Синдром односторонних интересов и увлечений наиболее часто наблюдается

Синдром односторонних интересов и увлечений наиболее часто наблюдается thumbnail

В литературе описывается под разными названиями — странные увлечения, синдром патологических увлечений, патологические хобби и т. п. Представляет собой эмоционально значимое стремление к той или иной конкретной деятельности, опирающееся на болезненно усиленное влечение. Сверхценные односторонние интересы и увлечения могут проявляться как в виде четко очерченного самостоятельного синдрома, так и в качестве элемента в структуре сложных психопатологических синдромов подросткового возраста.

В рассматриваемом варианте речь идет о сверхценных интересах и увлечениях, близких к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте. Проявляется этот синдром в виде усиленных занятий каким-либо делом, не имеющим практического смысла. Больные изучают не используемые иностранные языки, занимаются только определенной системой физических упражнений, поглощены бессистемным чтением. Занимаются «самообразованием» путем последовательного переписывания томов энциклопедий, справочников и учебников. Подростки «оздоравливаются» с помощью экзотических диет, «очищают организм» способами, выходящими за пределы здравого смысла и наносящими очевидный вред здоровью. Среди больных распространено нелепое коллекционирование бесполезных вещей (пуговиц, гвоздей, фруктовых косточек, помета птиц). Подростки составляют и многократно переписывают каталоги названий улиц, мостов, маршрутов транспорта. Систематически ведут дневники, в которых подробно регистрируется — что и сколько съедено; пациенты проводят многие часы, забрасывая школьные занятия, за играми с самим собой «в перышки», «расшибалку», «морской бой», поглощены до изнеможения компьютерными играми (Справочник по психологии и психиатрии, 2004).

Если сравнить понятия «влечения» и «увлечения», то разница между ними оказывается весьма существенной. Последние характеризуются осознанностью цели и мотива, их динамика преимущественно непрерывна, а не приступообразна, им не предшествуют негативные эмоциональные переживания и не свойственны импульсивность или борьба мотивов, они не связаны со сферой инстинктов. По своей психопатологической характеристике (если увлечения становятся патологическими) они ближе всего к доминирующим, сверхценным образованиям (Справочник по психологии и психиатрии, 2004).

Клиническое содержание рассматриваемого синдрома в известной мере зависит от переживаемого подростком этапа пубертатного периода. Так, в младшем подростковом возрасте в связи с неравномерностью интеллектуального созревания, незрелостью мышления и критики, повышенной эмоциональностью, несформированностью способности к волевой коррекции могут возникать чрезмерно эмоционально значимые увлечения в виде запойного чтения. В позитивной фазе пубертата на фоне постепенной гармонизации и одновременно противоречивости в психологическом и социальном аспектах отмечаются склонность к самоанализу, самокопанию, появление повышенного интереса к отвлеченным проблемам. В негативной фазе резко выявляется тенденция к возникновению различных сверхценных образований, принимающих форму идей, увлечений, занятий, ипохондрических и дисморфофобических переживаний.

При возникновении описываемых расстройств в рамках невротических состояний сверхценные интересы и увлечения психологически более понятны, чем при психозах, в частности при шизофрении. Часто они имеют характер гиперкомпенсаторных образований, способствующих преодолению психотравмирующих переживаний и чувства неполноценности, имеющихся у многих подростков с психопатическими (преимущественно, аутистическими и психастеническими) чертами характера. Часто такие интересы и увлечения носят творческий, продуктивный характер и в большинстве случаев не сопровождаются существенной социальной дезадаптацией.

Отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби состоит:

  • 1) в крайней интенсивности увлечения, одержимости им (для удовлетворения своей страсти подросток, в целом не склонный к асоциальному поведению, готов пойти на совершение серьезных проступков и даже криминальных действий);
  • 2) необычности и вычурности увлечений, выходящих далеко за рамки психологической понятности;
  • 3) непродуктивности увлечений (затрачивается масса времени, но ничего не достигается и не приобретается).

Если первый из этих признаков может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении, то следующие два более характерны именно для шизофрении. Однако отдельные более или менее длительные эпизоды (до 1—2 лет) могут иметь место и при состояниях, не достигающих психотического уровня. При шизофрении синдром сверхценных односторонних интересов и увлечений возникает очень рано, почти сразу приобретает патологический характер и значительно отличает его от такового при пограничных состояниях. Появление в клинической картине сверхценных образований и особенно их усложнение за счет разных признаков, а также сочетание с другими возрастными синдромами свидетельствует не только о нарастании полиморфизма, но и об утяжелении состояния подростка в целом.

Читайте также:  Методика обучения детей в школе с синдромом дауна

При синдроме метафизической интоксикации в рамках шизофрении речь идет о болезненно искаженном познании действительности в форме пустого, непродуктивного мудрствования, выражающегося в мечтаниях, фантазировании и размышлениях. В случаях, когда речь идет о синдроме сверхценных односторонних интересов и увлечений, на первый план выступает патология деятельности, а не мечтания, фантазирование и размышления (Справочник по психологии и психиатрии, 2004).

  • 1. Дайте клиническое определение бреда.
  • 2. Какое влияние на развитие бреда оказывают личность больного, эпоха и т. п.?
  • 3. Какие формы бреда по структуре наиболее часто встречаются у детей?
  • 4. Назовите особенности бредовых расстройств в детском возрасте.
  • 5. Опишите основные проявления синдрома патологического фантазирования у детей.
  • 6. В каком возрасте чаще встречается синдром метафизической интоксикации?
  • 7. Триадой каких расстройств представлен синдром дисморфомании?
  • 8. Дайте характеристику основным проявлениям синдрома сверхценных односторонних интересов и увлечений.

Источник

15 марта 2016 | просмотры: 1 081

Что это такое?
Эта группа расстройств, возникающих в пубертатном возрасте, проявляется в ненормальных сверхценных увлечениях и интересах, не имеющих четких целей и порой абстрактных. Выделяются две группы синдромов, связанных с сверхценной деятельностью.

Содержание статьи:

  1. Типология односторонних интересов
  2. Особенности патологических увлечений
  3. Группа синдромов в формах конкретной деятельности
  4. Динамика расстройств

Синдром сверхценных односторонних увлечений у подростков

Типология односторонних интересов

В группе первого типа доминирует идеаторная и сверхценная деятельность псевдопознавательного характера. Подростки начинают задаваться вопросами о смысле жизни человека, задаются вопросами религии и внеземной жизни, всеобщем сознании и общечеловеческой морали. Более того, они могут увлечься «доработками» известных концепций, вроде теории относительности, педагогических подходов. На нашем опыте встречались подростки, увлеченные разработкой «вечного двигателя», чертежами космических кораблей и т.п.

Таким увлечения подростки отводят весомую часть времени, что нередко приводит к ущербности учебной деятельности, сужению времени досуга. Дети могут заниматься и в ущерб физиологическим потребностям: они забывают о еде и сне, тратя время на изучение научно-популярной литературы, специальных справочников, ведут «научные» дневники и выписывают цитаты из книг. Интересно, что субъективно они не испытывают усталости, а ввиду своих увлечений получают удовольствие от деятельности.

Здесь можно констатировать сверхзначимость для ребенка эти интересов.

В одних случаях вся деятельность сводится к бесцельному мудрствованию, перебиранию одних и тех же идей. В других случаях, такие усилия могут быть условно продуктивными, способствуя интеллектуальному развитию подростка.

Подростки из первой – бесплодной группы – не выводят свою деятельность за границу интеллектуальной переработки, они обнаруживают следующие реакции:

  • • Замкнутость и жизнь внутри своих переживаний
  • • Многочасовые размышления об интересных им проблемах с отстраненностью
  • • Предпочтение одиночества и отказ делиться своими идеями
  • • Отказ от активных попыток отстаивать свои «открытия»
  • • Никаких попыток воплотить в жизнь свои идеи

Давайте условно назовем эту группу «пассивной». Тогда в группе «активных» подростков наоборот проявляется желание воплотить свои идеи в жизнь. Они с радостью делятся своими идеями, пытаются навязать их окружающим. Зачастую такие дети отправляют в различные министерства и НИИ свои разработки, планы социальных реформ и гениальные открытия.

Особенности патологических увлечений

Независимо от типа патологии, в творчестве подростков, а также в их письменных «трактатах» обнаруживается сильнейший контраст между взятыми из специальной литературы проблем и банальными, детскими выводами. Например, находясь в стационаре, один из пациентов за несколько суток разработал концепцию лечения шизофрении. Таким образом, вскрывается явное противоречие между сложностью и глобальностью увлекших ребенка проблем и инфантильностью выводов и способов их разрешения.

Традиционно в психиатрической литературе эта группа расстройств названа «метафизической (или философской) интоксикацией». На наш взгляд этот термин является неудачным, так как не отражает природы расстройства, а также он не раскрывает всего спектра патологий, которые далеко не ограничиваются одним философствованием.

Читайте также:  Национальные рекомендации синдром раздраженного кишечника

Группа синдромов в формах конкретной деятельности

В эту категорию попадают расстройства, выраженные, в первую очередь, занятием или изучением таких видов деятельности, которые не используются ни в жизни, ни в академической сфере.

Сюда могут входить:

  • 1. Малоизвестные «духовные» практики
  • 2. Изучение мертвых языков
  • 3. Чрезмерное занятие каким-либо одним физическим упражнением

Как пример приведем подростка, который часами мог стоять на носках, чтобы «укрепить суставный аппарат стопы и пальцев».

В эту группу можно включить и феномены «запойного чтения», необоснованный отказ от мясной пищи, ненормальные виды собирательства и коллекционирования (например, грязных салфеток, ржавых болтов разных форм, огрызков карандашей). Сюда же отнесем и составления специфических списков, каталогов, описывающих различные виды транспорта, названия улиц, а также составление тезаурусов в определенной области.

Динамика расстройств

В принципе, развитие и изменение синдрома крайне различно по своей длительности и проявлениям. В одних случаях может наблюдаться постоянный и стойкий тип расстройства с неизменной структурой интереса, в других – приступообразно и с изменением тематики увлечения.

Согласно наблюдениям, при условии первостепенности этого синдрома (то есть, он не включен в картину другого расстройства), он благополучно распадается к 24-25 годам. Таким образом, при благоприятном течении патология угасает в юношеском возрасте.

Однако в большинстве случаев эти нарушения диагностируются в рамках подростковой вялотекущей шизофрении или шизофрении приступообразной. В таком случае требуется уже не психологическая коррекция, а психиатрическое вмешательство с проведением клинического эксперимента и назначении курса лечения.

В шизофренических случаях сверхценных интересов они отличаются особенной вычурностью, отдаленностью от реальной жизни, своеобразными неологизмами и аутистичностью. Более того, к таким расстройствам присоединяются другая шизоидная симптоматика, вроде бреда, навязчивостей, галлюцинаций и фобий. Также наблюдается и общая эмоциональная тупость, отрыв ребенка от реальности.
Выводы

Подводя итоги нашей статьи, хочется сказать, что не всегда односторонние увлечения включаются в рамки патологии. Безусловно, не стоит забывать о талантах и гениях, о продуктивных интересах, связанных с реальной научной проблематикой или достижениями в спорте.

Однако не нужно вычеркивать и патологические увлечения из разряда проблем, которые могут проявится в любой семье. Важно понять, что при развитии ненормальных интересов их сопровождает некоторая вычурность и отстраненность, дети не ищут совета и не приемлют других идей. В таком случае попросту необходимо обратиться за консультацией к психиатру, а если возникнет необходимость провести диагностику – нужно сделать и это.

Ведь если заболевание начало свое развитие и было вовремя замечено, купировать и угасить его будет проще и в домашних условиях, ограничившись курсами психотерапии без какого-либо психофармакологического вмешательства.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Источник

Патологические увлечения, оказываясь в центре духовной жизни подростка, малодоступные критической оценке, напоминают сверхценные идеи. Их даже иногда объединяют с ними общим понятием «сверхценные образования» [Леденев Б. А., 1977]. В. В. Ковалев (1979) при описании синдрома «односторонних интересов и увлечений» разделил их на активные и пассивные. К массивному увлечению он относит метафизическую интоксика­цию. Именно в активности, с нашей точки зрения, существенное различие между патологическими увлечениями и сверхценными идеями. Отличие синдрома патологических увлечений от синдрома метафизической интоксикации состоит в том, что при увлечениях деятельность, а не мечтания, фантазии и размышления выступает на первый план.

Отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби определяется наличием хотя бы одной из следующих особенностей.

1)   Крайняя интенсивность увлечения, одержимость им. Во имя одного какого-либо увлечения забрасывается все — и учеба, и работа, и обязанности, и обычные развлечения. В жертву ему приносятся отдых, сон, благополучие свое и своих близких. Могут совершаться проступки, даже криминальные действия (например, кража уникальных предметов для пополнения собираемой коллекции), совсем не свойственные личности под­ростка и которые он никогда бы не совершил, если бы они не были связаны с увлечением.

Читайте также:  Синдром ишемии реперфузии этиология патогенез

Эта черта патологических увлечений может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении.

2)   Необычность и вычурность увлечений. Речь идет не просто об изысканности предмета увлечения, что встречается при шизоидной акцентуации (например, изучение древнеславянского языка, кол­лекция перьев и авторучек от старинных до ультрамодных). Здесь, в патологических случаях, необычность предмета увлечения уходит далеко за рамки психологически понятного («странные увлечения», по Р. А. Наджарову). Примером может послужить коллекция образчиков испражнений разных видов животных — от выделений маленьких рыбок до фекалий слона.

Эта черта патологических увлечений бывает присуща психо­патоподобной шизофрении.

3)   Непродуктивность увлечений. Несмотря на то, что увлечению отдается масса времени, ничего не достигается, ничего не создает­ся и ничего не приобретается. Знания в избранной области остают­ся крайне поверхностными и сумбурными. Вся деятельность оставляет впечатление машины, работающей на холостом ходу.

Например, подросток, увлекающийся «планированием городов», вычерчивает сотни примитивных схем, стереотипно повторяющих одна другую, но ничего о планировании городов он никогда не читал, кроме туристской схемы своего города, ничего не видел.

Эта черта патологических увлечений также характерна для психопатоподобной шизофрении.

Синдром транзиторных сексуальных девиаций

Истинные и ложные перверзии. Как известно, сексуальные перверзии — это стойкие патологические извращения полового влечения, касающиеся объекта его направленности (тот же пол, животные, дети) или способа его удовлетворения. К сексуальным девиациям относят отклонения от общепринятых форм полового поведения, не являющиеся патологическими.

Перверзии принято разделять на истинные и ложные. К истин­ным относят случаи, где извращенный способ удовлетворения влечения является единственно приемлемым или наиболее пред­почтительным. При ложных перверзиях извращенный способ используется только в определенных ситуациях, например, когда нормальное половое сношение неосуществимо. В более строгом смысле слова, истинные перверзии могут быть ограничены лишь теми случаями, где нормальная половая жизнь совершенно непри­емлема и перверзный путь является единственно возможным для удовлетворения полового влечения. Таким образом, границы между истинными и ложными перверзиями определены неточно.

Транзиториыс сексуальные девиации у подростков. Эти отклонения в сексуальном поведении внешне могут выглядеть как перверзии, но всегда бывают не только ситуативно обусловлен­ными, но и вообще преходящими — по миновании подросткового возраста и с началом нормальной половой жизни они исчезают. С нашей точки зрения, эти девиации не следует относить не только к истинным, но даже к ложным перверзиям,— последние на протяжении жизни часто рецидивируют. Лишь в некоторых неблагоприятных случаях, становясь дурной привычкой, сексуаль­ные девиации, начавшись в подростковом возрасте, могут сохра­няться, наряду с нормальной половой жизнью, или возобновляться при ее вынужденном прерывании, т. е. переходить в ложные пер­верзии.

Сексуальные девиации в подростковом возрасте могут быть эпизодическим явлением, не требующим врачебного вмешатель­ства. Они же, как и перверзии, могут быть одним из проявлений нарушения поведения при психопатиях или одним из симптомов в картине психического заболевания.

Синдром транзиторных сексуальных девиаций в подростковом возрасте следует диагностировать лишь тогда, когда эти девиации, с одной стороны, оказываются достаточно продолжительными, соответствующие поступки не случайными, а с другой стороны — среди нарушений поведения становятся преобладающими или вообще оказываются единственным отклонением. Чаще всего данный синдром наблюдается как одна из форм патохарактерологических реакций на фоне акцентуаций характера, а также при психопатиях.

Истинные перверзии довольно часто впервые также начинают проявляться в подростковом возрасте. Поэтому при обнаружении у подростка нарушений сексуального поведения нередко встает вопрос о дифференциальном диагнозе между транзиторной сексуальной девиацией и формирующейся перверзией. Диф­ференциально-диагностические критерии несколько отличны при разных видах девиаций.

метафизическая интоксикация – предыдущая | следующая – онанизм

Подростковая психиатрия. Содержание.

Источник