Синдром несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня

ВикиЧтение

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
Семенович Анна Владимировна

§ 3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)

Данный синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий в детстве:

• несформированность реципрокной координации рук и накопление амбилатеральных черт в пробах на исследование латеральных предпочтений;

• обилие реверсий (зеркальности), как элементарных, так и системных: восприятие и анализ значительного по объему перцептивного поля справа налево. Это может обнаружить себя при рассматривании фигур предметного гнозиса, интерпретации сюжетных картин (особенно серийных), в чтении, при воспроизведении эталонов зрительной памяти и т. д.;

• отчетливая тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля и латеральные отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой (рисунок, копирование, проба «Коврики» и т. п.);

• несформированность фонематического слуха, что особенно ярко выражается на следах памяти и в письме; нестабильность номинативной функции речи;

• «краевые» эффекты при исследовании памяти: в первую очередь воспроизводятся первый и последний эталоны, иногда ребенок этим и ограничивается;

• использование различных стратегий решения интеллектуальных задач, что производит впечатление одновременного сосуществования двух систем мышления, поскольку в одном и том же эксперименте ребенок может использовать то одну из них, то другую.

Понятно, что перечисленное приводит ко множеству вторичных дефектов, необычность и мозаичность которых иногда внешне проявляются весьма ярким фасадом, подчас приводящим не просто к учебной дезадаптации, но и к неоправданным «диагнозам».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Масса тела. Вес

Масса тела. Вес
На первом году жизни и родителей, и врачей очень интересует прибавка в весе у малыша.Малая прибавка в весе на первом году жизни ребенка может являться важным симптомом многих заболеваний и патологических состояний, ведь он пока столь мало весит, что для его

Температура тела

Температура тела
Очень часто мам детишек до года беспокоит, что у их малыша холодные ручки или ножки либо, наоборот, что он слишком горячий. В этом случае маме стоит не полагаться на свои ощущения, а измерить ребенку температуру. Лучше всего это делать ректально. Для этого

Функциональная диспепсия

Функциональная диспепсия
У ребенка раннего возраста нередко наблюдаются расстройства пищеварения функционального характера, связанные с недостаточным количеством желудочного сока и ускоренным опорожнением желудка. Чаще всего в основе функциональной диспепсии лежат

Четыре уровня мастерства высококлассного импровизатора

Четыре уровня мастерства высококлассного импровизатора
Давайте представим себе выступление без подготовки в виде компьютерной игры, имеющей четыре уровня сложности, которые необходимо пройти по очереди, один за другим. Пройдя первые три уровня, вы становитесь

Температура тела

Температура тела
Нормальная температура тела – около 36,8 °C. Но у здорового ребенка она обычно колеблется в зависимости от времени дня (ниже – утром, выше – к вечеру) и от занятий малыша (после активной деятельности может подняться до 37 °C и выше). Поэтому температуру надо

§ 1. Функциональная несформированность лобных отделов мозга

§ 1. Функциональная несформированность лобных отделов мозга
Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему,

§ 2. Функциональная несформированность левой височной области

§ 2. Функциональная несформированность левой височной области
Отличительной чертой синдрома несформированности височных структура левого полушария являются изолированные трудности в звукоразличении и, как следствие, понимании речи, воспринимаемой на слух. Остальные

§ 4. Функциональная несформированность правого полушария

§ 4. Функциональная несформированность правого полушария
В первую очередь при функциональной несформированности правого полушария обнаруживают себя недостаточность пространственных представлений (метрических, структурно-топологических, координатных) и нарушения

§ 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга

§ 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга
Среди жалоб родителей детей с недостаточностью подкорковых образований прежде всего выступают эпитеты «ленивый», «невнимательный», «неуправляемый» и т. д. Дети этой группы отличаются

Читайте также:  Что принимать при синдроме мэлори вейса

§ 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга

§ 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга
Дисгенетический синдромДля этих детей характерно накопление дизэмбриогенетических стигм: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, различного рода дистонии, включающие как

Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ БАЗОВЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ (ОДНОВРЕМЕННЫХ И РЕЦИПРОКНЫХ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ БАЗОВЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ (ОДНОВРЕМЕННЫХ И РЕЦИПРОКНЫХ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и

Концепция уровня потребностей

Концепция уровня потребностей
Всем младенцам нужно, чтобы их брали на руки, кормили, гладили, а также оказывали им чуткую заботу всеми прочими способами, но некоторым нужно больше, чем остальным, и некоторые младенцы выражают свои потребности сильнее. Именно тогда, когда

Приложение 1 Как распознать образование мирового уровня

Приложение 1
Как распознать образование мирового уровня
Как и большинство репортеров, я предпочитаю не давать советов, а просто рассказываю истории людей, чтобы вы делали собственные выводы. Так лучше для всех.В большинстве стран большинство родителей могут выбирать

Источник

        В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны.  А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы?  И, наконец, как их развивать?

         Итак, известно, что у нашего мозга два полушария. Основными талантами правого полушария являются:

  • восприятие своего «телесного» я, различные ощущения (вплоть до интуиции) и схема тела;
  • пространственные представления;
  • способность воспринимать информацию целостно, вместе с носителем,
  • способность оценивать важность информации на основе ее эмоциональной окраски, комфортности для человека;
  • правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.

        Особыми талантами левого полушария являются:

  • упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,
  • речевые функции, здесь находятся центры речи;
  • логическая обработка информации и аналитическое мышление;
  • чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность (лобные левые доли).

         Да, таланты у полушарий разные, но любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. В случае если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной и учебной деятельности. 

        Остановимся на формировании межполушарных связей в процессе развития ребенка. Начинается данный процесс очень рано, еще во внутриутробном периоде закладывается нейробиологическая основа для их становления. Во время рождения запускаются механизмы, резко активирующие стволовые структуры мозга и, соответственно, межполушарные связи на данном и подкорковом уровнях.  Этот период от рождения и до 2-3 лет очень важен для формирования реципрокных и синергических взаимодействий рук и ног, а также согласованных движений и конвергенции глаз. На данном этапе ребенок активно нарабатывает базовый сенсомоторный репертуар, у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка.  Такие базовые взаимодействия ему очень пригодятся, когда он начнет писать, т.к. данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, возникает ситуация, когда ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное. А это уже большая вероятность появления дисграфии и дислексии. Да и само по себе отсутствие конвергенции глаза (сведение в одну точку) существенно затрудняет процесс обучения, ребенку приходится часто вертеться или наклонять голову, чтобы создать отчетливый зрительный образ. 

Читайте также:  Псевдобульбарный синдром и бульбарный отличия

        Далее, в период от 2-3-ех до примерно 7-8-ми лет происходит активизация межгиппокампальных коммисуральных систем. Данный комплекс начинает играть ведущую роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной, межмодальной когнитивной и эмоционально-мотивационной интеграции. Важнейшая функция межгиппокампальных связей – межполушарная стабилизация и организация мнестических процессов. Также в этот период формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи.      На данном этапе в случае несформированности межполушарных связей может наблюдаться такие явления как:

  • зеркальное написание букв и цифр,
  • псевдолеворукость или амбидекстрия вследствие несформированности доминантности полушарий мозга,
  • логопедические проблемы из-за несформированности доминантного по речи левого полушария, например, сложности формирования номинативной функции речи из-за отсутствия прочной связи между образом (правое полушарие) и словом (левое полушарие), а также задержка становления фонематического слуха, т.к. изначально речевое звукоразличение формируется из способности различать бытовые и неречевые звуки (правое полушарие),
  • агрессивные вспышки, признаки правосторонней эпиготовности или психосоматические проявления из-за сложностей вербализации аффекта, т.е. осмысления и переноса из правого в левые полушария сильных переживаний.

       И, наконец, завершающим в становлении межполушарных взаимодействий ребенка является этап приоритетного значения комплекса транскаллозальных связей (мозолистое тело), продолжающийся от 7 до 12-15 лет.  Нейрофизиологически это подкрепляется формированием «волны Уолтера» – центрального механизма произвольного внимания. Таким образом, мозолистое тело обеспечивает межполушарную организацию психических процессов на наиболее важном для социальной адаптации – регуляторном, социокультурно опосредованном уровне их протекания. На этом уровне межполушарные взаимодействия помогают ребенку не только выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой ясно определенные цели, но и контролировать их в соответствии с требованиями социума.  Таким образом, при несформированности межполушарных взаимодействий на уровне мозолистого тела можно наблюдать такие особенности поведения как:

  • сложности произвольной саморегуляции, расторможенность,
  • отсутствие учебной познавательной мотивации,
  • бедность интересов,
  • инфантильность, сложности формирования собственной активной позиции.

   Теперь может возникнуть вопрос: что служит причиной несформированности межполушарных связей у детей? Однозначно ответить на данный вопрос сложно, т.к. причин много и на каждом возрастном этапе они свои.  В любом случае можно отметить, что в сензитивный период  становления любой психической функции в случае какого либо неблагополучия в жизни ребенка может произойти задержка или искажение развития этой функции. Приведем основные факторы риска, которые могут привести к недостаточному формированию межполушарных связей:

  • болезни матери, прием антибиотиков, серьезные стрессовые ситуации во время беременности (особенно начиная с 3-его месяца),
  • родовые травмы, анестезия во время родовой деятельности, кесарево сечение,
  • общий наркоз в первые годы жизни,
  • болезни ребенка в первый год жизни,
  • длительные или сильные стрессовые ситуации,
  • отсутствие этапа (или непродолжительный этап) ползания по-пластунски и на четвереньках,

       Итак, на что стоит обратить внимание родителям?  Если ребенок мало ползал или ползал больше задом, боком; если длительное время (до школы) не формируется доминантная рука (чаще правая), ребенок зеркалит, у него нет конвергенции глаз или уже есть астигматизм, ребенок неловкий, часто падает или натыкается на углы и мебель, у него бывают вспышки агрессии, нет произвольного внимания к первому классу,  есть логопедические проблемы , например, несформированность фонематического слуха или ребенок никак не может запомнить названия предметов или чем отличается курица от петуха и т.д., с трудом запоминает стихи. Такие проблемы могут указывать на несформированность межполушарных взаимодействий. Сами по себе данные проблемы не уйдут, необходимо выполнять специальные упражнения для формирования связей между полушариями. Хотя, надо отметить, что маленькие дети часто сами себя корректируют, например, много ползая и двигаясь в дошкольном детстве. К сожалению, в настоящее время двигательное развитие детей ущербно в силу отсутствия длительного этапа свободной спонтанной игры. К примеру, многие сейчас не играют в классики, резинку, казаков разбойников, да и просто в мяч, отдавая больше времени гаджетам или разнообразным кружкам (что само по себе нормально). Поэтому сейчас, дополнительное развитие межполушарных взаимодействий просто необходимо.

Читайте также:  Синдром полости в легком при туберкулезе

     Что делать, если вы заметили подобные проблемы? Для начала, конечно, нужно обратиться к нейропсихологу для расширенной диагностики. Если все-таки проблема подтвердилась, нейропсихолог предложит коррекционную программу для формирования межполушарных взаимодействий.  В данном случае отлично себя зарекомендовала программа по Методу замещающего онтогенеза, разработанная А.В. Семенович.

      А что делать дома? Для формирования или развития межполушарных взаимодействий  можно рекомендовать следующие кинезиологические упражнения:

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Упражнение “Лезгинка”.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

 Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

 Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

Пальчиковые упражнения:

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Вот! – О’key!  Смена одной позиции на другую. («Вот!»  -Пальцы собраны в кулачок, большой палец поднят вверх.)

       Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Для старшего поколения подобные упражнения помогут улучшить память, мышление и общую работоспособность. Также будет очень полезным дополнить данные упражнения занятиями танцами, ушу, айкидо и другими восточными единоборствами. 

    Упражняйтесь и результат не заставит себя ждать!

Автор: 
Шишкина С.А.

Источник