Синдром эмоционального выгорания педагога диплом

Синдром эмоционального выгорания педагога диплом thumbnail

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция “чтения” служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

(ТГПУ)

Специальность: « Педагогика и психология » ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Исследование уровня профессионального выгорания педагогов» Томск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

1.1.ПОНЯТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) ВЫГОРАНИЯ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания.

1.1.2.Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания

1.2.ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

1.3.УЧИТЕЛЬ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1.МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.1. Результаты исследования и их анализ.

2.2.ВЫВОДЫ

2.3.МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВВЕДЕНИЕ В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». При этом очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого-педагогические и медицинские технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижающих риск формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, приобрела особую актуальность в конце XX -начале XXI века – века наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии.

Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Цель исследования – определить уровень профессионального выгорания педагогов.

Задачи исследования:

    Проанализировать литературу по данной теме; Выявить уровень профессионального выгорания педагогов; Сделать выводы.

Объект исследования – синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания у педагогов.

Гипотеза исследования :

    Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога; На формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов,

Источник

Синдром эмоционального выгорания педагога диплом

Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèääèïëîìíàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ01.12.2010
Ðàçìåð ôàéëà77,5 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÒÑÒÂÎ ÏÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÞ

ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ

ÂÛÑØÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

Òîìñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé óíèâåðñèòåò

(ÒÃÏÓ)

Ñïåöèàëüíîñòü: « Ïåäàãîãèêà è ïñèõîëîãèÿ »

ÂÛÏÓÑÊÍÀß ÊÂÀËÈÔÈÊÀÖÈÎÍÍÀß ÐÀÁÎÒÀ

«Èññëåäîâàíèå óðîâíÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ»

Òîìñê 2010

  • ÎÃËÀÂËÅÍÈÅ
  • ÂÂÅÄÅÍÈÅ
  • Ãëàâà 1. ÏÑÈÕÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÑÈÍÄÐÎÌÀ ÝÌÎÖÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÂÛÃÎÐÀÍÈß Â ÏÐÎÖÅÑÑÅ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÉ ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ ÏÅÄÀÃÎÃÀ
  • 1.1.ÏÎÍßÒÈÅ ÑÈÍÄÐÎÌÀ ÝÌÎÖÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ (ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ) ÂÛÃÎÐÀÍÈß. ÈÑÒÎÐÈß ÂÎÏÐÎÑÀ
  • 1.1.1.Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
  • 1.1.2.Ñòàäèè, ñëåäñòâèÿ è ñèìïòîìû ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
  • 1.2.ÒÐÅÁÎÂÀÍÈß ÏÐÎÔÅÑÑÈÈ Ê ËÈ×ÍÎÑÒÈ ÏÅÄÀÃÎÃÀ
  • 1.3.Ó×ÈÒÅËÜ Â ÍÀÏÐßÆÅÍÍÛÕ ÓÑËÎÂÈßÕ
  • Ãëàâà 2. ÝÊÑÏÅÐÈÌÅÍÒÀËÜÍÀß ×ÀÑÒÜ
  • 2.1.ÌÅÒÎÄÛ È ÌÅÒÎÄÈÊÈ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈß
  • 2.1.1. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ è èõ àíàëèç.
  • 2.2.ÂÛÂÎÄÛ
  • 2.3.ÌÅÒÎÄÛ ÏÐÎÔÈËÀÊÒÈÊÈ È ÊÎÐÐÅÊÖÈÈ ÝÌÎÖÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÂÛÃÎÐÀÍÈß ÏÅÄÀÃÎÃÎÂ
  • ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
  • ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

· Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàçâèâàåòñÿ â ïðîöåññå äëèòåëüíîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà;

· Íà ôîðìèðîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ îêàçûâàþò âëèÿíèå, êàê ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ïåäàãîãîâ, òàê è îðãàíèçàöèîííûå õàðàêòåðèñòèêè èõ äåÿòåëüíîñòè.

· Ñâîåâðåìåííàÿ ïðîôèëàêòèêà è êîððåêöèÿ ñíèæàåò íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ ÑÝÂ.

Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ áàçà èññëåäîâàíèÿ – â èññëåäîâàíèè ïðèíèìàëè ó÷àñòèå ó÷èòåëÿ ÌÎÓ ÑÎØ ¹43 ã.Òîìñêà.

Ìåòîäîëîãè÷åñêàÿ îñíîâà èññëåäîâàíèÿ:

 õîäå èññëåäîâàíèÿ èñïîëüçîâàëèñü íàó÷íûå òðóäû òàêèõ àâòîðîâ êàê: (ñì. â ñïèñêå ëèòåðàòóðû).

Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ:

· Ìåòîäèêà èññëåäîâàíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ (ïî Â.Â.Áîéêî);

· Ìíîãîôàêòîðíûé ëè÷íîñòíûé îïðîñíèê FPI ( Àâòîðû: È.Ôàðåíáåðã, Õ.Çàðã, Ð.Ãàìïåë: ìîäèôèöèðîâàííàÿ ôîðìà «Â»);

· Ìåòîä äèàãíîñòèêè ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé (àäàïòèðîâàííûé âàðèàíò èíòåðïåðñîíàëüíîé äèàãíîñòèêè Ò.Ëèðè).

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ôåíîìåí ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå ó÷èòåëÿ. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,7 K], äîáàâëåí 19.01.2013

  • Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ïðîáëåìû ôîðìèðîâàíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ â àñïåêòå ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ ïåäàãîãà. Àíàëèç âëèÿíèÿ ôàêòîðà óðàâíîâåøåííîñòè íåðâíûõ ïðîöåññîâ íà ðàçâèòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [644,7 K], äîáàâëåí 03.07.2011

  • Ñóòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ïðîôåññèîíàëüíûå òðåáîâàíèÿ ê ëè÷íîñòíûì êà÷åñòâàì ïåäàãîãà. Îïðåäåëåíèå âçàèìîñâÿçè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñ íåãàòèâíûìè êîììóíèêàòèâíûìè óñòàíîâêàìè è ñóáúåêòèâíûìè áîëåçíåííûìè îùóùåíèÿìè ó ïåäàãîãîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [523,0 K], äîáàâëåí 09.06.2011

  • Õàðàêòåðèñòèêà ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ â ïåäàãîãè÷åñêîé ïðîôåññèè. Ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ äàííîãî ôåíîìåíà. Ìåòîäèêà êîððåêöèîííî-ïðîôèëàêòè÷åñêîé ðàáîòû ïî ïðîôèëàêòèêå åãî ôîðìèðîâàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [191,9 K], äîáàâëåí 14.12.2013

  • Èçó÷åíèå ïîäõîäîâ ê îïðåäåëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ñïåöèôè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ ñòðåññà. Êëþ÷åâûå îñîáåííîñòè ïðîôåññèè ó÷èòåëÿ, ñâÿçàííûå ñ ðèñêîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñïîñîáû ïðîôèëàêòèêè è óñòðàíåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [899,6 K], äîáàâëåí 27.10.2014

  • Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå: ïîíÿòèå, ñèìïòîìû, ïðè÷èíû è ôàçû ðàçâèòèÿ, ïóòè ïðîôèëàêòèêè. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå âûÿâëåíèå ïðèçíàêîâ ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ó÷èòåëåé ðàçíîãî âîçðàñòà è ñòàæà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [375,7 K], äîáàâëåí 26.06.2013

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî “âûãîðàíèÿ” â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà, åãî îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è ñèìïòîìû. Óñëîâèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî “âûãîðàíèÿ”.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [36,3 K], äîáàâëåí 11.02.2011

  • Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [513,0 K], äîáàâëåí 04.10.2012

  • Ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ôåíîìåíà “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ”, îáîáùåíèå ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ åãî âîçíèêíîâåíèþ. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà. Ñïåöèôèêà ìåäèöèíñêîé ïðîôåññèè, êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [63,0 K], äîáàâëåí 03.06.2011

  • Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî õàðàêòåðèñòèêà è ñòàäèè. Èñòîðèÿ è ìîäåëè èçó÷åíèÿ “ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ”. Ïðîôåññèÿ è “âûãîðàíèå”. Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [113,3 K], äîáàâëåí 18.06.2009

Синдром эмоционального выгорания педагога диплом

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Характеристика синдрома эмоционального выгорания и его симптомов. Исследование особенностей профессиональной деятельности педагогов, работающих в детских домах. Анализ влияния детей группы риска на профессиональную деформацию педагогов, работающих с ними.

  • Сущность и понятие синдрома эмоционального выгорания. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Требования к профессии и личности педагога. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

    Читайте также:  Определение понятий симптом и синдром

    дипломная работа, добавлен 01.12.2010

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2013

  • Характеристика профессиональной деятельности педагогов. Проявления синдрома эмоционального выгорания в педагогической профессии. Подходы к изучению данного феномена. Методика коррекционно-профилактической работы по профилактике его формирования.

    дипломная работа, добавлен 14.12.2013

  • Анализ особенностей эмоционального выгорания и совладающего поведения педагогов дошкольного образовательного учреждения. Использование в профессиональной деятельности различных форм копинг-стратегии. Повышение эффективности трудовой деятельности.

    статья, добавлен 10.08.2017

  • Теоретический анализ проблемы формирования синдрома эмоционального выгорания в аспекте психофизиологических механизмов регуляции поведения педагога. Анализ влияния фактора уравновешенности нервных процессов на развитие синдрома эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 03.07.2011

  • Суть синдрома эмоционального выгорания. Профессиональные требования к личностным качествам педагога. Определение взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с негативными коммуникативными установками и субъективными болезненными ощущениями у педагогов.

    дипломная работа, добавлен 09.06.2011

  • Анализ теоретических аспектов синдрома эмоционального выгорания. Исследование степени выраженности, особенностей проявления данного синдрома у педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения до проведения профилактического тренинга и после.

    курсовая работа, добавлен 13.12.2014

  • Проявления индивидуальности педагога. Симптомы эмоционального выгорания современного учителя. Экспериментальное исследование влияния профессионального выгорания на индивидуальны стиль деятельности учителей-предметников. Рекомендации по его профилактике.

    дипломная работа, добавлен 29.06.2011

  • Специфика педагогической деятельности. Выделение стадий и факторов развития синдрома выгорания в профессии преподавателя. Экспериментальное исследование взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и интеллекта сельских и городских учителей.

    дипломная работа, добавлен 02.12.2010

  • Источник

    Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления

    Водынина Е. А. учитель начальных классов МБОУ СШ № 28 г. Архангельска

    В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

    К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания относят:

    1) высокую ответственность за своих подопечных;

    2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

    3) самоотверженную помощь;

    4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

    5) наличие ролевых конфликтов;

    6) работу с «трудными» детьми.

    Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе « коллеги», так и в системе «ребёнок».

    Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы учреждения.По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.

    Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

    Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

    • межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией, воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;

    • установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

    • поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;

    • психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

    Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников. Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.

    Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко)

    • Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

    • Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

    • Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

    • Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

    • Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

    • Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

    • Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

    • Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

    • Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

    Читайте также:  Синдром подводной лодки что это

    • Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

    • Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

    Упражнение «Имя – профессиональное качество».

    Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

    Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.

    Упражнение “Лестница”.

    Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

    Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

    – Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

    – Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

    – Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

    – Что мешает Вам находиться наверху?

    Коллаж «Привычки счастливого человека»

    Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.

    Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды, 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 2 команде предлагается написать, нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы.

    Упражнение «Ладошки»

    Цель: создание благоприятной обстановки в группе.

    Один из участников выставляет ладонь и дотрагивается ею до ладони соседа со словами «Я желаю тебе…». Называет соседа по имени и говорит ему приятное пожелание. Тот, кому сделали пожелание, благодарит и предает эстафету пожеланий следующему участнику, называя его по имени и дотрагиваясь до его ладони. Пожелания не должны повторяться.

    Упражнение-тест «Вкусный пончик»

    Цель: снятие эмоционального напряжения, экспресс-диагностика личностных особенностей.

    Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что в нем отсутствует повидло. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

    1.Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

    2.Говорите себе: «Бывают» – и съедаете пустой пончик.

    3.Съедаете что-то другое.

    4.Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

    Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

    Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума, суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время и в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

    Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете принимать решения и быстро (хотя не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

    Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

    Упражнение «Грецкий орех»

    Цель: осознание каждым участником своей индивидуальности, развитие тактильной чувствительности.

    Ведущий: Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Ведущий высыпает орехи на стол и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются на стол.

    Задача каждого участника – найти свой орех. Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, группа приступает к обсуждению.

    Интересно узнать, кто и как запоминал свой орешек, какой стратегией пользовался, чтобы потом найти свой орех.

    Ведущий: На первый взгляд, кажется, что все орехи похожи, но, если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что все они разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди все очень разные, запоминающиеся у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять. Орешки дарятся участникам на память.

    Упражнение «Я учусь у тебя»

    Цель: подержание положительно эмоционального настроя друг к другу.

    Ведущий: Уважаемые коллеги, приглашаю всех встать в круг, я буду бросать каждому из вас мяч со словами: «Я учусь у тебя…», при этом называю профессиональное или личностное качество человека, которое действительно мне нравится у этого человека. Задача принявшего мяч – подтвердить высказанную мысль: «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику. Например: «Оксана Сергеевна, я учусь у тебя терпению». Оксана Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».

    Упражнение «Уровень счастья»

    Цель: развитие умения вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимо наблюдателя по отношению к самому себе.

    Ведущий: Предлагаю вам составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир.

    После того, как педагоги выполнили задание, ведущий выясняет:

    – кто из педагогов нашел 10 вещей, за которые можно быть благодарным судьбе;

    – кто нашел 5!

    – кто не нашел ни одной!

    Ведущий: Хотелось бы напомнить вам историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Другой же сказал, что стакан наполовину полон, и он благодарен за это.

    Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те, «обманутые» люди, чьи чашки всегда наполовину пусты.

    «Призвание педагога»

    Цель: выявление профессионально-значимых качеств педагогов.

    Читайте также:  Синдром арнольда киари и эпилепсия

    Ведущий: Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, значит нам удалось совместить профессию и собственную личность. Предлагаю разделиться на группы и нарисовать «Герб профессии», отражающий как можно полнее свойства профессионала – педагога. Группы выполняют задание в течение 7–10 минут, затем группы представляют свои гербы.

    Упражнение «Профессия педагога»

    Цель: мотивировать педагогов к анализу и самоанализу своей деятельности.

    Ведущий: Коллеги, мы продолжаем работу в группах. Сейчас группы получают новое задание под названием «Профессия педагога». Каждая группа в течение 10 минут обдумывает свою презентацию профессии педагога, согласно предложенным пунктам:

    • педагогический девиз;

    • от чего мы испытываем удовольствие в работе и общении с детьми, и что нас раздражает;

    • что у нас хорошо получается, чему мы можем научить;

    • что получается с трудом, «без искорки»;

    • почему без нас детям плохо;

    • какие профессиональные деформации возможны у нас.

    Форма представления презентации любая. Можно просто зачитать ответ по этим пунктам, представить театрализацию, сложить стихи, разыграть пантомиму.

    «Положительная ладонь»

    Участники обводят свою руку на листе А4 и пишут в центре своё имя, затем передают его по кругу, и каждый пишет на полученном листе положительные качества хозяина листа. И так продолжается, пока листы не вернутся к владельцам. Лист с ладонью и положительными качествами участник сохраняет на память. Это серьёзный ресурсный материал, который может согревать человека в моменты грусти, когда понижается самооценка. В повседневной учебной жизни преподаватель не так часто слышит тёплые слова от учеников, а здесь каждый может высказать их в удобной форме, анонимно, и столько, сколько пожелает. Нередко дети пишут целые мини-письма с благодарностями. После чтения таких посланий желание преподавать и любовь к детям появляются сами собой.

    Рефлексия. Упражнение «Дерево настроения»

    Цель: выявление эмоционального состояния участников, степени их удовлетворенности результатами деятельности.

    Ведущий: Уважаемые коллеги, наше занятие подошло к концу. Давайте, оценим, насколько полезной была сегодняшняя встреча. Ведущий вывешивает изображение дерева без листьев. Участникам предлагается прикрепить к дереву по одному листку, цвет которого выбирается в соответствии с оценкой результатов деятельности:

    – зеленый – поработали отлично, результатом доволен;

    – желтый – в целом неплохо,

    – коричневый (голубой) – настроение неважное, результатов не вижу.

    После того, как все участники закрепили на дереве свои листочки, ведущий кратко фиксирует цветовое соотношение листьев в его кроне. По желанию участники могут кратко прокомментировать свои оценки.

    Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

    1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

    2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

    3.Откажитесь от пекфекционизма. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

    4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

    5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

    6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

    7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, “смывайте” их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

    8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

    9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

    10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

    11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

    12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

    13. Не забывайте хвалить себя!

    14. Улыбайтесь! Даже если не хочется .

    15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

    16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

    17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

    18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

    19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

    20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

    21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

    22. Посещайте выставки, театр, концерты.

    23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

    24. Музыка – это тоже психотерапия.

    25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, и нервное напряжение постепенно уменьшится.

    26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

    27. Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.

    28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

    29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью! Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир несовершенны.

    30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом! Помните: работа – всего лишь часть жизни!

    Источник