Проект про детей с синдромом дауна

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» Аистенок»

ПРОЕКТ

«У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!».

г. Нижневартовск 2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Информационная карта программы……………………………………

  1. Обоснование и социальная значимость…………………………
  2. Цели и задачи………………………………………………………
  3. Концептуальный подход…………………………………………
  4. Принципы реализации подпрограммы………………………….
  5. Механизм реализации подпрограммы…………………………..
  6. Разделы реализации подпрограммы……………………………..
  7. Список используемой литературы……………………………….
  8. Приложения………………………………………………………..

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Название программы

Программа социальной реабилитации детей с синдромом Дауна «У нас все получится»

Юридический адрес учреждения

Ул. Интернациональная, 24А  г.Нижневартовск ХМАО

Форма проведения

Стационар

Целевая группа

Дети с синдромом Дауна  в возрасте от 5-ти до 9-ти лет

Место проведения

КУ «Детский дом  «Аистенок»

Нормативно-правовая база

  • Конституция Российской Федерации.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Семейный Кодекс Российской Федерации.
  • Закон о защите прав детей-инвалидов
  • Федеральный Закон Российской Федерации

           24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной  

           защите инвалидов в Российской Федерации»

  • Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ,

от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ,

      от 27.05.2000 № 78-ФЗ

  • Законы Российской Федерации:
  • Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации от 10.12.95г.№195-ФЗ
  • О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.12.96г. №159=ФЗ;
  • Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации от 24.07.98г.№124-ФЗ;
  • «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Письмо Министерство Образования науки РФ 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «Создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами».

Структура программы «У нас все получится»

Цель проекта

 работа с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.

Задачи

1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.

2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).

4.Развивать общую и мелкую моторику.

5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.

6.Стимулировать речевую активность.

7.Развивать личностные качества ребенка.

8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.

9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации   жесты, жесты – слова, слова-слова).

10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его индивидуальных особенностей.

Принципы разработки и реализации программы

  • Принцип индивидуальности
  • Принцип коллективной творческой деятельности
  • Принцип комплексности
  • Принцип сотрудничества
  • Принцип добровольности и равноправия

Разделы программы

Социализация; ФЭМП ; Развитие речи; Сенсорное воспитание; Развитие мелкой моторики через ИЗО деятельность

Разработчик

Мартынова Л.П., Гольцова Е.Н., Гилязева Ю, Васильева Е.А., Мельник И.Г.

Источники финансирования

Финансирование подпрограммы осуществляется за счет бюджета учреждения

Ожидаемые результаты

Реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те  особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах. Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:

  1. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей. 
  2. Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Внимание нестойкое, рассеянное, темп мышления детей с синдромом Дауна более медленный, чем у большинства детей.
  3. Речь развивается позже, чем у остальных детей. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей. В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни – от однословных фраз к предложениям, а другие – от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
  4. Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как: дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше. Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
  5. Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.

Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.

Программы развития  детей с синдромом Дауна в основном рассчитаны на ранний возраст от  0 до 4 лет, при условии,  что  ребенок растет  в семье. Но дети  с синдромом Дауна часто оказываются в специализированных учреждениях, и не всегда получают  своевременную помощь. Основным отличием такого ребенка является отставание в развитии от  сверстников с синдромом Дауна, выросших в условиях  домашнего воспитания и обучения.

Педагоги и специалисты, которые работают с детьми с синдромом Дауна, знают, что у этих детей есть свои, специфические особенности и поэтому ощущают острую потребность в хорошо организованных и учитывающих эти особенности программах коррекции, социальной реабилитации, воспитания и обучения. С целью координации действий педагогов  по оказанию эффективной помощи в социальной реабилитации детей с синдромом Дауна  была разработана подпрограмма «У нас все получится»».

Читайте также:  Как бороться с синдромами пмс

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Дети с синдромом Дана в возрасте от 5-ти до 9-ти лет

ЦЕЛЬ коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.

ЗАДАЧИ:

1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.

2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).

4.Развивать общую и мелкую моторику.

5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.

6.Стимулировать речевую активность.

7.Развивать личностные качества ребенка.

8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.

9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации   жесты, жесты – слова, слова-слова).

10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его имеющихся  возможностей и состояния здоровья.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД.

Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, и ребенка с ограниченными возможностями особенно, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов, различных социальных институтов, всего общества в целом. Долгие годы программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. Было общепринято, что врачи -неонатологи должны были убедить родителей еще в родильном доме отказаться от ребенка, мотивируя это бесперспективностью любого вида помощи таким детям.

Подобный государственный подход к решению проблем «особенных» детей при несоблюдении прав ребенка, неэффективной защите прав ребенка-инвалида, неработающих законах  о специальном образовании, привел к кризисной ситуации как на всех ступенях образования детей с особенными потребностями, так и на уровне подготовки специалистов для работы с этой особой категорий граждан России

В программе «У нас все получится»  не только рассматривается концепция объединения специалистов разных профилей, но и на деле реализуется командный принцип консолидации через совместную диагностику, обсуждение,  выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются  обсуждение специалистов, работающих с группой, на которых планируется работа группы и отслеживается динамика развития   каждого ребенка с синдромом Дауна индивидуально, вносятся коррективы в план работы и  решения трудностей.   

Раз в три месяца проходит общее групповое обсуждение, в котором проводиться мониторинг нервно-психического развития детей, где хорошо отслеживается их динамика, а так же  педагоги делятся мнениями и, при необходимости, совместно с логопедом  и психологом корректируют работу группы и развитие детей.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • Принцип индивидуальности
  • Принцип коллективной творческой деятельности
  • Принцип комплексности
  • Принцип сотрудничества
  • Принцип добровольности и равноправия

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Исходя из особенностей развития детей с синдромом Дауна, к педагогическому коллективу, работающему с детьми специализированной группе, предъявляются особенные требования:

  • Речь педагога должна быть не громкой, внятной, доступной пониманию детей, поведение лишено суетливости. В противном случае это является раздражающим фактором для детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
  • Педагог должен уметь организовать разнообразную, интересную детям деятельность – игру, занятия, продуктивные виды деятельности, труд, познавательную и т.п.
  • Педагог должен не только заинтересовать детей совместной деятельностью, но и создать условия для самостоятельной деятельности детей;
  • Педагог должен помнить о том, что дети с синдромом Дауна не в состоянии позаботиться о собственной безопасности (как в стенах дома, так и за его пределами) и потому особенно внимательно относиться к созданию условий для безопасной жизнедеятельности детей.
  • Для детей с синдромом Дауна очень важно соблюдать последовательность и системность во всех видах жизнедеятельности. Поэтому крайне важно начинать день, проживать и заканчивать его следует, руководствуясь режимом дня, определенным ритуалом подъема после сна, выполнения санитарно-гигиенических процедур и т.д. Любое несоответствие привычному ритму жизни может оказаться психотравмирующим фактором. Любое изменение в распорядке жизни детей следует предварять специальной подготовкой, настраиванием на новые положительные эмоции.
  • Участие детей во всех доступных им мероприятиях «Аистенка», праздниках, выезд детей в общественные места позволяют детям наиболее эффективно интегрироваться в социум и в жизнь. Но для того, чтобы дети не испытали остракизма со стороны окружающих, педагог должен быть в состоянии контролировать поведение детей, предвидеть какие события могут стать возбуждающим, не допускать возникновения аффекта и т.п. негативных поведенческих реакций.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 «У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ»

Основные задачи.

Диагностические

  1. Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
  2. Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
  3. Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

  1. Социализация.
  2. Формирование самостоятельности.
  3. Становление нравственной ориентировки.
  4. Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

  1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
  2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с синдромом Дауна.
  3. Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
  4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Читайте также:  Кожный зуд это какой синдром

Образовательные

  1. Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
  2. Развитие познавательной активности.
  3. Формирование всех видов детской деятельности (игра, труд, продуктивные виды деятельности, познание).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

         Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, а так же способствует социальной активности ребенка, поэтому реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те  особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна.

Предполагается, что каждый ребенок сможет:

– самостоятельно и правильно выполнять все санитарно-гигиенические процедуры; одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом; оказывать посильную помощь при наведении порядка в комнатах и на прогулочной площадке;

– вступать в игровое взаимодействие со сверстниками в различных играх, в том числе сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Водители», «Магазин игрушек» и т.п.;

– расширятся знания и представления детей об окружающей действительности;

– ребенок начнет осознавать себя частью человеческого сообщества;

– начнут формироваться навыки учебной деятельности, произвольность когнитивных процессов.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

  1. Социализация:
  • развитие игровой деятельности;
  • участие в общественной жизни КОУ «Детский дом «Аистенок»;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным);
  • формирование первичных представлений о ближайшем социуме и месте в нем ребенка, как «Я самости».
  1. Развитие речи:
  • развивать понимание обращенной речи;
  • учить показывать предметы с определенным признаком, картинки,       действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;
  • учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с     речевым   сопровождением;
  • стимулировать развитие активной речи:
  • учить произносить звукоподражания, жесты, лепетные слова,   отдельные слова;
  • произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных      ситуациях;
  • учить отвечать на простые вопросы.
  1. Формирование элементарных математических представлений:
  • формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активацию познавательных процессов.
  • развивать восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
  • увеличение объема памяти.
  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установка причинно-следственных связей и т.д.).
  • обучение простейшим формам замещения, символизации, и моделирования.
  1. Сенсорное воспитание:
  • формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере    предметов;                                      
  • развивать пространственные представления;
  • стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и  

речевых звуках;

  • учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь.

Источник

Оксана Шипова
Проект комплексного воспитательно-коррекционного развития детей с синдромом Дауна «Рука в руке»

Существует достаточно большая группа детей с генетическими отклонениями в развитии, которые не могут быть включены в существующие в настоящее время развивающие программы. К этой группе относятся дети с синдромом Дауна.

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию – в том числе в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению и развитию детей с отклонениями в развитии всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, мы сталкиваемся с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт.

Дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально – ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок развития, преодоление психогенных нарушений. Перечисленные обстоятельства послужили для разработки проекта, который предназначен для использования специалистами учреждений, реализующих коррекционно – педагогическую деятельность детей данной категории.

В нашем детском доме – интернате проживает 20 детей, имеющих в диагнозе синдром Дауна. Многие из этих детейимеют сопутствующие заболевания: ДЦП, РДА, хронические соматические заболевания и др.

Нельзя сказать, что эти дети просто замедлены в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности, поэтому с раннего детства им необходим комплекс специальных коррекционно – педагогических мероприятий.

Цель проекта

Создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка.

Задачи

Дефектологическое и логопедическое обследование детей.

Подбор адекватных средств общения с ребенком.

Обучение воспитателей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими синдром Дауна.

Социальное развитие.

Подбор оптимальных способов воспитания и развития ребенка.

Проведение коррекционно – развивающих занятий по индивидуальному плану.

Формирование предпосылок для обучения.

Содержание

Проект состоит из разделов:

Двигательное развитие.

Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Формирование навыков общения и развития речи с синдромом Дауна

Социально – бытовое развитие.

Раздел «Двигательное развитие детей с синдромом Дауна» предусматривает освоение ребенком навыков крупной и мелкой моторики и дает рекомендации к индивидуальным занятиям.

Раздел «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» содержит перечень общих принципов организации и проведения занятий, последовательность развития понятий и навыков в рамках каждого раздела.

Читайте также:  Урчание при синдроме раздраженного кишечника

Раздел «Формирования навыков общения и развитие речи детей с синдромом Дауна» раскрывает организацию и содержание логопедической работы и работы по развитию речи.

Раздел «Социально – бытовое развитие» предусматривает создание специального абилитационного пространства для формирования навыков самообслуживания, хозяйственно – бытовой деятельности, ручного труда.

Общие принципы организации и проведения

коррекционно – развивающих занятий.

Инструкция, предлагаемая ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой. Часто ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои жестами. Вместо вербальной инструкции можно применять показ, опираясь на подражательные возможности ребенка.

Учитывая замедленное прохождение импульсов, характерное для детей с синдромом Дауна, и сниженную скорость формирования ответа, необходимо выдерживать паузу, давая ребенку возможность ответить.

Учитывая особенности восприятия детей с синдромом Дауна, необходимо использовать во время занятий яркий сенсорный дидактический материал.

Деятельность, предлагаемая ребенку, должна быть предметной. Опора не только на зрительный и слуховой, но и тактильный анализаторы улучшает восприятие материала. Ребенок должен иметь возможность рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он работает, для того, чтобы он мог точнее соотнести его со словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Замена игрушек картинками возможна, если ребенок действительно точно понимает, что на них изображено.

Каждое занятие включает задания из разных отделов коррекционно – воспитательной работы и является комплексным, так как происходит объединение заданий в сюжетную игру и все задания динамично сменяют друг друга. На начальном этапе работы каждое задание может занимать 2-3 минуты, затем постепенно продолжительность одного задания может быть увеличена до 5-7 минут.

Помощь, оказываемая ребенку при выполнения задания, строго дозируется. Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно оказать ему небольшую помощь, сконцентрировав его внимание на нужном сейчас действии или важной детали. Если этого оказывается не достаточно, можно помочь ему в выполнении правильного действия, действуя его руками, или выполняя часть задания вместо него. В любом случае задание должно быть выполнено.

Если ребенок не справляется с заданием, отказывается его выполнять или нуждается в значительной помощи при его выполнении, то это, как правило, значит, что задание не соответствует уровню развития ребенка. В таком случае необходимо вернуться к предыдущим навыкам или разбить задание на шаги для определения того, что именно вызывает у ребенка трудности, и предложить ему дополнительные задания для отработки «слабого звена»

Увеличение сложности заданий происходит по мере реального усвоения материала. Задания более высокого уровня используют навыки, приобретенные при выполнении более простых заданий. Усложнение заданий происходит незаметно для ребенка, для него это – просто новая игра.

Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Ему должен нравиться используемый игровой материал. Задание, по возможности, должно быть построено таким образом, чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку как средство достижения собственной цели.

Не всегда удается связать мотивацию ребенка непосредственно с заданием (особенно на первых этапах, тогда он выполняет задания во многом ради похвалы взрослого. Педагог хвалит ребенка за хорошо выполненное задание. Если у ребенка что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание и помочь ему довести его до конца. Необходимо избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».

Организация и содержание комплексных занятий.

У детей с синдромом наблюдаются нарушения, которые проявляются в недоразвитии как относительно простых, так и сложных психических процессов.Наблюдаются следующие отклонения:

Очень ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;

Низкая познавательная активность;

Несформированность функций памяти;

Несформированность произвольного внимания и других высших психических функций;

Недостаточная регуляция поведения.

Все эти нарушения тесно связаны с развитием речевой деятельности ребенка с синдромом Дауна и являются тормозом при ее формировании.

С учетом всех проблем, следует всегда иметь в виду, что педагогическое воздействие может быть успешным и результативным лишь тогда, когда оно будет комплексным с учетом всех индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Материальное обеспечение проекта.

Оборудование игровой комнаты (сухой бассейн; ширма для кукольного театра; домик детский игровой и т. д.)

Оборудование для развития общих движений (маленькие маты или складной мат; сенсорные мячи разных размеров; мягкий модульный конструктор и т. Д.)

Оборудование для развития мелкой моторики (матрешки; неваляшки; пирамиды разные; напольные пирамиды; шнуровки простые; игрушки с молотком; вкладыши и т. д.)

Игровые средства для развития сенсорики (геометрические формы и тела; лото теней; настольно-печатные игры; цветные таблички; тактильный набор и т. д.)

Игровые средства для развития речи (иллюстрированные книжки со сказками, стихами; тематические наборы картинок и лото; набор кубиков с картинками; сюжетные картинки; компьютерные программы и т. д.)

Игровые средства для социально-эмоционального развития (набор перчаточных кукол-персонажей (би-ба-бо); наборы для изучения собственного тела и себя; азбука настроений; настольный театр игрушек и т. д.)

Игровые средства для творческого развития (музыкальные инструменты; набор строительных куьиков; мозаика с крупными сотами; пластилин; цветная бумага и картон; музыкальные произведения для слушания и т. д.)

Игровые средства для сюжетно-ролевых игр (набор доктора; машина грузовая, коляска для кукол, комплект пластиковой посуды и т. д.)

Источник