Синдром аспергера инвалидность или нет

Синдром аспергера инвалидность или нет thumbnail

Диагноз большинства расстройств психического развития дает семье право получения социальной помощи по инвалидности на установленный период времени. Однако эту возможность используют далеко не все родители, имеющие ребенка с синдромом Аспергера.

Их реакцию на оформление инвалидности сложно назвать однозначной. Но что же удерживает людей, находящихся в непростом положении, отказываться от получения полагающейся им помощи государства?

О заболевании

Болезнь Аспергера относится к аутистическим расстройствам и получила свое название от фамилии австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера, впервые описавшего ее в 1944 году. Свои наблюдения врач проводил на группе детей, которые отличались от сверстников отсутствием способностей невербальной коммуникации, физической неловкостью и ограниченной эмпатией.

Сам Аспергер в то время использовал для данного заболевания термин «аутистическая психопатия». В МКБ-10 синонимом патологии выступает понятие «шизоидное расстройство детского возраста». Синдром Аспергера, согласно критериям применяемой классификации, начинает проявляться в раннем детстве, тогда как шизоидное расстройство личности – в более позднем или в подростковом возрасте.

Основными признаками синдрома Аспергера, кроме коммуникативных нарушений, является недоучет реальности, своеобразный, стереотипный и узко ограниченный круг интересов. В поведении ребенка наблюдается излишняя импульсивность, внутренняя алогичность, присутствуют контрастные представления, желания, аффекты.

У некоторых детей с синдромом Аспергера в раннем возрасте отмечается способность к нестандартному, а также необычному пониманию окружающих и самого себя. Хотя логическое мышление у них сохраняется или даже достигает весьма хорошего уровня, процесс получения знаний затруднен и крайне неравномерен.

Оба вида внимания при синдроме Аспергера – активное и пассивное – неустойчивы, при этом на реализацию отдельных целей выделяется значительная энергия. Синдром Аспергера не сопровождается существенной задержкой когнитивного и речевого развития. При взгляде на такого ребенка невольно привлекает его отрешенное выражение лица.

Ребенок что-то рассматривает
Ребенок с синдромом Аспергера имеет узконаправленные интересы

Взгляд обращен в пустоту либо направлен «в себя», мимика, как правило, застывшая, фиксация на лицах других людей кратковременная, не задерживающаяся. Жестикуляция бедная, мало ярких мимических движений. Моторика угловатая, плохо скоординированная. Движения у детей с синдромом Аспергера повторяющиеся неритмичные.

Коммуникативные речевые функции снижены, а сама речь своеобразно модулирована, необычна по темпу, мелодике, ритму. Громкость голоса может резко меняться. В общих чертах речь зачастую походит на декламацию.

Наблюдается тенденция к словотворчеству, которая может сохраняться и во взрослом возрасте, наклонность к аутистическим играм, отсутствие способности к автоматизации и реализации вовне навыков. Для детей с синдромом Аспергера характерна привязанность не к близким людям, а непосредственно к самому дому.

Дети-инвалиды

Оформлять инвалидность или нет?

Первое, о чем думают родители при принятии решения об установлении статуса «ребенок-инвалид» – как это может повлиять на выбор детского сада, обучение в школе и дальнейшую социализацию. Закон «Об образовании в России» (ч. 1, ст. 79) детям-аутистам гарантирует право на инклюзивное обучение в обычной школе.

Трудности при синдроме Аспергера
Трудности ребенка с синдромом Аспергера в социальной адаптации

К сожалению, в большинстве ситуаций дело обстоит иначе. По словам родителей, которым пришлось столкнуться с проблемой обучения детей с расстройствами психики, удержаться в школе и даже в детском саду было непросто.

На практике ребенок с болезнью Аспергера либо другими видами аутизма однозначно становится объектом постепенного выдавливания из школы или сада. Поэтому единственной защитой родители видят сокрытие диагноза, любыми путями избегая официального обследования.

Если ребенок с синдромом Аспергера ходит в школу и явных признаков не обнаруживает, никто не догадывается о присутствующем отклонении. Его принимают за странного, необщительного, «себе на уме» и т.п. Но стоит поведение таких детей связать с диагнозом, как родители одноклассников и учителя буквально ополчаются против него, пытаясь как можно быстрее избавиться.

Начинается травля. Возможно, при других обстоятельствах проблемный ученик смог бы относительно спокойно доучиться и получить аттестат, но теперь он лишается этой привилегии.

В результате ребенок с синдромом Аспергера не только не приобретает новых шансов на успешную социализацию, а постепенно утрачивает имеющиеся, которые зачастую достигались тяжелым путем.

Он становится замкнутым, нередко агрессивным, сужается круг интересов. На фоне хронического стресса усугубляются аутистические проявления. Как итог начинается регресс в психоэмоциональном и интеллектуальном плане.

С одной стороны, обучение в обычной школе детям-аутистам дается непросто, но с другой, если их переводят в специализированные заведения, дело обстоит еще хуже. Проводя большую часть времени среди здоровых детей, ребенок с синдромом Аспергера получает шанс на адаптацию и социальное взаимодействие.

Читайте также:  Коррекционные занятия детей с синдромом дауна

В спец-интернатах подход иной. Зачастую таким детям прописывают лекарственные препараты, которые успокаивающе действуют на психику, но одновременно еще сильнее отрезают ребенка от окружающего мира. Кроме того, коллектив в интернате также не способствует нормальной социализации, что является одной из основных причин нежелания родителей помещать детей в подобные заведения.

Детский сад
В обычном дошкольном учреждении ребенку с синдромом Аспергера проще пройти адаптацию и социализацию

Социальные льготы

То, что ребенку с аутизмом, и, в частности, с синдромом Аспергера, положена инвалидность, прописано в рамках действующего законодательства. Поэтому в обязанности врача входит донесение этой информации до родителей, когда они посещают поликлинику. Однако нередко медикам приходится сталкиваться с негативом близких.

К примеру, со слов врачей им не раз доводилось слышать следующее: «Я не собираюсь делать из своего ребенка инвалида!». Понять отчаяние родителей несложно, ведь они понимают, что в обществе к детям с подобным статусом отношение может быть неоднозначным.

Безусловно, подача информации со стороны медицинского специалиста также имеет немалое значение. Если сразу после установления ребенку диагноза «синдром Аспергера» завести речь об оформлении инвалидности, как о единственно возможном виде помощи, то конфликт обеспечен.

В свою очередь, врач не должен забывать, что основной его обязанностью является замотивировать и настроить родителей на длительную работу с ребенком, страдающим синдромом Аспергера. А присвоение статуса «инвалид» рассматривать в ракурсе не только ежемесячной финансовой помощи, а как возможность получения различных социальных льгот, к примеру, в виде занятий в специализированных группах, путевок в санатории и т.д.

Не стоит забывать, что имея ребенка с синдромом Аспергера, кому-то из близких придется больше времени проводить с ним, а это лишит его возможности полноценно работать полный трудовой день.

Другими словами, скажется на финансовой стороне всей семьи. Направляя мысли встревоженных и расстроенных родителей в прагматичное русло, врач позволит им не только получить небольшое денежное подспорье, но хоть немного расфокусировать внимание на все стороны возникшей проблемы.

Источник

Мария, 1 ребенок13 марта 2019, 19:31

разве не психиатры оформляют инвалидность с таким диагнозом

Мы и были на психиатрической МСЭ

Мария, 1 ребенок13 марта 2019, 19:46

странно,обычно они к детям трепетно относятся

Lexy13 марта 2019, 19:38

У моей знакомой стоит синдром Аспергера, поставлен был ещё в РФ, сейчас она живёт в другой стране. Нигде инвалидность не давали. Ну и.. Не производит она впечатление совсем неадеквата, если не знать, да, с немного странностями, но абсолютно не критичными

да, с немного странностями, но абсолютно не критичными

Угу, не критичными. Это когда не живешь с ними…. Ну и степень Аспергера бывает разная. Может у вашей знакомой легкая степень.

Lexy14 марта 2019, 07:08

При занятиях, коммуникацияхх, с тьюторами их почти не отличить во взрослой жизни. Родители моей знакомой в неё очень большие деньги вкладывали.

KMD13 марта 2019, 19:40

Как я поняла,сейчас любую инвалидность со скрипом дают. У нас племянник глубокий инвалид с рождения, кроме психиатрии диагнозов на лист и рекомендации от нескольких врачей на инвалидность..Три года отфутболивали, прежде чем дали.

Fenix13 марта 2019, 19:41

Почитала про диагноз – что то мне подсказывает что дохлый номер – сейчас гайки закрутили конкретно. Ладно моему с гидроцефалией в этом году не продлили, племяшка 8 (!) раз на апеляцию подавала с ревматоидным артритом , учитывая что без инвалидности препараты получать не будет необходимые. Короче терпения вам. На всех комиссиях прям говорите что ужас-ужас как ребенку тяжело

Lexy13 марта 2019, 19:45

Я просто не в курсе. А если автор добьётся, то это не закроет потом ребёнку путь к высшему образованию?

В армию должно путь закрыть. Это важней. а инвалиды вполне успешно учатся, и где – то имеют льготы.

Lexy13 марта 2019, 19:52

Именно с писихическими заболеваниями в России?

Lexy13 марта 2019, 20:16

Так я о том и говорю. Аутистам же по психическому заболеванию инвалидность пишут?

Lexy13 марта 2019, 20:26

Так ваш сын сможет поступить в универ при инвалидности?  Если-Да, я б обратилась к юристу за консультацией и независимому психиатру. Если-Нет. .. А стоит оно того?

инвалидность по психическому заболеванию, именно синдром Аспергера, не является препятствием для поступления в Высшие учебные заведения Наоборот, наличие инвалидности дает некоторые льготы при поступлении

Flora14 марта 2019, 01:40

А работать-то он сможет после получения образования? Диплом-то не проблема сейчас. А далше что с ним делать?

Lexy14 марта 2019, 01:41

А почему человек с синдромом Аспергера не может работать?

Графиня, 1 ребенок14 марта 2019, 06:44

он-то может работать, только кто возьмёт на работу человека с инвалидностью по психиатрии…при прохождении медкомиссии естественно это всплывёт и прощай нормальная работа… кто кому что докажет.

Lexy14 марта 2019, 06:46

Ну это смотря куда. У Стива Джобса, например, тоже расстройство аутичного спектра было. Серьёзные компании, наоборот, присмотрятся.

Графиня, 1 ребенок14 марта 2019, 06:52

эх.. мы-то в России живём. здесь здоровым людям на работу нормальную сложно попасть без помощи родственников/друзей, что уж говорить о психиатрическом инвалиде. сразу же будет “да он шизофреник, делает что попало и ответственности никакой не понесёт”. ну зачем работодателю такие проблемы. у меня вот… пока просто с ограниченными возможностями здоровья, но черты именно эти. муж хочет оформлять мол будут какие-то “бонусы”, а я смотрю дальше, чем потом эти “бонусы” нам обернутся и не сломают ли они жизнь человеку

Lexy14 марта 2019, 06:55

Ну, в РФ тоже есть филиалы зарубежных компаний. Хоть, в небольших городах с этим сложнее, наверно.

А почему человек с синдромом Аспергера не может работать?

Смотря какая степень. Бывает, что и не могут.

Lexy14 марта 2019, 07:06

У автора ребенок в обычной школе и интеллект выше среднего. Вообще, синдром Аспергера это высокофункциональный аутизм.

К сожалению, одного интеллекта недостаточно, чтобы жить в обществе, работать и нормально функционировать. Никто и не сомневается в их интеллектуальных способностях. Но некоторым аспергерам приходится всю жизнь жить с родителями, они не способны жить самостоятельно. А некоторые живут сами, работают, и даже семьи заводят. По-разному бывает. На то это и синдром, что степень разная.

Источник

Диагнозы, связанные с расстройствами психического развития, позволяют семье рассчитывать на поддержку от государства. Она выражается в виде социальных выплат по инвалидности. Социальная поддержка устанавливается на определённый временной период. Но не все родители, которые воспитывают ребёнка с синдромом Аспергера, спешат использовать такую возможность.

Часто предложение о регистрации инвалидности вызывает у родителей и близких ярко негативный характер. Что заставляет людей, живущих в сложных обстоятельствах, отвергать положенную по праву помощь?

О заболевании

Принадлежит болезнь (синдром Аспергера) к расстройствам аутистического спектра. Она обрела своё название по фамилии психиатра и детского врача из Австрии Г. Аспергера, который впервые описал заболевание в 1944 году. Педиатр проводил наблюдения за группой детей, отличающихся от своих одногодок неразвитыми коммуникативными способностями, слабовыраженной эмпатией и неловкостью.

Врач применял тогда для обозначения заболевания иной термин — «аутистическая психопатия». В МКБ10 (Международная классификация болезней) у данной патологии есть синоним «шизоидное расстройство детского возраста». По признакам, описанным в классификации синдром Аспегрера дебютирует в раннем детстве, а шизоидное расстройство — в позднем детском возрасте или в пубертатный период развития личности.

К центральным признакам заболевания относятся как коммуникативные патологии, так и специфическое восприятие реальности, точнее её недоучёт. У больного наблюдается узкий круг интересов. В его поведении проявляется повышенная импульсивность, внутренняя противоречивость, а также полярные по направленности желания, аффекты, представления.

Бывает, что у детей с синдромом встречается способность к нетипичному восприятию себя и окружающих людей. У них в норме сохраняется логическое мышление, но механизм получения знаний очень неравномерен.

При синдроме наблюдается неустойчивость как активного, так и пассивного внимания. При этом больному требуется потратить значительную энергию для осуществления отдельных целей. Синдром Аспергера не обнаруживает существенной задержки как речевого, так и когнитивного развития личности. Но если присмотреться к такому ребёнку, то явно можно заметить отстранённое выражение лица больного.

Читайте также:  Истории болезни по нефротическому синдрому

Мимика страдающего от синдрома часто застывшая, он словно вглядывается «в себя» или в пустоту, наблюдается кратковременная фиксация внимания на лицах окружающих людей. Прослеживается бедность мимических движений, скупая на проявление жестикуляция. Ребёнок с данным синдромом обладает плохо скоординированной моторикой. Движения отличаются неритмичностью.

Коммуникативная деятельность понижена, речь имеет специфический ритм, темп и мелодику. Характерна быстрая смена громкости голоса. Часто речь похожа на декламацию.

При синдроме Аспергера проявляется склонность к словотворчеству, аутистическим играм. Больной неспособен к автоматизации навыков. Для таких детей свойственна привязанность к себе самому, а не к родным людям.

Стоит ли оформлять инвалидность

Самое главное, о чём задумываются родители, когда они находятся перед выбором устанавливать или нет ребёнку статус инвалида — как это повлияет на его дальнейшую жизнь. Каким образом будет организованно обучение в школе или подбор детского сада. В законе «Об образовании в РФ» (часть 1, ст. 79) говорится, что для детей-аутистов предусмотрено право и им гарантировано инклюзивное обучение в традиционных муниципальных школах.

На деле всё выглядит несколько по-другому. По словам близких родственников, которые столкнулись с ситуацией обучения детей, страдающих расстройствами психики, задержаться в простой школе, саду непросто.

Нередко ребёнок с синдромом Аспергера или иными проявлениями аутизма становится нежеланным гостем в образовательной организации. Поэтому родители стараются до последнего скрывать диагноз и избегать официального медико-психологического обследования.

При отсутствии явных проявлений заболевания ребёнок посещает школу, никто не думает о проблемах и отклонениях. Его воспринимают как немного странного, замкнутого, малообщительного. Но стоит поведение ребёнка соотнести с диагнозом, родители других обучающихся и нередко учителя выступают против одноклассника. Они стараются побыстрее избавиться от него.

Происходит травля. При иных обстоятельствах ученик бы справился с обучением, закончил школу и получил обычный аттестат. Но в ситуации травли ребёнок лишается такой привилегии.

Как итог больной с синдромом не располагает новыми возможностями успешно социализироваться. Он утрачивает со временем и те навыки, которые приобрёл нелёгким путём.

Ребёнок становится замкнутым, часто агрессивным, проявляется сужение круга интересов. В ситуации хронического стресса аутистические симптомы усугубляются. Происходит снижение показателей в интеллектуальном и психоэмоциональном состоянии личности.

Обучение в традиционной школе даётся детям-аутистам нелегко. Но при переходе в специализированное заведение ситуация только усугубляется и становится хуже. У страдающего синдромом Аспергера есть неплохой шанс на социальную адаптацию, при взаимодействии со своими здоровыми сверстниками в обычной школе.

В специализированных интернатах совершенно другой подход. Часто детям с подобными нарушениями назначают лекарственные препараты, производящие успокаивающее воздействие на психику. Только такая терапия ещё больше изолирует ребёнка от внешнего мира. Сам коллектив в спец-интернатах не располагает к нормальной социализации, что становится основополагающей причиной отказа родителей от подобных учреждений.

Социальные льготы

В рамках законодательства ясно прописано, что детям с аутизмом положен статус инвалида. Таким образом врач обязан сообщить эту информацию родителям или представителям ребёнка, когда те наблюдаются в поликлинике. Но зачастую медицинским работникам приходится видеть негативную реакцию близких, когда вопрос касается инвалидности их детей.

Например, врачи говорят, что не однажды слышали фразу: «Я не хочу и вам не позволю делать из моего ребёнка инвалида!». Отчаяние и боль родителей несложно понять. Они прекрасно осознают, что в социуме отношение к детям с таким статусом может носить неоднозначный характер.

Поэтому подача подобного рода информации со стороны врача имеет не последнее значение. Например, если сразу при установлении диагноза «синдром Аспергера» настаивать на инвалидности, то конфликтная ситуация будет обеспечена.

Медицинский специалист должен помнить, что главная его обязанность состоит в мотивации и правильном настрое родителей на продолжительное и трудное взаимодействие с ребёнком. А сам статус «инвалид» рассматривать не только с позиции материальной помощи, но и как возможность обрести разнообразные социальные льготы. Это могут быть особые группы для занятий, путёвки для санаторно-курортного лечения и т.п.

Другими словами, направляя рассуждения озабоченных родителей в практическое русло, врач поможет им не только обрести небольшое, но стабильное денежное подспорье, а также направить внимание и на другие стороны проблемы.

Предыдущая

ИнвалидамКак вызвать нотариуса для инвалида на дом

Следующая

ИнвалидамУголовная ответственность инвалидов: сажают ли их в тюрьму

Источник