Судорожный синдром у детей диф диагностика

Судорожный синдром у детей диф диагностика thumbnail

Содержание

  1. Судорожный синдром у детей
  2. Причины судорожного синдрома у детей
  3. Классификация судорожного синдрома у детей
  4. Симптомы судорожного синдрома у детей
  5. Диагностика судорожного синдрома у детей
  6. Лечение судорожного синдрома у детей
  7. Прогноз и профилактика судорожного синдрома у детей

Судорожный синдром у детей – неспецифическая реакция организма ребенка на внешние и внутренние раздражители, характеризующаяся внезапными приступами непроизвольных мышечных сокращений. Судорожный синдром у детей протекает с развитием парциальных или генерализованных судорог клонического и тонического характера с потерей или без потери сознания. Для установления причин судорожного синдрома у детей необходимы консультации педиатра, невролога, травматолога; проведение ЭЭГ, НСГ, РЭГ, рентгенографии черепа, КТ головного мозга и пр. Купирование судорожного синдрома у детей требует введения антиконвульсантов и проведения терапии основного заболевания.

Судорожный синдром у детей

Судорожный синдром у детей — частое ургентное состояние детского возраста, протекающее с развитием судорожных пароксизмов. Судорожный синдром встречается с частотой 17-20 случаев на 1000 детей: при этом 2/3 судорожных припадков у детей приходится на первые 3 года жизни. У детей дошкольного возраста судорожный синдром встречается в 5 раз чаще, чем в целом в популяции. Высокая распространенность судорожного синдрома в детском возрасте объясняется незрелостью нервной системы детей, склонностью к развитию общемозговых реакций и многообразием вызывающих судороги причин. Судорожный синдром у детей не может рассматриваться как основной диагноз, поскольку сопровождает течение большого круга заболеваний в педиатрии, детской неврологии, травматологии, эндокринологии.

Причины судорожного синдрома у детей

Судорожный синдром у детей является полиэтиологическим клиническим синдромом. Неонатальные судороги, развивающиеся у новорожденных, обычно связаны с тяжелым гипоксическим поражением ЦНС (гипоксией плода, асфиксией новорожденных), внутричерепной родовой травмой, внутриутробной или постнатальной инфекцией (цитомегалией, токсоплазмозом, краснухой, герпесом, врожденным сифилисом, листериозом и др.), врожденными аномалиями развития мозга (голопрозэнцефалией, гидроанэнцефалией, лиссэнцефалией, гидроцефалией и др.), алкогольным синдромом плода. Судороги могут являться проявлением синдрома абстиненции у детей, рожденных от матерей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Редко у новорожденных возникают столбнячные судороги, обусловленные инфицированием пупочной ранки.

Среди метаболических нарушений, являющихся причиной судорожного синдрома, следует выделить электролитный дисбаланс (гипокальциемию, гипомагниемию, гипо- и гипернатриемию) встречающийся у недоношенных, детей с внутриутробной гипотрофией, галактоземией, фенилкетонурией. Отдельно в ряду токсико-метаболических нарушений стоит гипербилирубинемия и связанная с ней ядерная желтуха новорожденных. Судорожный синдром может развиваться у детей с эндокринными нарушениями — гипогликемией при сахарном диабете, гипокальциемией при спазмофилии и гипопаратиреозе.

В грудном и раннем детском возрасте в генезе судорожного синдрома у детей ведущую роль играют нейроинфекции (энцефалиты, менингиты), инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, пневмония, отит, сепсис), ЧМТ, поствакцинальные осложнения, эпилепсия.

Менее частыми причинами судорожного синдрома у детей выступают опухоли мозга, абсцесс мозга, врожденные пороки сердца, отравления и интоксикации, наследственные дегенеративные заболевания ЦНС, факоматозы.

Определенная роль в возникновении судорожного синдрома у детей принадлежит генетической предрасположенности, а именно – наследованию особенностей метаболизма и нейродинамики, определяющих пониженный судорожный порог. Провоцировать судорожные припадки у ребенка могут инфекции, дегидратация, стрессовые ситуации, резкое возбуждение, перегревание и др.

Классификация судорожного синдрома у детей

По происхождению различают эпилептический и неэпилептический (симптоматический, вторичный) судорожный синдром у детей. К числу симптоматических относятся фебрильные (инфекционные), гипоксические, метаболические, структурные (при органических поражениях ЦНС) судороги. Следует отметить, что в некоторых случаях неэпилептические судороги могут перейти в эпилептические (например, при длительном, более 30 минут некупируемом судорожном припадке, повторных судорогах).

В зависимости от клинических проявлений различают парциальные (локализованные, фокальные) судороги, охватывающие отдельные группы мышц, и генерализованные судороги (общий судорожный припадок). С учетом характера мышечных сокращений судороги могут быть клоническими и тоническими: в первом случае эпизоды сокращения и расслабления скелетных мышц быстро сменяют друг друга; во втором имеет место длительный спазм без периодов расслабления. В большинстве случаев судорожный синдром у детей протекает с генерализованными тонико-клоническими судорогами.

Симптомы судорожного синдрома у детей

Типичному генерализованному тонико-клоническому припадку свойственно внезапное начало. Внезапно ребенок теряет контакт с внешней средой; его взгляд становится блуждающим, движения глазных яблок – плавающими, затем взор фиксируется вверх и в сторону.

В тоническую фазу судорожного приступа голова ребенка запрокидывается назад, челюсти смыкаются, ноги выпрямляются, руки сгибаются в локтевых суставах, все тело напрягается. Отмечается кратковременное апноэ, брадикардия, бледность и цианотичность кожных покровов. Клоническая фаза генерализованного судорожного припадка характеризуется восстановлением дыхания, отдельными подергиваниями мимической и скелетной мускулатуры, восстановлением сознания. Если судорожные пароксизмы следуют один за другим без восстановления сознания, такое состояние расценивают как судорожный статус.

Наиболее частой клинической формой судорожного синдрома у детей служат фебрильные судороги. Они типичны для детей в возрасте от 6 месяцев до 3-5 лет и развиваются на фоне подъема температуры тела выше 38 °С. Признаки токсико-инфекционного поражения головного мозга и его оболочек при этом отсутствуют. Длительность фебрильных судорог у детей обычно составляет 1-2 минуты (иногда до 5 минут). Течение данного варианта судорожного синдрома у детей благоприятное; стойких неврологических нарушений, как правило, не развивается.

Судорожный синдром у детей с внутричерепной травмой протекает с выбуханием родничков, срыгиваниями, рвотой, расстройствами дыхания, цианозом. Судороги при этом могут носить характер ритмичных сокращений определенных групп мышц лица или конечностей либо генерализованный тонический характер. При нейроинфекциях в структуре судорожного синдрома у детей обычно доминируют тонико-клонические судороги, отмечается ригидности затылочных мышц. Тетания, обусловленная гипокальциемией, характеризуется судорогами в мышцах-сгибателях («рука акушера»), лицевой мускулатуре («сардоническая улыбка»), пилороспазмом с тошнотой и рвотой, ларингоспазмом. При гипогликемии развитию судорог предшествует слабость, потливость, дрожь в конечностях, головная боль.

Для судорожного синдрома при эпилепсии у детей типична предваряющая приступ «аура» (ощущение озноба, жара, головокружения, запахов, звуков и пр.). Собственно эпилептический приступ начинается с крика ребенка, следующей за этим потерей сознания и судорогами. По окончании приступа наступает сон; после пробуждения ребенок заторможен, не помнит произошедшее.

Читайте также:  Лечение обструктивного синдрома у детей

В большинстве случаев установление этиологии судорожного синдрома у детей только на основании клинических признаков невозможно.

Диагностика судорожного синдрома у детей

В силу многофакторности происхождения судорожного синдрома у детей, его диагностикой и лечением могут заниматься детские специалисты различного профиля: неонатологи, педиатры, детские неврологи, детские травматологи, детские офтальмологи, детские эндокринологи, реаниматологи, токсикологи и др.

Решающим моментом в правильной оценке причин судорожного синдрома у детей является тщательный сбор анамнеза: выяснение наследственной отягощенности и перинатального анамнеза, предшествующих приступу заболеваний, травм, профилактических прививок и пр. При этом важно уточнить характер судорожного припадка, обстоятельства его возникновения, продолжительность, повторяемость, выход из судорог.

Важное значение в диагностике судорожного синдрома у детей имеют инструментальные и лабораторные исследования. Проведение ЭЭГ помогает оценить изменения биоэлектрической активности и выявить судорожную готовность мозга. Реоэнцефалография позволяет судить о характере кровотока и кровоснабжения головного мозга. При рентгенографии черепа у ребенка может выявляться преждевременное закрытие швов и родничков, расхождение черепных швов, наличие пальцевых вдавлений, увеличение размеров черепа, изменения контуров турецкого седла, очаги обызвествления и другие признаки, косвенно свидетельствующие о причине судорожного синдрома.

Уточнить этиологию судорожного синдрома у детей в ряде случаев помогают нейросонография, диафаноскопия, КТ головного мозга, ангиография, офтальмоскопия, проведение люмбальной пункции. При развитии судорожного синдрома у детей необходимо выполнить биохимическое исследование крови и мочи на содержание кальция, натрия, фосфора, калия, глюкозы, пиридоксина, аминокислот.

Лечение судорожного синдрома у детей

При возникновении судорожного приступа ребенка необходимо уложить на твердую поверхность, повернуть голову набок, расстегнуть воротник, обеспечить приток свежего воздуха. Если судорожный синдром у ребенка развился впервые и его причины неясны, необходимо вызывать скорую помощь.

Для свободного дыхания следует удалить из полости рта слизь, остатки пищи или рвотных масс с помощью электроотсоса или механическим путем, наладить ингаляции кислорода. Если причина судорог установлена, то с целью их купирования проводится патогенетическая терапия (введение раствор кальция глюконата при гипокальциемии, раствора магния сульфата – при гипомагниемии, раствора глюкозы – при гипогликемии, антипиретиков – при фебрильных судорогах и т. д.).

Однако, поскольку в ургентной клинической ситуации не всегда удается осуществить диагностический поиск, для купирования судорожного пароксизма проводится симптоматическая терапия. В качестве средств первой помощи используют внутримышечное или внутривенное введение сульфата магния, диазепама, ГОМК, гексобарбитала. Некоторые противосудорожные препараты (диазепам, гексобарбитал и др.) могут вводиться детям ректально. Кроме противосудорожных препаратов, для профилактики отека головного мозга детям назначается дегидратационная терапия (маннитол, фуросемид).

Дети с судорожным синдромом неясного генеза, судорогами, возникшим на фоне инфекционных и метаболических заболеваний, травм головного мозга, подлежат обязательной госпитализации.

Прогноз и профилактика судорожного синдрома у детей

Фебрильные судороги обычно прекращаются с возрастом. Для предупреждения их повторного возникновения не следует допускать выраженной гипертермии при возникновении у ребенка инфекционного заболевания. Риск трансформации фебрильных судорог в эпилептические составляет 2-10%.

В остальных случаях профилактика судорожного синдрома у детей включает предупреждение перинатальной патологии плода, терапию основного заболевания, наблюдение у детских специалистов. Если судорожный синдром у детей не исчезает после прекращения основной болезни, можно предположить, что у ребенка развилась эпилепсия.

Источник

Дифференциальный диагноз судорожных состояний детей. Прогноз судорожных пароксизмов у детей

Судорожные состояния у детей раннего возраста необходимо дифференцировать с несудорожными возрастными или патологическими двигательными реакциями.

У новорожденных, особенно у недоношенных, наблюдаются физиологические движения, обусловленные незрелостью мозга: атетоидные движения кистей и предплечий, отведение рук в стороны (спонтанный рефлекс Моро), асимметричный шейный тонический рефлекс, сокращение отдельных мышц или групп мышц, гримасничание, размашистые движения руками типа гемибализма. У недоношенных эти движения ярче выражены в руках, так как мышечный тонус у них ниже по сравнению с доношенными, движения которых скованы мышечной гипертонией. Следует также отметить, что у новорожденных при крике во время осмотра может возникать тремор рук высокой частоты и низкой амплитуды, который тоже иногда неправильно относят к судорогам.

Отведение глазных яблок в сторону, задержка их на некоторое время в этом положении может напоминать судорогу взора у детей старшего возраста. Эти движения, свойственные незрелому мозгу, отличаются от судорог тем, что они непостоянны, возникают при определенных ситуациях (манипуляции, осмотр, беспокойство ребенка). Судорожные пароксизмы часто сочетаются с различными неврологическими нарушениями, задержкой психического развития и наблюдаются в любое время суток. Дистопические атаки у детей с церебральными параличами иногда принимают за тонические судороги. При дистонических атаках дети не теряют сознания, а напряжение мышечного тонуса можно снизить, придав ребенку рефлексзапрещающую позицию.

диагноз судорожных состояний

Течение и прогноз судорожных пароксизмов у детей раннего возраста зависят от причин, вызвавших последние, возраста, в котором они впервые появились, характера приступов и эффективности лечения.

Течение судорог, возникших в результате преходящих изменений ликвородинамики, неосложненных метаболических нарушений, может быть благоприятным. Они кратковременные, эпизодические и не нарушают общего состояния новорожденного. После коррекции метаболических нарушений, проведения дегидратационной и противосудорожной терапии судороги исчезают, и ребенок развивается нормально.

Если в перинатальный период была патология (гипоксия, родовая травма), то судороги, возникшие в результате метаболических нарушений, в дальнейшем могут перейти в эпилепсию. Благоприятное течение наблюдается при простых фебрильных судорогах, не имеющих неврологических нарушений. Если фебрильные судороги возникают повторно или трансформируются в афебрильные, то такое течение может рассматриваться как начало эпилепсии и прогноз в этих случаях неблагоприятный. Судороги у детей с неврологическими изменениями (парезы, параличи, гидроцефалия, микроцефалия), задержкой психического развития, наследственно дегенеративными заболеваниями имеют тенденцию к прогредиентному течению.

Вначале они отличаются кратковременностью, абортивностью, затем становятся полиморфными, учащаются и всегда утяжеляют течение основного заболевания.

Прогноз зависит также от характера судорожных приступов. Наиболее неблагоприятной формой их у детей раннего возраста являются малые пропульсивные припадки, которые резистентны к противосудорожной терапии и приводят к выраженной задержке психического развития в течение нескольких месяцев. Прогноз неблагоприятен также при частых генерализованных, длительных локальных приступах и судорожном статусе. Рано начатое дифференцированное лечение, успешный подбор эквивалентных соотношений лекарственных препаратов приводят к длительным ремиссиям и улучшают прогноз заболевания.

– Также рекомендуем “Противосудорожная терапия у детей. Лечение судорог у детей”

Оглавление темы “Детские судороги”:

1. Патогенез судорог. Морфология судорог у детей

2. Судороги новорожденных. Причины судорог у новорожденных

3. Гипогликемические судороги. Гипокальциемические судороги новорожденных

4. Судороги при родовой травме. Судороги у детей раннего возраста

5. Судороги при наследственных заболеваниях. Причины наследственных судорог

6. Судороги при органическом поражении нервной системы. Фебрильные судороги

7. Спазмофилия. Симптом Хвостека у детей

8. Респираторные аффективные судороги. Диагностика аффективных судорог у детей

9. Дифференциальный диагноз судорожных состояний детей. Прогноз судорожных пароксизмов у детей

10. Противосудорожная терапия у детей. Лечение судорог у детей

Источник

Õàðüêîâñêèé íàöèîíàëüíûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò

Äîêëàä

Íà òåìó
:
Äèàãíîñòèêà è äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà ñóäîðîæíûõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé

Âûïîëíèëà: âðà÷-èíòåðí

ßâîðîâè÷ Ì.Â.

Õàðüêîâ 2010

Ñóäîðîãè íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïàòîëîãèÿ äåòñêîãî âîçðàñòà. Êàê ïðàâèëî, íàëè÷èå ñóäîðîã ó ðåáåíêà ñòàâèò âðà÷à ïåðåä ðåøåíèåì áîëüøîãî ñïåêòðà çàäà÷ — îïðåäåëåíèå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ñóäîðîã, âîçìîæíîé èõ âçàèìîñâÿçè ñ êàêèì-ëèáî ñîìàòè÷åñêèì èëè ãåíåòè÷åñêè äåòåðìèíèðîâàííûì çàáîëåâàíèåì, îïðåäåëåíèå ðèñêà ïîâòîðíûõ ýïèçîäîâ ñóäîðîã, òðàíñôîðìàöèè èõ â ýïèëåïñèþ, óñòàíîâëåíèå âîçìîæíûõ ïðåäèêòîðîâ ïðîãíîçà, âûáîðà òàêòèêè òåðàïèè è ïðîôèëàêòèêè.

ÏÐÈ×ÈÍÛ ÑÓÄÎÐÎÆÍÛÕ ÑÎÑÒÎßÍÈÉ

– Âðîæäåííûå àíîìàëèè ìîçãà (öåðåáðàëüíûå äèñãåíåçèè).

– Âíóòðèóòðîáíûå èíôåêöèè: öèòîìåãàëèÿ, òîêñîïëàçìîç, ñèôèëèñ, êðàñíóõà, ãåðïåñ è äðóãèå,

– Õðîìîñîìíûå ñèíäðîìû: áîëåçíü Äàóíà, òðèñîìèÿ 4 õðîìîñîìû, êîëüöåâàÿ 14 õðîìîñîìà è äðóãèå.

– Íàñëåäñòâåííûå äåôåêòû îáìåíà âåùåñò⠗ àìèíîàöèäîïàòèè (ôåíèëêåòîíóðèÿ, ãèïåðãëèöèíåìèÿ, ëåéöèíîç), îðãàíè÷åñêèå àöèäóðèè è àöèäåìèè, ìèòîõîíäðèàëüíûå ýíöåôàëîìèîïàòèè, ïåðîêñèñîìàëüíûå áîëåçíè, íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè îáìåíà ëèïèäîâ è óãëåâîäîâ, ïèðèäîêñèíçàâèñèìûå ñóäîðîãè, íåäîñòàòî÷íîñòü áèîòèíèäàçû è äðóãèå.

– Íàñëåäñòâåííûå íåéðîêîæíûå ñèíäðîìû — òóáåðîçíûé ñêëåðîç, íåéðîôèáðîìàòîç è äðóãèå.

– Ïåðèíàòàëüíûå ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû: ãèïîêñè÷åñêè-èøåìè÷åñêàÿ ýíöåôàëîïàòèÿ, âíóòðè÷åðåïíûå êðîâîèçëèÿíèÿ è äðóãèå.

– Íåéðîèíôåêöèè (ìåíèíãèòû, ýíöåôàëèòû, ìåíèíãîýíöåôàëèòû).

– Îáùèå èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ (ãðèïï, ïíåâìîíèÿ, îñòðàÿ ðåñïèðàòîðíàÿ èíôåêöèÿ, ñåïñèñ è äðóãèå).

– Ïîñòâàêöèíàëüíûå ñóäîðîæíûå ñîñòîÿíèÿ.

– ×åðåïíî-ìîçãîâàÿ òðàâìà.

– Ìåòàáîëè÷åñêèå íàðóøåíèÿ: ãèïîãëèêåìèÿ, ãèïîêàëüöèåìèÿ, ãèïîìàãíåçèåìèÿ, ãèïåðáèëèðóáèíåìèÿ è äðóãèå.

– Òîêñè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ íà öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó — îñòðûå îòðàâëåíèÿ îêèñüþ óãëåðîäà, ÿäîâèòûìè ãðèáàìè; áèëèðóáèíîâàÿ ýíöåôàëîïàòèÿ, àáñòèíåíòíûé ñèíäðîì, ñâÿçàííûé ñ ïðèåìîì áåðåìåííîé æåíùèíîé íàðêîòè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ.

– Ñîñóäèñòûå çàáîëåâàíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû (èíñóëüòû, àíåâðèçìû).

– Îïóõîëè ìîçãà.

ÑÓÄÎÐÎÃÈ ÏÐÈ ÌÅÍÈÍÃÈÒÀÕ È ÌÅÍÈÍÃÎÝÍÖÅÔÀËÈÒÀÕ

Ñóäîðîæíûå ïàðîêñèçìû ïðè íåéðîèíôåêöêÿõ ó íîâîðîæäåííûõ è äåòåé ðàííåãî äåòñêîãî âîçðàñòà íåðåäêî ÿâëÿþòñÿ ìàíèôåñòíûì ñèìïòîìîì. Âîçìîæíû êàê ïàðöèàëüíûå ñóäîðîãè, òàê è ãåíåðàëèçîâàííûå. Ïî õàðàêòåðó ñóäîðîæíûå ïàðîêñèçìû îòëè÷àþòñÿ çíà÷èòåëüíîé âàðèàáåëüíîñòüþ, íî íàèáîëåå ÷àñòî äîìèíèðóþò òîíèêî-êëîíè÷åñêèå. Âîçìîæíû êàê åäèíè÷íûå, òàê è ìíîãîêðàòíûå ïàðîêñèçìû.  îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ íàáëþäàåòñÿ ýïèëåïòè÷åñêèé ñòàòóñ. Ñóäîðîæíûå ïàðîêñèçìû ïðè îñòðûõ èíôåêöèÿõ âñåãäà ñî÷åòàþòñÿ ñ î÷àãîâûìè íåâðîëîãè÷åñêèìè ñèìïòîìàìè, à â ñëó÷àÿõ ìåíèíãèòîâ è ìåíèíãîýíöåôàëèòî⠗ ñ ïîëîæèòåëüíûìè ìåíèíãåàëüíûìè ïðèçíàêàìè. Ïðè îáúåêòèâíîì îñìîòðå âûÿâëÿþòñÿ ïàðåçû è ïàðàëè÷è ÷åðåïíûõ íåðâîâ, êîíå÷íîñòåé, íàðóøåíèå êîîðäèíàöèè äâèæåíèé, ìåíèíãåàëüíûå ñèìïòîìû Êåðíèãà, Áðóäçèíñêîãî. Âî âñåõ ñëó÷àÿõ ïîäîçðåíèÿ íà íåéðîèíôåêöèþ (ñî÷åòàíèå ñóäîðîã ñ î÷àãîâîé íåâðîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêîé, ìåíèèãåàëüíûìè ñèìïòîìàìè, ïðèçíàêàìè èíòîêñèêàöèè, âûñîêîé òåìïåðàòóðîé) íåîáõîäèìî ïðîâåäåíèå äèàãíîñòè÷åñêîé ëþìáàëüíîé ïóíêöèè.

ÐÅÑÏÈÐÀÒÎÐÍÎ-ÀÔÔÅÊÒÈÂÍÛÅ ÏÐÈÑÒÓÏÛ

Íàáëþäàþòñÿ ó äåòåé ñ ïîâûøåííîé âîçáóäèìîñòüþ ïîä äåéñòâèåì ïðîâîöèðóþùèõ ýìîöèîíàëüíûõ ôàêòîðîâ, âûçûâàþùèõ ãíåâ ðåáåíêà. Ïàðîêñèçìû âåñüìà òèïè÷íû. Ïðèñòóï íà÷èíàåòñÿ ñ ãðîìêîãî ïëà÷à ñ “çàêàòîì” è êðèêîì. Çàòåì íàñòóïàåò çàäåðæêà äûõàíèÿ íà âäîõå (èíñïèðàòîðíàÿ îñòàíîâêà äûõàíèÿ), âåãåòàòèâíî-ñîñóäèñòûå íàðóøåíèÿ — öèàíîç è ðàñøèðåíèå çðà÷êîâ. Åñëè äàííîå ñîñòîÿíèå ñâîåâðåìåííî íå êóïèðîâàòü, âîçíèêàþò ãåíåðàëèçîâàííûå êëîíèêî-òîíè÷åñêèå ñóäîðîãè, çàêàí÷èâàþùèåñÿ íåïðîèçâîëüíûì ìî÷åèñïóñêàíèåì, ïîñòïðèñòóïíîé âÿëîñòüþ è ñîíëèâîñòüþ. Ïðè ïîñòàíîâêå äèàãíîçà ðåñïèðàòîðíî-àôôåêòèâíûõ ñóäîðîã âàæíûì äèàãíîñòè÷åñêèì îðèåíòèðîì ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå â êà÷åñòâå “ïóñêîâîãî” ìåõàíèçìà îòðèöàòåëüíîé ýìîöèîíàëüíîé ðåàêöèè, ñïàçìàòè÷åñêîãî ïëà÷à ñ “çàêàòîì”, ïðåäøåñòâóþùåãî ñóäîðîãàì, âîçìîæíîñòè ïðåäóïðåæäåíèÿ ñóäîðîã ïðè ñâîåâðåìåííîì îòâëå÷åíèè ðåáåíêà.

ÏÎÑÒÂÀÊÖÈÍÀËÜÍÛÉ ÑÓÄÎÐÎÆÍÛÉ ÑÈÍÄÐÎÌ

Ðàçëè÷íûå ïðèâèâêè ìîãóò “ïðîâîöèðîâàòü” ñóäîðîãè, êîòîðûå â äàëüíåéøåì èíîãäà òðàíñôîðìèðóþòñÿ â ýïèëåïòè÷åñêèå ñèíäðîìû. Çàìå÷åíî, ÷òî “êðèòè÷åñêèé” ïåðèîä, êîãäà ïîñëå âàêöèíàöèè âîçìîæíî ðàçâèòèå ñóäîðîæíîãî ïàðîêñèçìà, îòëè÷àåòñÿ ïðè ðàçëè÷íûõ ïðèâèâêàõ. Ïðè ÀÊÄÑ-âàêöèíàöèè ñóäîðîæíûå ïàðîêñèçìû âîçíèêàþò ëèáî ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ ïîñëå ïðèâèâêè, ëèáî íà 1—3-é äåíü è êðàéíå ðåäêî ÷åðåç 1—2 íåäåëè. Ïðè ïðîòèâîêîðåâîé âàêöèíàöèè ñóäîðîãè íàèáîëåå ÷àñòî ðàçâèâàþòñÿ íà 6—7-é äåíü â ïåðèîä ïîäúåìà òåìïåðàòóðû äî 39—40°, ïðè ïðîòèâîîñïåííîé âàêöèíàöèè — íà 7—9-é äåíü ïðèâèâêè è òàêæå íà ôîíå âûñîêîé òåìïåðàòóðû. Õàðàêòåð ñóäîðîæíûõ ïàðîêñèçìîâ òàêæå íåðåäêî âçàèìîñâÿçàí ñ òèïîì âàêöèíàöèè. Çàìå÷åíî, ÷òî ïîñòâàêöíèàëüíûå ñóäîðîãè, íàáëþäàåìûå ïîñëå ïðèâèâêè ÀÊÄÑ, ÷àñòî ïðîòåêàþò ïî òèïó èíôàíòèëüíûõ ñïàçìîâ, à ñóäîðîãè, âîçíèêàþùèå ïîñëå ïðèâèâîê ïðîòèâ êîðè, íîñÿò òîíèêî-êëîíè÷åñêèè õàðàêòåð. Ïðîãíîñòè÷åñêè íàèáîëåå íåáëàãîïðèÿòíûìè ÿâëÿþòñÿ èíôàíòèëüíûå ñïàçìû.

ÔÅÁÐÈËÜÍÛÅ ÑÓÄÎÐÎÃÈ

ñóäîðîãà ðåáåíîê íîâîðîæäåííûé

Ôåáðèëüíûå
ñóäîðîãè — ñóäîðîãè, âîçíèêàþùèå ó äåòåé â âîçðàñòå 3 ìåñ. — 5 ëåò, ñâÿçàííûå ñ ëèõîðàäêîé. Èíòðàêðàíèàëüíûå èíôåêöèè (ìåíèíãèò, ýíöåôàëèò), ïðîòåêàþùèå íåðåäêî ñ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé, à òàêæå êîãäà âîçíèêíîâåíèþ ôåáðèëüíûõ ñóäîðîã ïðåäøåñòâóþò àôåáðèëüíûå ïàðîêñèçìû, íå îòíîñÿòñÿ ê äàííîé ãðóïïå.

Ïðîñòûå
ôåáðèëüíûå ñóäîðîãè. Õàðàêòåðíûìè îñîáåííîñòÿìè ïðîñòûõ ôåáðèëüíûõ ñóäîðîã ÿâëÿþòñÿ: åäèíè÷íûå ýïèçîäû, êîðîòêàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü (íå áîëåå 15 ìèí.), ãåíåðàëèçîâàííûå òîíèêî-êëîíè÷åñêíå, êëîíè÷åñêèå èëè òîíè÷åñêèå ïðèñòóïû. Êàê ïðàâèëî, ïðîñòûå ôåáðèëüíûå ñóäîðîãè âîçíèêàþò ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äåòåé, íå èìåþùèõ î÷àãîâûõ íåâðîëîãè÷åñêèõ íàðóøåíèé.

Ñëîæíûå
ôåáðèëüíûå ñóäîðîãè õàðàêòåðèçóþòñÿ ñëåäóþùèìè ïðèçíàêàìè: ïðîäîëæèòåëüíîñòü áîëåå 15 ìèí., ïîâòîðÿåìîñòü â òå÷åíèå 24 ÷àñîâ, ôîêàëüíûé õàðàêòåð (ìîòîðíûå ôîêàëüíûå ïàðîêñèçìû, äåâèàöèÿ ãëàçíûõ ÿáëîê, îñòàíîâêà âçîðà, àóðà èëè èçìåíåíèå ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà). Ïîñëå ñëîæíûõ ôåáðèëüíûõ ñóäîðîã íåðåäêî âîçíèêàþò òðàíçèòîðíûå íåâðîëîãè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà â âèäå ïàðåçà êîíå÷íîñòåé (ïàðàëè÷ Òîääà).

ÃÈÏÎÊÀËÜÖÈÅÌÈ×ÅÑÊÈÅ ÑÓÄÎÐÎÃÈ

Ãèïîêàëüöèåìèÿ
— ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, âîçíèêàþùåå ïðè óðîâíå îáùåãî êàëüöèÿ â êðîâè íèæå 1,75 ììîëü/ë. Îíà ìîæåò áûòü ðàííåé
(ïåðâûå 2—3 ñóòêè æèçíè) è ïîçäíåé
(5—14 äíè æèçíè).

Ðàííÿÿ:
Ñóäîðîãè ìàíèôåñòèðóþò â ïåðâûå ÷àñû ïîñëå ðîæäåíèÿ èëè â ïåðâûå äíè æèçíè. Íàèáîëåå òèïè÷íûìè ïðèçíàêàìè ÿâëÿþòñÿ ãåíåðàëíçîâàííûå ñóäîðîãè, ýïèçîäû öèàíîçà, îäûøêè, èíîãäà àïíîý, áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ, òàõèêàðäèÿ, ïðîíçèòåëüíûé êðèê, ãèïåðåñòåçèÿ, ìåëêîðàçìàøèñòûé òðåìîð ïîäáîðîäêà è ïàëüöåâ, ðåæå-ëàðèíãîñïàçì. Íàðÿäó ñ ãåíåðàëèçîâàííûìè òîíè÷åñêèìè ïðèñòóïàìè âîçìîæíû ôîêàëüíûå, ìóëüòèôîêàëüíûå ïàðîêñèçìû è ìèíèìàëüíûå ñóäîðîæíûå ïðîÿâëåíèÿ

Ïîçäíÿÿ:
Òèïè÷íû òåõíè÷åñêèå ñóäîðîãè, ïðèñòóïû àïíîý, âçäóòèå æèâîòà, êàðïîïåäàëüíûé ñïàçì, ñèìïòîìû Õâîñòåêà, Òðóññî. Ëþñòà. Õàðàêòåðåí âíåøíèé âèä ðåáåíêà: ðóêè ïðèâåäåíû ê òóëîâèùó è ñîãíóòû â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ, êèñòè îïóùåíû âíèç, áîëüøîé ïàëåö ïðèâåäåí ê ëàäîíè, îñíîâíûå ôàëàíãè îáðàçóþò ñ ïÿñòíûìè êîñòÿìè ïðÿìîé óãîë, âòîðûå è òðåòüè ôàëàíãè ïàëüöåâ ðàçîãíóòû — “ðóêà àêóøåðà”. Âñëåäñòâèå çàòðóäíåíèÿ âçäîõà, âûçâàííîãî ñóæåíèåì ãîëîñîâîé ùåëè, ïðè êðèêå è ïëà÷å ïðîâîöèðóåòñÿ ëàðèíãîñïàçì – ïîÿâëÿåòñÿ øóìíîå äûõàíèå. Ïðè âûðàæåííîé ôîðìå ëàðèíãîñïàçìà ãîëîñîâàÿ ùåëü çàêðûâàåòñÿ ïîëíîñòüþ è ìîæåò íàñòóïèòü êðàòêîâðåìåííàÿ îñòàíîâêà äûõàíèÿ, íî ÷åðåç íåñêîëüêî ñåêóíä âîçíèêàåò øóìíûé âäîõ è äûõàíèå âîññòàíàâëèâàåòñÿ.

ÃÈÏÎÌÀÃÍÅÇÈÅÌÈ×ÅÑÊÈÅ ÑÓÄÎÐÎÃÈ

Ãèïîìàãíåçèåìèÿ
— ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, âîçíèêàþùåå ïðè ñíèæåíèè óðîâíÿ ìàãíèÿ â êðîâè íèæå 0.62 ììîëü/ë.

Êëèíè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà.
Íàèáîëåå õàðàêòåðíûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ ãåíåðàëèçîâàííûå è ôîêàëüíûå ñóäîðîãè, ãèïåðâîçáóäèìîñòü, òðåìîð, ìûøå÷íîå äðîæàíèå. Ó íå äîíîøåííûõ íàðóøåíèÿ îáû÷íî áîëåå òÿæåëûå è õàðàêòåðèçóþòñÿ, íàðÿäó ñ ïåðå÷èñëåííûìè ïðèçíàêàìè, íåîáû÷íûì êðèêîì, ìûøå÷íîé ãèïîòîíèåé, ãèïîòîíèåé âåê, îòåêàìè, áðàäèêàðäèåé, íàðóøåíèåì ðèòìà äûõàíèÿ.

Äèàãíîç
îñíîâûâàåòñÿ íà êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêàõ, âûÿâëåíèè íèçêîãî óðîâíÿ ìàãíèÿ â êðîâè (íèæå 0.62 ììîëü/ë).

ÃÈÏÎÃËÈÊÅÌÈ×ÅÑÊÈÅ ÑÓÄÎÐÎÃÈ

Ãèïîãëèêåìèè — ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, îáóñëîâëåííûå ñíèæåíèåì óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè. Ãèïîãëèêåìèåé ó äîíîøåííîãî ðåáåíêà ñ÷èòàåòñÿ ñíèæåíèå óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè íèæå 3,7 ììîëü/ë. Ó íåäîíîøåííûõ â ñâÿçè ñ îòíîñèòåëüíîé íåçàâåðøåííîñòüþ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ ðåãóëÿöèè óãëåâîäíîãî îáìåíà ãèïîãëèêåìèåé ñ÷èòàåòñÿ ñíèæåíèå óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè ìåíüøå 2,0 ììîëü/ìë. Íàèáîëåå òèïè÷íûìè ïðèçíàêàìè ãèïîãëèêåìèè ÿâëÿþòñÿ ñóäîðîãè, îòêàç îò ãðóäè, ïåðèîäè÷åñêèé âèçãëèâûé ïëà÷, öèàíîç, ó÷àùåííîå äûõàíèå ñ âîçìîæíîé îñòàíîâêîé, ñîíëèâîñòü, ñåðäöåáèåíèå, òðåìîð, ìûøå÷íàÿ ãèïîòîíèÿ. Ïðè ñòîïêîé ãèïîãëèêåìèè ñî çíà÷èòåëüíûì ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ ãëþêîçû â ñûâîðîòêå êðîâè ðàçâèâàåòñÿ êîìàòîçíîå ñîñòîÿíèå.

Äèàãíîç ãèïîãëèêåìèè óñòàíàâëèâàåòñÿ íà îñíîâàíèè íàëè÷èÿ êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ, ñíèæåíèÿ ãëþêîçû â êðîâè, îïðåäåëÿåìîãî ìíîãîêðàòíî (íå ìåíåå 2 ðàç), óìåíüøåíèÿ èëè ïîëíîãî ðåãðåññà ñèìïòîìîâ ïðè ââåäåíèè ãëþêîçû

ÑÓÄÎÐÎÃÈ ÏÐÈ ÍÀÑËÅÄÑÒÂÅÍÍÛÕ ÇÀÁÎËÅÂÀÍÈßÕ

Ñóäîðîãè ïðè íàñëåäñòâåííûõ çàáîëåâàíèÿõ íàèáîëåå ÷àñòî ìàíèôåñòèðóþò â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ îíè ðåçèñòåíòíû ê àíòèêîíâóëüñàòíîé òåðàïèè è òðàíñôîðìèðóþòñÿ â ðåçèñòåíòíûå ôîðìû ýïèëåïñèè.

Ôåíèëêåòîíóðèÿ.
Ñïåêòð ñóäîðîæíûõ ïàðîêñèçìîâ ïðè ôåíèëêåòîíóðèè ðàçíîîáðàçåí — òîíèêî-êëîíè÷åñêèå, ìèîêëîíè÷åñêèå, àáñàíñû, èíôàíòèëüíûå ñïàçìû. Íåðåäêî îäíîâðåìåííî ó îäíîãî ðåáåíêà âñòðå÷àþòñÿ ðàçëè÷íûå ïàðîêñèçìû.  ðÿäå ñëó÷àåâ îäèí âèä ñóäîðîã ïåðåõîäèò â äðóãîé. Ðàííÿÿ ìàíèôåñòàöèÿ ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà ïðè ôåíèëêåòîíóðèè îñëîæíÿåò òå÷åíèå áîëåçíè, óñóãóáëÿÿ íàðóøåíèÿ íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Áîëåçíü ìî÷è ñ çàïàõîì êëåíîâîãî ñèðîïà.
Ñóäîðîæíûå ïàðîêñèçìû âîçíèêàþò â ïåðâûå äíè è íåäåëè æèçíè. Îíè, êàê ïðàâèëî, íîñÿò òîíèêî-êëîíè÷åñêèè, ìèîêëîíè÷åñêèè õàðàêòåð è âîçíèêàþò íà ôîíå âûðàæåííîãî íàðóøåíèÿ íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Äèàãíîñòèêå ñèíäðîìà ïîìîæåò íàëè÷èå ñïåöèôè÷åñêîãî çàïàõà ìî÷è – çàïàõ ìî÷è êëåíîâîãî ñèðîïà.

Ëåéêîäèñòðîôèè.
Ñóäîðîãè ïðè ëåéêîäèñòðîôèÿõ ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç âåäóùèõ ñèìïòîìîâ.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñóäîðîãè ïðè ëåéêîäèñòðîôèÿõ âîçíèêàþò íà ñòàäèè âûðàæåííûõ êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé — ïðîãðåññèðóþùåãî ñíèæåíèÿ èíòåëëåêòà è îñòðîòû çðåíèÿ, ïàðåçîâ. Õàðàêòåð ñóäîðîæíûõ ïàðîêñèçìîâ âàðèàáåëåí. Îòìå÷àþòñÿ òîíèêî-êëîíè÷åñêèå ïàðîêñèçìû, ìèîêëîíèè.

Àìàâðîòè÷åñêàÿ èäèîòèÿ Òåÿ — Ñàêñà.
Ñóäîðîãè, êàê ïðàâèëî, âîçíèêàþò íà ôîíå âûðàæåííûõ íåâðîëîãè÷åñêèõ íàðóøåíèé — ãèïåðàêóçèè, ðåãðåññà ðàíåå ïðèîáðåòåííûõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ, ïðîãðåññèðóþùåãî ñíèæåíèÿ íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ñóäîðîãè íîñÿò ïðåèìóùåñòâåííî òîíèêî-êëîíè÷åñêèè õàðàêòåð, â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå ñïåêòð ñóäîðîæíûõ ïàðîêñèçìîâ ñòàíîâèòñÿ áîëåå ðàçíîîáðàçíûì.

Âðîæäåííûå íàðóøåíèÿ îáìåíà âåùåñòâ

Îðãàíè÷åñêèå àöèäóðèè:
Ïðîïèîíîâàÿ àöèäåìèÿ, èçîâàëåðèàíîâàÿ àöèäåìèÿ, ìåòèëìàëîíîâàÿ àöèäåìèÿ, N-àöåòèë-àñïàðòàòîâàÿ àöèäóðèÿ . Ñóäîðîãè (ìîãóò áûòü ìèîêëîíèè), äèçìîðôèè ëèöà, ìåòàáîëè÷åñêèå êðèçû (ðâîòà, àíîðåñêñèÿ, äåãèäðàòàöèÿ), ñèìïòîìîêîìïëåêñ “âÿëîãî ðåáåíêà”. Ïîâûøåíèå êîíöåíòðàöèè îðãàíè÷åñêèõ êèñëîò â ïëàçìå, ëèêâîðå è ìî÷å, àöèäîç.

Àìèíîàöèäîïàòèè:
Ôåíèëêåòîíóðèÿ, áîëåçíü ìî÷è ñ çàïàõîì êëåíîâîãî ñèðîïà, ãèïåðãëèöèíåìèÿ, ãèïåðëèçèíåìèÿ. Ñóäîðîãè ìèîêëîíè÷åñêèå èëè ôîêàëüíûå òîíè÷åñêèå, ñèìïòîìîêîìïëåêñ “âÿëîãî ðåáåíêà”, ýïèçîäû âÿëîñòè, ñîíëèâîñòè, èíîãäà – ëåòàðãèè è êîìû. Àöèäîç, ãèïåðàììîíèåìèÿ, òðîìáîöèòîïåíèÿ, êåòîíóðèÿ.

Íàðóøåíèÿ îáìåíà âèòàìèíîâ:
Íåäîñòàòî÷íîñòü áèîòèíèäàçû. Ñóäîðîãè ôîêàëüíûå, ìóëüòèôîêàëüíûå, ñèìïòîìîêîìïëåêñ “âÿëîãî ðåáåíêà”, àëîïåöèÿ. Ëàêòàò-àöèäîç, êåòîàöèäîç, ãèïåðàììîíèåìèÿ, îðãàíè÷åñêàÿ àöèäóðèÿ, ñíèæåíèå àêòèâíîñòè áèîòèíèäàçû.

Íàðóøåíèÿ â öèêëå ìî÷åâèíû:
Íåäîñòàòî÷íîñòü êàðáàìîèëôîñôàò-ñèíòåòàçû, íåäîñòàòî÷íîñòü àðãèíèíñèíòåòàçû. Ñóäîðîãè ïî òèïó ìèîêëîíèè èëè ìèíèìàëüíûõ ñóäîðîæíûõ ïðîÿâëåíèè, ñèìïòîìîêîìïëåêñ “âÿëîãî ðåáåíêà”, ðâîòà, êîìà. Àöèäîç, ãèïåðàììîíèåìèÿ, íåäîñòàòî÷íîñòü ôåðìåíòîâ öèêëà ìî÷åâèíû.

Ìèòîõîíäðèàëüíûå ýíöåôàëîìèîïàòèè
:

Äåôåêòû äûõàòåëüíîé öåïè Ñóäîðîãè, ñèìïòîìîêîìïëåêñ “âÿëîãî ðåáåíêà”, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, äûõàòåëüíûå íàðóøåíèÿ, ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü. Ëàêòàò-àöèäîç, ñíèæåíèå àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ (öèòîõðîì Ñ-îêñèäàçû è äðóãèõ) â ìûøöå è òêàíÿõ.

Äåôåêòû ìåòàáîëèçìà ïèðóâàòà Ñóäîðîãè, ëèöåâàÿ äèçìîðôèÿ, ñèìïòîìîêîìïëåêñ “âÿëîãî ðåáåíêà”, äèñìåòàáîëè÷åñêèå êðèçû ñî ðâîòîé è äèàðååé, çàäåðæêà ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ. Ãèïåðàììîíèåìèÿ, ãèïåðëèçèíåìèÿ, êåòîíåìèÿ, ëàêòàò-àöèäîç, îðãàíè÷åñêàÿ àöèäóðèÿ.

Äåôåêòû áåòà-îêèñëåíèÿ æèðíûõ êèñëîò Ñóäîðîãè, ñèìïòîìîêîìïëåêñ “âÿëîãî ðåáåíêà”, ìèêðîöåôàëèÿ. Ëàêòàò-àöèäîç, ñíèæåíèå îáùåãî êàðíèòèíà â êðîâè, äèêàðáîêñèëüíàÿ àöèäóðèÿ

Ôåðìåíòîïàòèè öèêëà Êðåáñà Ñóäîðîãè, ñèìïòîìîêîìïëåêñ “âÿëîãî ðåáåíêà”, ìèêðîöåôàëèÿ, ÷åðåïíî-ëèöåâàÿ äèçìîðôèÿ, ìåòàáîëè÷åñêèå êðèçû (ëåòàðãèÿ), êàðäèîìèîïàòèÿ. Ëàêòàò-àöèäîç, ôóìàðîâàÿ àöèäóðèÿ, óâåëè÷åíèå â êðîâè ñóêöèíàòà, ñíèæåíèå àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ öèêëà Êðåáñà â òêàíÿõ.

Âûâîäû

– Âûñîêàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü ñóäîðîã â ïîïóëÿöèè, èõ ïîëèýòèîëîãè÷íîñòü è ñëîæíîñòü äèàãíîñòèêè ïðåäîïðåäåëÿþò íåîáõîäèìîñòü äèôôåðåíöèðîâàííîãî ïîäõîäà ê âîïðîñàì äèàãíîñòèêè, ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà è äåòñêîé èíâàëèäíîñòè.

–  ñâÿçè ñ òåì, ÷òî äåòè ñ ñóäîðîæíûìè ñèíäðîìàìè ÷àñòî äëèòåëüíî ïîëó÷àþò àíòèêîíâóëüñàíòíóþ òåðàïèþ, íàáëþäåíèå çà íèìè äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ ðàçëè÷íûìè ñïåöèàëèñòàìè — íåâðîïàòîëîãîì è ïåäèàòðîì. Îáÿçàòåëåí ëàáîðàòîðíûé êîíòðîëü çà ôóíêöèÿìè ïå÷åíè è ñèñòåìû êðîâåòâîðåíèÿ.

ñîäåðæàíèå   .. 
121 
122 
123   ..

Источник

Читайте также:  Лекарственный препарат от болевого синдрома