Синдром авторитарной личности т адорно
Теодор В. Адорно вместе с другими Френкель-Брансуик, Дэниелом Левинсоном и Невиттом Сэнфордом, все исследователи из Калифорнийского университета в Беркли, определили теория авторитарной личности. Исследование, которое в итоге придало форму концепции, было разработано в середине прошлого века и было по мотивам комиссии от правительства Соединенных Штатов, заинтересованной в отслеживании очагов антисемитизма.
Адорно утверждал, что некоторые глубоко укоренившиеся черты личности предрасполагают некоторых людей быть очень чувствительными к тоталитарным и недемократическим идеям. Доказательства, представленные в поддержку этого вывода, включают в себя тематические исследования (например, нацисты), психометрическое тестирование (использование шкалы F, фашизм) и клинические интервью..
так, собранные данные, по-видимому, защищают существование авторитарной личности, что может помочь объяснить, почему некоторые люди более устойчивы к изменению своих предрассудков.
Характеристика авторитарной личности
Согласно теории авторитарной личности, эти люди с авторитарной личностью Они будут иметь тенденцию быть:
- Враждебен тем, кто имеет более низкий статус, но послушным людям с высоким статусом.
- довольно жесткие в своих мнениях и убеждениях.
- обычный, защита традиционных ценностей.
Адорно пришел к выводу, что люди с авторитарными личностями проявляют большую склонность к классифицировать людей на «нас» и «их», воспринимать свою собственную группу как превосходящую.
Люди с очень строгим образованием, управляемые критическими и серьезными родителями, имели больше шансов развить авторитарную личность. Адорно полагал, что это было потому, что рассматриваемый человек не мог выразить враждебность по отношению к своим родителям (потому что он был строг и критичен). В результате человек позже перенесет свою враждебность на цели, которые не будут наказаны за слабое положение, таких как этнические меньшинства.
Шкала F
Авторитарная теория личности сменилась набором критериев для определения личностных качеств. В свою очередь, эталонным инструментом для оценки авторской личности стала так называемая шкала F (фашистская F). Адорно считал, что на конфигурацию этих черт очень повлиял опыт детства. Эти функции включают в себя:
- условность: приверженность общепринятым ценностям.
- Авторитетная презентация: к групповым авторитетам.
- Авторитарная агрессия: против людей, которые нарушают общепринятые ценности.
- Anti-intraception: оппозиция субъективности и воображению.
- Суеверия и стереотипы: вера в индивидуальную судьбу, мышление в жестких категориях.
- Сила и твердость: Забота или подчинение и господство, подтверждение силы.
- Деструктивность и цинизм: вражда против человеческой натуры.
- проективность: восприятие мира как опасного, склонность к проецированию бессознательных импульсов.
- секс: чрезмерная забота о современных сексуальных практиках.
Критическая оценка авторитарной теории личности
Правда в том, что Есть много пунктов этой теории, для которых у нас нет доказательств, для других есть, но они указывают в противоположном направлении к тому, что предлагает эта теория. Некоторые из его наиболее спорных моментов:
- Жесткий стиль воспитания не всегда порождает людей с вредом.
- Некоторые предрассудки не соответствуют авторитарному типу личности.
- Теория не объясняет, почему люди предвзято относятся к определенным группам, а другие нет.
Адорно также подвергся критике за его ограниченный образец. Участники были набраны через официальные организации, которые уже навязали начальный уклон и подвергли сомнению репрезентативность выборки, чтобы обобщить выводы своего исследования..
Другая проблема состоит в том, что пункты в масштабе F были сформулированы тенденциозно и не были взаимоисключающими.. Наконец, процедуры проверки клинических интервью не дают никаких гарантий, так как интервьюеры заранее знали оценку по шкале каждого интервьюируемого, и это может повлиять на их способ задать вопросы..
Тем не менее, авторитарная теория личности вдохновил на широкое расследование о связи между личностными чертами, поведением и политическими убеждениями. На самом деле, хотя сегодня это не считается эталоном, без него трудно понять историю психологии личности.
7 характеристик авторитарных людей согласно психологии Авторитарные люди – это та длинная тень, которая всегда скрывается во многих наших ежедневных сценариях. Читать дальше ”
Источник
Немецкий философ и социолог Теодор Адорно является представителем франкфуртской школы, которая сложилась в начале 1920-х гг. в Германии. Одной из известных работ Адорно и его соратников является «Авторитарная личность». Исследование «Авторитарная личность» было проведено в США во второй половине 1940-х гг. В результате исследования были выявлены типы личностей, которые склонны к тоталитаризму (фашизму). Одним из общих качеств всех выявленных типов был антисемитизм.
Необходимо отметить, что Адорно описывал не все типы личностей, существовавшие в то время в США, а только те, которые связаны с авторитарной личностью и склонны к тоталитаризму. Типы демократической личности в его исследовании не рассматривались. Практической целью проекта было создание теоретической базы для борьбы против потенциальной угрозы фашистского мышления. Авторы проекта исходили из того, что современный фашизм немыслим без массовой основы. И в то же время они признавали, что фашистский потенциал среди масс является распространенным. В качестве методологической базы исследования было взято учение 3. Фрейда. В основе почти всех типов авторитарной личности, по мнению Адорно, лежат явления, описанные Фрейдом, например, эдипов комплекс. Адорно выделял пять типов авторитарной личности.
- 1. Конформист. Адорно считал, что этот синдром присущ высшим социальным слоям. Для него характерны следующие черты: приспособленчество к окружающей среде, принятие общих шаблонных ценностей; боязнь выделиться, быть не таким, как все; стереотипность мышления и недостаток самостоятельности.
- 2. Авторитарная личность. Основными чертами авторитарной личности являются следующие: слепая вера в авторитет; готовность атаковать слабых; жестокость и садизм, проявляемые в поиске врага, которым часто становится еврей; мазохизм и готовность подчиняться; страх показаться слабым.
- 3. Бунтовщик и психопат. Черты этого типа: бунт против всех авторитетов, в том числе против авторитета родителей; бунт против слабых; склонность к эксцессам (запои, насилие и т.и.); инфантилизм; абсолютизация телесной силы; садистское удовольствие от преследования слабой жертвы.
По мнению Адорно, этот тип играл большую роль в нацистской Германии. В качестве его источников он видел безработных и представителей опасных профессий — бродяг-колонистов, гонщиков, воздушных асов. У субъектов данного типа нет такой жестокости, как у авторитарного синдрома. Они инфантильны и асоциальны. Телесная сила для них играет решающую роль. Сюда входят различного рода хулиганы, дебоширы, палачи и все, кто выполняет «грязную» работу фашистского движения.
- 4. Чудак. К этому типу относятся люди, которые не смогли приспособиться к миру, воспринять «принцип реальности». Эти люди ввергаются в изоляцию. Они должны построить ложный внутренний мир, противопоставляемый внешней реальности. Этот синдром обнаруживается у женщин и пожилых мужчин, чья изоляция социально усиливается их действительным исключением из экономического производства. Чудак характеризуется отсутствием приспособленности к миру, противопоставлением внутреннего мира внешней реальности, самовозвеличиванием, подозрительностью, склонностью к психозам, предрассудкам и стереотипам.
- 5. Функционер-манипулятор. Это синдром, потенциально наиболее опасный, определяется стереотипами в крайней степени. Весь мир разделяется па пустые, схематичные, административные поля. Все рассматривается как объект для манипулирования и управления. Многие фашистские деятели в Германии проявляли этот синдром. Примером может служить Гиммлер. Трезвый ум, почти полное отсутствие каких-либо привязанностей — все это делает их самыми безжалостными из всех. Основные черты функционера-манииулятора: любовь к исполнению при глубоком безразличии к содержанию выполняемой работы; организационный подход к вещам; отсутствие моральных норм; безжалостность и цинизм. Для них характерен организационный подход к вещам, который предполагает принятие тоталитарных решений. Их цель — скорее конструирование газовых камер, чем погромы. Такова типология авторитарной личности Т. Адорно. Выделенные им типы действительно имеют место. Степень их распространенности свидетельствует о наличии фашистского потенциала в обществе.
Источник
Ваш комментарий о книге ОГЛАВЛЕНИЕТипы и синдромы3. Авторитарный синдромЭтот синдром ближе всего к общей картине Н, как это проявляется повсюду в нашем исследовании. Он следует за “классической” психоаналитической моделью, которая разрешает эдилов комплекс садомазохистским путем и которую Эрих Фромм назвал “садомазохистским характером”14. По теории Хоркхаймера в той же самой работе для сборника “Авторитет и семья” внешняя общественная репрессия идет рука об руку с внутренним вытеснением чувственных импульсов. Чтобы достичь “интернализации” общественного принуждения, которое всегда требует от индивида больше, чем ему дает, его поведение по отношению к авторитету и его психологической инстанции, сверх-Я, принимает иррациональные черты. Индивид только тогда может осуществить собственное социальное приспособление, если ему по душе послушание и подчинение; садомазохистская структура желаний является поэтому и тем и другим, и условием и результатом общественного приспособления. В нашей общественной форме находят удовлетворение как садистские, так и мазохистские склонности. При специфическом решении комплекса Эдипа, которое определяет структуру описанного здесь синдрома, такие виды удовлетворения превращаются в черты характера. Любовь матери в ее первоначальной форме попадает под строгое табу; вытекающая отсюда ненависть к отцу преобразуется путем образования реакции в любовь. Эта трансформация вызывает особый вид сверх-Я. Никогда полностью не удается выполнить труднейшую задачу индивида в его раннем развитии, а именно, превратить ненависть в любовь. В психодинамике “авторитарного” характера частично абсорбируется ранняя агрессивность, преобразуясь в мазохизм, частично она остается в виде садизма, который ищет питательную среду в тех, с которыми индивид себя не идентифицирует, т.е. в чужой группе. Часто еврей становится заменой ненавистному отцу и в воображении приобретает свойства, которые вызывали сопротивление по отношению к отцу: трезвость, холодность, желание господствовать, и даже свойства сексульного соперника. Амбивалентность обширна: она проявляется прежде всего в одновременно слепой вере в авторитет и готовности нападать на то, что кажется слабым и в общественном отношении приемлемо в качестве “жертвы”. Стереотипия при этом синдроме является не только средством социальной идентификации, но имеет и настоящую “экономическую функцию” в собственной психике индивида: она помогает направить в соответствующее русло его либидную энергию в соответствии с требованиями усиленного сверх-Я. Так, в конце концов сама стереотипность в большой степени приобретает черты либидности и преобладает во внутреннем бюджете индивида. Он развивает частично весьма сильные насильственные черты, которые восходят к анально-садистской фазе развития. С точки зрения социологии, этот синдром в Европе был более типичен для нижней прослойки среднего сословия; в Америке его можно ожидать у людей, реальный статус которых отклоняется от желаемого. Здесь “авторитарный” синдром четко противопоставлен “конвенциональному”, для которого характерным является социальная неудовлетворенность и отсутствие таких конфликтов; однако, в отношении конформизма у этих синдромов много общего. Очевидная ригидность совести проявляет, однако, сильные следы амбивалентности: что запрещено, может быть принято, если это не приводит к социальному конфликту. Слишком застывшее сверх-Я не только действительно не интегрировано, но и остается снаружи. Этот опрошенный был сломлен отцом, который слишком старался “подчинить его себе”, и именно этот факт определяет его антисемитизм. Он, наряду с восхищением грубым насилием, обвиняет евреев в беспощадности в практической жизни. его спросили о других причинах, он это объяснил “неудовлетворительными условиями жизни” и попытался объяснить, что ему далось с трудом, что же он имеет в виду. Условия приводят к недостаточной сдержанности и уважению частной сферы жизни – все они так стеснены – и “теряют чувство дистанции”, которая должна быть между людьми” и т. д. Ваш комментарий о книге |
Источник