Тренинг профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Тренинг профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов thumbnail

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Вступление. Актуальность выбранной темы.

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам  снятия эмоционального напряжения. Это  является приоритетной линией в работе дошкольного психолога.  

Основная часть.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

  • познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
  • создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
  • совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 45 минут.

Ведущий тренинга: педагог-психолог Рожнова О.С.

Ход проведения тренинга

1. Вводная часть.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Ведущий: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

– Или Вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.        

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета».

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый  – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый  – тревожность и негативное состояние.

Чёрный  – защищённость, скрытость,  желание «уйти в свой внутренний мир».

2. Упражнение «Визитка»

Участники группы на первую букву своего полного имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.

3. Игра «Ветер дует на того, кто…»

Цель: развитие интереса друг к другу, поднятие настроения.

Проведение: Все участники, кроме одного – ведущего, садятся на стулья, образуя круг. Ведущий говорит, например: «Ветер дует на того, кто в кроссовках», тогда все участники, одетые в кроссовки, должны встать, найти другой свободный стул и сесть на него. Тот, кто остался без стула, становится ведущим, встает в круг и говорит: «Ветер дует на того, у кого… (например, в рубашке, любит мороженное, смелый, сильный, улыбается и др.)… и игра продолжается.

4. Аутотренинг

Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова ведущего.

Звучит музыка. Психолог проговаривает слова.

Текст:

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется  ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

Набери всей грудью побольше  воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Пусть волны смоют и унесут твои заботы  и всё, что тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

5. Упражнение «ОРАНЖЕВЫЕ ОЧКИ»

Материалы:          Желательны – очки с оранжевыми стеклами.

Время упражнение – 10 мин.

Инструкция:         «Если вы найдете оранжевые очки, то плохого вы просто не сможете увидеть. Оно будет перекрашено в оранжевый цвет. Расскажите, пожалуйста, о…

  • посещении ресторана
  • разговоре с другом
  • нашем тренинге
  • своей зарплате
  • вашей квартире
  • себе самом (самой)
  • ваших близких и т.д.

используя эти реальные (или воображаемые) оранжевые очки. Эти очки пропускают только положительные впечатления. Попробуем?”

Обсуждение.  Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила нарушаются.

Комментарии.  Мы часто используем это упражнение в разные моменты тренинга. Спустя некоторое время оранжевые очки становятся символом, и члены группы сами начинают требовать очки, если кто-либо слишком увлекается фокусировкой на негативном.

6.  Анкета для выявления стрессовых переживаний.

7. ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: “Сколько, по-вашему, весит этот стакан?”

– “50 грамм!”, “100 грамм!”, “125 грамм!” – предполагали студенты.

– Я и сам не знаю, – продолжил профессор, – чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

– Ничего, – ответили студенты.

Читайте также:  Синдром головная боль все заболевания с ним

– Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? – снова спросил профессор.

– У вас заболит рука, – ответил один из студентов.

– Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

– Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, – сказал студент под всеобщий смех аудитории.

– Очень хорошо, – невозмутимо продолжал профессор, – однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

– Нет, – был ответ. – Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

– Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – Спросил профессор.

– Опустить стакан, – последовал ответ из аудитории.

– Вот, – воскликнул профессор, – точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

8. Упражнение «Пожелание» (адаптированная по Евтихову О.В)

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Время:5 минут

Инструкция:«Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим участникам группы, о том качестве, которое ,по вашему мнению, помогает преодолевать эмоциональное выгорание».

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

9. Обратная связь.

– Самым полезным для меня было…

– Мне понравилось…

– Я хотела бы изменить…

10.  Благодарю всех за работу!

Пожелание:

В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Экспресс-оценка «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

2

3

4

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

да

нет

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

да

нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

Оценка результатов

  1. балл- синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Книга: Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения /авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

Источник


Семинар-тренинг для педагогов

«Профилактика синдрома профессионального выгорания»

Цель: сохранение психического здоровья учителя в образовательной среде.

СКАЗ

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

– Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

– Да, водицы испить.

– Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело, люди усложняют свою жизнь и жизнь других. Профессиональное общение с коллегами и руководством часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. К сожалению, часто эмоции и переживания, вызванные контактом «учитель – учитель», носят отрицательный характер. При этом причины могут быть совершенно разными, начиная с настроения учителя в данный временной промежуток, на которое, в свою очередь, могли повлиять и внешние факторы, и заканчивая его общей неудовлетворенностью от выполняемой работы.

Хочу предложить вам ответить на вопросы несложного теста.

ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
(по А.И. Тащевой, 2000)

Читайте также:  Что такое синдром жильбера изменения на узи

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.

1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

Далеко не все педагоги осведомлены о том, что их усталость, мысли о собственном несовершенстве, отсутствие желаний, страх ошибок, болезненная реакция на успех коллеги и убежденность в своей слабости, частые конфликты – это симптомы профессионального заболевания, одной из серьезных проблем современной школы.

Речь идет об эмоциональном выгорании педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда мы накопим достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У многих заметно снижается работоспособность, нарастает усталость.

Итак, сегодня мы поговорим об эмоциональном выгорании, а точнее его профилактике и снятии эмоционального напряжения. Термин “эмоциональное выгорание” впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение (“человек – человек”).

Итак, Профессиональное выгорание– это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа:

Психофизические симптомы:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

  • ощущение эмоционального и физического истощения;

  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

  • резкая потеря или резкое увеличение веса;

  • полная или частичная бессонница;

  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

Вторая группа:

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия;

  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  • частые нервные срывы;

  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

Третья группа:

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

  • учитель постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

  • руководитель затрудняется в принятии решений;

  • чувство бесполезности, безразличие к результатам;

  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет

Таким образом, учитель, из года в год, работающий в сложных условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» профессиональной деформации, отметим следующие

«Личностные особенности»

слайда

Личностная

особенность

Комментарии

1

Нерешительность

Снижение способности самостоятельно принимать решения и реализовывать их в деятельности

2

Пассивность

Стремление избегать затрат — эмоциональных и физических

3

Консерватизм

Трудности в смене установок, теряется гибкость в общении, поведении

4

Закрытость

Обратимся к образу: внутренний мир человека -— неприступный замок, ворота наглухо закрыты, нельзя ни войти, ни выйти

5

Повышенная изменчивость настроения

На смену настроения влияет любая мелочь

6

Раздражительность

Как форма проявления агрессии

7

Эмоциональная

ХОЛОДНОСТЬ

Снижение яркости чувств

8

Сверхконтроль

Желание контролировать не только других, но и себя. Под запретом все то, что выходит за рамки представления о себе

9

Утомляемость

Физическая и умственная

10

Тревожная мнительность

Ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное переживание ситуации неопределенной опасности

Согласимся, что учитель, обладающий этим «набором», не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаем к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью. Педагогам предлагается к каждому «листочку» подобрать «корень» Таким образом, пара «лист» — «корень» представляет собой пару антонимов.

Личностная особенность

Комментарии

1

Нерешительность – уверенность

Осознание: «Я сильный сам по себе, а не за счет того, что унизил кого-то»

2

Пассивность – активность

Активная жизненная позиция, стремление брать инициативу в свои руки

3

Консерватизм – принятие нового

Осознание того, что мир меняется, готовность принять эти изменения

4

Закрытость – открытость

Готовность к общению, взаимодействию, сотрудничеству

5

Повышенная изменчивость настроения – эмоциональная стабильность

Образ: спокойный ровный свет вместо пульсирующего

Читайте также:  Как избежать рождения ребенка с синдромом дауна

6

Раздражительность – выдержка, самообладание

Сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих деятельность в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу

7

Эмоциональная холодность – эмпатия

Постижение эмоционального состояния другого, проникновение – вчуствование в переживание другого человека

8

Сверх-контроль – умение расслабляться

Владение приемами релаксации

9

Утомляемость – высокая работоспособность

Достаточность психофизиологических ресурсов для выполнения целесообразной деятельности на эффективном уровне

10

Тревожная мнительность – способность к риску

Принятие риска – активное предпочтение опасного (неопределенность исхода ситуации и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха) варианта действия безопасному

Посмотрите, с каким «листочком» вам представляется реальным распрощаться уже в ближайшем будущем? Избавьтесь от него, уберите его из кроны. Усильте свое дерево «корнем», замените им оторванный «лист».

Если на вашем дереве остались листочки, приклейте их. И помните, что вам необходимо позаботиться о себе:

– стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни;

– умейте жить в удовольствие (релаксация, игра);

-умете отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

-стремитесь находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

-стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.

Поскольку учитель является одной из центральных фигур в школе, в стрессовой ситуации ему необходимо оказать должную поддержку и своевременную помощь, а следовательно, способствовать нормальному течению образовательного процесса. Существует банк приемов, которые призваны снять непонимание, трудности и конфликты в педагогическом коллективе. Например, саморегуляция.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Способы саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;

  • размышления о хорошем, приятном;

  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

  • вдыхание свежего воздуха;

  • чтение стихов;

  • высказывание похвалы, комплементов кому-либо просто так

Тренинговое упражнение «… зато ты»

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

  • Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Ход упражнения:

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Упражнение «Я — профессионал»

Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения; сплочение группы.

Время: 7-10 минут.

Участникам предлагается подобрать по профессиональному качеству на первую букву своего имени.

А есть ли желающие похвастаться своим профессионализмом?

А теперь хочу вам предложить Релаксацию «Погружение в детство»

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает… Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет,

представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку, а в ладошке у него конфета – ваша любимая, вы ее разворачиваете и делите пополам. Вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь… А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Все вы сейчас испытали разные чувства: радости, приятного волнения, легкой грусти и …

Чтобы завершить релаксацию, поднимите, пожалуйста руки, вдохните полной грудью, а теперь слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз.

(Заранее под сиденье стула скотчем прикрепляется конфетка).

Подводя итоги, хочу дать вам несколько рекомендаций.

Вот список простых советов которые помогут вам предотвратить появление профессионального выгорания.

Во-первых, нужно общаться вне работы; поискать хобби или интересы, которые могут вас объединить с людьми из других профессиональных сфер.
Во-вторых, заниматься спортом.
В-третьих, использовать свой законный отпуск по назначению.
В-четвертых, планировать время и не брать работу на дом.

В-пятых, попробовать относиться к работе не так серьезно, как раньше. Это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую жизнь.

И не забывайте, что некоторые эмоции нужно выплескивать: покричать в лесу, побоксировать грушу, поссориться в очереди и так далее. Главное, чтобы не возникало чувства вины или недовольства собой.
Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Помните: Работа- всего лишь часть жизни.

Источник