий, восприятие перцептивного поля происходит справа налево, вычитание из нижнего числа верхнего, из левого правое, что снижает успешность формирования учебных навыков; – несформированность фонематического слуха; – аномия (отсутствие связи между образом и словом); – «краевые» эффекты памяти (воспроизводятся первый и последний эталоны, середина информации забывается); – использование различных стратегий решения интеллектуальных задач; – «функциональная автономность» полушарий головного мозга; – амбилатеральность (несформированность) в отношении ведущей руки, ноги, глаза и уха. Эмоциональные расстройства (совместно с синдромом функциональной несформированности правого полушария) (Горячева Т.Г., Султанова А.С. Эмоциональные расстройства при различный нейропсихологических синдромах в детском возрасте //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2006): – сниженный фон настроения; – повышенная тревожность и склонность к аффективным вспышкам; – (реже) нечувствительность в эмоциональных контактах, скупые проявления собственных эмоций; – эмоциональная неустойчивость, раздражительность, обидчивость, сензитивность, гиперчувствительность к интонации речи; – неадекватные привязанности (к матери, психологу, учителю и др.); – недостаточная дифференциация эмоций, тенденция к выбору негативных эмоций при их распознавании; – непонимание юмора в карикатурах. |
Возрастной период возникновения синдрома | От рождения до 7-8 лет |
Основные причины возникновения синдрома | – родовая травма шейных отделов спинного мозга; – внутричерепное давление; – общий наркоз; – сотрясение мозга; – эмоциональный стресс. |
Основные методы коррекции синдрома | – обеспечение неврологического здоровья ребенка; – развитие межполушарного взаимодействия. |
5. Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга | – неспособность к речевому звукоразличению и пониманию речи, воспринимаемой на слух, что приводит к снижению успеваемости в школе по всем предметам; – ребенок может жаловаться на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, в классе всегда шумно; – такого ребенка приходится несколько раз окликать, прежде чем он услышит и поймет, что от него требуется; – ребенок не слышит не только чужую речь, но и свою собственную; – при чтении выявляется проглатывание окончаний; – не развиты эмоциональная выразительность и интонации речи; – в большей степени нарушается письменная речь и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха ребенка; – не сформирован самоконтроль над собственной речью, в результате чего появляется многословие, но чаще – замкнутость, молчаливость; – размытость границы слова, слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости-твердости, глухости-звонкости; – слухо-речевая память развита недостаточно; – дислексия; – остальные психические функции развиты в пределах возрастной нормы. |
Возрастной период возникновения синдрома | От 7-8 до 9-10 лет |
Основные причины возникновения синдрома | – родовая травма шейных отделов спинного мозга; – внутричерепное давление; – общий наркоз; – сотрясение мозга; – эмоциональный стресс; – все предыдущие синдромы. |
Основные методы коррекции | – обеспечение неврологического здоровья ребенка; – развитие межполушарного взаимодействия; – слухо-речевое развитие ребенка. |
6. Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга | – нарушение динамического пракcиса; – не запоминают пробу «ладонь, кулак, ребро»; – повышенная утомляемость; – ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает, часто бывает равнодушным ко всему окружающему, имеет проблемы с логикой, вниманием, самоконтролем над поведением, речью и эмоциями; – недостаточность саморегуляции, произвольного внимания, программирования, целенаправленности и контроля над протеканием собственной деятельности; – нарушена социальная адаптация к новым условиям; – наблюдается склонность к упрощению программы, стремление к привлечению внешних опор при выполнении того или иного задания; – школьная программа усваивается с трудом, социальная неспособность к обучению; – речь бедная; – фразы примитивные; – слова, предлоги, слоги – не дописываются; – не запоминаются простейшие правила; – в письме характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи; – в возрасте 3-4-х лет наблюдается нарушение коммуникаций; – в 6-7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная отвлекаемость; – к 12-ти годам на первый план выступают снижение интеллектуальной активности, невозможность самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности к самому себе; – восприятие и память, как правило, бывают в пределах возрастной нормы. Эмоциональные расстройства: – нарушение контроля над эмоциями и незрелость высших уровней аффективной сферы; – капризы; – импульсивность; – эмоциональная лабильность; – агрессия и негативизм, особенно при попытках регламентировать их деятельность; – нарушено «чувство дистанции» (особенно по отношению к взрослым); – снижена потребность в общении и стремление к образованию глубоких эмоциональных связей, общение является более поверхностным; – нарушение социальной адаптации. |
Возрастной период возникновения синдрома | От 9-10 лет до 12-15 лет |
Основные причины возникновения синдрома | – родовая травма шейных отделов спинного мозга; – внутричерепное давление; – общий наркоз; – сотрясение мозга; – эмоциональный стресс; – все предыдущие синдромы. |
Основные методы коррекции синдрома | – обеспечение неврологического здоровья ребенка; – развитие межполушарного взаимодействия; – развитие таких высших психических функций как абстрактно-логическое мышление, логика, анализ, внимание, самоконтроль, саморегуляция, ответственность, воля, любовь, альтруизм, удержание программ, коммуникации, рефлексия (самопонимание, самоанализ, чувство вины). |
Источник