Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами
Это означает, что надо при первых же сомнениях в состоянии и в динамике развития ребенка обратиться к специалистам. Поделиться с ними своими наблюдениями и переживаниями. Пройти с ребенком необходимое обследование для уточнения состояния морфофункциональных систем, причин нарушений, если таковые имеются, составить представление об абилитационном потенциале ребенка и абилитаци- онный прогноз. Далее составляется И ПА, в соответствии с которой выстраивается алгоритм действий по этапам восстановления ребенка. Родители и другие члены семьи должны принять самое активное участие в выполнении И ПА; хорошо помогает в этом методика семейной абилитации. Разумеется, необходимо осваивать все приемы ИПА под руководством и наблюдением опытных специалистов. В нашем центре пациентам предлагается пройти первые 2—3 этапа абилитации на месте, затем, на тренирующем этапе, можно идти в территориальные реабилитационные центры.
К принципиальным особенностям работы нашего центра относится следующее:
1. Выявление и лечение первопричин заболевания и нарушений развития ребенка и взрослого.
Для этого используются все современные методы доказательной медицины. Но особое место занимает разработанная нами впервые в мире технология микромоторной диагностики состояния нервной и опорнодвигательной систем.
Эта технология позволяет объективно оценивать травмы мягких тканей, чем дополняет рентгеновский метод, позволяющий оценивать только состояние твердых костных структур. Она позволяет оценивать функциональное состояние каждого центра головного и спинного мозга и дополняет лучший метод их структурной диагностики — М РТ.
Она позволяет оценивать ВЧД в целом и в каждом отделе головного мозга, а также количественно 7 видов боли: механическую, рефлекторную, воспалительную, сосудисто-спастическую, сосудисто-ишемическую и нейро-ишемическую телесные неосознанные боли. И наконец — осознанную боль, формирующую ощущение боли.
Микромоторная технология позволяет оценивать трофику тканей и клеток всего тела: мышц, суставов, нервов, сосудов, органов чувств.
Эта технология абсолютно безвредна для человека, неинвазивна, проста и быстра в исполнении (регистрация сигнала проводится за 5—10 с).
2. Стратегия. Главная цель — достижение конечного положительного результата.
Для этого проводим реабилитацию этап за этапом, наращивая и оценивая этапные результаты. Например, добиваемся, чтобы ребенок стал держать голову, потом сидеть, затем стоять и, наконец, самостоятельно ходить.
Все это занимает достаточно длительное время. Если в норме функции ребенка в утробе матери созревают в течение 9 месяцев, то при травмах и заболеваниях ребенка восстановление этих же функций занимает более 9 месяцев. Это — закон природы. Других путей нет. Поэтому для длительного восстановления нами разработан метод семейной реабилитации взрослых и абилитации детей на дому путем выполнения 90% процедур обученными родителями (членами семьи). Метод уже применен при восстановлении 50 000 детей и 25 000 взрослых больных и инвалидов. Опыт наш изложен в 6 книгах-пособиях, 30 методических рекомендациях. Защищено 55 изобретений.
3. Тактика реабилитации и абилитации. На практике мы используем тактику управления соответствием процедуры больному, по принципу «ключ к замку», управляя на каждом этапе реабилитации адекватностью соответствия И ПР состоянию больного. Ведущим методом оценки этого соответствия является микромоторная диагностика. Исходя из полученных результатов подбираем оптимальные для больного методы механотерапии, физиотерапии, ортопедические изделия, ЛФК, массаж, иглорефлексотерапию, рассасывающие и сосудистые препараты, нутрициенты и «панацею» среди всех лекарств — жидкий кислород.
Такое этапное управление реабилитацией и абилитацией дает хорошие результаты, подтверждаемые инструментально. Причем достигнутые на каждом этапе результаты демонстрируются членам семьи. Оптимальное и доказательное управление реабилитацией и абилитацией каждого больного и инвалида — наша медицинская тактика.
Для более интенсивного лечения тяжелых и сложных больных подходит дневной стационар, где 2-и 4-недельными курсами проводятся комплексные процедуры.
В чем сущность семейной реабилитации и абилитации?
- 1. Это длительный труд на дому.
- 2. Это большой труд на дому.
- 3. Это — активный труд самого больного и членов его семьи.
Но это труд для себя, для своего ребенка или для своего родного человека с обязательным превращением этого труда в капитал здоровья для больного.
Что является основной трудностью семейной реабилитации и абилитации?
- 1- й этап — этиопатогенетический, дающий устранение первопричин болезней и основных патологических факторов болезни. На этом этапе нет или почти нет видимых внешних достижений в состоянии больного и инвалида. Тем не менее нужно обязательно добиваться выполнения ИПР и дойти до 2-го этапа.
- 2- й этап — период, когда идет формирование новых дополнительных кровеносных сосудов в поврежденных органах, что особенно важно для клеток, не имеющих питающих капилляров. После 2-го этапа всегда настолько внешне видны успехи, что дальше никого не нужно убеждать в правильности выбранного пути. 1 и 2-й этапы — основа, база ИПР. Их нужно пройти обязательно.
- 3- й этап — трофический, происходит устранение дефицита питания (трофики) тканей путем доставки к ним по открывшимся на 1-ми построенным дополнительным на 2-м этапах сосудам питательных веществ, не поступавших длительное время. На этом этапе приходит осознание мотивации к дальнейшей семейной реабилитации и абилитации благодаря результатам, достигнутым своими руками.
- 4- й этап — функциональный, на котором происходит последовательное формирование отсутствующих или ослабленных функций организма. Восстановление наступает в разное время для различных функций организма и у всех детей индивидуально. Каждый успех — это шаг к конечному положительному результату.
Скорость абилитации зависит от возраста. Чем раньше она начата, тем меньше нанесено вреда организму ребенка болезнью и вредоносными препаратами, тем больше у него осталось ресурсов здоровья для полноценного восстановления, тем выше его реабилитационный или абилитационный потенциал.
Источник
При лечении больных с детскими церебральными параличами . огромное значение придают подавлению влияния лабиринтных и шейных тонических рефлексов. Необходимо развивать задержанные рефлексы, способствующие нормальному развитию вертикального положения туловища и двигательных функций (стато-кинетические рефлексы).
Функционирование лабиринтных и шейных тонических рефлексов (в норме они исчезают в возрасте 3 мес): 1) приводит к развитию патологических поз и вынужденному положению; 2) лишает ребенка всякой моторной активности и способствует вторичным нарушениям чувствительности; 3) нарушает необходимые для развития нервной системы афферентные синтезы и тем самым препятствует формированию более высоких уровней двигательной и речевой функциональных систем; 4) грубо нарушает все доречевое и речевое развитие ребенка.
С целью устранения патологических тонических рефлексов осуществляют воздействия, направленные на расслабление мышц и подавление патологической рефлекторной активности. Речь идет о лечебной физкультуре, массаже, физиотерапевтических и ортопедических процедурах. Вспомогательное значение имеет применение некоторых лекарств.
Педагог-дефектолог совместно с невропатологом должны подобрать специальные, наиболее адекватные для каждого ребенка позы и положения, при которых влияние патологических рефлексов было бы минимальным. Все логопедические и другие занятия следует проводить в этих положениях.
Для расслабления тонуса мышц и подавления патологических тонических рефлексов применяют специальные упражнения и укладки.
Придание правильного положения туловищу и другим частям тела имеет огромное значение в коррекции двигательных нарушений у детей. Лечение положением применяют довольно широко и выполняют в виде различных укладок. При этом больному придают соответствующие позы в положении лежа, сидя и стоя; туловище и отдельные конечности фиксируют с помощью специальных приспособлений.
Укладки и фиксации используют для подготовки больного к занятиям лечебной физкультурой как исходное положение для работы с одной конечностью, мышцами шеи или туловища, для отдыха после занятий, как лечебную процедуру с целью сохранения достигнутых результатов, а также как способ предупреждения и устранения контрактур (ограничений подвижности суставов).
Большое распространение получила “эмбриональная поза”, в которой максимально подавляется тонус разгибателей, ряд укладок-упражнений. Сначала такие укладки создаются пассивно. Затем взрослый учит ребенка выполнять их произвольно. Эти позы способствуют снятию неправильных установок тела и дают возможность овладеть активными движениями. В таких позах отрабатывают активное удержание головы (при ее поворотах в стороны, вверх, вниз); в этих же позах отрабатывают и удержание всего туловища. В последующем отрабатывают разгибание рук, ног. Следует отметить, что овладение умением удерживать голову и совершать головой активные движения — главное и обязательное условие развития произвольных движений тела.
Развитие умения удерживать голову осуществляют постепенно — сначала в максимально облегченных условиях, затем в условиях возрастающей сложности. Для коррекции неправильных положений головы применяют также валики, которые подкладывают на сторону большего наклона головы и шеи. Кроме того, производят чередования положения ребенка в кровати по отношению к источнику света. Следует также носить ребенка на руках на боку, противоположном повороту головы. В тяжелых случаях для придания правильного положения голове и туловищу применяют специальные гипсовые кроватки. В таких кроватках голову ребенка укладывают с обратным поворотом.
Для стимуляции разгибания мышц шеи проводят адаптацию ребенка к положению на животе. В этом положении легче вырабатывается активное поднимание и удержание головы. Для выработки рефлексов, устанавливающих нормальное положение головы и туловища, большое значение имеет использование ориентировочного рефлекса на звуковые и световые раздражения. В ответ на звуковые или световые раздражения ребенок пытается совершить поворот глаз и головы в сторону раздражителя. Сначала он повертывает в сторону раздражителя глаза, вслед за этим совершает поворот головы. Но для этого необходимо, конечно, устранить асимметричный шейный тонический рефлекс и кривошею. Включение ориентировочного рефлекса в стимуляцию движений головы может оказать очень большую помощь в развитии целенаправленных движений.
Выработка разгибательных рефлексов туловища, начальным компонентом которых является выпрямление и удержание головы, облегчается с помощью упражнений на специальных колясках, мяче и других приспособлениях.
Ребенок может катить коляску, на которой имеется подгрудник, препятствующий опусканию груди и стимулирующий разгибание плечевого пояса, отталкиваясь с помощью кистей и пальцев рук. Такая деятельность способствует развитию выпрямительных движений в суставах рук и разгибанию кистей.
Развитие опорной функции рук способствует осуществлению разгибательных движений в мышцах спины, так как активная опора на руки в положении лежа на животе облегчает разгибание туловища.
Для выработки способности опираться на руки и полнимать голову применяют упражнения на мяче. Ребенка’укладывают животом на мяч со свисающими вниз руками. При перекатывании мяча тело ребенка опускается вниз и руки его касаются пола.
Таким образом, постепенно возникает рефлекторная установка на разгибание кистей и пальцев, вырабатывается опорная функция кистей.
С помощью упражнений на мяче развивают выпрямительные рефлексы туловища, добиваются разгибания рук в плечевых суставах и отведения их назад в плечелопаточных суставах.
Огромное значение имеет отработка движений кистей и пальцев рук с первых же дней жизни ребенка, так как при детских церебральных параличах имеется тенденция к развитию контрактур в лучезапястном суставе. Такая отработка достигается в процессе выполнения особых упражнений, начинающихся с расслабления кисти путем ее потряхивания. Разгибание кисти вначале производят пассивно, затем путем активных упражнений. У более старших детей ручную умелость вырабатывают с помощью особых приспособлений и игрушек (типа конструкторов, кубиков). Кроме того, в этих целях используют специальные игры. Ручная умелость развивается лучше, если ребенок играет не один, а в обществе других детей.
Большое значение имеет коррекция задержек психического и речевого развития у детей с церебральными параличами.
При проведении восстановительного лечения необходимо стимулировать развитие зрительно-моторных связей, применяя различные игры, картинки. Занятия, не интересные для ребенка, не затрагивающие его интеллекта, резко снижают их эффективность.
В процессе восстановительного лечения особенное внимание следует уделять развитию предпосылок интеллектуальной деятельности. С этой целью необходимо развивать фиксацию взора на предметах в процессе манипулятивной деятельности, особенно если имеются патологические тонические рефлексы, которые ограничивают возможность зрительного восприятия и в связи с этим затрудняют познавательную деятельность. Тренировка внимания и наблюдательности — важные условия развития интеллекта. Целесообразно организовывать подвижные и настольные игры, основной целью которых должно быть развитие моторики и манипулятивной деятельности с коррекцией нарушенных функций (слабость кистевого схвата, отведения большого пальца, супинации и пронации и т.п.). Игровые упражнения способствуют также и развитию навыков самообслуживания.
Однообразная деятельность быстро утомляет детей, поэтому необходимо возможно чаще вовлекать ребенка в другие виды игровой деятельности. Следует шире использовать музыкально-ритмические занятия, чередуя их с подвижными и настольными играми, Вызванные на музыкально-ритмических занятиях эмоциональные реакции способствуют воспитанию двигательной и речевой активности, расширяют активный и пассивный словарь, способствуют нормализации голосообразования и дыхания. Занятия следует проводить в форме игры, так как именно эта деятельность составляет главное содержание жизни ребенка. Кроме того, игра является тем видом деятельности, в который дети включаются быстрее всего.
Музыкально-ритмические игры должны быть направлены на формирование и развитие движений. В процессе выполнения упражнений формируются координированные и точные движения, вырабатываются ритмическое дыхание и устойчивое равновесие.
Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию речи, при этом развиваются слуховое внимание и дифференцированный слух. То и другое служит подготовительным этапом к развитию речевого слуха. В процессе занятий дети учатся определять характер музыки (медленный — быстрый, громкий — тихий и т. д.) и различать звуки музыкальных инструментов (пианино, барабан, баян и др.).
В определенном музыкальном ритме и темпе проводят артикуляционную гимнастику, цель которой — формирование умения совершать точные координированные движения мимической и артикуляционной мускулатуры, более точно переключаться с одних артикуляционных движений на другие и длительно фиксировать каждое из артикуляционных положений.
Детям с грубой асинхронностью голоса, дыхания и артикуляции, слабым диафрагменным дыханием, слабым голосом и с маловыразительной модуляцией важно петь гласные звуки, гласные в сочетании с согласными, песенки на выдохе, выполнять под музыку двигательные упражнения. При этом необходимо учить детей регулировать силу и высоту голоса: петь высокие и низкие звуки, постепенно увеличивать силу звука.
Обучение детей игре, особенно в сочетании с музыкально-ритмическими занятиями, способствует развитию моторики, ручной умелости, познавательной деятельности и отвлеченного мышления, увеличивает запас сведений и представлений, улучшает речевую активность, помогает усвоению сложных логико-грамматических конструкций, корригирует нарушенные высшие корковые функции.
Источник
АБИЛИТАЦИОННЫЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ СЕРТИФИКАТЫ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, ЕГО СИНДРОМАМИ И УГРОЗОЙ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
Руководствуясь целью профилактики детской инвалидности (что справедливо также для любых возрастов) мы разработали несколько схем, предполагающих для больных абилитацию, а для инвалидов — реабилитацию. Весь процесс можно представить схематично в виде блок-схемы (рис. 44): Рис. 44. Блок-схема абилитационного/реабилитационного…
(Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭТИОПАТОГЕНЕЗ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА И ЕГО СИНДРОМОВ
Анализ опыта работы авторов по восстановлению детей с церебральным параличом и ДЦП-синдромами, а таких насчитывается на сегодняшний день более 8000 человек, диктует необходимость ознакомления с нашими разработками всех заинтересованных лиц. По нашим представлениям, ДЦП — это полиэтиологичное, полипа-…
(Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)Массаж для детей с церебральным параличом
Массаж — активный лечебный метод, заключающийся в нанесении механических дозированных раздражений на тело специальными приемами. В механизме действия массажа на организм определяющая роль принадлежит нервной системе с ее рецепторным аппаратом, заложенным в тканях и органах. Функция нервных механизмов…
(Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА И ЕГО СИНДРОМОВ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА Профилактика ДЦП и детской инвалидности — проблема проблем и квинтэссенция всей нашей работы, всех усилий и устремлений. Уже в двух первых опубликованных в издательстве НГМА пособиях |3, 4| сформулированы необходимые положения по профилактике инвалидности…
(Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежат раннее выявление еще в родильном доме или детской поликлинике среди новорожденных всех детей с церебральной патологией…
(Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье)Лечебная физкультура для детей с гиперкинетической (атетоз) и спастической формами церебрального паралича
Занятия ЛФК удачно вписываются в методики семейной абилитации, поскольку могут проводиться дома в любое удобное время ежедневно и сколь угодно длительно. Врачом высшей категории Е.А. Великановой разработана и успешно применяется следующая программа ЛФК. При занятиях ЛФК обязательны следующие условия:…
(Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)АБИЛИТАЦИЯ — НАЧАЛО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
Это означает, что надо при первых же сомнениях в состоянии и в динамике развития ребенка обратиться к специалистам. Поделиться с ними своими наблюдениями и переживаниями. Пройти с ребенком необходимое обследование для уточнения состояния морфофункциональных систем, причин нарушений, если таковые имеются,…
(Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)Лечебно-педагогический подход в реабилитации детей с детским церебральным параличом (Воронежская область)
Специалисты центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями “Парус надежды” Воронежской области используют все возможные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, включая и лечебно-педагогический подход. В центре работают специалисты различных профилей:…
(Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации)МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОПЕРИРОВАННЫХ ПО ПОВОДУ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА, В УСЛОВИЯХ БАЛЬНЕОГРЯЗЕВОГО КУРОРТА
В.Н. КРИВОБОКОВ, Л.М. БАБИНА, А.Т. ТЕРЕШИН Пятигорский научно-исследовательский институт курортологии, пр-т Кирова, 30, г.Пятигорск, Ставропольский край, Россия Аннотация. Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской невропатологии и ортопедии. При…
(Вестник новых медицинских технологий, 2014, Том 21. №3)АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И ОПЫТА ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
Детский церебральный паралич (ДЦП) — хроническое заболевание, при котором поражается центральная нервная система (ЦНС), нарушаются двигательная и мышечная активность, координация движений, часто сопровождающиеся задержкой развития интеллекта и нарушениями речи. Болезнь впервые описал английский хирург…
(Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)
Источник