Профилактика синдрома эмоционального выгорания лекция

Профилактика синдрома эмоционального выгорания лекция thumbnail

МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения

Серафимовский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей

ЛЕКЦИЯ и ПРАКТИКУМ

на тему:

«Синдром эмоционального выгорания. Меры профилактики»

Педагог-психолог: Гайнутдинова Р.У.

с. Серафимовский, 2018 г.

В последнее время мы все чаще стали говорить о таком феномене как синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

В группе риска состоят люди, которые заняты в сфере «Человек-человек», это, конечно же, педагоги, мед. работники, социальные работники и т.д.. Т.е. мы все к этому имеем самое непосредственное отношение. Но не хочется глубоко вдаваться в теоретический аспект этого вопроса, т.к. наверное, каждый из нас хоть раз испытал состояние близкое к эмоциональному сгоранию и данное понятие, ни для кого не является открытием.

Однако, не будет лишним перечислить основные признаки СЭВ и меры его профилактики.

Существует много методов коррекции психо-эмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, с другой — реальным условиям, существующим в данном месте ив данное время. В монографии «Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу» К.В. Судаков, перечисляя важнейшие пути антистрессорных мероприятии, указывает на следующие способы:

  • аутогенную тренировку;

  • различные методы релаксации;

  • системы биологической обратной связи;

  • дыхательную гимнастику;

  • включение в жизнь человека положительных эмоций;

  • музыку;

  • физические упражнения;

  • психотерапию;

  • физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна и т.д.);

  • иглоукалывание и др.

Щербатых Ю.В. – Психология стресса и методы коррекции

Самым простым и самым сложным способом профилактики СЭВ (который может и должен освоить каждый из нас) является принцип саморегуляции который также включает в себя формирование навыка позитивного мышления.

Ведь всем известно, что негативные мысли (как на уровне сознания, так и подсознания) вызывают негативные эмоции. При развитии эмоций возникают связанные с ними внутренние ощущения. Эти ощущения в теле осознаются нами, напоминая (в сознании или бессознательно) о неприятных эмоциях, по ассоциации всплывают те же мысли… и круг замыкается.

Как известно, сознание, перефразируя известную народную мудрость, пусто не бывает. И как в древней притче о кувшине, который может быть наполнен золотом, но может быть наполнен и навозом, так же точно и сознание может быть наполнено полезными, конструктивными мыслями, но может быть наполнено и мыслями деструктивными, саморазрушительными и тем самым служить источником проблем и наполнять наше существование отрицательными эмоциями.

Об этом можно говорить очень много, т.к. много трудов посвящено теме эмоционального выгорания и преодоления стрессов. И мы к этому вернемся на практическом занятии.

А сейчас попробуем освоить на практике самый простой метод саморегуляции, а точнее психофизической гимнастики:

Попытаюсь объяснить, почему полезно выполнять нервно-мышечную релаксацию:

  1. Стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением.

  2. При ослаблении напряжения мышц можно достигнуть значительного уменьшения переживания беспокойства, тревоги и других проявлений повышенного возбуждения.

  3. Ощущение расслабления мышц легко достигнуть и почувствовать при сравнении с напряжением.

Использование приемов релаксации – мощное средство, позволяющее полностью расслабиться и обрести душевное равновесие.

Перед началом занятия необходимо найти комфортное место. Освободиться от стягивающих предметов и деталей одежды, тесной обуви. Сесть в кресло, можно лечь, ничто не должно вызывать напряжения.

Система релаксационных упражнений, которые я вам сегодня предлагаю, предполагает напряжение с последующим расслаблением каждой группы мышц в течение 5 секунд. Мышечное напряжение не подразумевает боль или другие неприятные ощущения. В этих случаях следует снизить степень напряжения, или отказаться от упражнения. В среднем необходимо 20 минут чтобы расслабить полностью все тело, но можно сократить время, расслабляя меньшее число мышечных групп.

Во время выполнения упражнения дышите в своем ритме, или, если вам это удобно, вдыхайте во время напряжения и выдыхайте при расслаблении мышц.

Расположитесь как можно удобнее, закройте глаза. Начнем с того, что обратим внимание на ваше дыхание. По мере того, как вы вдыхаете, живот и грудная клетка расширяются, при выдохе они сужаются. Сосредоточьтесь на вашем дыхании… (пауза 30 сек.).

Расслабление начнем с грудной клетки.

Когда я скажу «Готовы? Начали!» сделайте очень глубокий вдох! Глубже, еще глубже! Задержите воздух… и расслабьтесь. Теперь выдохните весь воздух из легких и возвратитесь к нормальному дыханию. Почувствовали напряжение во время вдоха, и расслабление во время выдоха? Запомним это ощущение. Повторим. «Готовы? Начали!».

Обратимся к ступням и икрам. Прежде чем начать поставьте обе ступни плотно на пол. Теперь я попрошу вас оставить пальцы на полу и поднять пятки. Готовы? Начали! Выше, еще выше! Задержите их в таком положении и расслабьте. Пусть они мягко упадут на пол. Повторим. Готовы? Начали!

Читайте также:  Анализ на синдром при беременности

Теперь оставим пятки на полу, а пальцы поднимите как можно выше, стараясь достать до потолка. Готовы? Начали! Поднимите пальцы ног. Выше, еще выше! Задержите. Расслабьте… Ваши мышцы сейчас расслаблены. Пусть мышцы становятся все тяжелее и расслабленнее.

Теперь сосредоточим внимание на мышцах бедер. Это очень просто. Надо вытянуть перед собой обе ноги, если неудобно можно вытягивать по одной ноге. (Поднимаем колени, если не помещаются ноги). Задержите… Расслабьте…

Перейдем к рукам. Сначала я попрошу вас одновременно обе руки сжать в кулаки. Сожмите вместе оба кулака настолько, насколько это возможно. Готовы? Начали! Сожмите кулаки очень крепко. Еще крепче. Задержите… расслабьте… Это упражнение хорошо подходит тем, у кого руки устали от письма в течение дня. Для того, чтобы расслабить противоположную сторону кистей, просто растопырьте пальцы настолько широко, насколько это возможно. Готовы? Начали! Раздвиньте пальцы. Шире, еще шире. Задержите… Расслабьте…

Теперь поработаем над плечами. Мы несем на наших плечах груз напряжения и стресса. В этом упражнении мы будем поднимать плечи, будто пытаемся достать до мочек ушей. Давайте попробуем. Готовы? Начали! Поднимите плечи. Выше! Еще выше! Задержите. Расслабьте… Повторим.

Перейдем к лицевой области. Начнем со рта. Первое о чем я вас попрошу, улыбнуться настолько широко, насколько это возможно. Улыбка должна быть до ушей. Готовы? Начали! Улыбнитесь широко, еще шире. Шире некуда? Задержите это напряжение. И расслабьте… Повторим.

Теперь перейдем к глазам. Надо очень крепко закрыть глаза. Готовы? Начали! Зажмурьтесь, крепче, еще крепче. Задержите… Расслабьте… Повторим.

Последнее упражнение заключается в том, чтобы максимально высоко поднять брови. Не забудьте, что при этом ваши глаза должны быть при этом закрыты. Готовы? Начали! Поднимите брови высоко, еще выше, задержите их. Расслабьте… Повторим. Почувствуйте полное расслабление лица.

Сейчас вы расслабили большинство основных мышц вашего тела. Чтобы была уверенность в том, что все они действительно расслаблены, я буду в обратном порядке перечислять мышцы, которые вы расслабили. По мере того, как я буду называть их, старайтесь их расслабить еще сильнее. Вы почувствуете расслабление, проникающее в ваше тело как теплая волна. Вы чувствуете расслабление начиная со лба, затем оно переходит на глаза и ниже, на щеки Вы чувствуете тяжесть расслабления, охватывающее нижнюю часть лица, а затем оно опускается к плечам, на грудную клетку, предплечья, живот, кисти рук. Расслабляются ваши ноги, начиная с бедер, достигая икр и ступней. Вы чувствуете, что ваше тело стало очень тяжелым, очень расслабленным. Это приятное чувство. Задержите эти ощущения и насладитесь чувством расслабления.

Теперь постепенно постараемся вернуться в окружающий нас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет вы будете чувствовать, что сознание становится все более и более ясным, а тело более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза, и вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать. Давайте начнем: «Один-два» – вы начинаете пробуждаться, «три-четыре-пять» – появляется ощущение бодрости, «шесть-семь» – напрягите кисти и ступни, «8» – потянитесь, «9-10» – откройте глаза. Вы бодры и готовы действовать. Ваше сознание ясное, ваше тело отдохнуло.

А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова, Психопрофилактика стрессов.

То, что мы сейчас делали, это один из самых доступных и простых методов саморегуляции, расслабление, через напряжение. Для этого не нужно специального оснащения, особых условий, только ваше желание, и настрой)).

Хочется закончить наш маленький практикум на позитивной ноте и дать вам заряд на оставшийся день)

Разминка на финал)) сейчас мы будем изображать действия которые я буду называть по отношению к своим соседям по креслу))) отнеситесь, пожалуйста, ответственно к этому заданию))))

Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия) 
Год не виделись с тобой. 
Я здороваться могу – 
Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки) 
И по-дружески хочу 
Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание) 
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся) 
Рожицу сострою, (строим рожицы) 
И потопаю, как будто 
Марширую в строе. (топаем ногами) 
Я руками помашу – (машем руками как крыльями) 
Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!) 
Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу) 
Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля) 
И теперь с ним вместе, рядом 
Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем) 
Подмигнем 😉
… И работать мы пойдем ;))

Читайте также:  Синдром вклинения головного мозга в большое затылочное отверстие

Источник

Ольга Маскина
Лекция с элементами тренинга «Профилактика синдрома профессионального выгорания»

Личность педагога – один из главных факторов развития ребенка. От эффективности его деятельности во многом зависит будущее всего общества. Поэтому забота о физическом, психическом и духовном здоровье педагога – одна из важнейших задач.

Цели: познакомить с понятием «профессиональное выгорание» педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его симптомами; снятие эмоционального напряжения, сплочение педагогического коллектива.

Форма проведения: лекция с элементами тренинга.

Материалы и оборудование: два ватмана, газетные листы, ручки, карандаши, воздушные шары, ТСО.

При проведении тренинга нужно соблюдать определённые правила. Познакомьтесь с ними.

• общение по принципу «здесь и сейчас». Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе;

• высказываем только своё мнение;

• внимательно слушаем друг друга;

• не перебиваем говорящего;

• уважаем мнение друг друга;

• не оцениваем суждения других;

• активно работаем;

• придерживаемся правила «стоп», которое гласит, что каждый участник имеет право отказаться от участия без объяснения причин.

• соблюдаем конфиденциальность (всё, что происходит здесь, не выносится за пределы группы).

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки.По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии для ведущего.

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Вводная часть

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

Симптомы профессиоанльного выгорания:

чувство хронической усталости;

раздражительность;

нарушение сна, аппетита;

тревожность;

негативное отношение к коллегам;

оскудение репертуара рабочих действий;

потеря интереса к профессиональным достижениям.

2. Игра «Сказочный дождик».

Цель: сплочение педагогического коллектива, создание доверительной атмосферы.

Инструкция. Участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.

Ход упражнения: «Встаньте по кругу друг за другом. Представьте, что в нашем учреждении только что пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине».

Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли было выполнять упражнение?

2. Возникали ли трудности при выполнении задания?

3. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

3. Упражнение «Выбор»

Цель: самодиагностика.

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2.Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Читайте также:  Гидроколонотерапия и синдром раздраженного кишечника

Комментарий ведущего:

Поднимите руки те, кто выбрал первый вариант, второй, третий, четвертый.

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

4. Упражнение «Прощай, напряжение».

Цель: снятие излишнего напряжения

Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше».

Анализ:

• Как вы себя чувствуете?

• Расстались ли вы со своим напряжением?

• Ощущения до и после упражнения.

5. Упражнение «Гусеница».

Цель: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Участники тренинга получают по одному воздушному шару.

Инструкция. Сейчас вы будете одной большой гусеницей и начнете передвигаться по комнате. Постройтесь друг за другом. Первый в цепочке – голова гусеницы – держит воздушный шар на ладонях, вытянутых вперед рук. Остальные участники – туловище гусеницы – должны зажать воздушный шар между своим животом и спиной впереди стоящего и положить руки на его плечи. Дотрагиваться до шара руками строго запрещается! Туловище гусеницы должно двигаться за её головой. Почувствуйте себя единым живым организмом!

6. Упражнение «Портрет педагога».

Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.

Инструкция: «Разделитесь на две команды. Первая команда нарисуйте портрет эмоционально выгоревшего педагога, а задача второй команды нарисовать портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите о портрете, который у вас получился».

7. Упражнение «Семь свечей».

И заключительным этапом тренинга предлагается провести упражнение на релаксацию и дыхание «Семь свечей».

Инструкция. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте, что в метре от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, глубокий вдох. Теперь представьте, что вам нужно задуть одну из ваших свечей. Как можно сильней подуйте в её направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Снова сделайте медленный глубокий вдох и задуйте вторую свечу. Так же задуйте остальные свечи.

Анализ:

• Как менялось ваше эмоциональное состояние по мере выполнения упражнения?

• В каких реальных жизненных ситуациях можно использовать это упражнение?

8. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: поднятие настроения.

Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

8. Рефлексия.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

• Какое упражнение сегодня было самым трудным для выполнения?

• Что показалось самым лёгким? Что было в тренинге для вас полезным и поможет в дальнейшем?

Таким образом, профессионального выгорания можно избежать при проведении каждодневной, систематической работы в этом направлении, каждым педагогом и приложении ими определенных усилий. При выполнении данных рекомендаций вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.

Источник