Семинар профилактика синдрома профессионального выгорания

Семинар профилактика синдрома профессионального выгорания thumbnail


Семинар-тренинг для педагогов

«Профилактика синдрома профессионального выгорания»

Цель: сохранение психического здоровья учителя в образовательной среде.

СКАЗ

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

– Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

– Да, водицы испить.

– Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело, люди усложняют свою жизнь и жизнь других. Профессиональное общение с коллегами и руководством часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. К сожалению, часто эмоции и переживания, вызванные контактом «учитель – учитель», носят отрицательный характер. При этом причины могут быть совершенно разными, начиная с настроения учителя в данный временной промежуток, на которое, в свою очередь, могли повлиять и внешние факторы, и заканчивая его общей неудовлетворенностью от выполняемой работы.

Хочу предложить вам ответить на вопросы несложного теста.

ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
(по А.И. Тащевой, 2000)

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.

1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

Далеко не все педагоги осведомлены о том, что их усталость, мысли о собственном несовершенстве, отсутствие желаний, страх ошибок, болезненная реакция на успех коллеги и убежденность в своей слабости, частые конфликты – это симптомы профессионального заболевания, одной из серьезных проблем современной школы.

Речь идет об эмоциональном выгорании педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда мы накопим достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У многих заметно снижается работоспособность, нарастает усталость.

Итак, сегодня мы поговорим об эмоциональном выгорании, а точнее его профилактике и снятии эмоционального напряжения. Термин “эмоциональное выгорание” впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение (“человек – человек”).

Итак, Профессиональное выгорание– это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа:

Психофизические симптомы:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

  • ощущение эмоционального и физического истощения;

  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

  • резкая потеря или резкое увеличение веса;

  • полная или частичная бессонница;

  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

Вторая группа:

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия;

  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  • частые нервные срывы;

  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

Третья группа:

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

  • учитель постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

  • руководитель затрудняется в принятии решений;

  • чувство бесполезности, безразличие к результатам;

  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет

Таким образом, учитель, из года в год, работающий в сложных условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» профессиональной деформации, отметим следующие

«Личностные особенности»

слайда

Личностная

особенность

Комментарии

1

Нерешительность

Снижение способности самостоятельно принимать решения и реализовывать их в деятельности

2

Пассивность

Стремление избегать затрат — эмоциональных и физических

3

Консерватизм

Трудности в смене установок, теряется гибкость в общении, поведении

4

Закрытость

Обратимся к образу: внутренний мир человека -— неприступный замок, ворота наглухо закрыты, нельзя ни войти, ни выйти

5

Повышенная изменчивость настроения

На смену настроения влияет любая мелочь

6

Раздражительность

Как форма проявления агрессии

7

Эмоциональная

ХОЛОДНОСТЬ

Снижение яркости чувств

8

Сверхконтроль

Желание контролировать не только других, но и себя. Под запретом все то, что выходит за рамки представления о себе

9

Утомляемость

Физическая и умственная

10

Тревожная мнительность

Ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное переживание ситуации неопределенной опасности

Согласимся, что учитель, обладающий этим «набором», не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаем к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью. Педагогам предлагается к каждому «листочку» подобрать «корень» Таким образом, пара «лист» — «корень» представляет собой пару антонимов.

Личностная особенность

Комментарии

1

Нерешительность – уверенность

Осознание: «Я сильный сам по себе, а не за счет того, что унизил кого-то»

2

Пассивность – активность

Активная жизненная позиция, стремление брать инициативу в свои руки

3

Консерватизм – принятие нового

Осознание того, что мир меняется, готовность принять эти изменения

4

Закрытость – открытость

Готовность к общению, взаимодействию, сотрудничеству

5

Повышенная изменчивость настроения – эмоциональная стабильность

Образ: спокойный ровный свет вместо пульсирующего

6

Раздражительность – выдержка, самообладание

Сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих деятельность в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу

Читайте также:  Младенцы с синдромом короткой шеи

7

Эмоциональная холодность – эмпатия

Постижение эмоционального состояния другого, проникновение – вчуствование в переживание другого человека

8

Сверх-контроль – умение расслабляться

Владение приемами релаксации

9

Утомляемость – высокая работоспособность

Достаточность психофизиологических ресурсов для выполнения целесообразной деятельности на эффективном уровне

10

Тревожная мнительность – способность к риску

Принятие риска – активное предпочтение опасного (неопределенность исхода ситуации и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха) варианта действия безопасному

Посмотрите, с каким «листочком» вам представляется реальным распрощаться уже в ближайшем будущем? Избавьтесь от него, уберите его из кроны. Усильте свое дерево «корнем», замените им оторванный «лист».

Если на вашем дереве остались листочки, приклейте их. И помните, что вам необходимо позаботиться о себе:

– стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни;

– умейте жить в удовольствие (релаксация, игра);

-умете отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

-стремитесь находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

-стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.

Поскольку учитель является одной из центральных фигур в школе, в стрессовой ситуации ему необходимо оказать должную поддержку и своевременную помощь, а следовательно, способствовать нормальному течению образовательного процесса. Существует банк приемов, которые призваны снять непонимание, трудности и конфликты в педагогическом коллективе. Например, саморегуляция.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Способы саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;

  • размышления о хорошем, приятном;

  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

  • вдыхание свежего воздуха;

  • чтение стихов;

  • высказывание похвалы, комплементов кому-либо просто так

Тренинговое упражнение «… зато ты»

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

  • Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Ход упражнения:

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Упражнение «Я — профессионал»

Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения; сплочение группы.

Время: 7-10 минут.

Участникам предлагается подобрать по профессиональному качеству на первую букву своего имени.

А есть ли желающие похвастаться своим профессионализмом?

А теперь хочу вам предложить Релаксацию «Погружение в детство»

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает… Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет,

представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку, а в ладошке у него конфета – ваша любимая, вы ее разворачиваете и делите пополам. Вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь… А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Все вы сейчас испытали разные чувства: радости, приятного волнения, легкой грусти и …

Чтобы завершить релаксацию, поднимите, пожалуйста руки, вдохните полной грудью, а теперь слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз.

(Заранее под сиденье стула скотчем прикрепляется конфетка).

Подводя итоги, хочу дать вам несколько рекомендаций.

Вот список простых советов которые помогут вам предотвратить появление профессионального выгорания.

Во-первых, нужно общаться вне работы; поискать хобби или интересы, которые могут вас объединить с людьми из других профессиональных сфер.
Во-вторых, заниматься спортом.
В-третьих, использовать свой законный отпуск по назначению.
В-четвертых, планировать время и не брать работу на дом.

В-пятых, попробовать относиться к работе не так серьезно, как раньше. Это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую жизнь.

И не забывайте, что некоторые эмоции нужно выплескивать: покричать в лесу, побоксировать грушу, поссориться в очереди и так далее. Главное, чтобы не возникало чувства вины или недовольства собой.
Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Помните: Работа- всего лишь часть жизни.

Источник

Семинар-практикум на тему: «Профилактика синдрома профессионального  выгорания».

Цели:

  • Познакомить педагогов с синдромом профессионального выгорания;
  • Выявить наличие или отсутствие этого синдрома;
  • Ознакомить с методами профилактики в ситуации профессионального выгорания.

Задачи:

  • Ознакомление педагогов с понятием синдрома эмоционального выгорания(СЭВ), факторами, причинами стадиями синдрома эмоционального выгорания;
  • Обучение телесно-ориентированным навыкам профилактики СЭВ.

Ожидаемый результат 

  1. Осознание и принятие педагогами своего эмоционального состояния.
  2. Профилактика эмоционального выгорания(саморегуляция).  
  3. Освоение методов и приемов помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
  4. Педагоги узнают что делать, когда синдром уже развивается;
  5. Педагоги смогут на основе полученных знаний и умений оказывать помощь своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.

  Проблема профессионального стресса особенно остро заявила о себе в настоящее время. В современном обществе меняется отношение людей к работе. Работающие теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, материального благополучия, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и  быстро меняются запросы        рынка        труда.
Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает его разрушать.

Как следствие, растёт психическое, эмоциональное напряжение, связанное со стрессом на рабочем месте.

Термин синдром эмоционального выгорания появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований  Фрейденберга. 

  • Синдром эмоционального выгорания («синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера») – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС (спасатели, пожарные),профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса, представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами.
Читайте также:  Шейк синдром младенца что это такое

  Свою лепту вносят и чисто организационные «профвредности»: скученность коллектива и отсутствие своего угла, а также субъективные факторы, например, такие как отсутствие взаимопонимания со своим руководителем и коллегами.

  В результате полного «погружения» в работу совсем не остается времени на себя. И чем меньше человек обращает внимание на свои чувства и переживания, тем больше «кричит» его душа. А чем дольше она «кричит», тем ближе к болезни. Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Хотя, этим синдромом могут «заразиться» и более молодые работники. Все зависит от личности педагога и его творческой активности. Встречаются молодые специалисты, которые в начале своей профессиональной карьеры «горят на работе» не в лучшем смысле. Это проявляется в безынициативности, нежелании «профессионально расти» и набираться педагогического опыта у коллег со стажем. Но есть и другая категория учителей со стажем, которые заражают позитивом, инициативностью и любовью к своей профессии. Поэтому возраст, по большому счету, здесь ни при        чем.
Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого, частые и неразрешенные конфликты на работе).
Итак, Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно и  проходит три стадии:

Первая стадия:

  • – начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;
  • – исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях  с членами семьи;
  • – возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; 

Вторая стадия:

  • -возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • -неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов-вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровня.

Третья стадия:

  • -притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • -глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального выгорания

  • Первый – снижение самооценки.
  • Второй – одиночество.
  • Третий – эмоциональное истощение, соматизация.

Ответьте на предложенные вопросы и проанализируйте свое состояние.

1.Вам не нравится что-то делать?

2.Вы делаете это неохотно?

3.Вы делаете это плохо?

4.Вы получаете плохие результаты?

5.Вы разочаровываетесь в деле и в себе?

6.Вы перестаёте заниматься нелюбимым делом?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?

Прежде всего, признать, что они есть.

  Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

  Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

ЕСЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ВЫГОРАНИЕ УЖЕ ПРОИСХОДИТ И ДОСТИГЛО ГЛУБОКИХ СТАДИЙ

Помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой — такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом.

Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Почему? Да потому, что основа «психологического лечения» — помочь человеку «ожить» и «заново собрать себя».

Сначала идет трудная работа, цель которой — «снять панцирь бесчувствия» и разрешить своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится «расчистка» внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы — пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое «Я», осознать ценность своей жизни; принять ответственность за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения с окружающими людьми и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит — он вышел из-под действия синдрома эмоционального выгорания и готов успешно жить и работать.

Основные подходы к профилактике профессионального выгорания

Забота о себе и снижение уровня стресса:

– стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

– удовольствие (релаксация, игра);

умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утрата смысла и безнадежности:

-стремление находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

-стремление бороться со своими негативными убеждениями;

– создание сообщества.

Саморегуляция.

Саморегуляция – это управление своими психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Эффекты саморегуляции:

  • – эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),
  • – эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
  • – эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Способы саморегуляции:

  • – смех, улыбка, юмор;
  • – размышления о хорошем, приятном;
  • – различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • – рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • – вдыхание свежего воздуха;
  • – чтение стихов;
  • – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Читайте также:  Реферат по синдромам скачать бесплатно

Рекомендации для педагогов.

КАК НЕ ВЫГОРЕТЬ НА РАБОТЕ

Консультируйтесь с психологом. Перед выбором профессии и места работы консультируйтесь с профпсихологом. Он определит, подходят ли они вам, и предупредит о вероятных сложностях, с которыми вы сможете столкнуться на избранном пути.

Самовыражайтесь. Нет лучшей профилактики синдрома эмоционального выгорания, чем занятия, где вы выражаете свое «я». Люди, работа которых связана с самовыражением (например, артисты), практически не страдают этим расстройством. Если возможности, скажем, попеть или поиграть в шахматы в коллективе нет, то хотя бы чаще делитесь друг с другом свежими и интересными впечатлениями своего досуга, не держите их в себе.

Берите тайм-ауты. Если вы ощущаете информационную перегрузку, уединитесь на 30-40 минут. Только так вы сможете полностью осмыслить полученную информацию. Подойдет укромный уголок или, если его на работе нет, прогулка на свежем воздухе в одиночку.

Создавайте группы по интересам. Один из лучших способов противостояния выгоранию – групповое общение с такими же специалистами, как и вы, но с других мест работы. Группа должна быть не менее пяти человек. В их кругу можно легко выговорить свои профессиональные проблемы, посмеяться над ними, и в конце концов может оказаться, что в сравнении с другими у вас все не так уж плохо. Встречаться достаточно раз в неделю.

Получите дополнительное образование. Если на вашей работе есть возможность пойти на курсы переквалификации, не упускайте ее: когда человек долго, не отвлекаясь, работает на одном месте, то будь он хоть критичным и умным психиатром, уже за 7-8 лет у него самого могут возникнуть проблемы с психикой. Причем чем курсы дольше, тем это лучше для здоровья. Идеально, чтобы дополнительное образование длилось не менее полугода.

Задвигайте стул в конце дня. Будьте профессионалом только на работе – не уносите рабочие переживания домой, чтобы они не «сжигали» ваше драгоценное личное время. Для этого поможет простой ритуал: закончив работу, задвиньте стул в стол, закройте дверь и скажите: «Все, я уже не… врач… педагог» или кто вы там по профессии. И дальше будьте самим собой.

Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Между состоянием тела и разумом существует тесная связь: чем больше вы тренируете свое тело, тем крепче становятся и нервы. То, на что на работе ранимо отреагирует физически слабый человек, для крепкого зачастую лишь послужит поводом для шутки.

В конце концов, смените работу. Если возможности следовать предыдущим советам нет и вы хотите сохранить здоровье, то другого выхода, кроме смены работы, нет.

Если идете на новую работу, продиагностируйте ее. Поинтересуйтесь, характерна ли для нового места работы высокая текучесть кадров. Если да, то задумайтесь, стоит ли туда идти: сильная текучка – первый признак синдрома эмоционального выгорания целой организации. Такая работа может запросто обернуться для вас потерей времени и здоровья. Кроме того, разузнайте об организации рабочего процесса. Отдавайте предпочтение той работе, где можно планировать его по своему усмотрению, например, «три дня работаю – день отдыхаю». Ну и, конечно, нужно четко представлять свои цели и видеть перспективу их реализации на этой работе.

Рекомендации, которые помогут более оптимистично смотреть на свою профессиональную деятельность.

* Не сетуйте на жизнь. Не жалуйтесь на судьбу. Вы её строите сами. Ни в коем случае не сидите, и не переживайте. Делайте хоть что-нибудь.
* Пришли с работы домой очень уставшими – поваляйтесь на ковре, но не просто так, а перекатываясь на обычной пластиковой бутылке из-под минеральной воды или на мячике. Это великолепный массаж спины и позвоночника.
* Успевайте жить! К сожалению, часто мы успеваем лишь работать и выполнять многочисленные обязанности и, увы, забываем при этом жить. Непременно планируйте на каждую неделю какое-то дело, которое принесет вам радость.
* Всегда шутите со своими учениками. Просто шутите с ними. Закончив школу,  ученики могут забыть грамматические правила и сложные формулы, но ваше доброе, человеческое отношение они не забудут.
* Преподносите себя ученикам, родителям коллегам и школьной администрации. Всем своим видом выражайте стопроцентную уверенность в себе. Плечи расправлены, походка уверенная и спокойная. Никакой суетливости и нервозности. При этом смотрим людям в глаза и улыбаемся.
* Всегда следите за выражением своего лица. Лучше, если оно будет доброжелательное и спокойное. Тушите в себе и в других конфликтные порывы. Старайтесь в общении с людьми идти на компромисс.
* Введите разумный баланс в свою жизнь: работа, отдых, семья, любимые дела. Не позволяйте перекосам в ту или иную сторону «перекосить» вашу жизнь. В любом событии, явлении, человеке ищите что-то положительное.
* Скучно на уроке вам – скучно и нудно вашим ученикам. Боритесь со скукой на уроке всеми возможными способами. Не работайте скучно и тяжело. Не живите неинтересно и беспросветно. Разнообразьте собственную жизнь. Это в ваших силах.
* Не совершайте на работе ежедневный подвиг, а просто работайте профессионально и спокойно.
* Каждый свой рабочий день мыслите позитивно. Держите себя не просто в рамках, а непременно в оптимистических рамках. Не разрушайте свою жизнь собственным пессимизмом.
* Помните, ваши лучшие годы жизни проходят сейчас. Не ждите светлого будущего, а наслаждайтесь имеющимся настоящим. Живите здесь и сейчас.
* Полюбите себя и свою работу. Примите себя таким, какой вы есть. Примите всем сердцем, всей душой. И сделайте то же самое со своей профессией, со своей работой.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7.Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Источник