Синдром фехтовальщика у ребенка фото

Асимметричный шейный тонический рефлекс появляется у ребёнка с ДЦП, когда тот поворачивает голову. Рефлекс на той стороне, куда малыш смотрит при повороте, характеризуется повышенным тонусом разгибателей, а сгибателей – с обратной стороны. Таким образом,  там стороне, куда малыш смотрит, рука разогнётся,  вторая рука согнётся в локте, и малыш примет так называемое положение «фехтовальщика».

Поза фехтовальщика. АШТР.

У здоровых детей слабый асимметричный рефлекс возможно выявить в возрасте от 2х до 4х месяцев, после он быстро угасает. При ДЦП так не происходит, рефлекс остаётся надолго. Патология выявляется в течении нескольких лет. Таким образом, данный патологический рефлекс не даёт ребёнку развиваться быстро и правильно. Малыш не может самостоятельно схватить погремушку или любую другую интересующую его вещь, исследовать её, иногда при сильном рефлексе даже невозможен спокойный поворот головы, из-за чего нельзя уследить за подвижными предметами, нельзя лечь на живот. Навык ориентирования в пространстве не развивается, потому что взгляд малыша не сфокусирован.

Из-за невозможности сфокусировать взгляд ребёнок не координирует движения, что мешает развитию письменных, изобразительных и других навыков. Малышу трудно рисовать, ему сложно учиться читать и писать, держать ручку, он не может правильно пользоваться столовыми приборами и так далее.

Рефлекс не даёт ребёнку вовремя встать на четвереньки: позиция «фехтовальщика» мешает удерживать руки прямыми, плечи при этом не параллельны полу или другой поверхности, на которой находится малыш. Если ребёнок лежит на животе, то он рефлекс вынуждает его согнуть одну руку, поэтому малыш часто ложится непроизвольно на спину. Из-за проявлений рефлекса появляются большие трудности в том, чтобы научиться переворачиваться на бок или живот. Все эти сложности мешают научиться ползанию и замедляют развитие малыша.

Когда асимметричный шейный тонический рефлекс слабый, для его выявления делают пробу сгибания-разгибания ручек при повороте головы. Для этого надо удерживать голову малыша повернутой, а руки по очереди сгибать и разгибать. О резко положительном рефлексе можно говорить в тех случаях, когда при выполнении пробы чувствуется сопротивление руки, в сторону которой обращено лицо, а другая рука трудно разгибается. Эти проявления носят название симптома «перочинного ножа».

АШТР сидя.

При другом варианте рефлекса, когда ребёнок может спокойно ворочать головой в положении на животе, а его руки расходятся в стороны. Вернуть руки в исходную позицию малыш при этом не может. Это приводит к утрате способности опираться на них и затруднению ползания.

Чтобы исследовать степень проявления асимметричного рефлекса ребёнку необходимо лечь на живот с согнутыми в локтях руками так, чтобы ребёнок при выполнении пробы опирался на предплечья. После этого голову поворачивают в сторону, наблюдая за руками. Рефлекс проявится положением «фехтовальщика».

Вариантом рефлекса может быть его проявление лишь с одной стороны. При этом патология выявляется лишь при повороте головы только в какую-то одну сторону: только справа или только слева. При легком варианте течения проявления рефлекса видны при положении стоя. В этом случае, на поворот головы приходят в движение ноги. Нога со стороны поворота будет разгибаться и отводиться, а также вывернется наружу, другая нога согнётся. Стопа второй ноги также согнётся, то есть станет на носок.

В спокойном состоянии этот рефлекс может быть не заметен, поэтому необходимо внимательно наблюдать за ребёнком в период его наибольшей активности: во время плача, смеха или раздражения. Тогда можно заметить или почувствовать напряжение мышц – проявления патологического рефлекса.

Клинически можно оценить выраженность данного рефлекса по степени нарушения двигательных и нервных функций:

1. Сильно выраженный. Повернуть голову для ребёнка очень трудно, на любые повороты головы во всех позах конечности реагируют движением. В позиции «фехтовальщика» малыш остаётся на продолжительное время. Он как бы застывает. Это всё говорит о резко положительном рефлексе и отмечается четырьмя плюсами (++++).

2. Выраженный. Ребёнок в позиции «фехтовальщика» не остаётся надолго, но при любых поворотах головы конечности характерно двигаются, рефлекс положительный и он отмечается тремя плюсами (+++).

3. Положительный. Когда рефлекс чаще обнаруживается только на животе и стоя, а на спине проявляется редко, то такое его проявление считают за умеренно положительным и обозначают двумя плюсами (++).

4. Слабоположительный рефлекс тогда, когда его проявления видно только в позиции на спине при повороте головы ребёнка. Там, куда повёрнута голова, тонус мышц-разгибателей усилен. Ощущается сопротивление сгибанию при проверке рефлекса. В этом варианте рефлекс можно обнаружить у ребёнка лишь в возбуждённом состоянии, при плаче, смехе или при выполнении плохо изученного, нового движения (+).

При различных сочетаниях патологических рефлексов развиваются различные варианты течения ДЦП. При сильном асимметричном шейном рефлексе, а особенно при сочетании его с лабиринтным тоническим и симметричным шейным рефлексами ДЦП идёт по типу тетрапареза, то есть теряется мышечная сила всех четырёх конечностей. Если же отсутствует лабиринтный рефлек,  асимметричный рефлекс при этом высокий и проявляется с обеих сторон, развивается гиперкинетическая форма ДЦП, характеризующаяся повышеннием подвижности ребёнка.

Читайте также:  Астматический синдром у кошек симптомы

При такой форме нередки подвывихи тазобедренных и других суставов, возможны судороги. При лёгкая степень асимметричного рефлекса и одностороннее его проявление ведут к гемипарезу, то есть к параличу мышц только с одной стороны. Степень этого нарушения зависит лишь от того, насколько сильно выражен асимметричный рефлекс.

Для детей с проявлениями асимметричного рефлекса характерны спастическая кривошея из-за постоянно повёрнутой головы, вывихи суставов, особенно тазобедренных, при гиперкинетическом варианте течения,  развивается сколиоз.

В качестве дополнительного исследования для диагностики асимметричного рефлекса используется УЗИ желудочков мозга через незакрытый большой родничок. При этом исследовании можно довольно часто обнаруживают неодинаковое увеличение боковых желудочков мозга.

Если данный патологический рефлекс проявился у ребёнка после 4х месяцев, то его необходимо срочно погасить. Это достигается с помощью специально разработанных упражнений в комплексе с лечебной физкультурой.

Читайте про методы гашения АШТР

Источник

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Читайте также:  Узи в 13 недель синдром дауна

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Источник

Психомоторное и речевое развитие детей Форум посвящен развитию детей раннего возраста. Вопросы родителей, касающиеся стимуляции крупной и мелкой моторики, общения и речи, познавательной деятельности и игры – их можно обсудить здесь.

 
#1  

17.02.2017, 23:37

Начинающий участник

 

Регистрация: 17.02.2017

Адрес: Георгиевск,

Сообщений: 25

Сказал(а) спасибо: 9

Ребенок 4,5 месяца сохраняется поза фехтовальщика

Здравствуйте,Уважаемая Полина Львовна! Спасибо Вам за Ваш труд и внимание,за вашу помощь нам,вечно обеспокоенным и переживающим мамам!)очень надеюсь на Ваши советы и рекомендации!Моей малышке 4 месяца 10 дней.родиласьв срок,со стимуляцией окситоцином, безводный период 12 часов.при рождении сразу закричала,но далась мне нелегко-из-за давления у дочери даже в склере глазика лопнул сосуд.рост 51 см,вес 3200.на данный момент рост 53 см,вес 7700 кг.позже диагностировали дефект в межпредсердной перегородке,правда,очень малых размеров,стридор и дисплазию тазобедренного сустава.на данный момент дочь переворачивается со спины на животик через левый бочок,через правый не получается.Тянется игрушкам,хватает их,тянет в рот,ручки сцепляетпо средней линии,произносит звуки :Аааа,оооуууу,эээуу, только гласные,согласные нет.улыбается,радуется близким,но смеется в голос очень редко.головочку вертикально вцелом держит хорошо,иногда может как будто положить ее на грудь..Лежа на животе на ручки толком не опирается,в основном головочку держит только за счет грудных мышц и мышц спины,игрушки ,лежа на животе подтягивает очень редко.вообще,вцелом на животе долго находиться не любит.. Что беспокоит:при подтчгивании за ручки лежа на спине головочку запрокидывает как-то набок направо и вниз,ноги при этом выпрямляет ,опираясь на пятки, выгибается.вообще,замечаю,что в положении вертикально столбиком у нее правая ручка все время как будто вытянута и отведена в сторону,а левая расслаблена или полусогнута.еще беспокоит то,что частенько замечаю у дочери позу фехтовальщмка-и чаще именно в правую сторону,т.е.правая рука вытянута вперед прямая,лицо повернуто тоже вправо,левая согнута и приподнята.Переворачивается тоже чаще в левую сторону,в правую не получается…Что Вы нам посоветуете,Полина Львовна? насколько критично то,что вашем возрасте еще иногда сохраняется поза фехтовальщика?Какие упражнения предпринять,чтобы ребенок не запрокидывал голову набок вправо при тракции за ручки?Очень буду ждать ответа,и хочу еще раз поблагодарить Вас за Ваши труды ,время и внимание,что Вы нам уделяете!

 
#2  

02.03.2017, 16:40

дефектолог

 

Регистрация: 31.01.2007

Адрес: Москва

Сообщений: 24,091

Поблагодарили 6,868 раз(а) за 5,349 сообщений

Записей в дневнике: 1

Добрый день.
Критичным считается возраст после 6 месяцев.
Думаю, что тракцию за руки пока лучше не делать. Попробуйте приподнять на себя малышку, удерживая ее за верхнюю часть рук, чуть ниже плечевого сустава.

Рекомендации:
1. Когда девочка лежит на спине используйте время от времени ортопедическую подушку с вмятиной в центре (Ее можно сделать и самой). Такая укладка поможет постепенно притормозить позу фехтовальщика.

2. Предлагайте девочке игрушку, одновременно положив свою руку ей на грудь и чуть надавив.

3. Кладите на грудь мягкую игрушку и несильно нажмите на нее. Дождитесь пока малышка обхватит ее двумя руками.

 
#3  

15.03.2017, 23:43

Начинающий участник

 

Регистрация: 17.02.2017

Адрес: Георгиевск,

Сообщений: 25

Сказал(а) спасибо: 9

Полина Львовна, спасибо огромное за ответ!я вам очень благодарна за ваше участие и неравнодушие!У нас есть успехи-моя малышка стала подтягиваться при тракции за ручки,пытается сама садиться в шезлонге, только меня беспокоит то,что когда дочь пытается ползать-она поднимает вверх попку,а ручки при этом раскидывает в стороны и тычется лицом в поверхность,на которой лежит…Иногда выпрямленными ручку даже назад может так закинуть.при этом , конечно, нервничает,что ползти не получается и психует.подскажите, пожалуйста,это нормально?Детки так все учатся ползать,или дочери нужно помочь каким-то образом?Еще раз огромное спасибо за вашу помощь нам,вечно переживающим мамам!)

 
#4  

17.03.2017, 22:05

дефектолог

 

Регистрация: 31.01.2007

Адрес: Москва

Сообщений: 24,091

Поблагодарили 6,868 раз(а) за 5,349 сообщений

Записей в дневнике: 1

В этом возрасте дети как только не ползают. Ваша – гусеничкой
Укладывайте на валик, на свои ноги. Постепенно приучайте к позе на животе.
Если делали массаж, то вполне возможно, что перестимулировали мышцы спины.
Привлекайте играть с ножками и укладывайте с использованием валика и все постепенно нормализуется.

 
#5  

21.03.2017, 00:17

Начинающий участник

 

Регистрация: 17.02.2017

Адрес: Георгиевск,

Сообщений: 25

Сказал(а) спасибо: 9

Полина Львовна,я Вам так благодарна,за то,что отвечаете на вопросы,даете рекомендации!!От всей души желаю Вам самое главное-крепкого Здоровья, благополучия и процветания!!! Спасибо Вам Огромное за неравнодушие!)это так важно нам,все время переживающим,сомневающимся мамам-ведь самое главное для каждой мамы-чтобы ее ребенок был здоров,ну а потом уже все остальное….
Если можно,я бы хотела еще спросить у Вас кое-какие вопросы….Нам 5 месяцев и 2 недели.с недавних пор,где-то дня 3-4 назад стала замечать,что дочь в положении лежа на животе все время работает только левой ножкой,и лучше опирается тоже ЛЕВОЙ ручкой.при этом правая согнута в локте,левая прямая.сгибает также левую ножку и соответственно заваливается на правый бок.
Я бы подумала ,что это просто она научилась так переворачиваться с живота на спину если бы НЕ:
1) правая ножка у дочери очень часто сильно напряжена,я даже не могу ее разогнуть или согнуть,при потряхивании расслабляется,во время сна тоже расслаблена.также у нас на этой ножке дисплазия тазобедренного сустава.
2) правую ручку при вертикализации часто держит согнутой в локтевом суставе.не все время но ЧАСТО.при этом манипулирует лучше этой же ручкой,больше тянется к игрушкам,хватает их именно правой рукой.но при тракции за ручки правой рукой быстрее отпускает мою руку,такое ощущение,что в левой больше силы.
3)переворачивается на живот лучше с левого бока,с правого неохотно.
4)ножки высоко не поднимает,если только сама не подниму ей ножки,может за коленки потрогать,за стопы не берёт и в рот не тянет.
5)в положении лежа на спине ножки часто как будто напряжены и вытянуты прямо,вообще такое ощущение,как будто ребенок вытягивается в струнку…
По описанию в инете проситала,что похоже на правосторонний гемипарез,и ручка полусогнута в локте и ножка напряжена сильно.записались к неврологу,будем лечить… Пробовала подкладывать под правый бочок свернутое полотенце,чтоб не заваливалась на него. Так дочь вообще перестала делать какие-нибудь телодвижения ,левой ногой тоже,просто лежит ,опершись на локотки и все.
Полина Львовна,помогите,подскажите,хотя бы для начала,до приема у невролога,какие упражнения нам делать, чтобы:
1) расслабить правую ножку?
2)как сделать так,чтобы дочь не заваливалась на правый бок?
3)как вцелом”включить” правую сторону а процесс ползания тоже?А то такое ощущение,что малышка знает только о левой стороне(отталкивается ногой,опирается рукой),а про правую не вкурсе.вот только к игрушкам правда,тянется и правой рукой тоже,и вроде манипулирует ею лучше..
Очень будут ждать ответа и спасибо Вам ,Полина Львовна, огромное еще раз!

 
#6  

30.03.2017, 17:11

дефектолог

 

Регистрация: 31.01.2007

Адрес: Москва

Сообщений: 24,091

Поблагодарили 6,868 раз(а) за 5,349 сообщений

Записей в дневнике: 1

Расслабляет мышечный тонус поза эмбриона. Попробуйте положить малышку на спину, под голову подушечку, чтобы подбородок прижался к груди, ноги при потряхивании согните в коленях, а руки согните и положите на грудь ребенка.

Если есть мяч можно делать плавные покачивания в позе на животе руки раскрыты и обхватывают мяч. Покачивать вперед-назад и вправо-влево.
Это пока основные упражнения. Остальное обсудим после посещения невролога.

Источник

Читайте также:  Дифференциальная диагностика при лихорадочном синдроме