Синдром односторонних интересов и увлечений наиболее часто наблюдается
В литературе описывается под разными названиями — странные увлечения, синдром патологических увлечений, патологические хобби и т. п. Представляет собой эмоционально значимое стремление к той или иной конкретной деятельности, опирающееся на болезненно усиленное влечение. Сверхценные односторонние интересы и увлечения могут проявляться как в виде четко очерченного самостоятельного синдрома, так и в качестве элемента в структуре сложных психопатологических синдромов подросткового возраста.
В рассматриваемом варианте речь идет о сверхценных интересах и увлечениях, близких к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте. Проявляется этот синдром в виде усиленных занятий каким-либо делом, не имеющим практического смысла. Больные изучают не используемые иностранные языки, занимаются только определенной системой физических упражнений, поглощены бессистемным чтением. Занимаются «самообразованием» путем последовательного переписывания томов энциклопедий, справочников и учебников. Подростки «оздоравливаются» с помощью экзотических диет, «очищают организм» способами, выходящими за пределы здравого смысла и наносящими очевидный вред здоровью. Среди больных распространено нелепое коллекционирование бесполезных вещей (пуговиц, гвоздей, фруктовых косточек, помета птиц). Подростки составляют и многократно переписывают каталоги названий улиц, мостов, маршрутов транспорта. Систематически ведут дневники, в которых подробно регистрируется — что и сколько съедено; пациенты проводят многие часы, забрасывая школьные занятия, за играми с самим собой «в перышки», «расшибалку», «морской бой», поглощены до изнеможения компьютерными играми (Справочник по психологии и психиатрии, 2004).
Если сравнить понятия «влечения» и «увлечения», то разница между ними оказывается весьма существенной. Последние характеризуются осознанностью цели и мотива, их динамика преимущественно непрерывна, а не приступообразна, им не предшествуют негативные эмоциональные переживания и не свойственны импульсивность или борьба мотивов, они не связаны со сферой инстинктов. По своей психопатологической характеристике (если увлечения становятся патологическими) они ближе всего к доминирующим, сверхценным образованиям (Справочник по психологии и психиатрии, 2004).
Клиническое содержание рассматриваемого синдрома в известной мере зависит от переживаемого подростком этапа пубертатного периода. Так, в младшем подростковом возрасте в связи с неравномерностью интеллектуального созревания, незрелостью мышления и критики, повышенной эмоциональностью, несформированностью способности к волевой коррекции могут возникать чрезмерно эмоционально значимые увлечения в виде запойного чтения. В позитивной фазе пубертата на фоне постепенной гармонизации и одновременно противоречивости в психологическом и социальном аспектах отмечаются склонность к самоанализу, самокопанию, появление повышенного интереса к отвлеченным проблемам. В негативной фазе резко выявляется тенденция к возникновению различных сверхценных образований, принимающих форму идей, увлечений, занятий, ипохондрических и дисморфофобических переживаний.
При возникновении описываемых расстройств в рамках невротических состояний сверхценные интересы и увлечения психологически более понятны, чем при психозах, в частности при шизофрении. Часто они имеют характер гиперкомпенсаторных образований, способствующих преодолению психотравмирующих переживаний и чувства неполноценности, имеющихся у многих подростков с психопатическими (преимущественно, аутистическими и психастеническими) чертами характера. Часто такие интересы и увлечения носят творческий, продуктивный характер и в большинстве случаев не сопровождаются существенной социальной дезадаптацией.
Отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби состоит:
- 1) в крайней интенсивности увлечения, одержимости им (для удовлетворения своей страсти подросток, в целом не склонный к асоциальному поведению, готов пойти на совершение серьезных проступков и даже криминальных действий);
- 2) необычности и вычурности увлечений, выходящих далеко за рамки психологической понятности;
- 3) непродуктивности увлечений (затрачивается масса времени, но ничего не достигается и не приобретается).
Если первый из этих признаков может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении, то следующие два более характерны именно для шизофрении. Однако отдельные более или менее длительные эпизоды (до 1—2 лет) могут иметь место и при состояниях, не достигающих психотического уровня. При шизофрении синдром сверхценных односторонних интересов и увлечений возникает очень рано, почти сразу приобретает патологический характер и значительно отличает его от такового при пограничных состояниях. Появление в клинической картине сверхценных образований и особенно их усложнение за счет разных признаков, а также сочетание с другими возрастными синдромами свидетельствует не только о нарастании полиморфизма, но и об утяжелении состояния подростка в целом.
При синдроме метафизической интоксикации в рамках шизофрении речь идет о болезненно искаженном познании действительности в форме пустого, непродуктивного мудрствования, выражающегося в мечтаниях, фантазировании и размышлениях. В случаях, когда речь идет о синдроме сверхценных односторонних интересов и увлечений, на первый план выступает патология деятельности, а не мечтания, фантазирование и размышления (Справочник по психологии и психиатрии, 2004).
- 1. Дайте клиническое определение бреда.
- 2. Какое влияние на развитие бреда оказывают личность больного, эпоха и т. п.?
- 3. Какие формы бреда по структуре наиболее часто встречаются у детей?
- 4. Назовите особенности бредовых расстройств в детском возрасте.
- 5. Опишите основные проявления синдрома патологического фантазирования у детей.
- 6. В каком возрасте чаще встречается синдром метафизической интоксикации?
- 7. Триадой каких расстройств представлен синдром дисморфомании?
- 8. Дайте характеристику основным проявлениям синдрома сверхценных односторонних интересов и увлечений.
Источник
15 марта 2016 | просмотры: 1 081
Что это такое?
Эта группа расстройств, возникающих в пубертатном возрасте, проявляется в ненормальных сверхценных увлечениях и интересах, не имеющих четких целей и порой абстрактных. Выделяются две группы синдромов, связанных с сверхценной деятельностью.
Содержание статьи:
- Типология односторонних интересов
- Особенности патологических увлечений
- Группа синдромов в формах конкретной деятельности
- Динамика расстройств
Типология односторонних интересов
В группе первого типа доминирует идеаторная и сверхценная деятельность псевдопознавательного характера. Подростки начинают задаваться вопросами о смысле жизни человека, задаются вопросами религии и внеземной жизни, всеобщем сознании и общечеловеческой морали. Более того, они могут увлечься «доработками» известных концепций, вроде теории относительности, педагогических подходов. На нашем опыте встречались подростки, увлеченные разработкой «вечного двигателя», чертежами космических кораблей и т.п.
Таким увлечения подростки отводят весомую часть времени, что нередко приводит к ущербности учебной деятельности, сужению времени досуга. Дети могут заниматься и в ущерб физиологическим потребностям: они забывают о еде и сне, тратя время на изучение научно-популярной литературы, специальных справочников, ведут «научные» дневники и выписывают цитаты из книг. Интересно, что субъективно они не испытывают усталости, а ввиду своих увлечений получают удовольствие от деятельности.
Здесь можно констатировать сверхзначимость для ребенка эти интересов.
В одних случаях вся деятельность сводится к бесцельному мудрствованию, перебиранию одних и тех же идей. В других случаях, такие усилия могут быть условно продуктивными, способствуя интеллектуальному развитию подростка.
Подростки из первой – бесплодной группы – не выводят свою деятельность за границу интеллектуальной переработки, они обнаруживают следующие реакции:
- • Замкнутость и жизнь внутри своих переживаний
- • Многочасовые размышления об интересных им проблемах с отстраненностью
- • Предпочтение одиночества и отказ делиться своими идеями
- • Отказ от активных попыток отстаивать свои «открытия»
- • Никаких попыток воплотить в жизнь свои идеи
Давайте условно назовем эту группу «пассивной». Тогда в группе «активных» подростков наоборот проявляется желание воплотить свои идеи в жизнь. Они с радостью делятся своими идеями, пытаются навязать их окружающим. Зачастую такие дети отправляют в различные министерства и НИИ свои разработки, планы социальных реформ и гениальные открытия.
Особенности патологических увлечений
Независимо от типа патологии, в творчестве подростков, а также в их письменных «трактатах» обнаруживается сильнейший контраст между взятыми из специальной литературы проблем и банальными, детскими выводами. Например, находясь в стационаре, один из пациентов за несколько суток разработал концепцию лечения шизофрении. Таким образом, вскрывается явное противоречие между сложностью и глобальностью увлекших ребенка проблем и инфантильностью выводов и способов их разрешения.
Традиционно в психиатрической литературе эта группа расстройств названа «метафизической (или философской) интоксикацией». На наш взгляд этот термин является неудачным, так как не отражает природы расстройства, а также он не раскрывает всего спектра патологий, которые далеко не ограничиваются одним философствованием.
Группа синдромов в формах конкретной деятельности
В эту категорию попадают расстройства, выраженные, в первую очередь, занятием или изучением таких видов деятельности, которые не используются ни в жизни, ни в академической сфере.
Сюда могут входить:
- 1. Малоизвестные «духовные» практики
- 2. Изучение мертвых языков
- 3. Чрезмерное занятие каким-либо одним физическим упражнением
Как пример приведем подростка, который часами мог стоять на носках, чтобы «укрепить суставный аппарат стопы и пальцев».
В эту группу можно включить и феномены «запойного чтения», необоснованный отказ от мясной пищи, ненормальные виды собирательства и коллекционирования (например, грязных салфеток, ржавых болтов разных форм, огрызков карандашей). Сюда же отнесем и составления специфических списков, каталогов, описывающих различные виды транспорта, названия улиц, а также составление тезаурусов в определенной области.
Динамика расстройств
В принципе, развитие и изменение синдрома крайне различно по своей длительности и проявлениям. В одних случаях может наблюдаться постоянный и стойкий тип расстройства с неизменной структурой интереса, в других – приступообразно и с изменением тематики увлечения.
Согласно наблюдениям, при условии первостепенности этого синдрома (то есть, он не включен в картину другого расстройства), он благополучно распадается к 24-25 годам. Таким образом, при благоприятном течении патология угасает в юношеском возрасте.
Однако в большинстве случаев эти нарушения диагностируются в рамках подростковой вялотекущей шизофрении или шизофрении приступообразной. В таком случае требуется уже не психологическая коррекция, а психиатрическое вмешательство с проведением клинического эксперимента и назначении курса лечения.
В шизофренических случаях сверхценных интересов они отличаются особенной вычурностью, отдаленностью от реальной жизни, своеобразными неологизмами и аутистичностью. Более того, к таким расстройствам присоединяются другая шизоидная симптоматика, вроде бреда, навязчивостей, галлюцинаций и фобий. Также наблюдается и общая эмоциональная тупость, отрыв ребенка от реальности.
Выводы
Подводя итоги нашей статьи, хочется сказать, что не всегда односторонние увлечения включаются в рамки патологии. Безусловно, не стоит забывать о талантах и гениях, о продуктивных интересах, связанных с реальной научной проблематикой или достижениями в спорте.
Однако не нужно вычеркивать и патологические увлечения из разряда проблем, которые могут проявится в любой семье. Важно понять, что при развитии ненормальных интересов их сопровождает некоторая вычурность и отстраненность, дети не ищут совета и не приемлют других идей. В таком случае попросту необходимо обратиться за консультацией к психиатру, а если возникнет необходимость провести диагностику – нужно сделать и это.
Ведь если заболевание начало свое развитие и было вовремя замечено, купировать и угасить его будет проще и в домашних условиях, ограничившись курсами психотерапии без какого-либо психофармакологического вмешательства.
автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
Источник
Патологические увлечения, оказываясь в центре духовной жизни подростка, малодоступные критической оценке, напоминают сверхценные идеи. Их даже иногда объединяют с ними общим понятием «сверхценные образования» [Леденев Б. А., 1977]. В. В. Ковалев (1979) при описании синдрома «односторонних интересов и увлечений» разделил их на активные и пассивные. К массивному увлечению он относит метафизическую интоксикацию. Именно в активности, с нашей точки зрения, существенное различие между патологическими увлечениями и сверхценными идеями. Отличие синдрома патологических увлечений от синдрома метафизической интоксикации состоит в том, что при увлечениях деятельность, а не мечтания, фантазии и размышления выступает на первый план.
Отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби определяется наличием хотя бы одной из следующих особенностей.
1) Крайняя интенсивность увлечения, одержимость им. Во имя одного какого-либо увлечения забрасывается все — и учеба, и работа, и обязанности, и обычные развлечения. В жертву ему приносятся отдых, сон, благополучие свое и своих близких. Могут совершаться проступки, даже криминальные действия (например, кража уникальных предметов для пополнения собираемой коллекции), совсем не свойственные личности подростка и которые он никогда бы не совершил, если бы они не были связаны с увлечением.
Эта черта патологических увлечений может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении.
2) Необычность и вычурность увлечений. Речь идет не просто об изысканности предмета увлечения, что встречается при шизоидной акцентуации (например, изучение древнеславянского языка, коллекция перьев и авторучек от старинных до ультрамодных). Здесь, в патологических случаях, необычность предмета увлечения уходит далеко за рамки психологически понятного («странные увлечения», по Р. А. Наджарову). Примером может послужить коллекция образчиков испражнений разных видов животных — от выделений маленьких рыбок до фекалий слона.
Эта черта патологических увлечений бывает присуща психопатоподобной шизофрении.
3) Непродуктивность увлечений. Несмотря на то, что увлечению отдается масса времени, ничего не достигается, ничего не создается и ничего не приобретается. Знания в избранной области остаются крайне поверхностными и сумбурными. Вся деятельность оставляет впечатление машины, работающей на холостом ходу.
Например, подросток, увлекающийся «планированием городов», вычерчивает сотни примитивных схем, стереотипно повторяющих одна другую, но ничего о планировании городов он никогда не читал, кроме туристской схемы своего города, ничего не видел.
Эта черта патологических увлечений также характерна для психопатоподобной шизофрении.
Синдром транзиторных сексуальных девиаций
Истинные и ложные перверзии. Как известно, сексуальные перверзии — это стойкие патологические извращения полового влечения, касающиеся объекта его направленности (тот же пол, животные, дети) или способа его удовлетворения. К сексуальным девиациям относят отклонения от общепринятых форм полового поведения, не являющиеся патологическими.
Перверзии принято разделять на истинные и ложные. К истинным относят случаи, где извращенный способ удовлетворения влечения является единственно приемлемым или наиболее предпочтительным. При ложных перверзиях извращенный способ используется только в определенных ситуациях, например, когда нормальное половое сношение неосуществимо. В более строгом смысле слова, истинные перверзии могут быть ограничены лишь теми случаями, где нормальная половая жизнь совершенно неприемлема и перверзный путь является единственно возможным для удовлетворения полового влечения. Таким образом, границы между истинными и ложными перверзиями определены неточно.
Транзиториыс сексуальные девиации у подростков. Эти отклонения в сексуальном поведении внешне могут выглядеть как перверзии, но всегда бывают не только ситуативно обусловленными, но и вообще преходящими — по миновании подросткового возраста и с началом нормальной половой жизни они исчезают. С нашей точки зрения, эти девиации не следует относить не только к истинным, но даже к ложным перверзиям,— последние на протяжении жизни часто рецидивируют. Лишь в некоторых неблагоприятных случаях, становясь дурной привычкой, сексуальные девиации, начавшись в подростковом возрасте, могут сохраняться, наряду с нормальной половой жизнью, или возобновляться при ее вынужденном прерывании, т. е. переходить в ложные перверзии.
Сексуальные девиации в подростковом возрасте могут быть эпизодическим явлением, не требующим врачебного вмешательства. Они же, как и перверзии, могут быть одним из проявлений нарушения поведения при психопатиях или одним из симптомов в картине психического заболевания.
Синдром транзиторных сексуальных девиаций в подростковом возрасте следует диагностировать лишь тогда, когда эти девиации, с одной стороны, оказываются достаточно продолжительными, соответствующие поступки не случайными, а с другой стороны — среди нарушений поведения становятся преобладающими или вообще оказываются единственным отклонением. Чаще всего данный синдром наблюдается как одна из форм патохарактерологических реакций на фоне акцентуаций характера, а также при психопатиях.
Истинные перверзии довольно часто впервые также начинают проявляться в подростковом возрасте. Поэтому при обнаружении у подростка нарушений сексуального поведения нередко встает вопрос о дифференциальном диагнозе между транзиторной сексуальной девиацией и формирующейся перверзией. Дифференциально-диагностические критерии несколько отличны при разных видах девиаций.
метафизическая интоксикация – предыдущая | следующая – онанизм
Подростковая психиатрия. Содержание.
Источник