Характеристика синдрома раннего детского аутизма
Характеристика раннего детского аутизма (РДА)
Ранний детский аутизм (РДА) или расстройство аутистического спектра (РАС) – тяжёлое расстройство в период младенчества и начала хождения, отмеченное крайним одиночеством, патологической потребностью в однообразии и мутизмом или некоммуникативной речью. [8.,2.]
Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах, показали, что частота проявления детского аутизма 3-4 случая на 10000 детей, причём он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. [2.,7.]
В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм (РДА), (РАС) является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врождёнными обменными нарушениями, органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявляться вследствие самых разных заболеваний.
Характерные черты РДА (РАС) определяются следующим образом:
– нарушение способности к установлению эмоционального контакта;
– стереотипность в поведении. Она проявляется, как стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; наличие в поведении ребёнка однообразных действий – моторных (раскачивание, прыжков, постукиваний и т. д.); речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким – либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;
– совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речи в целях коммуникации.
Самый тяжёлый период поведенческих проблем, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребёнок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся всё более явными.
Сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего развития при аутизме № 1
Возраст в месяцах | Нормальное развитие | Раннее развитие при аутизме |
2 | Издавание гласных звуков, руление. | |
6 | «Диалоги» в виде издавание гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных. | Плач тяжело интерпретировать. |
8 | Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указательные жесты. | Ограниченные или необычные гуления (визги или крики). Не имитируют звуки, жесты, выражения. |
12 | Появление первых слов. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб. | Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации. |
18 | Словарный запас 3-50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2-х слов. Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалия и имитация. | |
24 | Задаёт простые вопросы. Называет себя по имени. Может кратко повторить высказывания. | Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются. |
36 | Словарный запас около 100 слов. Задаёт много вопросов, для продолжения разговора. Эхолалическое повторение не часто в этом возрасте. | Комбинация слов встречается редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. У половины или более речь не осмысленная. |
48 | Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию. | Эхолалия остаётся. Произносит просьбы. Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. |
60 | Использует больший комплекс структур. Способен оценивать предложения как грамматические и делать исправления. | Не может поддерживать разговор. Присутствует эхолалия. Редко задаёт вопросы, если появляются. Нарушен тон и ритм речи. |
Социальные взаимодействия №2
2 | Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении. | |
6 | Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя взрослого. | Менее активен и требователен, чем нормальный ребёнок. Слабый зрительный контакт нет ответных социальных проявлений. |
8 | Отличает родителей от незнакомых людей. Игры «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки («ку-ку»). Показывает объекты взрослым. Машет на прощанье Плачет или ползет за мамой, когда она уходит. | Ребёнка трудно успокоить. Чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Любят внимание, но мало выражают интереса к другим. |
12 | Ребёнок чаще инициирует игры. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. | Контактность обычно уменьшается как только ребёнок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью. |
18 | Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берёт игрушки | |
24 | Появляются эпизоды, похожие на игру. Среди большой моторной активности появляется похожая на игровую деятельность. | Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве. |
36 | Обучаются взаимодействию со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками. Хочет сделать что-то хорошее родителям. | Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значения наказания. |
48 | Распределяет роли со сверстниками в игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. | Не способен понять правила игры. |
Развитие воображения №3
6 | Недифференцированные действия с одним объектом. | |
8 | Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объекта. | Повторяющие движения доминируют в деятельности во время бодрствования. |
12 | Социально приемлемые действия с объектами. | |
18 | Частые символические действия (воображают разговор по телефону т.д.). Игра связана с каждодневным распорядком дня ребёнка. | Активная роль в деятельности, похожей на игру. |
24 | Часто использует правила игры применительно к куклам, к животным, взрослым. Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит бельё). | Небольшая любознательность, исследование окружающей среды. |
36 | Замена одного объекта другим. Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность, (кукла поднимает свою собственную кружку). | Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся моторные движения покачивания, кружения и т.д. |
48 | Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми. Использование пантомимы для представления предмета. | Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на куклы, ребёнок выступает в качестве ведущего лица. Символическая игра есть, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы. |
60 | Речь очень важна при представлении темы, распределение ролей и разыгрывании драмы. | Нет способностей к пантомиме. Нет социодраматической игры. |
Источник
Автор: Леонтьева Анна Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории, г. Ярославль, МДОУ “Детский сад 209”.
Данная статья будет полезна для ознакомления и применения на практике полученных знаний, педагогам всех возрастных групп, родителям, сталкивающимся с проблемой раннего детского аутизма. В статье представлены особенности детей с ранним детским аутизмом, особенности общения с ними, даны рекомендации родителям. Материал может быть использован в виде презентации на вводном собрании родителей или педагогического коллектива при формировании группы компенсирующей направленности, в частности группы детей с ранним детским аутизмом, для ознакомления с самой проблемой и обобщения уже имеющихся знаний.
Ранний детский аутизм (Синдром Лео Каннера)
Лео Каннер – австрийский и американский психиатр, известный первым описанием детского аутизма в 1943 году и последующими работами в этой области.
Ранний детский аутизм, или “Синдром Лео Каннера” – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, своеобразными эмоционально – поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами.
Аутизм (от греч. autos) – сам. То есть ребенок аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от основного мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации. В чистом виде аутизм встречается крайне редко. Чаще он сочетается с речевыми, интеллектуальными и поведенческими нарушениями.
Аутизм – это врожденное нарушение психического развития, влияющие на общение с другими людьми, на восприятие и понимание окружающего мира. Им нельзя заболеть, и от него нельзя излечиться. Также не существует таблеток от аутизма.
Аутизм – это результат влияния многих факторов, которые действуют на стадии развития и затрагивают множество, или все абсолютно функциональные системы мозга. Именно поэтому вылечить аутизм невозможно. Можно только вносить отдельные коррективы в поведение аутистов и способность к относительно самостоятельной их жизнедеятельности.
Причин аутизма много. Но, как утверждают психиатры, они кроются в генетических сбоях. Мозг аутистов перегружен, и не справляется с потоком информации.
Так, например, мышление одного человека подобно работе микропроцессора компьютера, который одновременно отвечает за выполнение нескольких программ. Мы можем одновременно выполнять несколько дел параллельно: готовить и думать о завтрашнем мероприятии; идти с ребенком по магазинам и планировать свой вечер.
У аутистов мозг устроен иначе – они не могут думать и реагировать одновременно на несколько вещей. Им нужна конкретика!!!
Особенности детей с ранним детским аутизмом.
Отчетливое проявление раннего детского аутизма появляется в возрасте от двух до пяти лет, отдельные проявления могут встречаться и раньше.
Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими.
Уже у грудных детей отсутствует «комплекс оживления», у них не появляется улыбка при виде родителей; иногда отсутствуют ориентировочные реакции (зрительные и слуховые). И приниматься это может за дефект органов чувств. У некоторых появляется прерывистость, затрудненное засыпание, расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.
Эмоциональная холодность (аффективная блокада).
Дети не дают адекватной, эмоциональной реакции на появление или уход взрослых. Мимика бедная, маловыразительная; характерен пустой, ничего не выражающий и взгляд, а также взгляд мимо, или «сквозь» собеседника. Иногда у детей отсутствуют способности дифференцировать людей и неодушевленные предметы.
Однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.
Дети могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду; пересыпать, перебирать бумажки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять в определенном порядке. Такие манипуляции говорят о патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.
Общая моторная недостаточность.
Своеобразные стереотипные движения. Характерны нарушения психомоторики, которые проявляются в общей моторной недостаточности: угловатость, несоразмерность произвольных движений, неуклюжая походка, отсутствие содружественных движений; и своеобразные стереотипные движения, которые появляются на 2 году жизни: сгибание и разгибание пальцев рук, подпрыгивания, вращения вокруг своей оси, ходьба и бег на носочках.
Задержка формирования элементарных навыков сомообслуживания.
Как правило имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т.д.)
Расстройства речи.
Дети часто не отвечают на обращенные к ним вопросы. Может появляться разговор с самим собой. Характерны эхолалии – автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии.
Аутисты могут неожиданно выбежать на проезжую часть; отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
Страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.
Общение с ребенком аутистом.
Самое важное в общении с ребенком-аутистом – это ровный эмоциональный фон. Разговаривать нужно спокойным тоном, т.к. любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство у ребенка – аутиста.
Выстраивая свою речь, необходимо использовать четкие структурированные фразы. Речь должна быть функциональной и максимально понятной.
Общаясь с ребенком – аутистом, выражаться нужно как можно яснее. Использовать самые простые слова, не вызывающие затруднений для понимания у детей.
Желательно не использовать в формулировках частицу -не-.
Можно использовать специальные карточки или схематичные изображения. Использовать рисунки.
Разговор нужно начинать не с вопроса, а с утверждения (например: какой красивый дом ты построил).
Выбирайте правильное время для разговора. Пытайтесь разговаривать, когда ребенок спокоен. В момент расслабления дети более воспримчивы к информации.
Также важны окружающие условия, вокруг не должно происходить много всего одновременно, т.к. излишнее количество входящих сигналов может спутать ребенка.
Говорите о том, что интересно ребенку. Уделяйте ему внимание.
Необычные способности аутистов.
Интеллектуальное недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях. При этом аутистическая направленность мышления сохраняется.
Аутисты, имеющие сохранный интеллект, погружаясь в свой мир, акцентируют свое внимание на одном занятии. Именно это качество глубокого познания узкой направленности позволяет людям с аутизмом добиваться высоких результатов в своем деле.
По статистике, необычные способности присущи лишь 10% аутистов. Однако, это скорее исключение, а не правило. Среди известных аутистов можно отметить: Альберт Эйнштейн, Вольфган Амадей Моцарт, Иссаак Ньютон, Леонардо да Винчи.
Рекомендации для родителей детей с аутизмом.
Принимать и любить малыша с ранним детским аутизмом таким, какой он есть;
Строго придерживаться определенного ритма жизни и режима ребенка, соблюдать определенные ритуалы;
Научитесь улавливать вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте;
Как можно реже оставлять ребенка одного;
Объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы);
Избегать переутомления ребенка;
Терпеливо устанавливать контакт, прижимать к себе, поглаживая, брать на руки.
Как можно чаще разговаривать с ребенком.
Проблема аутизма получила широкое распространение во всем мире. Поэтому аутизм можно назвать проблемой 21 века. День информирования о проблемах аутизма проводится 2 апреля ежегодно.
Презентация на тему: Ранний детский аутизм
Рекомендуем посмотреть:
Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма
Работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Международный месячник информирования и принятия аутизма
Государственная политика в области образования детей с расстройством аутистического спектра
Источник
1. Õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ñ ÐÄÀ. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà
Àóòèçì òÿæåëîå íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðè êîòîðîì ïðåæäå âñåãî ñòðàäàåò ñïîñîáíîñòü ê îáùåíèþ, ñîöèàëüíîìó âçàèìîäåéñòâèþ. Ïîâåäåíèå äåòåé ñ àóòèçìîì õàðàêòåðèçóåòñÿ òàêæå æåñòêîé ñòåðåîòèïíîñòüþ (îò ìíîãîêðàòíîãî ïîâòîðåíèÿ ýëåìåíòàðíûõ äâèæåíèé, òàêèõ êàê ïîòðÿõèâàíèÿ ðóêàìè èëè ïîäïðûãèâàíèÿ, äî ñëîæíûõ ðèòóàëîâ) è íåðåäêî äåñòðóêòèâíîñòüþ (àãðåññèÿ, ñàìîïîâðåæäåíèå, êðèêè, íåãàòèâèçì è äð.).
Ïîä àóòèçìîì â øèðîêîì ñìûñëå ïîíèìàåòñÿ îáû÷íî ÿâíàÿ íåîáùèòåëüíîñòü, ñòðåìëåíèå óéòè îò êîíòàêòîâ, æèòü â ñâîåì ñîáñòâåííîì ìèðå. Íåêîíòàêòíîñòü, îäíàêî, ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ðàçíûõ ôîðìàõ è ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. Èíîãäà îíà îêàçûâàåòñÿ ïðîñòî õàðàêòåðîëîãè÷åñêîé ÷åðòîé ðåáåíêà, íî áûâàåò âûçâàíà è íåäîñòàòî÷íîñòüþ åãî çðåíèÿ èëè ñëóõà, ãëóáîêèì èíòåëëåêòóàëüíûì íåäîðàçâèòèåì è ðå÷åâûìè òðóäíîñòÿìè, íåâðîòè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè èëè òÿæåëûì ãîñïèòàëèçìîì (õðîíè÷åñêèì íåäîñòàòêîì îáùåíèÿ, ïîðîæäåííûì ñîöèàëüíîé èçîëÿöèåé ðåáåíêà â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå).  áîëüøèíñòâå ýòèõ î÷åíü ðàçíûõ ñëó÷àåâ íàðóøåíèÿ êîììóíèêàöèè îêàçûâàþòñÿ ïðÿìûì è ïîíÿòíûì ñëåäñòâèåì îñíîâíîé íåäîñòàòî÷íîñòè: ìàëîé ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè, òðóäíîñòåé âîñïðèÿòèÿ èíôîðìàöèè è ïîíèìàíèÿ ñèòóàöèè, áîëåçíåííîãî íåâðîòè÷åñêîãî îïûòà, õðîíè÷åñêîãî íåäîñòàòêà îáùåíèÿ â ðàííåì äåòñòâå, íåâîçìîæíîñòè ïîëüçîâàòüñÿ ðå÷üþ.
Ñóùåñòâóåò, îäíàêî, íàðóøåíèå îáùåíèÿ, ïðè êîòîðîì âñå ýòè òðóäíîñòè ñâÿçàíû â îäèí îñîáûé è ñòðàííûé óçåë, ãäå ñëîæíî ðàçäåëèòü ïåðâîïðè÷èíû è ñëåäñòâèÿ è ïîíÿòü: íå õî÷åò èëè íå ìîæåò ðåáåíîê îáùàòüñÿ; à åñëè íå ìîæåò, òî ïî÷åìó. Òàêîå íàðóøåíèå ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ ñèíäðîìîì ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.
Êëèíèêî-ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ êàðòèíà àóòèñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ëè÷íîñòè ñëîæíà, ìíîãîîáðàçíà è íåîáû÷íà â ñðàâíåíèè ñ äðóãèìè íàðóøåíèÿìè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè ñèíäðîìà ÐÄÀ, ñîãëàñíî Ë. Êàííåðó, ÿâëÿåòñÿ òðèàäà ñèìïòîìîâ: 1) àóòèçì ñ àóòèñòè÷åñêèìè ïåðåæèâàíèÿìè; 2) ñòåðåîòèïíîå, îäíîîáðàçíîå ïîâåäåíèå ñ ýëåìåíòàìè îäåðæèìîñòè; 3) ñâîåîáðàçíûå íàðóøåíèÿ ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ. Àóòèçì, êàê îòìå÷àþò èññëåäîâàòåëè äàííîé ïðîáëåìû, ïðîÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ÿðêî â âîçðàñòå 35 ëåò, è â ÷èñëå íàèáîëåå õàðàêòåðíûõ ïðîÿâëåíèé â ðàííåì âîçðàñòå ìîæíî íàçâàòü ñëåäóþùèå:
àóòè÷íûé ðåáåíîê íå ôèêñèðóåò âçãëÿä, îñîáåííî íà ëèöå, äåòàëÿõ ëèöà äðóãîãî ÷åëîâåêà, íå âûíîñèò ïðÿìîãî çðèòåëüíîãî êîíòàêòà «ãëàçà â ãëàçà»;
ïåðâàÿ óëûáêà õîòÿ è ïîÿâëÿåòñÿ âîâðåìÿ, íî íå àäðåñóåòñÿ êîìó-òî êîíêðåòíî, íå ïðîâîöèðóåòñÿ ñìåõîì, ðàäîñòüþ, èíûìè àôôåêòèâíûìè ðåàêöèÿìè äðóãèõ ëþäåé;
ê îêðóæàþùèì àóòè÷íûé ðåáåíîê îòíîñèòñÿ èíäèôôåðåíòíî: íà ðóêè íå ïðîñèòñÿ, ÷àñòî ïðåäïî÷èòàÿ íàõîäèòüñÿ â êðîâàòêå, â ìàíåæå, â êîëÿñêå è ò. ï., íà ðóêàõ íå ïðèñïîñàáëèâàåòñÿ, íå âûáèðàåò óäîáíîé ïîçû, îñòàåòñÿ íàïðÿæåííûì; ïîçó ãîòîâíîñòè íå ïðîÿâëÿåò èëè ïðîÿâëÿåò åå î÷åíü âÿëî; â òî æå âðåìÿ èíîãäà ëåãêî èäåò íà ðóêè êî âñåì;
ñâîèõ áëèçêèõ àóòè÷íûé ðåáåíîê óçíàåò, íî ïðè ýòîì äîñòàòî÷íî íàñûùåííîé è ïðîäîëæèòåëüíîé ýìîöèîíàëüíîé ðåàêöèè íå ïðîÿâëÿåò; ê ëàñêå ðåáåíîê ñ àóòèçìîì îòíîñèòñÿ íåîáû÷íî: èíîãäà ðàâíîäóøíî (òåðïèò åå) èëè äàæå íåïðèÿçíåííî, íî äàæå åñëè èñïûòûâàåò ïðèÿòíûå îùóùåíèÿ è ïåðåæèâàíèÿ, òî áûñòðî ïðåñûùàåòñÿ;
îòíîøåíèå ê ìîìåíòàì äèñêîìôîðòà (íàïðèìåð, íàðóøåíèÿì ðåæèìà ïèòàíèÿ) ïàðàäîêñàëüíîå: àóòè÷íûé ðåáåíîê ëèáî âîîáùå èõ íå ïåðåíîñèò, ëèáî áåçðàçëè÷åí ê íèì;
ïîòðåáíîñòè â êîíòàêòàõ ñ äðóãèìè ëþäüìè (äàæå áëèçêèìè) òàêæå ïàðàäîêñàëüíû: â îäíèõ ñëó÷àÿõ ðåáåíîê íå èñïûòûâàåò òàêîé ïîòðåáíîñòè èëè áûñòðî ïðåñûùàåòñÿ, ñòðåìèòñÿ èçáåãàòü êîíòàêòîâ; â áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ê êîíòàêòó (îñîáåííî ê òàêòèëüíîìó) îòíîñèòñÿ áåçðàçëè÷íî, âÿëî.
Äëÿ ïîâåäåíèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà âåñüìà õàðàêòåðåí ôåíîìåí òîæäåñòâà, ïðîÿâëÿþùèéñÿ â ñòðåìëåíèè ê ñîõðàíåíèþ ïðèâû÷íîãî ïîñòîÿíñòâà, â ïðîòèâîäåéñòâèè ëþáûì èçìåíåíèÿì â îêðóæàþùåì. Âíåøíå ýòè ðåàêöèè íà èçìåíåíèÿ ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ â áåñïîêîéñòâå, ñòðàõàõ, àãðåññèè è ñàìîàãðåññèè, ãèïåðàêòèâíîñòè, ðàññòðîéñòâàõ âíèìàíèÿ, ðàññðåäîòî÷åíèè. Ôåíîìåí òîæäåñòâà òàêæå îáíàðóæèâàåò ñåáÿ â ðàçíîîáðàçíûõ, îòëè÷àþùèõñÿ áîëüøîé ñòîéêîñòüþ ñòåðåîòèïèÿõ: ìíîãîêðàòíîì ïîâòîðåíèè îäíèõ è òåõ æå äâèæåíèé è äåéñòâèé îò ñàìûõ ïðîñòûõ (ðàñêà÷èâàíèå, ïîòðÿõèâàíèå ðóêàìè) äî ñëîæíûõ ðèòóàëîâ; ñòðåìëåíèè ê æåñòêîìó ïîñòîÿíñòâó â áûòîâûõ ïðèâû÷êàõ (ïèùà, ïîñóäà, îäåæäà, ïðîãóëêè, êíèãè, ìóçûêàëüíûå ïðîèçâåäåíèÿ è ò. ä.); ïîâòîðåíèè îäíèõ è òåõ æå çâóêîâ, ñëîâ; ðèòìè÷íîì ïîñòóêèâàíèè ïî îêðóæàþùèì ïðåäìåòàì (êóáèêîì ïî ñòîëó è ò. ï.), îáíþõèâàíèè è îáëèçûâàíèè èíîãäà ñîâåðøåííî íåïîäõîäÿùèõ äëÿ ýòîãî ïðåäìåòîâ è ò. ï.
Ñòåðåîòèïíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ è â èãðå: î÷åíü òèïè÷íî îäíîîáðàçíîå, áåññìûñëåííîå ïîâòîðåíèå îäíèõ è òåõ æå äåéñòâèé (ðåáåíîê âåðòèò áóòûëêó èç-ïîä ñîêà, ïåðåáèðàåò ìåæäó ïàëüöàìè âåðåâî÷êó, òåñåìêó îò øàïî÷êè è ò. ï.). Èãðóøêè, åñëè è èñïîëüçóþòñÿ, òî íå ïî íàçíà÷åíèþ. Äåòè ñ àóòèçìîì ëþáÿò èãðàòü ñ âîäîé: ïëåñêàòüñÿ, áðûçãàòüñÿ, ïåðåëèâàòü âîäó, èãðàòü ñ ñûïó÷èìè ìàòåðèàëàìè (ïåñîê, êðóïà, áóñèíêè) íî, èãðàÿ â ïåñî÷íèöå, àóòè÷íûé ðåáåíîê íå ëåïèò êóëè÷è, à ïðîñòî ïåðåñûïàåò ïåñîê.
Íåðàâíîìåðíîñòü ðàçâèòèÿ ïðè àóòèçìå îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿåòñÿ â îñîáåííîñòÿõ ìîòîðèêè. Äâèæåíèÿ àóòè÷íûõ äåòåé óãëîâàòûå, íåñîðàçìåðíûå ïî ñèëå è àìïëèòóäå. Íåðåäêî îòäåëüíûå ñëîæíûå äâèæåíèÿ ðåáåíîê âûïîëíÿåò óñïåøíåå, ÷åì áîëåå ëåãêèå, èíîãäà òîíêàÿ ìîòîðèêà ðàçâèâàåòñÿ â îòäåëüíûõ ñâîèõ ïðîÿâëåíèÿõ ðàíüøå, ÷åì îáùàÿ, à äâèæåíèå, ñâîáîäíî, òî÷íî è ëåãêî ñîâåðøàåìîå â ñïîíòàííîé àêòèâíîñòè, îêàçûâàåòñÿ òðóäíîâûïîëíèìûì â ïðîèçâîëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
Î÷åíü ðàíî ïîÿâëÿþòñÿ ñòðàõè, êîòîðûå ìîãóò áûòü äèôôóçíûìè, íåêîíêðåòíûìè, íà óðîâíå îáùåé òðåâîãè è áåñïîêîéñòâà, è äèôôåðåíöèðîâàííûìè, êîãäà ðåáåíîê áîèòñÿ îïðåäåëåííûõ ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé, ïðè÷åì ïåðå÷åíü îáúåêòîâ ñòðàõà ïîèñòèíå áåñêîíå÷åí: çîíòû, øóì ýëåêòðîïðèáîðîâ, ìÿãêèå èãðóøêè, ñîáàêè, âñ¸ áåëîå, ìàøèíû, ïîäçåìíûå ïåðåõîäû è ìíîãîå äðóãîå. Ñòðàõè ðàçëè÷íû ïî ñâîåé ïðèðîäå.  îäíèõ ñëó÷àÿõ ïðè÷èíà ñòðàõà ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê çâóêîâûì, ñâåòîâûì è äðóãèì ñåíñîðíûì âîçäåéñòâèÿì: íàïðèìåð çâóê, íå âûçûâàþùèé ó áîëüøèíñòâà ëþäåé íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé, äëÿ ðåáåíêà ñ àóòèçìîì ìîæåò îêàçàòüñÿ ÷ðåçìåðíî ñèëüíûì, ñòàòü èñòî÷íèêîì äèñêîìôîðòà.  äðóãèõ ñëó÷àÿõ îáúåêò ñòðàõà äåéñòâèòåëüíî ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì îïðåäåëåííîé îïàñíîñòè, íî çàíèìàåò ñëèøêîì áîëüøîå ìåñòî â ïåðåæèâàíèÿõ ðåáåíêà, îïàñíîñòü êàê áû ïåðåîöåíèâàåòñÿ. Òàêèå ñòðàõè íàçûâàþò ñâåðõöåííûìè, è îíè ñâîéñòâåííû âñåì äåòÿì, íî åñëè ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ñòðàõ ïîñòåïåííî èçæèâàåòñÿ, çàíèìàåò ñîîòâåòñòâóþùåå ðåàëüíîñòè ìåñòî, òî ïðè àóòèçìå ïîâòîðíûå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïóãàþùèì îáúåêòîì íå òîëüêî íå ñìÿã÷àþò, íî è óñèëèâàþò ñòðàõ, ôèêñèðóþò åãî, äåëàþò ñòîéêèì. È íàêîíåö, ñòðàõ òîæå ìîæåò áûòü ñâÿçàí ñ ðåàëüíûì ïóãàþùèì ñîáûòèåì (íàïðèìåð, â ïîëèêëèíèêå ñäåëàëè óêîë), íî ôèêñèðóåòñÿ òîëüêî êàêîé-òî åãî ýëåìåíò (áåëûé öâåò õàëàòà ìåäñåñòðû), êîòîðûé è ñòàíîâèòñÿ ïðåäìåòîì ñòðàõà: ðåáåíîê áîèòñÿ âñåãî áåëîãî. Îáùåé îñîáåííîñòüþ ñòðàõîâ ïðè ÐÄÀ, âíå çàâèñèìîñòè îò èõ ñîäåðæàíèÿ è ïðîèñõîæäåíèÿ, ÿâëÿþòñÿ èõ ñèëà, ñòîéêîñòü, òðóäíîïðåîäîëèìîñòü.
Åùå îäíîé îñîáåííîñòüþ âíóòðåííåãî ìèðà äåòåé ñ àóòèçìîì ÿâëÿþòñÿ àóòèñòè÷åñêèå ôàíòàçèè. Èõ îñíîâíûå ÷åðòû îòîðâàííîñòü îò ðåàëüíîñòè, ñëàáàÿ, íåïîëíàÿ è èñêàæåííàÿ ñâÿçü ñ îêðóæàþùèì. Ýòè îòëè÷àþùèåñÿ ñòîéêîñòüþ ôàíòàçèè êàê áû çàìåùàþò ðåàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ è âïå÷àòëåíèÿ, íåðåäêî îòðàæàþò ñòðàõè ðåáåíêà, åãî ñâåðõïðèñòðàñòèÿ è ñâåðõöåííûå èíòåðåñû ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì îñîçíàíèÿ ðåáåíêîì â òîé èëè èíîé ìåðå ñâîåé íåñîñòîÿòåëüíîñòè, à èíîãäà ñëåäñòâèåì íàðóøåíèÿ ñôåðû âëå÷åíèé è èíñòèíêòîâ.
Îñîáåííîñòè ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ àóòè÷íûõ äåòåé ìíîãî÷èñëåííû, íî â îñíîâíîì ýòî:
ìóòèçì (îòñóòñòâèå ðå÷è), íàáëþäàåòñÿ ó îïðåäåëåííîé ÷àñòè äåòåé;
ýõîëàëèè (ïîâòîðåíèå ñëîâ, ôðàç, ñêàçàííûõ äðóãèì ëèöîì), ÷àñòî îòñòàâëåííûå, ò. å. âîñïðîèçâîäèìûå íå òîò÷àñ, à ñïóñòÿ íåêîòîðîå âðåìÿ;
áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñëîâ-øòàìïîâ è ôðàç-øòàìïîâ, ôîíîãðàôè÷íîñòü («ïîïóãàéíîñòü») ðå÷è, ÷òî ÷àñòî ïðè õîðîøåé ïàìÿòè ñîçäàåò èëëþçèþ ðàçâèòîé ðå÷è;
îòñóòñòâèå îáðàùåíèÿ â ðå÷è, íåñîñòîÿòåëüíîñòü â äèàëîãå (õîòÿ ìîíîëîãè÷åñêàÿ ðå÷ü èíîãäà ðàçâèòà õîðîøî);
àâòîíîìíîñòü ðå÷è. À.ð. âûðàæàåòñÿ â òîì, ÷òî ñëîâà èëè ñëîãè, âîñïðîèçâîäèìûå äåòüìè ïî îáðàçöó ðå÷è âçðîñëûõ, ñóùåñòâåííî èñêàæàþòñÿ, íàïðèìåð, çà ñ÷¸ò ïîâòîðåíèÿ;
ïîçäíåå ïîÿâëåíèå â ðå÷è ëè÷íûõ ìåñòîèìåíèé (îñîáåííî «ÿ») è èõ íåïðàâèëüíîå óïîòðåáëåíèå (î ñåáå «îí» èëè «òû», î äðóãèõ èíîãäà «ÿ»);
íàðóøåíèÿ ñåìàíòèêè (ìåòàôîðè÷åñêîå çàìåùåíèå, ðàñøèðåíèå èëè ÷ðåçìåðíîå ñóæåíèå òîëêîâàíèé çíà÷åíèé ñëîâ);
íåîëîãèçìû. Ñëîâà è ñëîâîñî÷åòàíèÿ, ñîçäàííûå äëÿ îáîçíà÷åíèÿ íîâûõ ÿâëåíèé äåéñòâèòåëüíîñòè, íîâûõ ïðåäìåòîâ èëè ïîíÿòèé, íàçûâàþòñÿ íåîëîãèçìàìè (îò ãðå÷. nebs «íîâûé» è logos «ñëîâî»);
íàðóøåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðå÷è;
íàðóøåíèÿ çâóêîïðîèçíîøåíèÿ;
íàðóøåíèÿ ïðîñîäè÷åñêèõ êîìïîíåíòîâ ðå÷è. Ïðîñîäè÷åñêèå ýëåìåíòû: ðèòìèêî-èíòîíàöèîííûå ýëåìåíòû ðå÷è (ìåëîäèêà, îòíîñèòåëüíàÿ ñèëà ïðîèçíåñåíèÿ ñëîâ è èõ ÷àñòåé, ñîîòíîøåíèå îòðåçêîâ ðå÷è âî äëèòåëüíîñòè, îáùèé òåìï ðå÷è, ïàóçû, îáùàÿ òåìáðàëüíàÿ îêðàñêà è ïð.).
Âñå ýòè îòêëîíåíèÿ â ðå÷åâîì ðàçâèòèè ìîãóò âñòðå÷àòüñÿ è ïðè äðóãèõ âèäàõ ïàòîëîãèè, îäíàêî ïðè ÐÄÀ áîëüøèíñòâî èç íèõ èìååò îïðåäåëåííûå õàðàêòåðíûå îñîáåííîñòè. Êðîìå òîãî, îíè, êàê ïðàâèëî, îáóñëîâëåíû íåäîðàçâèòèåì êîììóíèêàòèâíîé ôóíêöèè ðå÷è, ÷òî íàêëàäûâàåò âåñüìà õàðàêòåðíûé îòïå÷àòîê íà ðå÷åâîå îáùåíèå.
Áîëüøîé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿåò èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ àóòèçìîì (óðîâåíü èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïðè àóòèçìå ìîæåò áûòü ñàìûì ðàçëè÷íûì: îò ãëóáîêîé óìñòâåííîé îòñòàëîñòè äî îäàðåííîñòè â îòäåëüíûõ îáëàñòÿõ çíàíèé è èñêóññòâà), ãëàâíàÿ îñîáåííîñòü êîòîðîãî íåðàâíîìåðíîñòü, ïàðöèàëüíîñòü ðàçâèòèÿ. Ñëåäóåò îòìåòèòü îñîáûé õàðàêòåð ýòîé ïàðöèàëüíîñòè: ñïðàâëÿÿñü ñ çàäàíèÿìè àáñòðàêòíîãî õàðàêòåðà, ðåáåíîê ñ òðóäîì âûïîëíÿåò òàêîå æå ïî ñëîæíîñòè çàäàíèå ñ êîíêðåòíûì íàñûùåíèåì.
Íèçêèé ïñèõè÷åñêèé òîíóñ îçíà÷àåò, ÷òî âçàèìîäåéñòâèå ñ îêðóæàþùèì ìèðîì îãðàíè÷åíî ïðåñûùåíèåì, êîòîðîå íàñòóïàåò ñòîëü áûñòðî, ÷òî àóòèñò êàê áû âûõâàòûâàåò èç îêðóæàþùåãî îòäåëüíûå íå ñâÿçàííûå ìåæäó ñîáîé, ôðàãìåíòû; ôîðìèðîâàíèå íåïðåðûâíîé, öåëîñòíîé êàðòèíû îêðóæàþùåãî ìèðà ñòàíîâèòñÿ çàòðóäíåííûì, à ÷àñòî è íåâîçìîæíûì. Òàêîé ðàçîðâàííûé, íåñîåäèíèìûé ìèð â öåëîå íåïîíÿòåí è òðóäíîîáúÿñíèì, îí ëåãêî ñòàíîâèòñÿ èñòî÷íèêîì ñòðàõîâ.
 ñåíñîðíîé ñôåðå ìíîãèå îáû÷íûå, ëåãêî ïåðåíîñèìûå áîëüøèíñòâîì äåòåé âîçäåéñòâèÿ ñòàíîâÿòñÿ èñòî÷íèêàìè íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé è äèñêîìôîðòà. Òàêæå òðóäíîïåðåíîñèìûìè ñòàíîâÿòñÿ ýìîöèîíàëüíî íàñûùåííûå ÿâëåíèÿ è îáúåêòû, è â ïåðâóþ î÷åðåäü ÷åëîâåê, åãî ëèöî, åãî âçãëÿä.  òàêîé ñèòóàöèè, êîãäà îêðóæàþùåå íåïîíÿòíî è ïóãàþùå, êîãäà îíî ñòàíîâèòñÿ ïîñòîÿííûì èñòî÷íèêîì íåïðèÿòíûõ ñåíñîðíûõ âïå÷àòëåíèé è ýìîöèîíàëüíîãî äèñêîìôîðòà, àóòèñòè÷åñêèé áàðüåð íàäåæíî çàùèùàåò ðåáåíêà ïðàêòè÷åñêè îò âñåõ òðóäíîñòåé. Ïî îáðàçíîìó âûðàæåíèþ Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêîé, ðåáåíîê çàáèðàåòñÿ â àóòèçì, êàê óëèòêà â ðàêîâèíó, åìó òàì ãîðàçäî ñïîêîéíåå è ïðèÿòíåå. Íî çà àóòèñòè÷åñêèì áàðüåðîì îí îäíîâðåìåííî îêàçûâàåòñÿ ëèøåííûì è ñòîëü íåîáõîäèìîãî äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîòîêà ñåíñîðíîé, êîãíèòèâíîé, àôôåêòèâíîé èíôîðìàöèè, è, åñëè ðåáåíêó âîâðåìÿ è ïðàâèëüíî íå ïîìî÷ü, îí, âíå çàâèñèìîñòè îò ïîòåíöèàëà ðå÷åâîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ñòàíîâèòñÿ, êàê ïðàâèëî, òÿæåëûì ïñèõè÷åñêèì èíâàëèäîì.
Î÷åíü âàæíî îòìåòèòü, ÷òî àóòèçì îáðàçîâàíèå âòîðè÷íîå è, ñëåäîâàòåëüíî, ëåã÷å, ÷åì îñíîâíîé è ïåðâè÷íûé äåôåêòû, ïîääàåòñÿ êîððåêöèîííûì âîçäåéñòâèÿì. Àóòèçì ìîæíî â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñòåïåíè ñêîìïåíñèðîâàòü. Èíîãäà ìîæíî äîáèòüñÿ î÷åíü âûñîêîãî óðîâíÿ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, õîòÿ ëåãêèå, ÷àñòî íå âûõîäÿùèå çà ðàìêè õàðàêòåðîëîãè÷åñêèõ âàðèàíòîâ, àóòèñòè÷åñêèå ÷åðòû âñå-òàêè ñîõðàíÿþòñÿ.
Òùàòåëüíîå èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ïñèõèêè àóòè÷íûõ äåòåé ïðèâåëî ìíîãèõ çàðóáåæíûõ àâòîðîâ ê âûâîäó, ÷òî ïðè àóòèçìå ìûøëåíèå, âîñïðèÿòèå è ïñèõèêà â öåëîì îðãàíèçîâàíû ñîâñåì èíà÷å, ÷åì â íîðìå: âîñïðèÿòèå íîñèò â îñíîâíîì ñèìóëüòàííûé (îäíîâðåìåííûé) õàðàêòåð, äåòè íå óñâàèâàþò èëè óñâàèâàþò ñ áîëüøèì òðóäîì ñóêöåññèâíî îðãàíèçîâàííûå ïðîöåññû, ó íèõ îñîáûé õàðàêòåð ìûøëåíèÿ. Ýòè îñîáåííîñòè ïñèõèêè çàòðóäíÿþò, à â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ äåëàþò íåâîçìîæíîé àäàïòàöèþ ê îêðóæàþùåìó ìèðó, è, ïî ìíåíèþ ñòîðîííèêîâ ÒÅÀÑÑÍ-ïðîãðàììû, ñëåäóåò íàïðàâëÿòü óñèëèÿ íå íà àäàïòàöèþ ðåáåíêà ê ìèðó, à íà ñîçäàíèå ñîîòâåòñòâóþùèõ óñëîâèé äëÿ åãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Óñèëèÿ íàïðàâëÿþòñÿ íà ðàçâèòèå íåâåðáàëüíûõ ôîðì êîììóíèêàöèè, íà ôîðìèðîâàíèå ïðîñòûõ áûòîâûõ íàâûêîâ. Îáó÷åíèå ðå÷è ñ÷èòàåòñÿ öåëåñîîáðàçíûì òîëüêî ïðè IQ > 50 % è íå ðàñöåíèâàåòñÿ êàê îáÿçàòåëüíîå, òàê æå êàê è âîñïèòàíèå ó÷åáíûõ è ïðîôåññèîíàëüíûõ íàâûêîâ.  îñíîâå êîíêðåòíûõ ìåòîäèê ÷åòêîå ñòðóêòóðèðîâàíèå ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè, îïîðà íà âèçóàëèçàöèþ.
ÒÅÀÑÑÍ-ïðîãðàììà ïðàêòè÷åñêè íèêîãäà íå îáåñïå÷èâàåò äîñòàòî÷íî âûñîêîãî óðîâíÿ àäàïòàöèè ê ðåàëüíîé æèçíè, íî îíà ïîçâîëÿåò äîâîëüíî áûñòðî äîñòè÷ü ïîëîæèòåëüíûõ óñòîé÷èâûõ èçìåíåíèé â ðàáîòå äàæå ñ î÷åíü òÿæåëûìè ñëó÷àÿìè àóòèçìà. Öåëü äàííîé ïðîãðàììû äîáèòüñÿ âîçìîæíîñòè æèòü «íåçàâèñèìî è ñàìîñòîÿòåëüíî» äîñòèãàåòñÿ, íî òîëüêî â îñîáûõ, îãðàíè÷åííûõ èëè èñêóññòâåííî ñîçäàííûõ, óñëîâèÿõ.
Åñòåñòâåííî, âîçíèêàåò âîïðîñ: «Îòêóäà, ïî÷åìó, â ÷åì äåëî?» Ðîäèòåëåé ÷àùå âñåãî òðåâîæàò ñëåäóþùèå îñîáåííîñòè ïîâåäåíèÿ òàêèõ äåòåé: ñòðåìëåíèå óéòè îò îáùåíèÿ, îãðàíè÷åíèå êîíòàêòîâ äàæå ñ áëèçêèìè ëþäüìè, íåñïîñîáíîñòü èãðàòü ñ äðóãèìè äåòüìè, îòñóòñòâèå àêòèâíîãî, æèâîãî èíòåðåñà ê îêðóæàþùåìó ìèðó, ñòåðåîòèïíîñòü â ïîâåäåíèè, ñòðàõè, àãðåññèÿ, ñàìîàãðåññèÿ, íàðàñòàþùàÿ ñ âîçðàñòîì çàäåðæêà ðå÷åâîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, òðóäíîñòè â îáó÷åíèè. Õàðàêòåðíû ñëîæíîñòè â îñâîåíèè áûòîâûõ è ñîöèàëüíûõ íàâûêîâ.
Âìåñòå ñ òåì áëèçêèå, êàê ïðàâèëî, íå ñîìíåâàþòñÿ â òîì, ÷òî èõ âíèìàíèå, ëàñêà íóæíû ìàëûøó äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà îíè íå ìîãóò óñïîêîèòü è óòåøèòü åãî. Îíè íå ñ÷èòàþò, ÷òî èõ ðåáåíîê ýìîöèîíàëüíî õîëîäåí è íå ïðèâÿçàí ê íèì äàæå òîãäà, êîãäà îí äàðèò èì ìãíîâåíèÿ óäèâèòåëüíîãî âçàèìîïîíèìàíèÿ.
 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ðîäèòåëè íå ñ÷èòàþò ñâîèõ äåòåé è óìñòâåííî îòñòàëûìè. Ïðåêðàñíàÿ ïàìÿòü, ïðîÿâëÿåìûå â îòäåëüíûõ ñèòóàöèÿõ ëîâêîñòü è ñîîáðàçèòåëüíîñòü, âíåçàïíî ïðîèçíîñèìàÿ ñëîæíàÿ ôðàçà, íåçàóðÿäíûå ïîçíàíèÿ â îòäåëüíûõ îáëàñòÿõ, ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ìóçûêå, ñòèõàì, ïðèðîäíûì ÿâëåíèÿì, íàêîíåö ïðîñòî ñåðüåçíîå, óìíîå âûðàæåíèå ëèöà âñ¸ ýòî äàåò ðîäèòåëÿì íàäåæäó, ÷òî ðåáåíîê íà ñàìîì äåëå âñå ìîæåò, òîëüêî åìó íóæíî íåìíîãî ïîìî÷ü. Õîòÿ òàêîé ðåáåíîê äåéñòâèòåëüíî ìíîãîå ìîæåò ïîíÿòü ñàì, ïðèâëå÷ü åãî âíèìàíèå, íàó÷èòü áûâàåò êðàéíå òðóäíî. Êîãäà ìàëûøà îñòàâëÿþò â ïîêîå, îí äîâîëåí è ñïîêîåí, íî ÷àùå âñåãî íå âûïîëíÿåò îáðàùåííûå ê íåìó ïðîñüáû, íå îòêëèêàåòñÿ äàæå íà ñîáñòâåííîå èìÿ, åãî ñëîæíî âòÿíóòü â èãðó. È ÷åì áîëüøå åãî òîðìîøàò, ÷åì áîëüøå ñ íèì ñòàðàþòñÿ çàíèìàòüñÿ, ñíîâà è ñíîâà ïðîâåðÿÿ, äåéñòâèòåëüíî ëè îí ìîæåò ãîâîðèòü, èãðàòü, äåéñòâèòåëüíî ëè ñóùåñòâóåò åãî (âðåìÿ îò âðåìåíè ïðîÿâëÿåìàÿ) ñîîáðàçèòåëüíîñòü, òåì áîëüøå îí îòêàçûâàåòñÿ îò êîíòàêòà, òåì áîëåå îæåñòî÷åííûìè ñòàíîâÿòñÿ åãî ñòðàííûå ñòåðåîòèïíûå äåéñòâèÿ, ñàìîàãðåññèÿ. Ïî÷åìó æå âñå åãî ñïîñîáíîñòè ïðîÿâëÿþòñÿ òîëüêî ñëó÷àéíî? Ïî÷åìó îí íå õî÷åò ïîëüçîâàòüñÿ èìè â ðåàëüíîé æèçíè?  ÷åì è êàê åìó íàäî ïîìî÷ü, åñëè ðîäèòåëè íå ÷óâñòâóþò ñåáÿ ñïîñîáíûìè åãî óñïîêîèòü, óáåðå÷ü îò ñòðàõà, åñëè îí íå õî÷åò ïðèíèìàòü ëàñêó è ïîìîùü? ×òî äåëàòü, åñëè óñèëèÿ îðãàíèçîâàòü æèçíü ðåáåíêà, íàó÷èòü åãî îêàí÷èâàþòñÿ òåì, ÷òî òîëüêî ðàññòðàèâàþò îêðóæàþùèõ âçðîñëûõ è åãî ñàìîãî, ðàçðóøàÿ íåìíîãèå, óæå ñóùåñòâóþùèå, ôîðìû êîíòàêòà? Ñ ïîäîáíûìè âîïðîñàìè ñòàëêèâàþòñÿ ðîäèòåëè, âîñïèòàòåëè è ó÷èòåëÿ òàêèõ äåòåé.
Ñóùåñòâóþò ðàçíûå âçãëÿäû íà ïðîèñõîæäåíèå è ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà. Ñîâðåìåííàÿ íàóêà íå ìîæåò îäíîçíà÷íî îòâåòèòü íà ýòîò âîïðîñ. Ñóùåñòâóþò ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî àóòèçì ìîæåò áûòü âûçâàí èíôåêöèÿìè â ïåðèîä áåðåìåííîñòè, òÿæåëûìè èëè íåïðàâèëüíî ïðîâåäåííûìè ðîäàìè, ïðèâèâêàìè, ïñèõîòðàâìèðóþùèìè ñèòóàöèÿìè â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå è ò. ä. Èìåþòñÿ ñîòíè òûñÿ÷ ïðèìåðîâ, êîãäà â ñåìüÿõ ñ îáûêíîâåííûìè äåòüìè ðîæäàþòñÿ äåòè ñ àóòèçìîì. Áûâàåò è íàîáîðîò: âòîðîé ðåáåíîê â ñåìüå îêàçûâàåòñÿ îáûêíîâåííûì, â òî âðåìÿ êàê ó ïåðâîãî ÐÄÀ. Åñëè â ñåìüå ïåðâûé ðåáåíîê ñ àóòèçìîì, òî ðîäèòåëÿì ðåêîìåíäóþò ïðîéòè ãåíåòè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå è îïðåäåëèòü íàëè÷èå ôðàãèëüíîé (ëîìêîé) Õ-õðîìîñîìû. Åå íàëè÷èå ìíîãîêðàòíî óâåëè÷èâàåò âåðîÿòíîñòü ïîÿâëåíèÿ äåòåé ñ àóòèçìîì â äàííîé êîíêðåòíîé ñåìüå.
Êàê óæå áûëî îòìå÷åíî, ïðè÷èíû àóòèçìà íåäîñòàòî÷íî ÿñíû. Îáùåïðèçíàíà áîëüøàÿ ðîëü ãåíåòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ â ýòèîëîãèè ÐÄÀ, è ñåé÷àñ ïðàêòè÷åñêè âñå èçâåñòíûå èññëåäîâàòåëè áèîëîãè÷åñêèõ îñíîâ àóòèçìà ñîãëàñíû, ÷òî ïî êðàéíåé ìåðå áîëüøàÿ ÷àñòü ñëó÷àåâ ÐÄÀ íàñëåäñòâåííî îáóñëîâëåíà. Ìåõàíèçì íàñëåäîâàíèÿ íå ÿñåí, íî îí çàâåäîìî íå ìîíîãåííûé, ò. å. ðàçâèòèå ÐÄÀ çàâèñèò íå îò îäíîãî ãåíà, à îò ãðóïïû ãåíîâ. Íàèáîëåå âåðîÿòíûì ñ÷èòàåòñÿ òàê íàçûâàåìûé ìóëüòèôàêòîðèàëüíûé ìåõàíèçì. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ãåííûé êîìïëåêñ îáåñïå÷èâàåò ïåðåäà÷ó íå ñàìîé ïàòîëîãèè, à ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê åå ðàçâèòèþ è ðåàëèçóåòñÿ ëèøü ïðè íàëè÷èè íåñïåöèôè÷åñêîãî ìàíèôåñòíîãî (ïðîâîöèðóþùåãî) ôàêòîðà, êîòîðûé ìîæåò áûòü êàê ýêçîãåííûì (âíåøíèì òðàâìà, èíôåêöèÿ, èíòîêñèêàöèÿ, ïñèõîòðàâìà è ò. ä.), òàê è ýíäîãåííûì (âîçðàñòíîé êðèç, ?