Характеристика синдрома раннего детского аутизма

Характеристика синдрома раннего детского аутизма thumbnail

Характеристика раннего  детского аутизма (РДА)

Ранний детский аутизм (РДА) или расстройство аутистического спектра (РАС) – тяжёлое расстройство в период младенчества и начала хождения, отмеченное крайним одиночеством, патологической потребностью в однообразии и мутизмом или некоммуникативной речью. [8.,2.]

Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах, показали, что частота проявления детского аутизма 3-4 случая на 10000 детей, причём он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. [2.,7.]

В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм (РДА), (РАС) является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врождёнными обменными нарушениями, органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявляться вследствие самых разных заболеваний.

Характерные черты РДА (РАС) определяются следующим образом:

– нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

– стереотипность в поведении. Она проявляется, как стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; наличие в поведении ребёнка однообразных действий – моторных (раскачивание, прыжков, постукиваний и т. д.); речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким – либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;

–  совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речи в целях коммуникации.

Самый тяжёлый период поведенческих проблем, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребёнок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся всё более явными.

Сравнительная характеристика аспектов раннего  нормального развития и раннего развития при аутизме № 1

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Раннее развитие при аутизме

2

Издавание гласных звуков, руление.

6

«Диалоги» в виде издавание гласных звуков или поворачивание в сторону родителей.

Появление согласных.  

Плач тяжело интерпретировать.

8

Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса.

Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

Появляются указательные жесты.

Ограниченные или необычные гуления (визги или крики).

Не имитируют звуки, жесты, выражения.

12

Появление первых слов.

Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб.

Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением.

Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.

18

Словарный запас 3-50 слов.

Начинает составлять словосочетания из 2-х слов.

Старается привлечь внимание людей.

Возможны частые эхолалия и имитация.

24

Задаёт простые вопросы.

Называет себя по имени.

Может кратко повторить высказывания.

Слова появляются, затем исчезают.

Жесты не развиваются.

36

Словарный запас около 100 слов.

Задаёт много вопросов, для продолжения разговора.

Эхолалическое повторение не часто в этом возрасте.

Комбинация слов встречается редко.

Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое.

У половины или более речь не осмысленная.

48

Использует комплексные структуры предложения.

Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию.

Эхолалия остаётся.

Произносит просьбы.

Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов.  

60

Использует больший комплекс структур.

Способен оценивать предложения как грамматические и делать исправления.

Не может поддерживать разговор.

Присутствует эхолалия.

Редко задаёт вопросы, если появляются.

Нарушен тон и ритм речи.

Социальные взаимодействия №2

2

Поворачивает голову и глаза на звук.

Улыбается при общении.

6

Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.

Повторяет действия, имитируя взрослого.

Менее активен и требователен, чем нормальный ребёнок.

Слабый зрительный контакт нет ответных социальных проявлений.

8

Отличает родителей от незнакомых людей.

Игры «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми.

Игры в прятки («ку-ку»).

Показывает объекты взрослым.

Машет на прощанье

Плачет или ползет за мамой, когда она уходит.

Ребёнка трудно успокоить.

Чрезмерно замкнуты  и могут активно отвергать  взаимодействие.

Любят внимание, но мало выражают интереса к другим.

12

Ребёнок чаще инициирует игры.

Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.

Контактность обычно уменьшается как только ребёнок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью.

18

Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берёт игрушки

24

Появляются эпизоды, похожие на игру. Среди большой моторной активности появляется похожая на игровую деятельность.

Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.

36

Обучаются взаимодействию со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками.  Хочет сделать что-то хорошее родителям.

Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим.

Не понимает значения наказания.

48

Распределяет роли со сверстниками в игре.

Предпочитает друзей по игре.

Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.

Не способен понять правила игры.

Развитие воображения №3

6

Недифференцированные действия с одним объектом.

8

Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объекта.

Повторяющие движения доминируют в деятельности во время бодрствования.

12

Социально приемлемые действия с объектами.

18

Частые символические действия (воображают разговор по телефону т.д.).

Игра связана с каждодневным распорядком дня ребёнка.

Активная роль в деятельности, похожей на игру.

24

Часто использует правила игры применительно к куклам, к животным, взрослым.

Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит бельё).

Небольшая любознательность, исследование окружающей среды.

36

Замена одного объекта другим.

Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность, (кукла поднимает свою собственную кружку).

Не владеет символической игрой.

Продолжительные повторяющиеся моторные движения покачивания, кружения и т.д.

48

Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми.

Использование пантомимы для представления предмета.

Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены  на куклы, ребёнок выступает в качестве ведущего лица.

Символическая игра есть, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы.

60

Речь очень важна при представлении темы, распределение ролей и разыгрывании драмы.

Нет способностей к пантомиме.

Нет социодраматической игры.

Источник

Автор: Леонтьева Анна Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории, г. Ярославль, МДОУ “Детский сад 209”.
Данная статья будет полезна для ознакомления и применения на практике полученных знаний, педагогам всех возрастных групп, родителям, сталкивающимся с проблемой раннего детского аутизма. В статье представлены особенности детей с ранним детским аутизмом, особенности общения с ними, даны рекомендации родителям. Материал может быть использован в виде презентации на вводном собрании родителей или педагогического коллектива при формировании группы компенсирующей направленности, в частности группы детей с ранним детским аутизмом, для ознакомления с самой проблемой и обобщения уже имеющихся знаний.

Ранний детский аутизм (Синдром Лео Каннера)

Лео Каннер – австрийский и американский психиатр, известный первым описанием детского аутизма в 1943 году и последующими работами в этой области.
Ранний детский аутизм, или “Синдром Лео Каннера” – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, своеобразными эмоционально – поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами.
Аутизм (от греч. autos) – сам. То есть ребенок аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от основного мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации. В чистом виде аутизм встречается крайне редко. Чаще он сочетается с речевыми, интеллектуальными и поведенческими нарушениями.
Аутизм – это врожденное нарушение психического развития, влияющие на общение с другими людьми, на восприятие и понимание окружающего мира. Им нельзя заболеть, и от него нельзя излечиться. Также не существует таблеток от аутизма.
Аутизм – это результат влияния многих факторов, которые действуют на стадии развития и затрагивают множество, или все абсолютно функциональные системы мозга. Именно поэтому вылечить аутизм невозможно. Можно только вносить отдельные коррективы в поведение аутистов и способность к относительно самостоятельной их жизнедеятельности.
Причин аутизма много. Но, как утверждают психиатры, они кроются в генетических сбоях. Мозг аутистов перегружен, и не справляется с потоком информации.
Так, например, мышление одного человека подобно работе микропроцессора компьютера, который одновременно отвечает за выполнение нескольких программ. Мы можем одновременно выполнять несколько дел параллельно: готовить и думать о завтрашнем мероприятии; идти с ребенком по магазинам и планировать свой вечер.
У аутистов мозг устроен иначе – они не могут думать и реагировать одновременно на несколько вещей. Им нужна конкретика!!!
Особенности детей с ранним детским аутизмом.
Отчетливое проявление раннего детского аутизма появляется в возрасте от двух до пяти лет, отдельные проявления могут встречаться и раньше.
Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими.
Уже у грудных детей отсутствует «комплекс оживления», у них не появляется улыбка при виде родителей; иногда отсутствуют ориентировочные реакции (зрительные и слуховые). И приниматься это может за дефект органов чувств. У некоторых появляется прерывистость, затрудненное засыпание, расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.
Эмоциональная холодность (аффективная блокада).
Дети не дают адекватной, эмоциональной реакции на появление или уход взрослых. Мимика бедная, маловыразительная; характерен пустой, ничего не выражающий и взгляд, а также взгляд мимо, или «сквозь» собеседника. Иногда у детей отсутствуют способности дифференцировать людей и неодушевленные предметы.

Читайте также:  Синдром внезапной смерти у недоношенных

Однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.
Дети могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду; пересыпать, перебирать бумажки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять в определенном порядке. Такие манипуляции говорят о патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.
Общая моторная недостаточность.
Своеобразные стереотипные движения. Характерны нарушения психомоторики, которые проявляются в общей моторной недостаточности: угловатость, несоразмерность произвольных движений, неуклюжая походка, отсутствие содружественных движений; и своеобразные стереотипные движения, которые появляются на 2 году жизни: сгибание и разгибание пальцев рук, подпрыгивания, вращения вокруг своей оси, ходьба и бег на носочках.
Задержка формирования элементарных навыков сомообслуживания.
Как правило имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т.д.)
Расстройства речи.
Дети часто не отвечают на обращенные к ним вопросы. Может появляться разговор с самим собой. Характерны эхолалии – автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии.
Аутисты могут неожиданно выбежать на проезжую часть; отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
Страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.
Общение с ребенком аутистом.
Самое важное в общении с ребенком-аутистом – это ровный эмоциональный фон. Разговаривать нужно спокойным тоном, т.к. любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство у ребенка – аутиста.
Выстраивая свою речь, необходимо использовать четкие структурированные фразы. Речь должна быть функциональной и максимально понятной.
Общаясь с ребенком – аутистом, выражаться нужно как можно яснее. Использовать самые простые слова, не вызывающие затруднений для понимания у детей.
Желательно не использовать в формулировках частицу -не-.
Можно использовать специальные карточки или схематичные изображения. Использовать рисунки.
Разговор нужно начинать не с вопроса, а с утверждения (например: какой красивый дом ты построил).
Выбирайте правильное время для разговора. Пытайтесь разговаривать, когда ребенок спокоен. В момент расслабления дети более воспримчивы к информации.
Также важны окружающие условия, вокруг не должно происходить много всего одновременно, т.к. излишнее количество входящих сигналов может спутать ребенка.
Говорите о том, что интересно ребенку. Уделяйте ему внимание.
Необычные способности аутистов.
Интеллектуальное недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях. При этом аутистическая направленность мышления сохраняется.
Аутисты, имеющие сохранный интеллект, погружаясь в свой мир, акцентируют свое внимание на одном занятии. Именно это качество глубокого познания узкой направленности позволяет людям с аутизмом добиваться высоких результатов в своем деле.
По статистике, необычные способности присущи лишь 10% аутистов. Однако, это скорее исключение, а не правило. Среди известных аутистов можно отметить: Альберт Эйнштейн, Вольфган Амадей Моцарт, Иссаак Ньютон, Леонардо да Винчи.
Рекомендации для родителей детей с аутизмом.
Принимать и любить малыша с ранним детским аутизмом таким, какой он есть;
Строго придерживаться определенного ритма жизни и режима ребенка, соблюдать определенные ритуалы;
Научитесь улавливать вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте;
Как можно реже оставлять ребенка одного;
Объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы);
Избегать переутомления ребенка;
Терпеливо устанавливать контакт, прижимать к себе, поглаживая, брать на руки.
Как можно чаще разговаривать с ребенком.
Проблема аутизма получила широкое распространение во всем мире. Поэтому аутизм можно назвать проблемой 21 века. День информирования о проблемах аутизма проводится 2 апреля ежегодно.

Презентация на тему: Ранний детский аутизм

Рекомендуем посмотреть:

Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма

Работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Международный месячник информирования и принятия аутизма

Государственная политика в области образования детей с расстройством аутистического спектра

Источник

1. Õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ñ ÐÄÀ. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà

Àóòèçì – òÿæåëîå íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðè êîòîðîì ïðåæäå âñåãî ñòðàäàåò ñïîñîáíîñòü ê îáùåíèþ, ñîöèàëüíîìó âçàèìîäåéñòâèþ. Ïîâåäåíèå äåòåé ñ àóòèçìîì õàðàêòåðèçóåòñÿ òàêæå æåñòêîé ñòåðåîòèïíîñòüþ (îò ìíîãîêðàòíîãî ïîâòîðåíèÿ ýëåìåíòàðíûõ äâèæåíèé, òàêèõ êàê ïîòðÿõèâàíèÿ ðóêàìè èëè ïîäïðûãèâàíèÿ, äî ñëîæíûõ ðèòóàëîâ) è íåðåäêî äåñòðóêòèâíîñòüþ (àãðåññèÿ, ñàìîïîâðåæäåíèå, êðèêè, íåãàòèâèçì è äð.).

Ïîä àóòèçìîì â øèðîêîì ñìûñëå ïîíèìàåòñÿ îáû÷íî ÿâíàÿ íåîáùèòåëüíîñòü, ñòðåìëåíèå óéòè îò êîíòàêòîâ, æèòü â ñâîåì ñîáñòâåííîì ìèðå. Íåêîíòàêòíîñòü, îäíàêî, ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ðàçíûõ ôîðìàõ è ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. Èíîãäà îíà îêàçûâàåòñÿ ïðîñòî õàðàêòåðîëîãè÷åñêîé ÷åðòîé ðåáåíêà, íî áûâàåò âûçâàíà è íåäîñòàòî÷íîñòüþ åãî çðåíèÿ èëè ñëóõà, ãëóáîêèì èíòåëëåêòóàëüíûì íåäîðàçâèòèåì è ðå÷åâûìè òðóäíîñòÿìè, íåâðîòè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè èëè òÿæåëûì ãîñïèòàëèçìîì (õðîíè÷åñêèì íåäîñòàòêîì îáùåíèÿ, ïîðîæäåííûì ñîöèàëüíîé èçîëÿöèåé ðåáåíêà â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå).  áîëüøèíñòâå ýòèõ î÷åíü ðàçíûõ ñëó÷àåâ íàðóøåíèÿ êîììóíèêàöèè îêàçûâàþòñÿ ïðÿìûì è ïîíÿòíûì ñëåäñòâèåì îñíîâíîé íåäîñòàòî÷íîñòè: ìàëîé ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè, òðóäíîñòåé âîñïðèÿòèÿ èíôîðìàöèè è ïîíèìàíèÿ ñèòóàöèè, áîëåçíåííîãî íåâðîòè÷åñêîãî îïûòà, õðîíè÷åñêîãî íåäîñòàòêà îáùåíèÿ â ðàííåì äåòñòâå, íåâîçìîæíîñòè ïîëüçîâàòüñÿ ðå÷üþ.

Читайте также:  Синдром срыгивания и рвоты у новорожденных лечение

Ñóùåñòâóåò, îäíàêî, íàðóøåíèå îáùåíèÿ, ïðè êîòîðîì âñå ýòè òðóäíîñòè ñâÿçàíû â îäèí îñîáûé è ñòðàííûé óçåë, ãäå ñëîæíî ðàçäåëèòü ïåðâîïðè÷èíû è ñëåäñòâèÿ è ïîíÿòü: íå õî÷åò èëè íå ìîæåò ðåáåíîê îáùàòüñÿ; à åñëè íå ìîæåò, òî ïî÷åìó. Òàêîå íàðóøåíèå ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ ñèíäðîìîì ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.

Êëèíèêî-ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ êàðòèíà àóòèñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ëè÷íîñòè ñëîæíà, ìíîãîîáðàçíà è íåîáû÷íà â ñðàâíåíèè ñ äðóãèìè íàðóøåíèÿìè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè ñèíäðîìà ÐÄÀ, ñîãëàñíî Ë. Êàííåðó, ÿâëÿåòñÿ òðèàäà ñèìïòîìîâ: 1) àóòèçì ñ àóòèñòè÷åñêèìè ïåðåæèâàíèÿìè; 2) ñòåðåîòèïíîå, îäíîîáðàçíîå ïîâåäåíèå ñ ýëåìåíòàìè îäåðæèìîñòè; 3) ñâîåîáðàçíûå íàðóøåíèÿ ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ. Àóòèçì, êàê îòìå÷àþò èññëåäîâàòåëè äàííîé ïðîáëåìû, ïðîÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ÿðêî â âîçðàñòå 3–5 ëåò, è â ÷èñëå íàèáîëåå õàðàêòåðíûõ ïðîÿâëåíèé â ðàííåì âîçðàñòå ìîæíî íàçâàòü ñëåäóþùèå:

àóòè÷íûé ðåáåíîê íå ôèêñèðóåò âçãëÿä, îñîáåííî íà ëèöå, äåòàëÿõ ëèöà äðóãîãî ÷åëîâåêà, íå âûíîñèò ïðÿìîãî çðèòåëüíîãî êîíòàêòà «ãëàçà â ãëàçà»;

ïåðâàÿ óëûáêà õîòÿ è ïîÿâëÿåòñÿ âîâðåìÿ, íî íå àäðåñóåòñÿ êîìó-òî êîíêðåòíî, íå ïðîâîöèðóåòñÿ ñìåõîì, ðàäîñòüþ, èíûìè àôôåêòèâíûìè ðåàêöèÿìè äðóãèõ ëþäåé;

ê îêðóæàþùèì àóòè÷íûé ðåáåíîê îòíîñèòñÿ èíäèôôåðåíòíî: íà ðóêè íå ïðîñèòñÿ, ÷àñòî ïðåäïî÷èòàÿ íàõîäèòüñÿ â êðîâàòêå, â ìàíåæå, â êîëÿñêå è ò. ï., íà ðóêàõ íå ïðèñïîñàáëèâàåòñÿ, íå âûáèðàåò óäîáíîé ïîçû, îñòàåòñÿ íàïðÿæåííûì; ïîçó ãîòîâíîñòè íå ïðîÿâëÿåò èëè ïðîÿâëÿåò åå î÷åíü âÿëî; â òî æå âðåìÿ èíîãäà ëåãêî èäåò íà ðóêè êî âñåì;

ñâîèõ áëèçêèõ àóòè÷íûé ðåáåíîê óçíàåò, íî ïðè ýòîì äîñòàòî÷íî íàñûùåííîé è ïðîäîëæèòåëüíîé ýìîöèîíàëüíîé ðåàêöèè íå ïðîÿâëÿåò; ê ëàñêå ðåáåíîê ñ àóòèçìîì îòíîñèòñÿ íåîáû÷íî: èíîãäà ðàâíîäóøíî (òåðïèò åå) èëè äàæå íåïðèÿçíåííî, íî äàæå åñëè èñïûòûâàåò ïðèÿòíûå îùóùåíèÿ è ïåðåæèâàíèÿ, òî áûñòðî ïðåñûùàåòñÿ;

îòíîøåíèå ê ìîìåíòàì äèñêîìôîðòà (íàïðèìåð, íàðóøåíèÿì ðåæèìà ïèòàíèÿ) ïàðàäîêñàëüíîå: àóòè÷íûé ðåáåíîê ëèáî âîîáùå èõ íå ïåðåíîñèò, ëèáî áåçðàçëè÷åí ê íèì;

ïîòðåáíîñòè â êîíòàêòàõ ñ äðóãèìè ëþäüìè (äàæå áëèçêèìè) òàêæå ïàðàäîêñàëüíû: â îäíèõ ñëó÷àÿõ ðåáåíîê íå èñïûòûâàåò òàêîé ïîòðåáíîñòè èëè áûñòðî ïðåñûùàåòñÿ, ñòðåìèòñÿ èçáåãàòü êîíòàêòîâ; â áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ê êîíòàêòó (îñîáåííî ê òàêòèëüíîìó) îòíîñèòñÿ áåçðàçëè÷íî, âÿëî.

Äëÿ ïîâåäåíèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà âåñüìà õàðàêòåðåí ôåíîìåí òîæäåñòâà, ïðîÿâëÿþùèéñÿ â ñòðåìëåíèè ê ñîõðàíåíèþ ïðèâû÷íîãî ïîñòîÿíñòâà, â ïðîòèâîäåéñòâèè ëþáûì èçìåíåíèÿì â îêðóæàþùåì. Âíåøíå ýòè ðåàêöèè íà èçìåíåíèÿ ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ â áåñïîêîéñòâå, ñòðàõàõ, àãðåññèè è ñàìîàãðåññèè, ãèïåðàêòèâíîñòè, ðàññòðîéñòâàõ âíèìàíèÿ, ðàññðåäîòî÷åíèè. Ôåíîìåí òîæäåñòâà òàêæå îáíàðóæèâàåò ñåáÿ â ðàçíîîáðàçíûõ, îòëè÷àþùèõñÿ áîëüøîé ñòîéêîñòüþ ñòåðåîòèïèÿõ: ìíîãîêðàòíîì ïîâòîðåíèè îäíèõ è òåõ æå äâèæåíèé è äåéñòâèé – îò ñàìûõ ïðîñòûõ (ðàñêà÷èâàíèå, ïîòðÿõèâàíèå ðóêàìè) äî ñëîæíûõ ðèòóàëîâ; ñòðåìëåíèè ê æåñòêîìó ïîñòîÿíñòâó â áûòîâûõ ïðèâû÷êàõ (ïèùà, ïîñóäà, îäåæäà, ïðîãóëêè, êíèãè, ìóçûêàëüíûå ïðîèçâåäåíèÿ è ò. ä.); ïîâòîðåíèè îäíèõ è òåõ æå çâóêîâ, ñëîâ; ðèòìè÷íîì ïîñòóêèâàíèè ïî îêðóæàþùèì ïðåäìåòàì (êóáèêîì ïî ñòîëó è ò. ï.), îáíþõèâàíèè è îáëèçûâàíèè èíîãäà ñîâåðøåííî íåïîäõîäÿùèõ äëÿ ýòîãî ïðåäìåòîâ è ò. ï.

Ñòåðåîòèïíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ è â èãðå: î÷åíü òèïè÷íî îäíîîáðàçíîå, áåññìûñëåííîå ïîâòîðåíèå îäíèõ è òåõ æå äåéñòâèé (ðåáåíîê âåðòèò áóòûëêó èç-ïîä ñîêà, ïåðåáèðàåò ìåæäó ïàëüöàìè âåðåâî÷êó, òåñåìêó îò øàïî÷êè è ò. ï.). Èãðóøêè, åñëè è èñïîëüçóþòñÿ, òî íå ïî íàçíà÷åíèþ. Äåòè ñ àóòèçìîì ëþáÿò èãðàòü ñ âîäîé: ïëåñêàòüñÿ, áðûçãàòüñÿ, ïåðåëèâàòü âîäó, èãðàòü ñ ñûïó÷èìè ìàòåðèàëàìè (ïåñîê, êðóïà, áóñèíêè) íî, èãðàÿ â ïåñî÷íèöå, àóòè÷íûé ðåáåíîê íå ëåïèò êóëè÷è, à ïðîñòî ïåðåñûïàåò ïåñîê.

Íåðàâíîìåðíîñòü ðàçâèòèÿ ïðè àóòèçìå îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿåòñÿ â îñîáåííîñòÿõ ìîòîðèêè. Äâèæåíèÿ àóòè÷íûõ äåòåé óãëîâàòûå, íåñîðàçìåðíûå ïî ñèëå è àìïëèòóäå. Íåðåäêî îòäåëüíûå ñëîæíûå äâèæåíèÿ ðåáåíîê âûïîëíÿåò óñïåøíåå, ÷åì áîëåå ëåãêèå, èíîãäà òîíêàÿ ìîòîðèêà ðàçâèâàåòñÿ â îòäåëüíûõ ñâîèõ ïðîÿâëåíèÿõ ðàíüøå, ÷åì îáùàÿ, à äâèæåíèå, ñâîáîäíî, òî÷íî è ëåãêî ñîâåðøàåìîå â ñïîíòàííîé àêòèâíîñòè, îêàçûâàåòñÿ òðóäíîâûïîëíèìûì â ïðîèçâîëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

Î÷åíü ðàíî ïîÿâëÿþòñÿ ñòðàõè, êîòîðûå ìîãóò áûòü äèôôóçíûìè, íåêîíêðåòíûìè, íà óðîâíå îáùåé òðåâîãè è áåñïîêîéñòâà, è äèôôåðåíöèðîâàííûìè, êîãäà ðåáåíîê áîèòñÿ îïðåäåëåííûõ ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé, ïðè÷åì ïåðå÷åíü îáúåêòîâ ñòðàõà ïîèñòèíå áåñêîíå÷åí: çîíòû, øóì ýëåêòðîïðèáîðîâ, ìÿãêèå èãðóøêè, ñîáàêè, âñ¸ áåëîå, ìàøèíû, ïîäçåìíûå ïåðåõîäû è ìíîãîå äðóãîå. Ñòðàõè ðàçëè÷íû ïî ñâîåé ïðèðîäå.  îäíèõ ñëó÷àÿõ ïðè÷èíà ñòðàõà – ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê çâóêîâûì, ñâåòîâûì è äðóãèì ñåíñîðíûì âîçäåéñòâèÿì: íàïðèìåð çâóê, íå âûçûâàþùèé ó áîëüøèíñòâà ëþäåé íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé, äëÿ ðåáåíêà ñ àóòèçìîì ìîæåò îêàçàòüñÿ ÷ðåçìåðíî ñèëüíûì, ñòàòü èñòî÷íèêîì äèñêîìôîðòà.  äðóãèõ ñëó÷àÿõ îáúåêò ñòðàõà äåéñòâèòåëüíî ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì îïðåäåëåííîé îïàñíîñòè, íî çàíèìàåò ñëèøêîì áîëüøîå ìåñòî â ïåðåæèâàíèÿõ ðåáåíêà, îïàñíîñòü êàê áû ïåðåîöåíèâàåòñÿ. Òàêèå ñòðàõè íàçûâàþò ñâåðõöåííûìè, è îíè ñâîéñòâåííû âñåì äåòÿì, íî åñëè ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ñòðàõ ïîñòåïåííî èçæèâàåòñÿ, çàíèìàåò ñîîòâåòñòâóþùåå ðåàëüíîñòè ìåñòî, òî ïðè àóòèçìå ïîâòîðíûå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïóãàþùèì îáúåêòîì íå òîëüêî íå ñìÿã÷àþò, íî è óñèëèâàþò ñòðàõ, ôèêñèðóþò åãî, äåëàþò ñòîéêèì. È íàêîíåö, ñòðàõ òîæå ìîæåò áûòü ñâÿçàí ñ ðåàëüíûì ïóãàþùèì ñîáûòèåì (íàïðèìåð, â ïîëèêëèíèêå ñäåëàëè óêîë), íî ôèêñèðóåòñÿ òîëüêî êàêîé-òî åãî ýëåìåíò (áåëûé öâåò õàëàòà ìåäñåñòðû), êîòîðûé è ñòàíîâèòñÿ ïðåäìåòîì ñòðàõà: ðåáåíîê áîèòñÿ âñåãî áåëîãî. Îáùåé îñîáåííîñòüþ ñòðàõîâ ïðè ÐÄÀ, âíå çàâèñèìîñòè îò èõ ñîäåðæàíèÿ è ïðîèñõîæäåíèÿ, ÿâëÿþòñÿ èõ ñèëà, ñòîéêîñòü, òðóäíîïðåîäîëèìîñòü.

Åùå îäíîé îñîáåííîñòüþ âíóòðåííåãî ìèðà äåòåé ñ àóòèçìîì ÿâëÿþòñÿ àóòèñòè÷åñêèå ôàíòàçèè. Èõ îñíîâíûå ÷åðòû – îòîðâàííîñòü îò ðåàëüíîñòè, ñëàáàÿ, íåïîëíàÿ è èñêàæåííàÿ ñâÿçü ñ îêðóæàþùèì. Ýòè îòëè÷àþùèåñÿ ñòîéêîñòüþ ôàíòàçèè êàê áû çàìåùàþò ðåàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ è âïå÷àòëåíèÿ, íåðåäêî îòðàæàþò ñòðàõè ðåáåíêà, åãî ñâåðõïðèñòðàñòèÿ è ñâåðõöåííûå èíòåðåñû ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì îñîçíàíèÿ ðåáåíêîì â òîé èëè èíîé ìåðå ñâîåé íåñîñòîÿòåëüíîñòè, à èíîãäà ñëåäñòâèåì íàðóøåíèÿ ñôåðû âëå÷åíèé è èíñòèíêòîâ.

Îñîáåííîñòè ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ àóòè÷íûõ äåòåé ìíîãî÷èñëåííû, íî â îñíîâíîì ýòî:

ìóòèçì (îòñóòñòâèå ðå÷è), íàáëþäàåòñÿ ó îïðåäåëåííîé ÷àñòè äåòåé;

ýõîëàëèè (ïîâòîðåíèå ñëîâ, ôðàç, ñêàçàííûõ äðóãèì ëèöîì), ÷àñòî îòñòàâëåííûå, ò. å. âîñïðîèçâîäèìûå íå òîò÷àñ, à ñïóñòÿ íåêîòîðîå âðåìÿ;

áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñëîâ-øòàìïîâ è ôðàç-øòàìïîâ, ôîíîãðàôè÷íîñòü («ïîïóãàéíîñòü») ðå÷è, ÷òî ÷àñòî ïðè õîðîøåé ïàìÿòè ñîçäàåò èëëþçèþ ðàçâèòîé ðå÷è;

îòñóòñòâèå îáðàùåíèÿ â ðå÷è, íåñîñòîÿòåëüíîñòü â äèàëîãå (õîòÿ ìîíîëîãè÷åñêàÿ ðå÷ü èíîãäà ðàçâèòà õîðîøî);

àâòîíîìíîñòü ðå÷è. À.ð. âûðàæàåòñÿ â òîì, ÷òî ñëîâà èëè ñëîãè, âîñïðîèçâîäèìûå äåòüìè ïî îáðàçöó ðå÷è âçðîñëûõ, ñóùåñòâåííî èñêàæàþòñÿ, íàïðèìåð, çà ñ÷¸ò ïîâòîðåíèÿ;

ïîçäíåå ïîÿâëåíèå â ðå÷è ëè÷íûõ ìåñòîèìåíèé (îñîáåííî «ÿ») è èõ íåïðàâèëüíîå óïîòðåáëåíèå (î ñåáå – «îí» èëè «òû», î äðóãèõ èíîãäà «ÿ»);

íàðóøåíèÿ ñåìàíòèêè (ìåòàôîðè÷åñêîå çàìåùåíèå, ðàñøèðåíèå èëè ÷ðåçìåðíîå ñóæåíèå òîëêîâàíèé çíà÷åíèé ñëîâ);

íåîëîãèçìû. Ñëîâà è ñëîâîñî÷åòàíèÿ, ñîçäàííûå äëÿ îáîçíà÷åíèÿ íîâûõ ÿâëåíèé äåéñòâèòåëüíîñòè, íîâûõ ïðåäìåòîâ èëè ïîíÿòèé, íàçûâàþòñÿ íåîëîãèçìàìè (îò ãðå÷. nebs – «íîâûé» è logos – «ñëîâî»);

íàðóøåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðå÷è;

íàðóøåíèÿ çâóêîïðîèçíîøåíèÿ;

íàðóøåíèÿ ïðîñîäè÷åñêèõ êîìïîíåíòîâ ðå÷è. Ïðîñîäè÷åñêèå ýëåìåíòû: ðèòìèêî-èíòîíàöèîííûå ýëåìåíòû ðå÷è (ìåëîäèêà, îòíîñèòåëüíàÿ ñèëà ïðîèçíåñåíèÿ ñëîâ è èõ ÷àñòåé, ñîîòíîøåíèå îòðåçêîâ ðå÷è âî äëèòåëüíîñòè, îáùèé òåìï ðå÷è, ïàóçû, îáùàÿ òåìáðàëüíàÿ îêðàñêà è ïð.).

Âñå ýòè îòêëîíåíèÿ â ðå÷åâîì ðàçâèòèè ìîãóò âñòðå÷àòüñÿ è ïðè äðóãèõ âèäàõ ïàòîëîãèè, îäíàêî ïðè ÐÄÀ áîëüøèíñòâî èç íèõ èìååò îïðåäåëåííûå õàðàêòåðíûå îñîáåííîñòè. Êðîìå òîãî, îíè, êàê ïðàâèëî, îáóñëîâëåíû íåäîðàçâèòèåì êîììóíèêàòèâíîé ôóíêöèè ðå÷è, ÷òî íàêëàäûâàåò âåñüìà õàðàêòåðíûé îòïå÷àòîê íà ðå÷åâîå îáùåíèå.

Читайте также:  Гломерулонефрит нефротический синдром у детей

Áîëüøîé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿåò èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ àóòèçìîì (óðîâåíü èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïðè àóòèçìå ìîæåò áûòü ñàìûì ðàçëè÷íûì: îò ãëóáîêîé óìñòâåííîé îòñòàëîñòè äî îäàðåííîñòè â îòäåëüíûõ îáëàñòÿõ çíàíèé è èñêóññòâà), ãëàâíàÿ îñîáåííîñòü êîòîðîãî – íåðàâíîìåðíîñòü, ïàðöèàëüíîñòü ðàçâèòèÿ. Ñëåäóåò îòìåòèòü îñîáûé õàðàêòåð ýòîé ïàðöèàëüíîñòè: ñïðàâëÿÿñü ñ çàäàíèÿìè àáñòðàêòíîãî õàðàêòåðà, ðåáåíîê ñ òðóäîì âûïîëíÿåò òàêîå æå ïî ñëîæíîñòè çàäàíèå ñ êîíêðåòíûì íàñûùåíèåì.

Íèçêèé ïñèõè÷åñêèé òîíóñ îçíà÷àåò, ÷òî âçàèìîäåéñòâèå ñ îêðóæàþùèì ìèðîì îãðàíè÷åíî ïðåñûùåíèåì, êîòîðîå íàñòóïàåò ñòîëü áûñòðî, ÷òî àóòèñò êàê áû âûõâàòûâàåò èç îêðóæàþùåãî îòäåëüíûå íå ñâÿçàííûå ìåæäó ñîáîé, ôðàãìåíòû; ôîðìèðîâàíèå íåïðåðûâíîé, öåëîñòíîé êàðòèíû îêðóæàþùåãî ìèðà ñòàíîâèòñÿ çàòðóäíåííûì, à ÷àñòî è íåâîçìîæíûì. Òàêîé ðàçîðâàííûé, íåñîåäèíèìûé ìèð â öåëîå íåïîíÿòåí è òðóäíîîáúÿñíèì, îí ëåãêî ñòàíîâèòñÿ èñòî÷íèêîì ñòðàõîâ.

 ñåíñîðíîé ñôåðå ìíîãèå îáû÷íûå, ëåãêî ïåðåíîñèìûå áîëüøèíñòâîì äåòåé âîçäåéñòâèÿ ñòàíîâÿòñÿ èñòî÷íèêàìè íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé è äèñêîìôîðòà. Òàêæå òðóäíîïåðåíîñèìûìè ñòàíîâÿòñÿ ýìîöèîíàëüíî íàñûùåííûå ÿâëåíèÿ è îáúåêòû, è â ïåðâóþ î÷åðåäü ÷åëîâåê, åãî ëèöî, åãî âçãëÿä.  òàêîé ñèòóàöèè, êîãäà îêðóæàþùåå íåïîíÿòíî è ïóãàþùå, êîãäà îíî ñòàíîâèòñÿ ïîñòîÿííûì èñòî÷íèêîì íåïðèÿòíûõ ñåíñîðíûõ âïå÷àòëåíèé è ýìîöèîíàëüíîãî äèñêîìôîðòà, àóòèñòè÷åñêèé áàðüåð íàäåæíî çàùèùàåò ðåáåíêà ïðàêòè÷åñêè îò âñåõ òðóäíîñòåé. Ïî îáðàçíîìó âûðàæåíèþ Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêîé, ðåáåíîê çàáèðàåòñÿ â àóòèçì, êàê óëèòêà â ðàêîâèíó, åìó òàì ãîðàçäî ñïîêîéíåå è ïðèÿòíåå. Íî çà àóòèñòè÷åñêèì áàðüåðîì îí îäíîâðåìåííî îêàçûâàåòñÿ ëèøåííûì è ñòîëü íåîáõîäèìîãî äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîòîêà ñåíñîðíîé, êîãíèòèâíîé, àôôåêòèâíîé èíôîðìàöèè, è, åñëè ðåáåíêó âîâðåìÿ è ïðàâèëüíî íå ïîìî÷ü, îí, âíå çàâèñèìîñòè îò ïîòåíöèàëà ðå÷åâîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ñòàíîâèòñÿ, êàê ïðàâèëî, òÿæåëûì ïñèõè÷åñêèì èíâàëèäîì.

Î÷åíü âàæíî îòìåòèòü, ÷òî àóòèçì – îáðàçîâàíèå âòîðè÷íîå è, ñëåäîâàòåëüíî, ëåã÷å, ÷åì îñíîâíîé è ïåðâè÷íûé äåôåêòû, ïîääàåòñÿ êîððåêöèîííûì âîçäåéñòâèÿì. Àóòèçì ìîæíî â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñòåïåíè ñêîìïåíñèðîâàòü. Èíîãäà ìîæíî äîáèòüñÿ î÷åíü âûñîêîãî óðîâíÿ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, õîòÿ ëåãêèå, ÷àñòî íå âûõîäÿùèå çà ðàìêè õàðàêòåðîëîãè÷åñêèõ âàðèàíòîâ, àóòèñòè÷åñêèå ÷åðòû âñå-òàêè ñîõðàíÿþòñÿ.

Òùàòåëüíîå èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ïñèõèêè àóòè÷íûõ äåòåé ïðèâåëî ìíîãèõ çàðóáåæíûõ àâòîðîâ ê âûâîäó, ÷òî ïðè àóòèçìå ìûøëåíèå, âîñïðèÿòèå è ïñèõèêà â öåëîì îðãàíèçîâàíû ñîâñåì èíà÷å, ÷åì â íîðìå: âîñïðèÿòèå íîñèò â îñíîâíîì ñèìóëüòàííûé (îäíîâðåìåííûé) õàðàêòåð, äåòè íå óñâàèâàþò èëè óñâàèâàþò ñ áîëüøèì òðóäîì ñóêöåññèâíî îðãàíèçîâàííûå ïðîöåññû, ó íèõ îñîáûé õàðàêòåð ìûøëåíèÿ. Ýòè îñîáåííîñòè ïñèõèêè çàòðóäíÿþò, à â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ äåëàþò íåâîçìîæíîé àäàïòàöèþ ê îêðóæàþùåìó ìèðó, è, ïî ìíåíèþ ñòîðîííèêîâ ÒÅÀÑÑÍ-ïðîãðàììû, ñëåäóåò íàïðàâëÿòü óñèëèÿ íå íà àäàïòàöèþ ðåáåíêà ê ìèðó, à íà ñîçäàíèå ñîîòâåòñòâóþùèõ óñëîâèé äëÿ åãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Óñèëèÿ íàïðàâëÿþòñÿ íà ðàçâèòèå íåâåðáàëüíûõ ôîðì êîììóíèêàöèè, íà ôîðìèðîâàíèå ïðîñòûõ áûòîâûõ íàâûêîâ. Îáó÷åíèå ðå÷è ñ÷èòàåòñÿ öåëåñîîáðàçíûì òîëüêî ïðè IQ > 50 % è íå ðàñöåíèâàåòñÿ êàê îáÿçàòåëüíîå, òàê æå êàê è âîñïèòàíèå ó÷åáíûõ è ïðîôåññèîíàëüíûõ íàâûêîâ.  îñíîâå êîíêðåòíûõ ìåòîäèê – ÷åòêîå ñòðóêòóðèðîâàíèå ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè, îïîðà íà âèçóàëèçàöèþ.

ÒÅÀÑÑÍ-ïðîãðàììà ïðàêòè÷åñêè íèêîãäà íå îáåñïå÷èâàåò äîñòàòî÷íî âûñîêîãî óðîâíÿ àäàïòàöèè ê ðåàëüíîé æèçíè, íî îíà ïîçâîëÿåò äîâîëüíî áûñòðî äîñòè÷ü ïîëîæèòåëüíûõ óñòîé÷èâûõ èçìåíåíèé â ðàáîòå äàæå ñ î÷åíü òÿæåëûìè ñëó÷àÿìè àóòèçìà. Öåëü äàííîé ïðîãðàììû – äîáèòüñÿ âîçìîæíîñòè æèòü «íåçàâèñèìî è ñàìîñòîÿòåëüíî» äîñòèãàåòñÿ, íî òîëüêî â îñîáûõ, îãðàíè÷åííûõ èëè èñêóññòâåííî ñîçäàííûõ, óñëîâèÿõ.

Åñòåñòâåííî, âîçíèêàåò âîïðîñ: «Îòêóäà, ïî÷åìó, â ÷åì äåëî Ðîäèòåëåé ÷àùå âñåãî òðåâîæàò ñëåäóþùèå îñîáåííîñòè ïîâåäåíèÿ òàêèõ äåòåé: ñòðåìëåíèå óéòè îò îáùåíèÿ, îãðàíè÷åíèå êîíòàêòîâ äàæå ñ áëèçêèìè ëþäüìè, íåñïîñîáíîñòü èãðàòü ñ äðóãèìè äåòüìè, îòñóòñòâèå àêòèâíîãî, æèâîãî èíòåðåñà ê îêðóæàþùåìó ìèðó, ñòåðåîòèïíîñòü â ïîâåäåíèè, ñòðàõè, àãðåññèÿ, ñàìîàãðåññèÿ, íàðàñòàþùàÿ ñ âîçðàñòîì çàäåðæêà ðå÷åâîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, òðóäíîñòè â îáó÷åíèè. Õàðàêòåðíû ñëîæíîñòè â îñâîåíèè áûòîâûõ è ñîöèàëüíûõ íàâûêîâ.

Âìåñòå ñ òåì áëèçêèå, êàê ïðàâèëî, íå ñîìíåâàþòñÿ â òîì, ÷òî èõ âíèìàíèå, ëàñêà íóæíû ìàëûøó äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà îíè íå ìîãóò óñïîêîèòü è óòåøèòü åãî. Îíè íå ñ÷èòàþò, ÷òî èõ ðåáåíîê ýìîöèîíàëüíî õîëîäåí è íå ïðèâÿçàí ê íèì äàæå òîãäà, êîãäà îí äàðèò èì ìãíîâåíèÿ óäèâèòåëüíîãî âçàèìîïîíèìàíèÿ.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ðîäèòåëè íå ñ÷èòàþò ñâîèõ äåòåé è óìñòâåííî îòñòàëûìè. Ïðåêðàñíàÿ ïàìÿòü, ïðîÿâëÿåìûå â îòäåëüíûõ ñèòóàöèÿõ ëîâêîñòü è ñîîáðàçèòåëüíîñòü, âíåçàïíî ïðîèçíîñèìàÿ ñëîæíàÿ ôðàçà, íåçàóðÿäíûå ïîçíàíèÿ â îòäåëüíûõ îáëàñòÿõ, ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ìóçûêå, ñòèõàì, ïðèðîäíûì ÿâëåíèÿì, íàêîíåö ïðîñòî ñåðüåçíîå, óìíîå âûðàæåíèå ëèöà – âñ¸ ýòî äàåò ðîäèòåëÿì íàäåæäó, ÷òî ðåáåíîê íà ñàìîì äåëå âñå ìîæåò, òîëüêî åìó íóæíî íåìíîãî ïîìî÷ü. Õîòÿ òàêîé ðåáåíîê äåéñòâèòåëüíî ìíîãîå ìîæåò ïîíÿòü ñàì, ïðèâëå÷ü åãî âíèìàíèå, íàó÷èòü áûâàåò êðàéíå òðóäíî. Êîãäà ìàëûøà îñòàâëÿþò â ïîêîå, îí äîâîëåí è ñïîêîåí, íî ÷àùå âñåãî íå âûïîëíÿåò îáðàùåííûå ê íåìó ïðîñüáû, íå îòêëèêàåòñÿ äàæå íà ñîáñòâåííîå èìÿ, åãî ñëîæíî âòÿíóòü â èãðó. È ÷åì áîëüøå åãî òîðìîøàò, ÷åì áîëüøå ñ íèì ñòàðàþòñÿ çàíèìàòüñÿ, ñíîâà è ñíîâà ïðîâåðÿÿ, äåéñòâèòåëüíî ëè îí ìîæåò ãîâîðèòü, èãðàòü, äåéñòâèòåëüíî ëè ñóùåñòâóåò åãî (âðåìÿ îò âðåìåíè ïðîÿâëÿåìàÿ) ñîîáðàçèòåëüíîñòü, òåì áîëüøå îí îòêàçûâàåòñÿ îò êîíòàêòà, òåì áîëåå îæåñòî÷åííûìè ñòàíîâÿòñÿ åãî ñòðàííûå ñòåðåîòèïíûå äåéñòâèÿ, ñàìîàãðåññèÿ. Ïî÷åìó æå âñå åãî ñïîñîáíîñòè ïðîÿâëÿþòñÿ òîëüêî ñëó÷àéíî? Ïî÷åìó îí íå õî÷åò ïîëüçîâàòüñÿ èìè â ðåàëüíîé æèçíè?  ÷åì è êàê åìó íàäî ïîìî÷ü, åñëè ðîäèòåëè íå ÷óâñòâóþò ñåáÿ ñïîñîáíûìè åãî óñïîêîèòü, óáåðå÷ü îò ñòðàõà, åñëè îí íå õî÷åò ïðèíèìàòü ëàñêó è ïîìîùü? ×òî äåëàòü, åñëè óñèëèÿ îðãàíèçîâàòü æèçíü ðåáåíêà, íàó÷èòü åãî îêàí÷èâàþòñÿ òåì, ÷òî òîëüêî ðàññòðàèâàþò îêðóæàþùèõ âçðîñëûõ è åãî ñàìîãî, ðàçðóøàÿ íåìíîãèå, óæå ñóùåñòâóþùèå, ôîðìû êîíòàêòà? Ñ ïîäîáíûìè âîïðîñàìè ñòàëêèâàþòñÿ ðîäèòåëè, âîñïèòàòåëè è ó÷èòåëÿ òàêèõ äåòåé.

Ñóùåñòâóþò ðàçíûå âçãëÿäû íà ïðîèñõîæäåíèå è ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà. Ñîâðåìåííàÿ íàóêà íå ìîæåò îäíîçíà÷íî îòâåòèòü íà ýòîò âîïðîñ. Ñóùåñòâóþò ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî àóòèçì ìîæåò áûòü âûçâàí èíôåêöèÿìè â ïåðèîä áåðåìåííîñòè, òÿæåëûìè èëè íåïðàâèëüíî ïðîâåäåííûìè ðîäàìè, ïðèâèâêàìè, ïñèõîòðàâìèðóþùèìè ñèòóàöèÿìè â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå è ò. ä. Èìåþòñÿ ñîòíè òûñÿ÷ ïðèìåðîâ, êîãäà â ñåìüÿõ ñ îáûêíîâåííûìè äåòüìè ðîæäàþòñÿ äåòè ñ àóòèçìîì. Áûâàåò è íàîáîðîò: âòîðîé ðåáåíîê â ñåìüå îêàçûâàåòñÿ îáûêíîâåííûì, â òî âðåìÿ êàê ó ïåðâîãî – ÐÄÀ. Åñëè â ñåìüå ïåðâûé ðåáåíîê ñ àóòèçìîì, òî ðîäèòåëÿì ðåêîìåíäóþò ïðîéòè ãåíåòè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå è îïðåäåëèòü íàëè÷èå ôðàãèëüíîé (ëîìêîé) Õ-õðîìîñîìû. Åå íàëè÷èå ìíîãîêðàòíî óâåëè÷èâàåò âåðîÿòíîñòü ïîÿâëåíèÿ äåòåé ñ àóòèçìîì â äàííîé êîíêðåòíîé ñåìüå.

Êàê óæå áûëî îòìå÷åíî, ïðè÷èíû àóòèçìà íåäîñòàòî÷íî ÿñíû. Îáùåïðèçíàíà áîëüøàÿ ðîëü ãåíåòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ â ýòèîëîãèè ÐÄÀ, è ñåé÷àñ ïðàêòè÷åñêè âñå èçâåñòíûå èññëåäîâàòåëè áèîëîãè÷åñêèõ îñíîâ àóòèçìà ñîãëàñíû, ÷òî ïî êðàéíåé ìåðå áîëüøàÿ ÷àñòü ñëó÷àåâ ÐÄÀ íàñëåäñòâåííî îáóñëîâëåíà. Ìåõàíèçì íàñëåäîâàíèÿ íå ÿñåí, íî îí çàâåäîìî íå ìîíîãåííûé, ò. å. ðàçâèòèå ÐÄÀ çàâèñèò íå îò îäíîãî ãåíà, à îò ãðóïïû ãåíîâ. Íàèáîëåå âåðîÿòíûì ñ÷èòàåòñÿ òàê íàçûâàåìûé ìóëüòèôàêòîðèàëüíûé ìåõàíèçì. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ãåííûé êîìïëåêñ îáåñïå÷èâàåò ïåðåäà÷ó íå ñàìîé ïàòîëîãèè, à ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê åå ðàçâèòèþ è ðåàëèçóåòñÿ ëèøü ïðè íàëè÷èè íåñïåöèôè÷åñêîãî ìàíèôåñòíîãî (ïðîâîöèðóþùåãî) ôàêòîðà, êîòîðûé ìîæåò áûòü êàê ýêçîãåííûì (âíåøíèì – òðàâìà, èíôåêöèÿ, èíòîêñèêàöèÿ, ïñèõîòðàâìà è ò. ä.), òàê è ýíäîãåííûì (âîçðàñòíîé êðèç, ?