Профилактика синдрома выгорания у социальных работников

{ý¯#;j„@ÿ®BÀŒhÿ-“ñªÓ—c×릺†JὃÒÅT—Kr»>…uƒá}2vösi~ÉÑåišd°A[æ?¢üUÇjD
³a¨Ë½õ¦¸”ã;ëM ï|å‡Á­~Îú%i(«$é0jd, vÔ(Ç¢!ςÙÀäáó^
Åÿ¾y´‹Ä×[4µ&Õ`ì;/GvLzÿ—W”ìí=¢yL+àŽ”áÖvlΖ~­úßU‰v‘þåÈÙL™Þ¿¹ÄÜxò{•~]šCŒˆÀq…A´ÑÁ^î
$VÛý—FrrºÅҜÓÌõºënvZ×¬ì#çxAOqÙôôžõYÕhN{Lz¿»úÌTÛ-¥Òd”GÒ³·”©Y&YÊUÊZ°g|ðRðš€$×ï2,ä0l4Œ«*)L{»dßÎ`¬XÎ`¸jj·4 ”:¤“5”úLl`Ɠº@:%/.ÀxʃCþ❠L”ŏK²ÿE
˜V Ó5÷È8ê ù…Œqª=Y)nùÀ‹!6ÜNϬZð.aŠIm§ø^ÎhSJ“B¼ø¦•
KêQáu_3Ç9D¯‰^àÓÓÌ`^ýÂörKÁ+.L!mê¦àˆ+ ×·=A!`Õô°·„}Ûøt[ìpœQ_H;}77ìŒÏV?¶ôFåq›3’ŒÙL|ʟ– fƒšk Ê®’ÇޑCú”JhzJo&¤ó¥zéÌÂ& ³1+ß]öm•RØrr¬Ò°‡eoÁžs‚{±÷XBSÃ}{KØ·q¯í åŒ{SÕ -EZ…VɁ|ÃCÑe§4™—œÑof ]ƒüÀ¡¶Ó A,T8y1heçE­+[¸«¤
¼aÇÞºø[¿
8¥†Qîp´Šâ-ª>G&¦f¸©5§Zà)û>7c+„ü¼û`ϵ”²0ÝyĨ³¿¼
Þ>רÁ»­5²²ÂÙAŽ…Ö>þµš£u ýöhÐ6€NÓYkb= b‡³Æښñô°·„}Ûv$ö¶íj;´Óv¤¤dÃrJ–òÚ:¾-Ÿë¹vøª)¾:§4—Å.ގ¿n$ï7LR^æ„2wÞNÝ[IL[åÔ.lJbÊwØÀ¢it”vؖ°j=ì-a߶>|]¬läi§]HѓÂ_‡àwž2f}F‰ôy†•âsO¦ñ`g€-h
Ží™Ò8 UHñLwÀV£ Gº—;àˆ%t58ö°·„}Ž¡ö·Žbe/H;áÈL %pT‘ÀëمÝ=ŸÑmïz»sm+j5é`ºPÔ4Ãb¶Ð,èD¼nÂD¸a y
ÍìÁX0{vOö–°o‹¶®Ø€VõK÷Ÿ‘´ÏX´”KƶI™I6ˆ¹&“?šµ›òn›Ñ]ÉÍ6³C_+UÂu¡¯¶Íä5mÚÙæf¯·™BšÍô°O6ó~ì-a߶™QïÚCº‡Ž¤63Ú½{èw¨â„ÜÆg,ѤX¤ÐȪæm5ì&Àthº3ò#ªO¢Ü(„°è;&,Ä8èq9áwÛî3íp®3õœ¦Ç¢úa‡¨á»Øâ€u°Ãð˜MÃ’;ô,b‡ác «–ÙÁ³¯õu±·„}Ûð
ßU ´ I;
ߨ¢ `gÌ/
ýùAû²ˆ…¶D1}=>BóDzcŠ¦
õl$Üóì@¢-¦î!â îo ú~öY3Ìö¢à(¡Cƒ^”† Ài&)d;KX5Ìö`˜˜}Õ0{Ø[¾m˜Ê†ÐÙ0¹®i˜Ö 0qBXí°]7NÍñdœÕ.¡ÎQ¸í,‹Q²)idú”™fjWº³š
šÈ@m7olË5v M‰Å¶Á/GÁà}.ÐìòÎU8ßcvBë°-]Nï}ji§ÿ.»‹=“§ÞÌQ»bò;¼5YuÝÚH‰Ðî‘2{4,eÕ£u
>
Pk‰èÀ’Ú^MªAîhŠ´…I¯M7Búl2€òäM“'[•E©Ê•-
󖆧y{
+?¨Æ¥W55″ÖÌ£­Z~]

²Ã8` V¨—¤`µEÙ0,aÕ0:؃Y`öúžì-aß6
槜”ô×ô»R°B¤|IÛ0
áý$¯m¾!à-ž
 ø•Ö1öšOE8lDsY+C=óµö
Il1«ó›cÞ¯³E>LC5’5ÅÞdà˜ug1Ìò]ªÚ1žn¥7,9s´
­nP6L™I³­Y’³Y=ƒÄª©zÀžy ¾Ö3vƒÚö-,x@åD€N;- ¿0é•ir:Ð,Köÿ³ÿBCýâ݊Ã9¾N-=Á3é]æ²Câ•g4″‰Ûæ’jÆmr`‹rµ…„5Ôö°O¨-Ø×PÛÅÞömÔúdŠïAíHQ‹H¯E­Åö|>°²Z×:­ÖµÎ©i·È~9.0}8³öªE¨³£™©à¡BŽg·á0Pᖠ|ƒ²p,aáìá˜}­
¦‹½%ìÛ7zßvÍQ„#Òkn,Þ®¡NÞÞzÆzàv9VýJג…à‹1–Ï{SÖè
5ÅvEîé$rP+;ÝnÑ͊-ºÁ…Ü;ljÙ¢bÄ7(¶ˆ%äµ.þ`-û4­Eó*6­Eqj-ˆôZkѪØÇ]æ]¯°ÇŠrõåXl…ðP´qû4ïŒð”@8Š3&²cØÚÇôLÙû‚Ð付ò¢’nyØmå¸VÈ-Ògœáø¦+¬EëрäfpŽh€ìHÓéÕ՞¾ŽShTž!;ÙóPôyîZœûqï¨seu̍7t¾â­` ¦·Ä[mP6¼–PԜU{È0ûjbÒÃÞöm_è·Íӎnc«®è­+˜ôʇR8HV†û’œÅ¦ÒÎ(ÇÞÒÎUÍW~$å:Š/YÊ{ÕÆr÷™—¤*æ¿ZÀãeMõ¯›Žþ†õô†ã¶ÜÜæêÜ”ÑJÁÊE/ƒ$Úáe` VÁJ‘ºÑeÃN‘
4VŠ´Íôî
«¦êÞzæ%ޗ½%ì›îM:î@÷æ[´oÓrBÜ0ï²ù†ƒ[Ôéq7WQ
Ïñ½l[ñ¼p,èž
µÔ÷Lxõ”¿$Vs®’S݃ø=ZèÆބZ
-èìTzUXZ×Ð’ZW6?x‹n81jËßv‹¢ÅŠ(F§ª¥t:†¡©ô”Þ6/pÚÞ¯Ÿ ܹX´B¤t!_Û瑒CØ2TR”Ú$m¸BŒ¦š¯êâ¾ó¯u*õñ·„ÓHGÄ
š“ÎÍ;nQ{2{ÃԊÚ~Þðpât#¬]ʧiÃB¤@ˆ¯»æPZ^”ÁêwÒÕ¬l µû¹-XAñÍ£ho¡‚nꎾW­|4á‘ãR­
Þó•j*FB‹žŠ¥gÀ¹`®‘«›¾h¢gŒk3â{éèáÖ.`3od—èçãžâSy} Z ±:ߖ_Òa¬¹²˜›:êò•aùìM ÚB°Ñ¡‚Ó÷Räö€
©®qaâKÒsy{Zjåú—™eyÍ]œ{ƒ]Œc¸kdGðï“o­ª{Òy“H¯¸´SZ9ˆ½7yiR éÜ¿qár·Fà웛 Ô®®¸Iyx€v|ñc8Ñ.kZ&‰¤²«d,u° õ9÷ßw¢m-Æé
Ô°CHÌàîÊ|sÞîzIÕ
ÛS§Ù£1ÁòðÔ76ºõîm9Àtó)Ö/>op{iv*,U¯ìQ–ãs÷Sá{jb â+N±åÖ4ëòåފRvSO+^l¾UzÖ¤(”%¼¾ôHXõ«ìÁ«böU¯ÚÃÞömŸ*X¸½YzÖ´™(’Ê®R¥”ñŽ‚l÷’—ÚƒäŠI5xþr!ìg˜û¬¯Ð¶t´liTLz‘t–Ü3}o֤ӏYªÒÐfçnˆÉ,ñÊ)Žäðû¬¹sqcQ‡ÇSGwÌ°E鼈xS]¦œŸKՕÖ|

N* y¼+hÀfD¼ aÚPõ-¯(-µ¿ýðq½ÓÞ}Í9*ãsx ŒÏ¬Œ8õøÑ¡i/çÀÇB;8¸ÖSMúú²ˆ×÷,ÈÚ=üÁÅo8¨ÏÌ ÷¤Í+…Ú@ڙ6³x Á²cgk 5tôŒ+Y8*·wêÙ;EWÑ?
*uŒ‡Ûˆ=óñq|T‹ùÌ¡r‘¯6œ›ZP’¢½þcrøÐ=}Š¥Á7=NÇ×|}ª¸ç[ގ›«¶âBÀ€š9(­Šƒˆ9(–P֚µzøƒÙ§p!Âoqܞ,‘¶6FÒ¾ˆ’¼Î ØyŸñ
¤%¾§f­¤†Fu·Ìôð¦¸Å }N;æÄ©ˆyìlC6Çèàƒ¤¡I ³|·k-—mIz²…„ªÃ湖Ɖ›[ÖÛr¼Á]$«àÁ7&=Ý}¸8uÏ#£Õ`q됀¦?H‘Ëå»ÏíÐýŠGŒ÷`Ý×ãXÏâJc—ÀÞÂOpÌië©ó‘Ɓ9 ,Ì#jց¬Cz4¦¬
tKc4†dÚJC
iøÍ”^Ÿ&bÿÙ,MRï8¯B5µsÔ]ó„}­€rƒÚö-lFVÍٍղC¤FZþfÛ×| OŒB•V‡sñÁÉ[2ãª°C„õ§ž2”J°;Œ t•ÿ8Z]WäLb–s•´Fݒ©íƺ ÀàڀQ&±0ôú°H;^¿Z0~K±CмZ h{µH_–³G™¡±¦ñ’dŠÁó¾}söᡔj3å9″žK.>q^õ”‹­sáá¢áµG›”‹Ûàbøúµu‘ËÿžIËá
endstream
endobj
77 0 obj
>
endobj
78 0 obj
>
endobj
79 0 obj
>
stream
xœZKÛ6¾/°ÿAǨe¾)¶×.Z @{[ä¤IšC’¢ØKÿ}I‡œ¡$¯¼œµerf8oôþðïË·/?½tûÃËËÇOþ«{Þ¾¼üüþaÿôß?Ÿ÷ï?~ýöããË·Ÿ?¦©;>žºãÓýÝþâ;){aº§/÷w²áŸìÔhúaì¬ì¾ù~’º¯ñ¿ßîïžßé_>tOÜߝÃþHwi!z#é®çwÝÊZëú°F½QKK»óŸ§®Û¿çùóôûc’˜Ìº“f&³z«;ïU¯|JŸòë^çÉ>À[ãÃKÅ÷—o1´µâzFûº¸’‰+HŽªA>¨@›”®9eãë˜DuôÓñï)=BO;ããƒã4é=Ã6ïÒGçÂKMŽmÁa2qÃ¥nÂo5PNB=Æ¿“Ï‚P‰žÉò 8°ÖӈëTÓN¥G ú%í^ñ$£zk[åØÌи¬’ÈTÁ«$^/“Ԑx¶fV61R÷Æ3¶3^¶¦‘>9˜+UäÇx”¤T.h ôݨ
æ}6ä
©¼ÈGWÀB§BÊ+Z…˜óAzÅ$ÒM2³«mvT˜Þ£ÎÓ:·IR›ÞŒáFuJíû±•4jH¡¶LrCá}V6hٖÕAþh‹ø]Z–vžÉ‘I¥¨ùü·jà4IA(ƒeJˆ>&ãæÈØ0`ý*ïžå½…•LtÅ`¸Gyã’Pè’i{â9nóê ŒÊq3üºËÆÉޛ·˜Ì8]¿µYÑ6hK‚Wn”ð–͸ٿlˆ6çÞ”,D‚Æ~Š¬8>&/Ù”Á úAqB%]ÐóL„àɯGYoZÑø%(™‘`0*Ýûš€x@
Éá©¡v ԄÝCÅoŒµ,BøÖT¬=µ÷!aÄ
ß_òLp…ä*
’B#CØF¬½—oQ}¨8zo[ÕÐA‘®9´®˜àà!LϏ¶1ç‰ÊTu˜]ˆ Á¡@â0²¬Ñ$ÖÂ!Ù$ä€é¦Ò^q8 »A„ª ʼD
‰ä²Ê~,N·zx”–ª”-Ȉä°+~Ÿ”‘Á0C• n4§ÃÝUfŽ­TšXf^4¨ãG8ˆ”¡-×G;Å
j1
[Æ=±fŅ„ôÆ˂²ÝóPŽx!À`æ°ëTê{æ’Qʙ‡Z§9j–¬¢šÆp?!CÀªÃ‘dq¥¸­8;FVò[ EDˆB±Rt藤mM˜J¶à’ºÆ¶Ôf”êå›D1ÊÅÒ¹%Å2(%jÅ÷#gx‡êÇ×`-øë( ÅýíøªoÇò˜T¨“‰Èšÿ‰¯«ÑᔄU€™âugêìmI|ภ4xJÊî_RÑPÂ@Åz$Ò4ɁÉÈWú™Ð«q¦ÑŒÈV÷TC/ôŒ½«VL`ðXcf[•­T’A-ž%Jƒîx¶ÜƄrë-
0VÅ-­TõlnR~ˆ½~|½­í²£îmíº.íO€1äà²ëV±›¤ÚaÉÁ@ä~l7^;
…¶²Í°Z 1z®š‚s9AÄÉ%víÑƒàŠ¦’H«åÔXõBãÓ«ý}èX¾ÇQDzê Êˆp²®µœóڊB
#èLó´æªG¸1öeEŸåŠ¸BÔ1VÒÇZ
Ù¤0″~~*(láx! š#趐DKlªˆŠ2ª )¹ªä¦0á5ˆ‡m.ŽD™ßœ°NÜiN¿©†ÑãK
¬-G9QgDn‰Å‘rʞÆëÄ1 nHô•ÑÌUóS8™ñT²Ä P ^¨¤K
“€Aòm‹:pòtû¡”+Љ`I_b?~mx—T~‘EŽAeº&ÊÔ°hó´fO9ÄN±5h ô f”ÖM3Š€q¬BäÊÉc…Ê›W4f0D»¹vc.iÁh%ú*Ú´òÙ¥™Ý8ôÒÏóÉø’6P訮º ê³S9ÁÍs 2«ûäMi}òrx”G}Á@ô˜„G

Источник

Всемирная организация здравоохранения официально признала эмоциональное выгорание заболеванием. Как и у любой болезни, у выгорания есть симптомы, причины и меры профилактики. Причины кроются как в личных качествах человека, так и в неправильной организации работы коллектива в учреждении. В статье разберем 6 основных причин выгорания и способы их устранения.

  • Новичок в шоке от адаптации. Решение
  • Негативные клиенты. Решение
  • Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение
  • Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение
  • Нет мотивации. Решение
  • Личные особенности человека. Решение
  • Опрос на определение причины выгорания. Решение

Сотрудники социальной сферы сильно уязвимы перед эмоциональным выгоранием, потому что они постоянно взаимодействуют с людьми. Не зря говорят: “Эмоциональное выгорание – плата за сочувствие”. Руководителю социальной организации важно заниматься профилактикой выгорания, чтобы не потерять ценных сотрудников, сохранить их интерес к работе и эмоциональное здоровье.

Выгорание подкрадывается незаметно. Сначала у человека портится настроение на работе и побаливает голова, потом он перестает улыбаться коллегам и раздражается по любому поводу на работе и дома. На финальной стадии он теряет интерес ко всему, с отвращением думает о работе, которую любил месяц назад, и ищет утешение во вредных привычках.

1. Новичок в шоке от адаптации. Решение – наставничество

Когда сотрудник только приходит в социальную организацию, он с “горящими глазами” погружается в работу и старается выполнять задачи со всей ответственностью. Спустя какое-то время он расстраивается, что результаты работы не оправдывают его ожиданий. Например, психолог верил, что поможет клиенту добиться позитивных изменений в жизни и прикладывал все усилия для этого, а на деле клиент стоит на месте. Новый сотрудник еще не знает, что клиенты бывают разные и не всем можно помочь, и начинает накручивать себя и сомневаться, что эта работа вообще для него.

Как помочь сотрудникам?

Организуйте систему наставничества. Задачи наставника:

  • Постепенно включить новичка в работу, и показать реальную картину, развеяв ложные ожидания;
  • Ответить на все вопросы новичка и поддержать в случае трудностей, установить доверительное открытое общение;
  • Обсудить с новым сотрудником причины и симптомы выгорания, чтобы пресечь его на первых этапах зарождения;
  • Закрепить за новичком супервизора, который будет наблюдать за его работой, исправлять ошибки и обсуждать его сильные и слабые стороны.

Супервизия нужна не только новичкам, но и опытным специалистам, чтобы оценивать их работу и мотивировать к профессиональному росту.

2. Негативные клиенты. Решение – релаксация

Социальные сотрудники каждый день “варятся” в проблемах своих клиентов. Есть особенные клиенты, которые жадно выкачивают всю энергию из сотрудника и заполняют освободившееся место негативом. Тогда сотрудник приходит к новому клиенту в истощенном состоянии, его продуктивность падает, а стресс нарастает.

Как помочь сотрудникам?

Негативных клиентов не избежать, поэтому обучите сотрудников полезной технике, как отстраниться от негатива, который выплескивает клиент:

Представьте перед собой озеро. Тихая вода, вокруг ни души… Посередине озера стоит лодка. Мысленно посадите негативного клиента в лодку и отправьте его плавать. Наблюдайте, как лодка все дальше удаляется от вас вместе со всем негативом.

Любой клиент забирает у специалиста эмоциональные силы. Создайте условия, чтобы ваши сотрудники восстанавливались при необходимости. Для этого нужно предусмотреть индивидуальную и групповую релаксацию во время рабочего дня:

  • Установите плановые тайм-ауты, чтобы можно было на время менять характер решаемых задач, получать передышку от общения с клиентами;
  • Порекомендуйте сотрудникам использовать быстрые методы расслабления: сделать 10 вдохов выдохов, выпить стакан воды, сделать короткую медитацию, принять душ, включить успокаивающую музыку, сделать расслабляющую гимнастику, поочередно до максимума напрягать части тела и расслаблять их;
  • Продумайте групповые тренинги для расслабления.

Пример расслабляющего упражнения:

Все участники рисуют солнце. На каждом лучике сотрудник дополняет фразу: «В трудную минуту ресурсом для меня является…». 

3. Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение – планирование

Некоторые руководители забывают, что его сотрудники не роботы. В результате коллектив задерживается после 21.00, остается без полноценного обеда, в погоне за прибылью берет много клиентов или работает без выходных и отпуска. 

Читайте также:  Синдром задержки внутриутробного роста плода

Как помочь сотрудникам?

Руководителю следует:

  • В течение дня переключать сотрудников с одной задачи на другую;
  • Равномерно распределять нагрузку;
  • Следить, чтобы сотрудники отгуливали весь отпуск и все выходные;
  • Установить гибкий график работы, чтобы сотрудники могли включаться в работу в свои личные часы продуктивности.

4. Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение – тренинги

Специалисты развиваются и растут в коллективе, который дает им одобрение, поддержку и хорошее настроение. Каждый должен чувствовать себя частью сплоченной команды. Бывают организации, где сотрудники конкурируют друг с другом, поддерживают только формальные отношения или вообще изолируются от группы. Постоянные конфликты висят грузом между коллегами и мешают социальной поддержке.

Как помочь сотрудникам?

Руководителю нужно работать над позитивным климатом коллектива. Для этого важно проводить групповые тренинги, делать ежедневные неформальные планерки, формировать единую корпоративную культуру, давать совместные рабочие задачи.

Пример упражнения для сплочения коллектива:

Каждый участник по очереди отвечает на вопрос:
– Что я хочу подарить тому, кто сидит рядом?

Он называет подарок, который по его мнению порадует коллегу. “Обладатель” подарка благодарит и объясняет, понравился ли бы ему этот подарок и почему.

5. Нет мотивации. Решение – поощрение

Каждый сотрудник хочет чувствовать собственную значимость на работе и понимать, что руководство ценит его труд и мнение. Иначе он будет ощущать бесполезность и потеряет мотивацию.

Как помочь сотрудникам?

Руководителю следует показывать благодарность и ценность сотрудника не только выплачивая зарплату:

  • Благодарить за работу лично словами и грамотами;
  • Выплачивать премии за проявленную инициативу;
  • Разработать карьерный план с каждым сотрудником;
  • Отправлять сотрудников на обучение и повышение квалификации;
  • Давать сотрудникам управленческие задачи.

6. Личные особенности человека. Решение – тщательный отбор на должности и саморазвитие

Есть люди, которые больше других подвержены выгоранию. Например, люди:

  • с низкой самооценкой, 
  • с нездоровым поведением в стрессовых ситуациях, 
  • со слабой выносливостью, 
  • с проблемами в семье и деньгах,
  • на неподходящей работе,
  • без четких приоритетов и системы внутренних ценностей,
  • интроверты и перфекционисты.

И в то же время устойчивы к выгоранию люди с высокой самооценкой и хорошим здоровьем, открытые и общительные, способные формировать в себе позитивные установки и ценности.

Как помочь сотрудникам?

Вакансии социальной сферы предъявляют завышенные требования к кандидатам. Принимая людей на работу, делайте отбор не только по профессиональным навыкам, но и проверяйте перечисленные выше личностные качества.

Текущих сотрудников отправляйте на тренинги по профилактике выгоранию и проводите упражнения для определения эмоционального состояния. 

Пример упражнения:

По моему сигналу начинайте отсчитывать в уме одну минуту. Я засекаю ее по секундомеру. В какой-то момент я подниму желтый шар, через некоторое время синий. Вы продолжайте отсчитывать, пока не досчитаете свою минуту.

Результаты:

Если вы остановились до желтого шара, значит ваша минута длилась меньше 45 секунд – это признак сильной тревожности.

Если вы остановились во время поднятия желтого шара, ваша минута длилась 45-55 секунд – это легкая тревожность.

Если вы закончили отсчет минуты с поднятием синего шара, ваша тревожность в норме.

Опрос на определение причины выгорания

Ответьте честно на вопросы и обсудите ответы с руководителем:

  1. Какие стрессы и кризисы я переживаю на данном этапе жизни?
  2. Что мне помогает справиться со стрессом?
  3. К какому контингенту относятся мои клиенты?
  4. Сколько клиентов в день я принимаю? А в неделю?
  5. Есть ли клиенты, с которыми мне больше нравится работать? Почему?
  6. Соответствует ли моя работа моим внутренним ценностям?  
  7. Мне нравится моя работа? Она мне подходит и я чувствую себя компетентным в ней?
  8. Поддерживают ли меня коллеги и супервизоры?
  9. Что меня больше всего задевает?
  10. Как общество относится к работе, которой занимаюсь я и моя организация?

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ04.10.2012
Ðàçìåð ôàéëà513,0 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãóìàíèòàðíûé ôàêóëüòåò

Êàôåäðà ïñèõîëîãèè

ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ

íà òåìó:

Ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ

Ìîñêâà 2012

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • Ãëàâà I. Òåîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ôåíîìåíà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
  • 1.1 Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè
  • 1.2 Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ
  • Ãëàâà II. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ
  • 2.1 Õîä èññëåäîâàíèÿ
  • 2.2 Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ, àíàëèç è îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ
  • 2.3 Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ, àíàëèç è îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ äëÿ èñïûòóåìîãî ïîä ¹ 11
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
  • Ïðèëîæåíèÿ
Читайте также:  Судорожный синдром у детей чаще возникает при

ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ñîöèàëüíûé ðàáîòíèê

Öåëü äàííîé ðàáîòû: èññëåäîâàòü ñèìïòîìû ñèíäðîìà “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ” ó ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èçó÷èòü ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå ñèíäðîìà, à òàêæå íà îñíîâå ïîëó÷åííûõ â õîäå èññëåäîâàíèÿ äàííûõ àïðîáèðîâàòü ïðîãðàììó ïî êîððåêöèè è ðàçðàáîòàòü ðåêîìåíäàöèè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ñèíäðîìà “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ”.

Îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñèíäðîì “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ”.

Ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ êîððåêöèÿ è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ”.

Ãèïîòåçà: åñëè ãðóïïà ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ ïðèäåðæåòñÿ ðàçðàáîòàííûõ äëÿ íèõ ðåêîìåíäàöèé, òî óðîâåíü “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ” ñóùåñòâåííî ñíèçèòñÿ.

Çàäà÷è:

1. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïîíÿòèå ñèíäðîìà “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ” â îòå÷åñòâåííîé è çàðóáåæíîé ëèòåðàòóðå.

2. Îïðåäåëèòü ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ.

3. Ïðîâåñòè ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ” ó ðàáîòíèêîâ ñîöèàëüíûõ ñëóæá.

4. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïîëó÷åííûå äàííûå, ðàçðàáîòàòü è àïðîáèðîâàòü ïðîãðàììó ïñèõîïðîôèëàêòèêè ñèíäðîìà “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ” ñïåöèàëèñòîâ.

5. Ïðîâåñòè ïîâòîðíóþ äèàãíîñòèêó è àíàëèç ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ.

6. Îáðàáîòàòü, ïðîàíàëèçèðîâàòü è ñðàâíèòü ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ ñ öåëüþ âûÿâëåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ïñèõîïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.

Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêóþ îñíîâó èññëåäîâàíèÿ ñîñòàâèëè:

ñîâðåìåííûå òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû è èññëåäîâàíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è ñîïóòñòâóþùèõ åìó ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé, ñôîðìóëèðîâàííûå â ðàáîòàõ Â.Â. Áîéêî, Í.Â. Ãðèøèíîé, Í.Â. Êëþåâîé, Í.Å. Âîäîïüÿíîâîé, Å.Ñ. Ñòàð÷åíêîâîé, Ñ. Maslach, A. Pines è äð.;

Ìåòîäèêè äèàãíîñòèêè:

“Äèàãíîñòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ëè÷íîñòè” Â.Â. Áîéêî;

Îïðîñíèê “ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå” (ÏÂ) äàííàÿ ìåòîäèêà ðàçðàáîòàíà íà îñíîâå ìîäåëè Ê. Ìàñëà÷ è Ñ. Äæåêñîí, Âîäîïüÿíîâîé Í.Å., Ñòàð÷åíêîâîé Å.;

“Øêàëà ëè÷íîñòíîé è ðåàêòèâíîé òðåâîæíîñòè” ×.Ä. Ñïèëáåðãåð, Þ.Ë. Õàíèí;

Îïðîñíèê “ýêñïðåññ-îöåíêà âûãîðàíèÿ” Êàïïîíè Â., Íîâàê Ò.

Õàðàêòåðèñòèêà âûáîðêè:

 èññëåäîâàíèè ïðèíÿëè ó÷àñòèå 15 ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ (12 æåíùèí è 3 ìóæ÷èíû) ðàçëè÷íîãî âîçðàñòà (30-47 ëåò) è ñ ðàçíûì ñòàæåì ðàáîòû (îò 1,5 äî 20 ëåò).

Ñóáøêàëà

Íèçêèé óðîâåíü

L

Ñðåäíèé óðîâåíü

M

Âûñîêèé óðîâåíü

H

Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå

0-15

16-24

25 è áîëüøå

Äåïåðñîíàëèçàöèÿ

0-5

6-10

11 è áîëüøå

Ðåäóêöèÿ ëè÷íûõ äîñòèæåíèé

37 è áîëüøå

36-31

30 è ìåíüøå

Èç ðèñ.4 è òàáë.1 ìû âèäèì, ÷òî ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå â ãðóïïå íàõîäèòñÿ íà ñðåäíåì óðîâíå, à äåïåðñîíàëèçàöèÿ è ðåäóêöèÿ ëè÷íûõ äîñòèæåíèé íà âûñîêîì óðîâíå.

Ó ñåìè ÷åëîâåê (46,7%) ïîêàçàòåëè ýìîöèîíàëüíîãî èñòîùåíèÿ íà íèçêîì óðîâíå, ó äâóõ íà ñðåäíåì (13,3%) è ó øåñòè (40%) íà âûñîêîì óðîâíå. Ïîêàçàòåëè äåïåðñîíàëèçàöèè âñåãî ó îäíîãî èñïûòóåìîãî (6,7%) íà íèçêîì óðîâíå, ó ïÿòè (33,3%) íà ñðåäíåì, à ó äåâÿòè (60%) íà âûñîêîì óðîâíå. Ïîêàçàòåëè øêàëû ðåäóêöèè ëè÷íûõ äîñòèæåíèé, êàê è äåïåðñîíàëèçàöèè, íàõîäÿòñÿ íà âûñîêîì óðîâíå, ò.å. âñåãî ó îäíîãî èñïûòóåìîãî (6,7%) îíè íà íèçêîì óðîâíå, ó øåñòè (40%) íà ñðåäíåì è ó 8 (53,3%) íà âûñîêîì.

Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â ñíèæåííîì ýìîöèîíàëüíîì ôîíå, ðàâíîäóøèè èëè ýìîöèîíàëüíîì ïåðåíàñûùåíèè. Äåïåðñîíàëèçàöèÿ ñêàçûâàåòñÿ â äåôîðìàöèè îòíîøåíèé ñ äðóãèìè ëþäüìè.  îäíèõ ñëó÷àÿõ ýòî ìîæåò áûòü ïîâûøåíèå çàâèñèìîñòè îò îêðóæàþùèõ.  äðóãèõ – óñèëåíèå íåãàòèâèçìà, öèíè÷íîñòü óñòàíîâîê è ÷óâñòâ ïî îòíîøåíèþ ê ðåöèïèåíòàì: ïàöèåíòàì, êëèåíòàì è ò.ä.

Ðåäóêöèÿ ëè÷íîñòíûõ äîñòèæåíèé ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ ëèáî â òåíäåíöèè íåãàòèâíî îöåíèâàòü ñåáÿ, çàíèæàòü ñâîè ïðîôåññèîíàëüíûå äîñòèæåíèÿ è óñïåõè, â íåãàòèâèçìå ïî îòíîøåíèþ ê ñëóæåáíûì äîñòîèíñòâàì è âîçìîæíîñòÿì, ëèáî â ïðåóìåíüøåíèè ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, îãðàíè÷åíèè ñâîèõ âîçìîæíîñòåé, îáÿçàííîñòåé ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì.

Ðèñ.5 Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè óðîâíåé âûãîðàíèÿ ó êàæäîãî èç èñïûòóåìûõ.

Èç ðèñ.5 ìîæíî çàìåòèòü, ÷òî èñïûòóåìûé ïîä ¹ 11, ñíîâà èìååò ñàìûé âûñîêèé áàëë èç âñåé ãðóïïû èñïûòóåìûõ.

Ìåòîäèêà ¹3: “Øêàëà ëè÷íîñòíîé è ðåàêòèâíîé òðåâîæíîñòè” ×.Ä. Ñïèëáåðãåð, Þ.Ë. Õàíèí.

Ðåçóëüòàòû òåñòèðîâàíèÿ ïî ìåòîäèêå äèàãíîñòèêè óðîâíÿ òðåâîæíîñòè Ñïèëáåðãåðà – Õàíèíà ïðåäñòàâëåíû â Ïðèëîæåíèè 5, êëþ÷ ê òåñòó â Ïðèëîæåíèè 6.

Îáðàáîòàííûå ðåçóëüòàòû òåñòèðîâàíèÿ ïîêàçàíû â ãðàôè÷åñêîì âèäå íà ðèñ.6 è 7.

Ðèñ.6. Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ðåçóëüòàòîâ òåñòèðîâàíèÿ èñïûòóåìûõ ïî ìåòîäó Ñïèëáåðãåðà – Õàíèíà.

Èç ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ ñëåäóåò, ÷òî âûñîêèå ïîêàçàòåëè è ñèòóàòèâíîé è ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè èìåþò 6 èñïûòóåìûõ (40%). Äëÿ èñïûòóåìûõ ïîä ¹ 6 è 12 õàðàêòåðíàÿ âûñîêàÿ ëè÷íîñòíàÿ òðåâîæíîñòü, ïðè óìåðåííîé ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè. Ñàìûé âûñîêèé ïîêàçàòåëü ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè ó èñïûòóåìîãî ïîä ¹ 3, à ñàìûé âûñîêèé ïîêàçàòåëü ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè ó èñïûòóåìîãî ïîä ¹ 11. Íèçêèõ ïîêàçàòåëåé òðåâîæíîñòè â ãðóïïå íåò.

Ðèñ.7. Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ñðåäíèõ çíà÷åíèé ëè÷íîñòíîé è ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè èñïûòóåìûõ, îïðåäåë¸ííûå ïî ìåòîäó Ñïèëáåðãåðà – Õàíèíà.

Èç ðèñ.7 âèäíî, ÷òî ïîêàçàòåëè ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè â ãðóïïå èñïûòóåìûõ íåìíîãî âûøå ïîêàçàòåëåé ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè.

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, ìû ñäåëàëè âûâîä, ÷òî â öåëîì ãðóïïà èìååò âûñîêèå ïîêàçàòåëè ïî îáåèì øêàëàì (ÑÒ=45, ËÒ=49).

Ìåòîäèêà ¹4: Îïðîñíèê “ýêñïðåññ-îöåíêà âûãîðàíèÿ” Êàïïîíè Â., Íîâàê Ò.

Читайте также:  Фото детей на узи с синдромом дауна

Òåñò ïðåäíàçíà÷åí äëÿ äèàãíîñòèêè ïåðâûõ ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Ðåçóëüòàòû òåñòà ïðåäñòàâëåíû â Ïðèëîæåíèè 7.

Îáðàáîòàííûå ðåçóëüòàòû òåñòèðîâàíèÿ ïî êàæäîìó èñïûòóåìîìó ïîêàçàíû â ãðàôè÷åñêîì âèäå íà ðèñ.8.

Ðèñ.8. Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ðåçóëüòàòîâ òåñòèðîâàíèÿ èñïûòóåìûõ ïî ýêñïðåññ – îïðîñíèêó Êàïïîíè Â., Íîâàê Ò.

Èç ðèñ.8 ìû âèäèì, ÷òî ó èñïûòóåìûõ ïîä ¹ 2 è 15 ñàìûé íèçêèé áàëë (0), ÷òî ãîâîðèò îá îòñóòñòâèè ïðèçíàêîâ âûãîðàíèÿ. Òàêæå îíè îòñóòñòâóþò ó èñïûòóåìûõ ïîä ¹ 3, 7 è 8. Ïîêàçàòåëè îñòàëüíûõ èñïûòóåìûõ íàõîäÿòñÿ â ñðåäíåé çîíå.

Ðèñ.9. Ïîêàçàòåëè ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Ïî ïîëó÷åííûì äàííûì ìîæíî çàêëþ÷èòü, ÷òî ãðóïïà èìååò ïåðâûå ñèìïòîìû ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, áûëî ïðîâåäåíî ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîòðóäíèêîâ Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ, îòíîñÿùèõñÿ ê êàòåãîðèè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ. Íà îñíîâàíèè ïðîâåäåííîãî èññëåäîâàíèÿ óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, óðîâíåé ñèòóàòèâíîé è ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ ìû âèäèì, ÷òî ó ìíîãèõ ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòàëüíîé ãðóïïû íàáëþäàþòñÿ âûñîêèé óðîâåíü ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, òðåâîæíîñòè. Îòìå÷àåòñÿ íåóäîâëåòâîðåííîñòü, ýìîöèîíàëüíàÿ íåñòàáèëüíîñòü áîëüøåé ÷àñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ. Íî, áîëüøå âñåãî ïðèâëåê âíèìàíèå èñïûòóåìûé ïîä ¹ 11, ïîêàçàòåëè êîòîðîãî íàõîäÿòñÿ íà âûñîêîì óðîâíå, ÷òî ãîâîðèò î ñôîðìèðîâàííîì ñèíäðîìå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Ïîÿâèëàñü îáîñíîâàííàÿ íåîáõîäèìîñòü â ïðîâåäåíèè êîððåêöèîííîé ðàáîòû ïî ñíèæåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ñòðåññà è òðåâîæíîñòè, ïîâûøåíèÿ ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè ó ýòîãî ó÷àñòíèêà. Äëÿ îñòàëüíûõ èñïûòóåìûõ ðàçðàáîòàíû îáùèå ðåêîìåíäàöèè ïî ïñèõîïðîôèëàêòèêå ñèíäðîìà “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ”. Ðåêîìåíäàöèè äëÿ ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòà ïðåäñòàâëåíû â Ïðèëîæåíèè 8. Ñ èñïûòóåìûì ïîä ¹ 11 áûëè ïðîâåäåíû íåñêîëüêî áåñåä, êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà. Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ïîâòîðíîé äèàãíîñòèêè, ìû îáðàáîòàëè è ñðàâíèëè ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, ñ öåëüþ âûÿâëåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ïñèõîïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé. Ïðîãðàììà êîððåêöèîííîé ðàáîòû ïðåäñòàâëåíà â Ïðèëîæåíèè 9. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ äëÿ ýòîãî ó÷àñòíèêà, àíàëèç è îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ ìîæíî óâèäåòü â ñëåäóþùåì ïàðàãðàôå.

Øêàëà

Äî ïðîâåäåíèÿ

ÊÐ (täî)

Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ

ÊÐ (tïîñëå)

Ðàçíîñòü

(tïîñëå – täî)

Àáñîëþòíîå

çíà÷åíèå ðàçíîñòè

Ðàíãîâûé ¹ ðàçíîñòè

1

17

-17

17

5,5

2

27

5

-22

22

9,5

3

30

11

-19

19

7

4

22

-22

22

9,5

5

30

14

-16

16

4

6

20

20

7

30

6

-24

24

11

8

15

19

+4

4

2

9

25

16

-9

9

3

10

25

23

-2

2

1

11

30

10

-20

20

8

12

30

13

-17

17

5,5

Ñóììà

66

 ñîîòâåòñòâèè ñ îãðàíè÷åíèÿìè â ïðèìåíåíèè êðèòåðèÿ Ò Âèëêîêñîíà, íóëåâûå ñäâèãè èç ðàññìîòðåíèÿ èñêëþ÷àþòñÿ, è êîëè÷åñòâî çíà÷åíèé n óìåíüøàåòñÿ íà êîëè÷åñòâî ýòèõ íóëåâûõ ñäâèãîâ.

Ñîîòâåòñòâåííî n=11. Êðèòè÷åñêèå çíà÷åíèÿ âûáîðî÷íîãî êîýôôèöèåíòà êîððåëÿöèè ðàíãîâ äëÿ 11 çíà÷åíèé ïðåäñòàâëåíû â òàáëèöå 2.

Òàáëèöà 2

Êðèòè÷åñêèå çíà÷åíèÿ âûáîðî÷íîãî êîýôôèöèåíòà êîððåëÿöèè ðàíãîâ

ãäå N – ðàçìåð âûáîðêè, p – óðîâåíü ñòàòèñòè÷åñêîé çíà÷èìîñòè.

Ñóììà ðàíãîâ ñ áîëåå ðåäêèì çíàêîì ñîñòàâèëà Òýìï=2.

Ïîñìîòðèì “îñü çíà÷èìîñòè”, çíàÿ, ÷òî n=11 (ðèñ.18).

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðèñ.18. Îñüçíà÷èìîñòèïîêðèòåðèþÒÂèëêîêñîíàäëÿâûáîðêèn=11.

 äàííîì ñëó÷àå ýìïèðè÷åñêîå çíà÷åíèå Ò ïîïàäàåò â çîíó çíà÷èìîñòè, ò.ê. Òýìï < Òêð (0,01).

Ïî ðåçóëüòàòàì ðàñ÷¸òà êðèòåðèÿ Ò Âèëêîêñîíà âûÿâëåíî, ÷òî ñäâèã, ïðîèçîøåäøèé â ðåçóëüòàòå ïðîâåäåííîé êîððåêöèîííîé ðàáîòû, íå ñëó÷àåí. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííàÿ êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà, ðàçðàáîòàííàÿ äëÿ èñïûòóåìîãî, ñíèçèëà åãî ïîêàçàòåëè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è ãèïîòåçà, çàÿâëåííàÿ â ðàáîòå, ïîäòâåðäèëàñü.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Îñíîâíûå ïîäõîäû ê ïðîáëåìå ïðîôèëàêòèêè “âûãîðàíèÿ”. Èññëåäîâàíèå óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ Íåêëèíîâñêîãî ÖÑÎ è èçó÷åíèå âëèÿíèÿ ñòàæà ðàáîòû íà âûãîðàíèå. Ôîðìû è ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [297,4 K], äîáàâëåí 17.05.2014

  • Ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Âëèÿíèå ñïåöèôèêè ìåäèöèíñêîé äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [209,0 K], äîáàâëåí 04.03.2011

  • Ïðîáëåìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàáîòíèêîâ ïåäàãîãè÷åñêîé ñôåðû. Ïîäõîäû ê äàííîé ïðîáëåìå â ðîññèéñêèõ è çàðóáåæíûõ èññëåäîâàíèÿõ. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðåïîäàâàòåëåé îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ øêîë, ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè è êîððåêöèè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [253,0 K], äîáàâëåí 30.07.2017

  • Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [77,5 K], äîáàâëåí 01.12.2010

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî “âûãîðàíèÿ” â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà, åãî îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è ñèìïòîìû. Óñëîâèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî “âûãîðàíèÿ”.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [36,3 K], äîáàâëåí 11.02.2011

  • Ôåíîìåí ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå ó÷èòåëÿ. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,7 K], äîáàâëåí 19.01.2013

  • Îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ðàáîòíèêîâ ñôåðû óñëóã ñ ýêñòðàâåðñèåé è èíòðîâåðñèåé. Ñèìïòîìû ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ. Ìåòîäèêà îáñëåäîâàíèÿ ñîòðóäíèêîâ, íàõîäÿùèõñÿ â îáùåíèè ñ êëèåíòàìè â ýìîöèîíàëüíî-çàãðóæåííîé àòìîñôåðå îðãàíèçàöèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [122,3 K], äîáàâëåí 16.12.2010

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник