Обучение людей с синдромом аспергера

Обучение людей с синдромом аспергера thumbnail

Джошуа Кинг: “Советы учителям: девочки с РАС”

Каждая девочка в спектре аутизма уникальна, потребности одной не равны потребностям другой. Школы должны избегать чрезмерного обобщения, поскольку ученики с аутизмом, как и все прочие ученики, очень разные.

Темпл Грандин: “Советы по обучению детей и взрослых с аутизмом”

Хорошие учителя помогли мне добиться успеха. Я смогла преодолеть аутизм, потому что у меня были хорошие учителя. В возрасте 2,5 лет меня отдали в структурированный детский сад с опытными учителями. С раннего возраста меня учили хорошим манерам и поведению за обеденным столом. Дети с аутизмом должны иметь структурированный день и учителей, которые знают, как быть твёрдым, но деликатным.

Кейт Голфилд: “Как добиться успеха в колледже, если у Вас РАС”

Колледж может выглядеть очень пугающей перспективой для любого, но если у вас есть расстройство аутистического спектра, это может быть просто ужасно. Жить в общежитии колледжа? Взаимодействовать с другими людьми? Быть вдали от дома? Многим это может показаться кошмаром. Но если получить перед началом учёбы несколько советов, то в перспективе со всем этим может справиться каждый, даже ты.

Я хотела бы поделиться наиболее важными советами о том, как добиться успеха в колледже человеку с расстройством аутистического спектра.

Ида Орин: “Проблемы, с которыми довелось столкнуться в средней и старшей школе”

Первая проблема, которая сопровождала меня всю школьную жизнь — трудности с построением дружеских отношений. Попытавшись общаться с одноклассниками в начальных классах, я потерпела неудачу. Дети говорили обо мне друг другу: “Не общайся с ней”, порой пытались злобно подшучивать, натирали лицо снегом и заставляли произносить матерные слова. К средней школе я почти перестала пытаться разговаривать с одноклассниками. Приходила на занятия, садилась за свою парту и сидела так до окончания уроков. Завидовала киноактёрам: у них есть сценарий, они знают, что говорить в любой ситуации фильма, даже в самой неприятной — а у меня “сценария” нет, и как общаться с другими детьми, было непонятно.

Высшее образование и расстройство спектра аутизма

За последние 25 лет в мире произошли существенные перемены в понимании и диагностике аутизма. Внимание специалистов начал привлекать не только так называемый “классический аутизм” (синдром Каннера), но и аутизм с сохранными речью и интеллектом. Так, в МКБ-10, одобренной ВОЗ в 1990 году и принятой в России в 1998 г., появился диагноз “синдром Аспергера”. В связи с таким расширением диагностических критериев расстройств аутистического спектра и улучшением их диагностики становятся актуальными ранее практически не известные проблемы. Одна из них – получение людьми с РАС высшего образования.

Джим Синклер: “Письмо о предоставлении адаптированной среды аутичному студенту”

Это — моё письмо о предоставлении адаптированной среды, которое в настоящее время находится в моём личном деле в университете.

Некоторые из упомянутых в нём вещей могут быть полезны при разработке адаптированной среды для других аутичных людей. Однако важно помнить, что каждый аутичный человек уникален, и что работает для меня, может и не быть полезным для кого-нибудь ещё.

Темпл Грандин: “Развитие навыков рисования и графического дизайна у людей с аутизмом, думающих картинками”

Мой разум работает наподобие Картинок Google, и я мыслю фотореалистичными изображениями. Дети и взрослые, мыслящие визуально, в начальной школе часто начинали создавать прекрасные рисунки. Родителям и учителям следует поощрять детей с природными способностями к искусству развивать их. Когда я была маленькой, рисование картин и искусство поддерживались. Меня также подбадривали рисовать множество различных вещей. Если дети любят рисовать поезда, следует также поощрять их рисовать и другие вещи, такие как вокзалы и те места, по которым поезда следуют.

Советы Темпл Грандин по обучению аутичных детей

Нужно в первую очередь делать акцент на развитии и расширении тех навыков, в которых ребёнок хорош. Такие ярлыки как дислексия, СДВГ или аутизм слишком часто ограничивают представления людей рамками, и они уже не в состоянии ничего увидеть за ярлыком. Навыки же детей, получающих такие ярлыки, зачастую неровны. Они могут быть талантливы в одной области и иметь серьёзные дефициты в другой.

Руководство учителя по синдрому Аспергера

Organization for Autism Research

Образование является важнейшим вопросом для каждого родителя, а в случае ребёнка с расстройством аутического спектра (РАС) оно приобретает ещё большую значимость. Данное руководство предназначено дать учителям и другим специалистам введение в синдром Аспергера, некоторые из его характерных черт и предоставить информацию об отдельных учительских стратегиях, которые могут применяться в классе. Эта книга поможет вам узнать о специфических проблемах, с которыми сталкиваются дети с синдромом Аспергера в школе, и о том, как подходящим образом организовать их обучение.

Страницы

Источник

Какие трудности в обучении испытывают подростки с таким синдромом.

Моя гимназия специализируется на обучении детей с синдромом Аспергера, за это школа получает дополнительные деньги из бюджета. Таких учеников у нас примерно 20%, они обучаются вместе с остальными.

https://www.lakeviewhealth.com/blog/mental-health-and-aspergers-syndrome/

Синдром Аспергера – это легкая форма аутизма, при которой у ребенка наблюдаются проблемы в социализации.

Проявления синдрома разнообразны, поэтому к каждому ученику должен быть индивидуальный подход. Для работы с такими учениками у нас в школе есть два специалиста, которые занимаются только ими. Они регулярно встречаются со своими подопечными и помогают им организовать учебу: объясняют, какие домашние задания и в каком порядке нужно решать, как нужно работать в группе, почему обязательно участвовать во всех видах учебной деятельности. Специалисты также объясняют учителям, какие особенности имеет конкретный ученик, и что нам нужно делать, чтобы ему было комфортно и болезнь не обострялась.

Читайте также:  Что такое синдрома внезапной детской смерти

По моим наблюдениям, каждый такой ученик обладает своим набором особенностей и между собой они мало похожи. Опишу несколько случаев:

Ученик А.: высокий интеллект и хорошие аналитические способности. Хорошо излагает мысли в письменном виде и решает математические задачи на высоком уровне нестандартными способами. Но если его попросить рассказать что-нибудь у доски, он начинает путаться, перескакивать с одной мысли на другую. Заметно, что его мысли далеко впереди его рассказа. От волнения начинает ходить туда-сюда. На уроке обычно сидит на задней парте один и занимается самостоятельно. Иногда издает громкие звуки – сморкается или рыгает. Обычно всегда в хорошем настроении, практически всегда улыбается. Контактов с одноклассниками у него нет, но они к нему относятся с пониманием.

Однажды он хотел уйти домой с моего урока, потому что я попросила его подготовить небольшой доклад по его проекту. Он не хотел этого делать, но сказать об этом мне не мог. Тогда его одноклассник привел его ко мне, и я отменила доклад. Проблемы такого рода он сам решить не мог.

С этим учеником у меня проблем не было, по математике он получил самую высокую оценку. Главное, на него не нужно раздражаться и требовать от него невозможного, например, перестать ходить во время разговора.

Ученик Н.: высокий интеллект и хорошие аналитические способности. Любимый предмет – математика, он же и единственный, которым этому ученику хочется заниматься. Никогда не смотрит в глаза, говорит тихо. Не может понять, зачем записывать решение, если он уже решил в голове. Не может понять некоторых форм работы в классе, например: каждый ученик получает листочек с вопросами, они должны ходить по классу и спрашивать ответы у своих товарищей. Н. может сам ответить на все вопросы, но вступать в контакт с разными людьми для него тяжело. Однако если его посадить в группу с 2-3 одноклассниками, то он может прекрасно объяснить теорему или решение задачи, поэтому одноклассники любят работать с ним в группе.

Проблемы с этим учеником были только потому, что он на контрольных вычислял ответ в голове и не хотел писать решение, за что получал низкие оценки. Его папа писал мне много раз, в конце концов ментору этого ученика удалось его убедить, что писать решение надо.

Ученица Г.: Всегда сидит одна, дичится всех остальных, держится в стороне. Увлекается фотографией, на все школьные праздники приходит с профессиональной камерой и делает фотографии, но сама участия ни в чем не принимает. Учится в профильном классе коммуникация и ИТ(!).

Проблема с ученицей была в том, что она наотрез отказывалась работать в группе или что-то рассказывать при классе. Мне пришлось на уроках выделять время для беседы с ней за дверью кабинета. Математику она знала на неплохом уровне, могла решать задачи самостоятельно.

Это те ученики, у которых данный диагноз проявляется особенно ярко. У других учеников синдром не так заметен, и я иногда думаю о том, как невелика грань между тем, что мы принимаем за норму, и отклонения от этой “нормы”. Возможно, мне легче работать с такими учениками, потому что они любят математику, обладают хорошим аналитическим мышлением и их трудности в общении в математике не важны. А то, что их воспринимают “странными” – это следствие стереотипов о том, каким должен быть человек в общении с другими.

Источник

Это руководство было подготовлено участниками форума по синдрому Аспергера OASIS, его составила и отредактировала Элли Такер. Цель этого руководства – предоставить семьям краткое описание СА и видов поведения, связанных с ним, чтобы они смогли объяснить их учителям ребёнка. Поскольку все дети разные, вы можете оставить только те пункты, которые подходят именно вашему ребёнку и/или вносить изменения и дополнения в случае необходимости. Вырезайте и копируйте, сделайте эту инструкцию максимально индивидуальной.

school

Родители детей с СА, которые составили этот список, надеялись, что он поможет учителям лучше понять некоторые особенности наших детей.
_____________________________________

Здравствуйте, мы родители _________. У нашего ребёнка диагностирован синдром Аспергера. Это нейробиологическое расстройство, которое относится к аутистическому спектру. Детям с СА может быть трудно использовать и понимать невербальное поведение и формировать подходящие для их возраста отношения со сверстниками. Частично это объясняется тем, что их общению часто не хватает спонтанности.  Хотя у них часто есть сильные интересы и развитые навыки в определенных предметах, они также испытывают серьезные трудности с организованностью. Иногда может показаться, что детям с СА трудно понять чувства других людей, у них могут быть сенсорные трудности, и очень часто они привержены определенному порядку и рутине.

Читайте также:  Первая медицинская помощь при судорожном синдроме

Вам стоит знать, что у нашего ребёнка много талантов и сильных сторон. Тем не менее, ниже приведены те проблемы, с которыми вы можете столкнуться, когда будете учить ___________. Многие виды поведения, которые вы заметите, он НЕ контролирует – это поведение не результат злой воли или преднамеренного непослушания. Временами ребёнок просто искренне не знает, как адекватно отреагировать на ту или иную ситуацию. Вне всяких сомнений, вы сможете придумать и другие полезные стратегии работы с нашим ребёнком, и мы будем очень благодарны, если вы расскажете нам о них.

Пожалуйста, звоните нам в любое время, если у вас возникнут вопросы о нашем ребёнке с синдромом Аспергера. Наши контакты: _____________________________________

Общие особенности поведения

  • Этот синдром напоминает что-то вроде “швейцарского сыра”. Одни способности ребёнка развиваются в соответствии с возрастом, в то время как остальные могут задержаться или полностью отсутствовать. Более того, у таких детей могут быть навыки, намного опережающие нормально развивающихся детей (например, ребёнок понимает сложнейшие математические принципы, но не в состоянии запомнить, что нужно записать домашнее задание).
  • Важно помнить, что если ребёнок может чему-то научиться в одной ситуации, то это не обязательно означает, что он сможет вспомнить и перенести свое знание на новую ситуацию.
  • Наш ребёнок очень хорошо реагирует на положительную обратную связь и терпеливый стиль обучения.
  • Если вы будете говорить с ним как со взрослым, используя спокойный голос, то положительный эффект не замедлит себя ждать.
  • Время от времени у нашего ребёнка начинается “истерика”, которую ничто не может остановить. Пожалуйста, в случае такого поведения позвольте нашему ребёнку уйти “в тихое и безопасное место”, где он сможет “остыть”. Пожалуйста, обратите внимание на то, что случилось непосредственно перед истерикой (например, не было ли неожиданных изменений в привычном распорядке дня). Лучше всего говорить с ребёнком только “после” того, как он успокоится.
  • Если учеба ребёнка в классе начала проходить без каких-либо проблем, это значит, что мы всё делаем ПРАВИЛЬНО. Это не значит, что наш ребёнок “вылечился”, что у него “изначально не было никаких проблем” или что “пришло время отказаться от дополнительной поддержки”. Повышайте требования к ребёнку осторожно и постепенно.
  • Иногда наш ребёнок может издавать звуки или кричать. Будьте к этому готовы, особенно в трудных и стрессовых ситуациях. Пожалуйста, объясните другим детям, что это просто его реакция на стресс или страх.
  • Если вы заметили проявления злости или других сильных эмоций, не забывайте, что ребёнок не пытается специально плохо себя вести. Это его ответ на стресс – реакция “бежать или сражаться”. Думайте об этом как о “коротком замыкании в результате перегрузки”. (Обычно такие ситуации можно предотвратить, если вовремя заметить первые признаки).
  • Нашему ребёнку может понадобиться помощь при решении задач. Пожалуйста, постарайтесь найти время, чтобы помочь ему.
  • Если вы делите детей на группы, пожалуйста, НАЗНАЧАЙТЕ членов группы, а не позволяйте другим детям “выбирать членов”, потому что это повышает шансы, что наш ребёнок останется без группы, и его будут дразнить.
  • Отмечайте сильные стороны нашего ребёнка часто и визуально. Это придаст ему смелости, чтобы продолжать стараться и бороться.
  • Поддерживайте в классе атмосферу принятия различий и разнообразия.

Специальные интересы

  • Наш ребёнок может повторять одно и то же снова и снова, но вы заметите, что эта привычка проявляется, как только повышается уровень стресса.
  • Лучше не втягиваться в эти повторы, отвечая на один и тот же вопрос, не повышать голос и не говорить, что на вопрос уже ответили. Вместо этого переключите внимание ребёнка на что-то другое или предложите альтернативу, которая позволит ей сохранить достоинство.
  • Разрешите ребёнку записать свой вопрос или мысль и ответьте письменно – это может снять стресс/разорвать круг вопросов.

Изменения в обстановке

  • Нашему ребёнку очень трудно справиться с изменениями в привычной обстановке. Изображение нового места, куда все направляются, или письменное расписание могут ему очень помочь.
  • Пожалуйста, предупреждайте о любых изменениях в расписании заранее, если только это возможно.
  • Вы очень поможете ребёнку, если один или два раза заранее предупредите его о смене рода занятий или изменениях в расписании.

Сенсорика/Моторные навыки/Слуховое восприятие

  • Нашему ребёнку трудно понять несколько инструкций подряд или много слов одновременно.
  • Если вы разделите инструкции на несколько простых шагов, то это очень поможет.
  • Если вы будете использовать картинки в качестве подсказок, то это тоже поможет.
  • Если вы будете говорить медленнее, используя только короткие предложения, это может помочь.
  • Он гораздо лучше понимает инструкции, если повторять их четким и простым языком, по-разному их формулируя.
  • Наш ребёнок может быть очень неуклюжим, он также может очень сильно реагировать на определенные вкусы, поверхности, запахи и звуки.

Стимулы

  • Он может испытывать чрезмерную стимуляцию из-за громких шумов, яркого освещения, сильных запахов или вкусов, потому что у него есть повышенная чувствительность к ним.
  • В окружении множества других детей, со всем сопутствующим хаосом и шумом, пожалуйста, помогите ему найти тихое место, где он может обрести немного “покоя”.
  • Неструктурированные периоды (обед, перемена и группа продленного дня) могут представлять наибольшие проблемы для нашего ребёнка. Пожалуйста, обеспечьте его дополнительным руководством и помощью взрослых в эти трудные периоды.
  • Позвольте ему “походить”, поскольку сидение в течение длительного времени может быть для него очень трудным (простая пятиминутная прогулка с другом или помощником учителя может очень помочь).
Читайте также:  Интервал pq при синдроме wpw

Визуальные подсказки

  • Некоторые дети с СА лучше всего учатся при наличии визуальной помощи – расписания в картинках, письменных инструкций или рисунков (другие дети лучше всего воспринимают вербальные инструкции).
  • Сигналы руками могут очень помочь, особенно если они усиливают какие-то инструкции, например, “подожди своей очереди”, “перестань говорить” или “говори медленнее или тише”.

Прерывания

  • Временами нашему ребёнку нужно несколько дополнительных секунд, чтобы ответить на вопрос. Для этого ему нужно перестать думать о том, о чем он сейчас думает, отложить куда-то эту тему размышлений, сформулировать ответ и только потом ответить. Пожалуйста, проявите терпение, дождитесь ответа и поощряйте других делать то же самое. В противном случае ему придется начинать весь процесс с начала.
  • Если кто-то пытается помочь ему, заканчивая за него предложения или перебивая, то ему приходится возвращаться назад и приступать к формулированию мысли с самого начала.

Контакт глазами

  • Временами может показаться, что наш ребёнок не слушает вас, хотя на самом деле это не так. Не думайте, что если она не смотрит на вас, то она вас не слушает.
  • В отличие от большинства из нас, навязанный контакт глазами МЕШАЕТ ей сосредоточиться.
  • На самом деле, ей будет проще слушать и понять, о чем вы говорите, если вы не будете заставлять смотреть вам в глаза.

Социальные навыки и дружба

  • Именно в этом заключаются главные трудности детей с СА. Они могут мечтать о друзьях, но просто не знают, как подружиться с другими детьми.
  • Если вы выделите одного или двух сочувствующих учеников, которые могут стать “приятелями” ребёнка, то вы сделаете его мир более дружелюбным местом.
  • Может помочь, если вы поговорите с остальными учениками класса, но только позитивным образом и с разрешения семьи. Например, можно поговорить о том, что у многих или у большинства из нас есть те или иные трудности, а при синдроме Аспергера главная трудность состоит в неспособности “читать” социальную ситуацию, точно так же как некоторые люди плохо видят без очков или плохо слышат без слухового аппарата.
  • Ученики с синдромом Аспергера с большой вероятностью становятся “жертвами” травли со стороны других учеников. Этому способствуют два фактора:
    1) высока вероятность их сильной реакции, которой и добивается обидчик. Когда он видит такую реакцию, это закрепляет его поведение;
    2) дети с синдромом Аспергера так отчаянно хотят “вписаться” в коллектив и/или понравится другим детям, что они вряд ли будут “ябедничать” на обидчика, опасаясь отвержения со стороны класса.

Рутина

  • Детям с СА очень важно придерживаться определенного распорядка и рутины, но в нашем мире очень трудно этого добиться.
  • Пожалуйста, предупреждайте нашего ребёнка о любых предстоящих изменениях как можно скорее, особенно если это изменения в расписании или помещении.
  • Заранее предупредите его о новом учителе или школьной экскурсии в учебное время.

Речь

  • Может показаться, что его словарный запас и уровень владения речью очень высоки, но дети с СА не всегда знают значение того, что они говорят, даже если слова кажутся верными.
  • Мой ребёнок обычно не понимает сарказм и некоторые формы юмора. Даже объяснения того, что значила та или иная фраза, не всегда проясняют ситуацию, потому что точка зрения ребёнка с СА является очень уникальной и, временами, непоколебимой.

Организационные навыки

  • Нашему ребёнку не хватает способности запомнить много информации или вспомнить эту информацию в случае необходимости.
  • Ему могут помочь расписания и планы (в картинках или в виде текста).
  • Пожалуйста, пишите расписание или домашнее задание на доске, а ещё лучше, если есть возможность, сделайте для него их копию на ксероксе. Пожалуйста, проследите, что он положил задание в портфель, потому что ему не всегда удается собрать всё необходимое без посторонней помощи.
  • В случае необходимости позвольте ей переписать записи у других детей или выдайте ей копию. Многие дети с СА страдают от дисграфии, и они не способны слушать то, что вы говорите, читать с доски и писать одновременно.

Заключительное слово

Временами поведение нашего ребёнка может утомлять или раздражать вас или других учеников в классе. Пожалуйста, помните, что это нормально и ожидаемо. Пусть трудные дни не позволяют вам забыть, что ВЫ – чудесный учитель, который справляется со сложной ситуацией, и ничто не может срабатывать каждый раз (и некоторые методы могут не работать в большинстве случаев). Вместе с этим у вас появится шанс познакомиться с новым и уникальным взглядом на мир, который порою будет забавлять и изумлять вас. Пожалуйста, обращайтесь к нам, если захотите поделиться наблюдениями. Мы к этому привыкли. Вы нас не шокируете, и мы не станем думать о вас хуже.

Общение – это ключ к плодотворной работе. Мы – одна команда, которая думает о лучшем для ребёнка.

Большое вам спасибо.

Представленный выше материал — перевод текста “Asperger’s Syndrome Guide For Teachers”.

Источник