Синдром раннего детского аутизма разновидности

Синдром раннего детского аутизма разновидности thumbnail

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 26 февраля, 2020

Аутизм – это разновидность психического расстройства, имеющая свои формы и классификацию. Такая информация нужна врачам для оценки течения патологии, составления плана лечения и прогноза.

Девочка с аутизмом отвернулась от мира

Проявления разнообразны, включают в себя ряд синдромов и объединяются в одной большой категории: расстройства аутического спектра (РАС). Как правило, являются врожденным дефектом развития ЦНС, закрепленным на генетическом уровне.

Первые признаки РАС бывают заметны уже во младенчестве или появляются в первые годы жизни. Однако некоторые типы аутизма у детей становятся заметны только после полового созревания или на его фоне.

Отличительная черта людей с аутизмом любого типа – проблемы во взаимодействии с обществом. Они воспринимают мир специфическим образом, не нуждаются в общении, часто не способны понимать переносное значение слов, подтекст того или иного явления.

Масса больных по мере взросления и при сопровождении правильно подобранной терапии, коррекционных занятий, адаптируются к нормальной жизни. Однако встречаются и тяжелые разновидности детского аутизма, признаки которых устранить невозможно даже медикаментозно.

Виды детского аутизма

Заболевание в отдельную категорию выделено меньше столетия назад. За прошедшее время ученые успели изучить его проявления и последствия. Ниже рассмотрим разновидности аутизма у детей, внесенные в МКБ-10.

Ранний детский аутизм

Также, ранний детский аутизм, называется по фамилии первооткрывателя синдромом Каннера. Проявляется в первые годы, а иногда и месяцы жизни. К 3 годам, симптомы, достаточные для установления диагноза, уже сформированы.

Спровоцировать ускорение развития болезни могут как внешние обстоятельства, так и личные особенности ЦНС ребенка.

Патогномоничными симптомами у пациента выступают:

  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • выраженный отказ от общения даже с близкими людьми;
  • чрезмерная привязанность к матери или полное отторжение всех людей, включая самых близких;
  • задержка или регрессия речевого развития;
  • отказ от пищи;
  • отсутствие чувства самосохранения;
Ребенок кричит на полу возле игрушек
  • нежелание идти на зрительный контакт при диалоге;
  • нарушение интеллектуальных способностей;
  • использование в качестве игрушек неигровых предметов, несюжетные игры;
  • повторяющиеся движения, приверженность к ритуалам.

Если малыш с первых месяцев показывает нежелание идти на руки, не любит тактильные контакты, не различает членов семьи и чужих, то это повод обратиться к педиатру за направлением на обследование. Позже заметными становятся другие признаки, в том числе серьезная УО (умственная отсталость), трудности с речью.

Синдром Каннера требует многолетнего лечения, работы с профильными докторами. Нужен план корректирующих занятий как в специальных центрах, так и дома.

В случае легкой степени заболевания, с возрастом ребенок обучается нужным для жизни навыкам и способен жить самостоятельно. Когда патология тяжелая, то пациент рискует остаться инвалидом.

Аутизм атипичного течения

Выявляется позже, иногда уже к подростковому возрасту.

В отличие от классической формы, проявляется не всеми характерными симптомами. Часто такой вариант РАС называют аутизмом взрослых из-за позднего обнаружения и запоздания с коррекционной работой.

Ребенок с аутизмом в коробке полон идей

Так как симптоматика носит поверхностный, слабо выраженный характер, то больные имеют хороший шанс со временем адаптироваться к жизни в обществе на уровне нормы.

Часто люди с этим типом одарены талантом в той или иной сфере, обладают уровнем интеллекта выше среднего. Симптоматика проявляется в заторможенности речевого развития, специфическом восприятии мира или неприятия общения с другими людьми.

Иногда симптомы атипичного аутизма выступают не самостоятельным заболеванием, а одним из проявлений детской шизофрении.

Синдром Аспергера

Специфическое аутическое расстройство, встречающееся, как правило, у мальчиков. Проявляется достаточно рано, но при этом считается достаточно легкой формой заболевания, так как охотно поддается коррекции.

Характерными симптомами являются:

  • Нарушения социального аспекта. Им трудно инициировать и поддержать диалог. Не понимают и не принимают стандартных моделей поведения в обществе.
  • Не способны к эмпатии. Им сложно понять, что испытывают другие люди, они не определяют эмоции по внешним проявлениям. Сами же либо практически не испытывают эмоции, либо имеют серьезные проблемы с их выражением.
  • Возникают сложности с пониманием иносказательности и метафорического значения слов. Воспринимают все сказанное и прочитанное буквально. Абстрактное мышление развивается плохо, остается в зачаточном состоянии.
Ребенок сидит у замка из конструктора

Интеллект не страдает, а приобретает особенный характер. Из-за чего, в противовес Каннеру, синдром Аспергера называют высокофункциональным аутизмом.

При своевременно начатой работе, пациенты с подобным РАС способны полноценно интегрироваться в мир, закончить общеобразовательную школу. Получают образование и профессию, работать и создают семьи. Могут испытывать проблемы с заведением друзей.

Такой синдром в той или иной мере отмечается у ряда успешных людей XX–XXI века.

Синдром Ретта

Едва ли не самая тяжелая форма из разновидностей аутизма у детей, вид, встречающийся только среди девочек. По крайней мере на данный момент ни одного случая среди мальчиков зафиксировано врачами не было.

Первые признаки проявляются уже к 8 месяцу жизни. Отклонения в поведении, интеллектуальном развитии сочетаются с аномалиями физического развития.

Типичные признаки:

  • однообразные движения рук, ног с младенческого возраста;
Паззлы вместо слов признак ЗПР
  • отмечается умственная отсталость;
  • возможны судорожные припадки;
  • внимание не фокусируется ни на чем;
  • неравномерное физическое развитие, отдельные части тела начинают развиваться быстрее других;
  • отсутствие или регресс речевого развития, фразы стереотипные, словарный запас скудный, со временем беднеет, появляются периоды мутизма (немоты).

В случае установки такого диагноза, детям проводятся коррекционные занятия, используются специальные методы обучения. Однако, зачастую, исправить положение они не помогают. Удается замедлить деградацию, сдержать когнитивный регресс.

Протекает в большинстве случаев одновременно с другими психическими заболеваниями, характерными для детей. Не исключается сочетание с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Читайте также:  Синдром диогена почему так называется

Диагностика и лечение

Стоит помнить, что знание о том, какой бывает аутизм у детей еще не дает полного знания об аутистах и их чертах, болезнь проявляется с уникальными каждому нюансами.

Даже опытные врачи, начиная лечение не берутся предсказать его результаты, так как прогнозы оказываются малосостоятельными. Хорошие результаты демонстрирует применение транскраниальной магнитной стимуляции.

Статистика говорит о том, что большинство людей с легкой и средней по тяжести формой аутизма, к совершеннолетию, в достаточной мере обучаются необходимым для ведения социальной жизни навыкам.

  1. Alarcon M., Cantor R.M., Liu C. et al. The Autism Genetic Resource Exchange Consortium & Geschwind, D.H. Evidence for a language quantitative trait locus on chromosome 7q in multiplex autism families // American Journal of Human Genetics. – 2002. – V. 70. – P. 60-71.
  2. Genetic analysis of a case of mosaic trisomy 21 associated with autismspectrum disorder]. Yan D, Zhao Y, Wang Z, Yin T, Yang S, Tang X, Wang L. Zhonghua Yi Xue Yi Chuan Xue Za Zhi. 2020 Feb 10;37(2):190-194. doi: 10.3760/cma.j.issn.1003-9406.2020.02.023. Chinese.
  3. Sluggish Cognitive Tempo in AutismSpectrum Disorder, ADHD, and Their Comorbidity: Implications for Impairment. McFayden T, Jarrett MA, White SW, Scarpa A, Dahiya A, Ollendick TH. J Clin Child Adolesc Psychol. 2020 Feb 6:1-8. doi: 10.1080/15374416.2020.1716365
  4. Варанкова Л.В., Семин И.Р. Диагностика аутистических расстройств у детей разного возраста: Методические рекомендации. – Томск, 2004. – 27 с.
  5. Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T. et al. Behavioral manifestations of autism in the first year of life // Intl. J. Dev. Neurosci. – 2005. – Vol. 23, № 2-3. – P. 143-152.
  6. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология, 1995. № 5. С. 76-83.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

  1. Что такое аутизм?
  2. Причины развития аутизма
  3. Симптомы аутизма
  4. Виды аутизма
    1. Ранний детский аутизм
    2. Атипичный аутизм
    3. Синдром Ретта
    4. Синдром Аспергера
  5. Синдром аутизма
  6. Ранние признаки аутизма
  7. Диагностика аутизма
  8. Терапии аутизма
  9. Программы по аутизму
  10. Рекомендации по аутизму

Виды аутизма

При определении вида аутизма современные врачи-психиатры в своей практике чаще всего руководствуются Международной Классификацией Болезней (МКБ).
Согласно международной классификации болезней десятого пересмотра различают детский аутизм, синдром Ретта, Аспергера и другие. Однако диагностическое руководство по психическим болезням (DSM) на сегодня рассматривает только одну клиническую единицу – расстройство аутистического спектра. Таким образом, вопрос о вариантах аутизма зависит от того, какой классификацией пользуется специалист. В западных странах и США используется DSM, поэтому в этих странах более не существует диагноза синдрома Аспергера или Ретта. В России и некоторых странах постсоветского пространства чаще используется МКБ.

К основным видам аутизма, которые обозначены в Международной классификации болезней, относятся:

  • ранний
    детский аутизм;
  • атипичный
    аутизм;
  • синдром
    Ретта;
  • синдром
    Аспергера.

Остальные виды аутизма, которые встречаются достаточно редко, относятся к рубрике «другие виды аутистических расстройств».

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм – это один из видов аутизма, при котором психические и поведенческие расстройства начинают проявляться с первых дней жизни ребенка. Вместо термина «ранний детский аутизм», в медицине также используют «синдром Каннера». Из десяти тысяч младенцев и детей раннего возраста этот вид аутизма встречается у 10 – 15 малышей. Мальчики страдают синдромом Каннера в 3 – 4 раза чаще, чем девочки.

Признаки раннего детского аутизма могут начать проявляться с первых дней жизни младенца. У таких детей матери отмечают нарушение реакции на слуховые раздражители и заторможенность реакции на различные визуальные контакты. В первые годы жизни у детей появляются трудности с пониманием речи. У них также отмечается задержка в развитии речи. К пяти годам у ребенка с ранним детским аутизмом наблюдаются сложности с социальными взаимоотношениями и устойчивые поведенческие нарушения.

Основными проявлениями раннего детского аутизма являются:

  • собственно
    аутизм;
  • присутствие
    страхов и фобий;
  • отсутствие
    устойчивого чувства самосохранения;
  • стереотипы;
  • особенная
    речь;
  • нарушенные
    познавательные и интеллектуальные способности;
  • особенная
    игра;
  • особенности
    двигательных функций.

Аутизм
Аутизм, как таковой, в первую очередь, характеризуется нарушением зрительного контакта. Ребенок не фиксирует свой взгляд на лице кого-либо и постоянно избегает взгляда в глаза. Он будто смотрит мимо или сквозь человека. Звуковые или визуальные раздражители не способны вызвать оживление ребенка. Улыбка редко появляется на лице, и даже смех взрослых или других детей неспособен ее вызвать. Другой выраженной чертой аутизма является особое отношение к родителям. Потребность в матери практически никак не проявляется. Дети с задержкой не узнают мать, поэтому при ее появлении не начинают улыбаться или двигаться навстречу. Также отмечается слабая реакция на ее уход.

Появление нового человека способно вызвать выраженные негативные эмоции – тревогу, страх, агрессию. Общение с другими детьми сильно затруднено и сопровождается негативными импульсными действиями (сопротивление, бегство). Но иногда ребенок просто полностью игнорирует любого, кто находится рядом с ним. Реакция и отклик на словесное обращение также отсутствует или сильно заторможена. Ребенок может даже не откликаться на свое имя.

Присутствие страхов и фобий
В более чем 80 процентах случаев ранний детский аутизм сопровождается присутствием различных страхов и фобий.

Читайте также:  Солнечные дети синдром дауна что это

Основные виды страхов и фобий при раннем детском аутизме

Виды страховОсновные предметы и ситуации, вызывающие страх
Сверхценные страхи (связанные с переоценкой значимости и опасности определенных предметов и явлений)одиночество; высота; лестницы; незнакомые люди; темнота; животные
Страхи, связанные с аудитивными (слуховыми) раздражителямибытовые предметы – пылесос, фен, электробритва; шум воды в трубах и туалете; гудение лифта; звуки машин и мотоциклов
Страхи, связанные с визуальными раздражителямияркий свет; мигающие лампы; резкая смена кадра в телевизоре; блестящие предметы; фейерверки; яркая одежда окружающих людей
Страхи, связанные с тактильными раздражителямивода; дождь; снег; вещи из меха
Бредоподобные страхисобственная тень; объекты определенного цвета или формы; любые отверстия в стенах (вентиляция, розетки); определенные люди, иногда даже родители

Отсутствие устойчивого чувства самосохранения
В некоторых случаях раннего детского аутизма нарушено чувство самосохранения. У 20 процентов больных детей отсутствует «чувство края». Малыши иногда опасно свешиваются за борт колясок либо перелазят за стенки манежа и кроватки. Часто дети спонтанно могут выбежать на дорогу, спрыгнуть с высоты или зайти в воду до опасной глубины. Также у многих не закрепляется отрицательный опыт ожогов, порезов и ушибов. Более взрослые дети лишены защитной агрессии и не способны постоять за себя, когда их обижают сверстники.

Стереотипы
При раннем детском аутизме у более чем 65 процентов больных появляются различные стереотипы – частые повторения определенных движений и манипуляций.

Стереотипы раннего детского аутизма

Виды стереотиповПримеры
Двигательныераскачивание в коляске; однообразные движения конечностями или головой; длительное прыганье; упорное раскачивание на качелях
Речевыечастый повтор определенного звука или слова; постоянный пересчет предметов; непроизвольное повторение услышанных слов или звуков
Поведенческиевыбор одной и той же еды; ритуальность в выборе одежды; неизменный маршрут прогулок
Сенсорныевключает и выключает свет; пересыпает мелкие предметы (мозаику, песок, сахар); шуршит обертками от конфет; обнюхивает одни и те же предметы; облизывает определенные предметы

Особенная речь
При раннем детском аутизме развитие и освоение речи запаздывает. Малыши поздно начинают произносить первые слова. Их речь неразборчива и не обращена к определенному человеку. Ребенок с трудом понимает или игнорирует словесные указания. Постепенно речь наполняется необычными словами, комментирующими фразами, неологизмами. К особенностям речи также относятся частые монологи, диалоги с самим собой и постоянная эхолалия (автоматическое повторение слов, фраз, цитат).

Нарушенные познавательные и интеллектуальные способности
При раннем детском аутизме познавательные и интеллектуальные способности отстают либо ускоряются в развитии. Примерно у 15 процентов больных эти способности развиваются в пределах нормы.

Нарушение познавательных и интеллектуальных способностей

Вариант нарушенияПроявления
Задержка развитиятрудность в сосредоточении; быстрая пресыщаемость восприятия; нет целенаправленности в действиях; ощущения, различные по времени, становятся одинаково актуальными
Ускорение развития некоторых сторончрезмерный интерес к определенным предметам, знакам; накопление знаний в узких, достаточно необычных областях; уникальная слуховая или визуальная память

Особенная игра
Часть детей с ранним аутизмом полностью игнорируют игрушки, и игра отсутствует вообще. У других – игра ограничивается простыми однотипными манипуляциями с одной и той же игрушкой. Часто в игре участвуют посторонние предметы, не относящиеся к игрушкам. При этом функциональные свойства этих предметов никак не используются. Игры обычно происходят в уединенном месте в одиночестве.

Особенности двигательных функций
У более половины больных ранним детским аутизмом отмечается гипервозбудимость (повышенная двигательная активность). Различные внешние раздражители могут спровоцировать выраженную двигательную активность – ребенок начинает топать ногами, размахивать руками, отбиваться. Пробуждение часто сопровождается плачем, криком или хаотичными движениями. У 40 процентов больных детей наблюдаются противоположные проявления. Сниженный тонус мышц сопровождается малой подвижностью. Груднички вяло сосут. Дети слабо реагируют на физический дискомфорт (холод, влагу, голод). Внешние раздражители не способны вызвать адекватные реакции.

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм представляет собой особую форму аутизма, при которой клинические проявления могут быть скрыты долгие годы либо быть слабовыраженными. При данном заболевании выявляются не все основные симптомы аутизма, что усложняет постановку диагноза на раннем этапе.
Клиническая картина атипичного аутизма представлена разнообразными симптомами, которые могут проявляться у разных больных в разных комбинациях. Все множество симптомов можно разделить на пять основных групп.

Характерными группами симптомов атипичного аутизма являются:

  • расстройства
    речи;
  • признаки
    эмоциональной недостаточности;
  • признаки
    социальной дезадаптации и несостоятельности;
  • расстройство
    мышления;
  • раздражительность.

Расстройства речи
Люди с атипичным аутизмом встречают сложности при изучении языка. Они с затруднениями понимают речь других людей, воспринимая все буквально. За счет малого словарного запаса, не соответствующего возрасту, выражение собственных мыслей и идей осложнено. Изучая новые слова и фразы, больной забывает освоенную в прошлом информацию. Пациенты с атипичным аутизмом не понимают эмоции и чувства окружающих, поэтому у них отсутствует способность сопереживать и беспокоиться за родных.

Признаки эмоциональной недостаточности
Другим важным признаком атипичного аутизма является неспособность выражать свои эмоции. Даже когда у больного появляются внутренние переживания, он не способен объяснить и выразить, что чувствует. Окружающим может показаться, что он просто равнодушный и безэмоциональный.

Признаки социальной дезадаптации и несостоятельности
В каждом отдельном случае признаки социальной дезадаптации и несостоятельности имеют различную степень выраженности и свой особый характер.

К основным признакам социальной дезадаптации и несостоятельности относятся:

  • склонность
    к одиночеству;
  • избегание
    любых контактов;
  • нехватка
    общения;
  • сложности
    при налаживании контакта с посторонними;
  • неспособность
    заводить друзей;
  • затрудненный
    зрительный контакт с оппонентом.

Расстройство мышления
У людей с атипичным аутизмом наблюдается ограниченное мышление. Им сложно принимать любые нововведения и изменения. Смена обстановки, сбой в установленном режиме дня или появление новых людей вызывает растерянность и панику. Привязанность может наблюдаться по отношению к одежде, еде, определенным запахам и цветам.

Читайте также:  Неврологические синдромы голубев в л

Раздражительность
При атипичном аутизме нервная система является более чувствительной в отношении различных внешних раздражителей. От яркого света или громкой музыки больной становится нервным, раздражительным и даже агрессивным.

Синдром Ретта

Синдром Ретта относится к особой форме аутизма, при которой появляются тяжелые психоневрологические нарушения на фоне прогрессирующих дегенеративных изменений в центральной нервной системе. Причиной появления синдрома Ретта является мутация одного из генов половой Х хромосомы. Это объясняет тот факт, что болеют исключительно девочки. Практически все плоды мужского пола, имеющие в геноме одну Х хромосому, погибают еще в утробе матери.

Первые признаки болезни начинают проявляться через 6 – 18 месяцев после рождения ребенка. До этого времени рост и развитие младенца никак не отличается от нормы. Психоневрологические расстройства развиваются, проходя четыре стадии болезни.

Стадии синдрома Ретта

СтадииВозраст ребенкаПроявления
I6 – 18 месяцевзамедляется рост отдельных частей тела – кистей, стоп, головы; появляется диффузная гипотония (слабость мышц); снижается интерес к играм; ограничивается возможность общения с ребенком; появляются некоторые двигательные стереотипы – покачивание, ритмичное сгибание пальцев
II1 – 4 годачастые приступы беспокойства; нарушение сна с криками при пробуждении; утрачиваются приобретенные навыки; появляются трудности речи; двигательных стереотипов становиться больше; ходьба затрудняется из-за потери равновесия; появляются припадки с конвульсиями и судорогами
III3 – 10 летПрогрессирование болезни приостанавливается. Основным признаком становится умственная отсталость. В этот период появляется возможность наладить эмоциональный контакт с ребенком
IVот 5 леттеряется подвижность тела из-за атрофии мышц; появляется сколиоз (искривление позвоночника); нарушается речь – неправильно употребляются слова, появляется эхолалия; усугубляется умственная отсталость, но сохраняется эмоциональная привязанность и общение

Из-за тяжелых двигательных нарушений и выраженных психоневрологических изменений синдром Ретта является самой тяжелой формой аутизма, не поддающейся коррекции.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это еще один вид аутизма, относящийся к общим нарушениям развития ребенка. Среди больных 80 процентов составляют мальчики. На одну тысячу детей приходится 7 случаев заболевания этим синдромом. Признаки заболевания начинают проявляться с 2 – 3 лет, но окончательный диагноз чаще всего ставится в 7 – 16 лет.
Среди проявлений синдрома Аспергера выделяются три основных характеристики нарушения психофизиологического состояния ребенка.

Основными характеристиками синдрома Аспергера являются:

  • нарушения
    социального характера;
  • особенности
    интеллектуального развития;
  • нарушения
    сенсорики (чувствительности) и моторики.

Нарушения социального характера
Нарушения социального характера вызваны отклонениями в невербальном поведении. Из-за своеобразных жестов, мимики и манер дети с синдромом Аспергера не способны устанавливать контакт с другими детьми или взрослыми. Они не могут сопереживать другим и не способны выражать свои чувства. В детском саду такие дети не заводят друзей, держаться обособленно, не участвуют в общих играх. По этой причине их причисляют к эгоцентричным и черствым личностям. Социальные трудности возникают также из-за непереносимости чужих прикосновений и визуального контакта глаза в глаза.

При взаимодействии со сверстниками дети с синдромом Аспергера стараются навязывать свои правила, не принимая чужие идеи и не желая идти на компромиссы. В ответ на это окружающие не желают более вступать в контакт с такими детьми, усугубляя их социальную изоляцию. Это приводит к появлению депрессии, суицидальным наклонностям и различным видам зависимости в подростковом периоде.

Особенности интеллектуального развития
Синдром Аспергера характеризуется относительной сохранностью интеллекта. Для него не характерны грубые задержки развития. Дети с синдромом Аспергера способны оканчивать образовательные учреждения.

К особенностям интеллектуального развития детей с синдромом Аспергера относятся:

  • нормальный
    или выше среднего интеллект;
  • отличная
    память;
  • отсутствие
    абстрактного мышления;
  • не
    по годам развитая речь.

При синдроме Аспергера интеллектуальный коэффициент обычно соответствует норме или даже выше. Но у больных детей появляются трудности с абстрактным мышлением и осмыслением информации. Многие дети обладают феноменальной памятью и широкими познаниями в интересующей их области. Но часто они не способны воспользоваться этой информацией в нужных ситуациях. Несмотря на это, дети с Аспергером становятся очень успешными в таких областях как история, философия, география. Они полностью отдаются своему делу, становясь фанатичными и зацикливаясь на мельчайших деталях. Такие дети постоянно находятся в каком-то своем мире мыслей и фантазий.

Другой особенностью интеллектуального развития при синдроме Аспергера является быстрое речевое развитие. К 5 – 6 годам речь ребенка уже отлично развита и поставлена правильно грамматически. Темп речи медленный или ускоренный. Ребенок говорит монотонно и с неестественным тембром голоса, употребляя множество речевых шаблонов в книжном стиле. Рассказ об интересующем предмете может быть долгим и очень подробным, вне зависимости от реакции собеседника. Но разговор на любые темы вне области их интересов дети с синдромом Аспергера поддержать не могут.

Нарушения моторики и сенсорики
Нарушение сенсорики при синдроме Аспергера включает в себя повышенную восприимчивость к звукам, визуальным раздражителям и тактильным стимулам. Дети избегают чужих прикосновений, громких звуков улицы, яркого света. У них появляются навязчивые страхи перед стихиями (снегом, ветром, дождем).

К основным нарушениям моторики у детей с синдромом Аспергера относятся:

  • нарушение
    координации;
  • неуклюжая
    походка;
  • трудности
    в завязывании шнурков и застегивании пуговиц;
  • неаккуратный
    почерк;
  • двигательные
    стереотипы.

Излишняя чувствительность проявляется также в педантичности и стереотипности поведения. Любые изменения в устоявшемся режиме дня или привычном деле вызывают тревогу и панику.

Источник