Синдром толпы примеры из литературы

Ответы по отечественной литературе
скачать (1513 kb.)
Доступные файлы (1):
содержание
- Смотрите также:
- Ответы по отечественной литературе (20 век) [ документ ]
- Ответы по отечественной литературе [ документ ]
- Ответы к экзаменам по зарубежной литературе 17-18 вв [ документ ]
- Билеты и ответы для экзамена по Отечественной истории [ документ ]
- Шпоры по зарубежной литературе [ шпаргалка ]
- Билеты и ответы к экзамену по Отечественной истории (1861-1917) [ документ ]
- Билеты по литературе за 11 класс [ документ ]
- Ответы по древнерусской литературе (1й курс, 1й семестр журфак мгу) [ документ ]
- Ответы ГОС по литературе [ шпаргалка ]
- Гашков, С.Б. Арифметика. Алгоритмы. Сложность вычислений [ документ ]
- Каров З.Г., Мохосоев М.В. Растворимость и свойства растворов соединений молибдена и вольфрама. Справочник [ документ ]
- Ерохина Е.Л. Литература. 11 класс. Ответы на экзаменационные билеты [ документ ]
1.doc
^
Раскрывая тему «герой и толпа», необходимо учитывать следующие моменты. Это конфликт характерен для романтической эстетики: перед нами герой-одиночка, незаурядная личность, приподнятая над толпой. Таким героем является герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Это, несомненно, более умный, образованный, интеллигентный человек, чем те «25 глупцов», которые его окружают.
Конфликт комедии выявляет образ главного героя: это яркая, незаурядная личность; человек, который любит Россию; гордый; наблюдательный; у него доброе сердце, свободолюбивые взгляды. Конфликт, в который вступают Чацкий и московское общество, весь ход сюжета убедительно доказывают, что Чацкий, по сути дела, один на один с целым мирком в миниатюре (миром Фамусова). Яркие личностные качества Чацкого противопоставляются обществу, все представители которого так единодушны в своих взглядах, убеждениях. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий – единственный русский человек во всей пьесе. «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?» – вопрошает он, иронизируя над тем, что московское общество одевается по французской моде, предпочитает французскую кухню, французский язык знает лучше, чем русский.
Фамусовское общество рассматривает службу как источник доходов, наилучшим путем для карьерного роста считая путь служения лицам, а не делу; Чацкий же готов служить, а вот «прислуживаться» ему тошно. Кроме того, московское общество живет по жестоким законам крепостного права. Для Чацкого же неприемлемо делать из людей рабов, покупать и продавать их, как вещи.
Общество Фамусова выписано автором как единый живой организм, на редкость единодушный в своей борьбе со всем новым, истинным, чистым, светлым, со всем, что воплотилось в образе Чацкого.
Герой и толпа изображены и в другом произведении русской классики – стихотворении М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен». Лирический герой этого стихотворения, написанного Лермонтовым под впечатлением шумного новогоднего бала – маскарада под 1840 год, чувствует себя одиноким в яркой, нарядной толпе. Неприятие им окружающего диктует особый выбор образов, которые не просто следуют один за другим, а как бы «нагнетаются»: «пестрая толпа», «дикий шепот затверженных речей», «образы бездушные людей».
В этом светском обществе нет искренности, естественности (недаром поэт употребляет эпитет «затверженные» речи; затверженные – т.е. раз и навсегда заученные речи-штампы); нет живого чувства, которое заменяет холодный расчет (у красавиц в свете «бестрепетные руки»).
Лирический герой – человек совсем иного склада: будучи в духовном отношении более ранимым, чутким, восприимчивым, интеллектуальным, чем вся эта «толпа», он томится в их душном мире, и «наружно погрузясь в их блеск и суету», он душой устремляется туда, где прошло его детство, где он был счастлив:
Лечу я вольной, вольной птицей
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…
Заурядной толпе не понять тоски лирического героя, который томится условностями света; у которого есть чувство Родины; чувство Прекрасного.
Читая роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы не можем не возмущаться поступками Печорина: он погубил несчастную Бэлу; играл чувствами и самолюбием Грушницкого, Мэри; равнодушен и холоден с Максим Максимычем. Ответ на вопрос: «Почему он такой, почему сеет зло?» дает нам сам Печорин в своей беседе – исповеди с Мери. Героя развратило и погубило двуличное общество.
В этой откровенной беседе перед нами, на несколько мгновений, предстает прежний Печорин: чистый, благородный, открытый и очень одинокий, потому что против него – целое общество. Герою не верили, что он «скромен»; что «глубоко чувствует добро и зло»; что он «готов любить весь мир»; правдив, – и тогда Печорин стал «скрытен», «злопамятен», «завистлив», «выучился ненавидеть»: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».
Таким образом, раскрывая тему «герой и толпа», «личность и общество», русские писатели XIX века противопоставляют обществу, косному, темному, душащему, личность – яркую, незаурядную, сильную, возвышающуюся над толпой.
^
М. Е. Салтыков-Щедрин – великий сатирик 19-го века. В своих произведениях он поднимал важнейшие темы, извечные вопросы, над которыми задумывалось все прогрессивное человечество.
Венцом сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина по праву считается «История одного города», которую он начал писать в 1868 году, а закончил в 1870 году. В центре внимания писателя – город Глупов, а также глуповцы, населяющие этот город.
Образы эти глубоко символичны: город Щедрина – это не просто воплощение людской пустоты и праздности, но воплощение всей царской России, всего ее общественного и политического уклада. Вышедшее в конце 19-го века, произведение вызвало большой резонанс не только в узких литературных кругах, но и в широких общественных.
Цензура и некоторые критики поняли «Историю одного города» как сатиру, относящуюся исключительно к прошлому России и главным образом к 18-му веку. Но такое понимание произведения является не совсем верным. Щедрин дает здесь сатирическое изображение всей системы российского самодержавия, соединяя и переплетая прошлое с настоящим. Его градоначальники представляют собой обобщенные карикатуры, в которых можно узнать российских царей и вельмож не только прошлого времени, но и современных Щедрину.
Главный герой «Истории одного города» – народ, обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире. Это происходит по мере того, как в ход повествования входят все новые и новые градоначальники. Но и сами носители верховной власти города Глупова играют очень важную роль в произведении. Они – олицетворение всех пороков, носители «смертных грехов».
Шествие глуповских градоначальников открывает Дементий Варламович Брудастый. Этот образ вбирает в себя черты правительственного деспотизма, тупости и ограниченности. В голове у Брудастого механизм, производящий только одно слово: «не потерплю!». Такова кратчайшая формула самодержавной системы.
Глуповцы – истинные «поклонники» власти, встречают Брудастого с восторгом, они грезят о процветании города. Но ожидания их не оправдались, так как жить им стало намного хуже: «времена настали темные и страшные». Однако, иронично замечает Щедрин, глуповцы «не увлекались ни модными в то время революционными идеями, ни соблазнами, представляемыми анархией, но оставались верными начальстволюбию».
Образ головы, никак не связанный с телом, возникает и при описании еще одного градоначальника, которого Щедрин именует Прыщом. Только он имел «фаршированную голову», однажды съеденную чиновником. На том и закончилась бесславная деятельность Прыща.
Заканчивается широкое шествие градоначальников описанием деятельности Угрюм-Бурчеева, представляющей собой сатиру на организацию так называемых «военных поселений», предпринятую Аракчеевым по требованию Александра I. Описание это не столько сатирично, сколько гротескно. Угрюм-Бурчеев действует по принципу: «что хочу, то и ворочу»: «Он еще не сделал ни каких распоряжений, а все уже понимали, что пришел конец».
Этот градоначальник превратил город в казарму, бросил вызов самой природе: решил остановить реку. Но река не поддалась. Такое противостояние раскрывает самую суть произведения: река – это аллегорический образ прогрессивной России. Это страна, идущая вперед, оставляющая в стороне «мусор» и «хлам», которыми Угрюм-Бурчеев хотел перекрыть ее ток, остановить ее течение.
Но, кроме того, река символизирует народ «как воплотителя идеи демократизма». Именно такой народ Щедрин хотел видеть в России – людей, способных мыслить и понимать смысл своего существования. Вокруг себя же он видел только «народ исторический», то есть реальный, не идеализированный. По мнению Щедрина, это «люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов…»
Эти «атомы» – пассивность, невежество, начальстволюбие, забитость, легковерие, способность к вспышкам слепой ярости и жестокости – изображены сатириком в крайне гиперболизированном виде.
Щедрин пишет, что глуповец – это «человек, которому с изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления». И только правление Угрюм-Бурчеева привело к тому, что и «рядовые» глупости при всей своей забитости ощутили, что «далее дышать в этом воздухе невозможно».
Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает в своем произведении важные проблемы, актуальные во все времена: отношения народа и власти, сущности русского характера, природе и причинах государственной власти, вопросы человеческой психологии и так далее. Кроме того, в «Истории одного города» он выражает свой общественный, гражданский идеал, который выражен «о противного», путем высмеивания пороков русского общества и русской власти.
Скачать файл (1513 kb.)
Источник
Раскрывая тему «герой и толпа», необходимо учитывать следующие моменты. Это конфликт характерен для романтической эстетики: перед нами герой-одиночка, незаурядная личность, приподнятая над толпой. Таким героем является герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Это, несомненно, более умный, образованный, интеллигентный человек, чем те «25 глупцов», которые его окружают.
Конфликт комедии выявляет образ главного героя: это яркая, незаурядная личность; человек, который любит Россию; гордый; наблюдательный; у него доброе сердце, свободолюбивые взгляды. Конфликт, в который вступают Чацкий и московское общество, весь ход сюжета убедительно доказывают, что Чацкий, по сути дела, один на один с целым мирком в миниатюре (миром Фамусова). Яркие личностные качества Чацкого противопоставляются обществу, все представители которого так единодушны в своих взглядах, убеждениях. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий – единственный русский человек во всей пьесе. «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?» – вопрошает он, иронизируя над тем, что московское общество одевается по французской моде, предпочитает французскую кухню, французский язык знает лучше, чем русский.
Фамусовское общество рассматривает службу как источник доходов, наилучшим путем для карьерного роста считая путь служения лицам, а не делу; Чацкий же готов служить, а вот «прислуживаться» ему тошно. Кроме того, московское общество живет по жестоким законам крепостного права. Для Чацкого же неприемлемо делать из людей рабов, покупать и продавать их, как вещи.
Общество Фамусова выписано автором как единый живой организм, на редкость единодушный в своей борьбе со всем новым, истинным, чистым, светлым, со всем, что воплотилось в образе Чацкого.
Герой и толпа изображены и в другом произведении русской классики – стихотворении М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен». Лирический герой этого стихотворения, написанного Лермонтовым под впечатлением шумного новогоднего бала – маскарада под 1840 год, чувствует себя одиноким в яркой, нарядной толпе. Неприятие им окружающего диктует особый выбор образов, которые не просто следуют один за другим, а как бы «нагнетаются»: «пестрая толпа», «дикий шепот затверженных речей», «образы бездушные людей».
В этом светском обществе нет искренности, естественности (недаром поэт употребляет эпитет «затверженные» речи; затверженные – т.е. раз и навсегда заученные речи-штампы); нет живого чувства, которое заменяет холодный расчет (у красавиц в свете «бестрепетные руки»).
Лирический герой – человек совсем иного склада: будучи в духовном отношении более ранимым, чутким, восприимчивым, интеллектуальным, чем вся эта «толпа», он томится в их душном мире, и «наружно погрузясь в их блеск и суету», он душой устремляется туда, где прошло его детство, где он был счастлив:
Лечу я вольной, вольной птицей
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…
Заурядной толпе не понять тоски лирического героя, который томится условностями света; у которого есть чувство Родины; чувство Прекрасного.
Читая роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы не можем не возмущаться поступками Печорина: он погубил несчастную Бэлу; играл чувствами и самолюбием Грушницкого, Мэри; равнодушен и холоден с Максим Максимычем. Ответ на вопрос: «Почему он такой, почему сеет зло?» дает нам сам Печорин в своей беседе – исповеди с Мери. Героя развратило и погубило двуличное общество.
В этой откровенной беседе перед нами, на несколько мгновений, предстает прежний Печорин: чистый, благородный, открытый и очень одинокий, потому что против него – целое общество. Герою не верили, что он «скромен»; что «глубоко чувствует добро и зло»; что он «готов любить весь мир»; правдив, – и тогда Печорин стал «скрытен», «злопамятен», «завистлив», «выучился ненавидеть»: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».
Таким образом, раскрывая тему «герой и толпа», «личность и общество», русские писатели XIX века противопоставляют обществу, косному, темному, душащему, личность – яркую, незаурядную, сильную, возвышающуюся над толпой.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.
Толпа с точки зрения психологии
Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.
Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» — кричала толпа на Голгофе. «Жги ведьм!» — бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» — восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.
Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.
Психологические особенности толпы
Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на эмоциях. У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.
Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.
Феномен психического заражения
Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.
В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».
Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает. Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние. Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.
Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.
Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?
Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет лидер), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.
Утрата рационального контроля
Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им. Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.
Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.
Как образуется толпа
Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.
Из кого состоит толпа
Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.
- Зачинщики — ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
- Следующий «слой» — наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
- Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
- «Хулиганы» — это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.
Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики. Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.
Стадии возникновения толпы
Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.
- Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
- Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
- Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
- Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.
Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.
Виды толп
Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:
- агрессивной и спасающейся;
- конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.
Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.
По степени активности
Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.
- Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
- Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.
По характеру эмоциональности
Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:
- Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
- Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
- Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.
По степени стихийности
Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.
- Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
- Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.
Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.
Как управлять толпой
Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.
Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:
- С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
- С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.
Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:
- Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака — того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
- Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
- «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.
Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою индивидуальность, утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью противостоять внушению и эмоциональному давлению.
Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень агрессивности людей.
Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.
Источник